Юлия МАКСИМОВА,
г. Москва
Самостоятельная работа с помощью
технологических карт
Русский язык. 2 класс
Самостоятельная работа – это
целенаправленная, внутренне мотивированная
деятельность, структурированная обучающимися и
регулируемая ими по процессу и результату. У
учащихся должна быть прежде всего сформирована
система представлений о своих возможностях и
умениях их реализовывать.
Нужно уметь:
– понимать предложенные учителем цели;
– ставить цели самому;
– удерживать цели до реализации, не позволяя
вытеснять их другими, также представляющими
интерес;
– выделять условия, важные для реализации
цели;
– применительно к условиям выбирать средства
достижения цели;
– определять последовательность действий;
– уметь оценивать конечные и промежуточные
результаты своих действий, чтобы субъективная
оценка соответствовала объективной;
– уметь корректировать свои действия;
– иметь определенные коммуникационные
умения;
– иметь необходимые практические
сформированные навыки работы.
Исследования показали, что школьники в
большинстве своем не умеют организовывать
самостоятельную работу (45,5%), не умеют
распределять свое время (65,5%), ничего не планируют
предварительно (85%). Так при исследовании в
начальной школе «Личность» детям предлагались
для самостоятельной работы разные по степени
сложности самоорганизации задания. При оценке
результата в первую очередь рассматривался
уровень самостоятельности выполнения. Наиболее
высокие результаты отмечены при выполнении
самостоятельной работы, направленной на
воспроизведение образца (80%). Значительно ниже
были результаты, когда деятельность была
направлена на разрешение проблемной ситуации
(54%).
Отечественная и зарубежная педагогическая
практика установила, что высокий уровень
развития учебно-познавательной деятельности
ученика достигается лишь тогда, когда эта
деятельность становится предметом его
сознательности и воли, то есть основана на
самостоятельной постановке цели, умении выбрать
способы деятельности, согласовывать и
координировать свои действия и отношения с
другими, на самоконтроле. Апробированная в
начальной школе модульная технология
обеспечивает проблемный подход в обучении и
возможность выхода на творческий уровень
планомерно и осознанно. Положительная роль
модульного обучения связана с осознанием
перспективы обучения каждым учеником и
предоставлением доступной возможности усвоения
добытого по собственному желанию материала.
К навыкам самостоятельной познавательной
деятельности учащихся относятся следующие
умения:
– ставить цели самому;
– определять последовательность действий;
– оценивать конечные и промежуточные
результаты своих действий, чтобы субъективная
оценка соответствовала объективной;
– корректировать свои действия;
– определенные коммуникационные умения.
Овладение этими навыками позволяет перейти на
творческий уровень. На развитие каждого умения
направлена систематическая ежеурочная работа –
активное внедрение элементов модульной
технологии в 4-м классе и частично в 3-м.
Малыши, становящиеся школьниками, имеют
различный уровень развития произвольной и
мотивационной сферы. Нередко мотив, с которым
ребенок приходит в школу, не связан с содержанием
той деятельности, которую он должен выполнять в
школе, то есть мотив и содержание не
соответствуют друг другу. Подчас внешние
атрибуты учения для ребенка важнее осознанного
подхода к деятельности, а основным мотивационным
компонентом является родительское давление.
Преодоление такой ситуации – трудная, но
достижимая задача. Учебная деятельность,
организуемая первоначально взрослым, должна
превращаться в самостоятельную деятельность
ученика, в которой он сам формулирует учебную
задачу, ставит цель деятельности, производит
учебные действия и действия контроля, оценивает
результат, то есть учебная деятельность через
рефлексию на нее ребенка превращается в
самообучение.
Помощь в достижении поставленных целей учителю
могут оказать технологические карты, которые
дают ребенку возможность оценить дозированную
достижимую учебную задачу, принять ее и
сформулировать собственную конкретную цель на
определенный этап деятельности (см. образцы
технологических карт).
Для организации целеполагания используются
беседы с детьми по анализу действий или
результатов предыдущего этапа. При этом логика
вопросов строится так, чтобы вывод о значимости и
необходимости изучения данного материала дети
сделали сами, сами ставили перед собой учебную
задачу, собственную цель. Конечно, эта длительная
работа, непосильная для первоклассников,
постепенно, последовательно становится
доступной и привычной при систематической
тренировке в анализе собственных результатов и
их прогностической оценке. Для учеников-малышей,
привыкших от рождения к опеке взрослых и не
мыслящих себя вне этого контроля, умение ставить
перед собой собственную цель только начинает
формироваться. Необходимы словесные (в ходе
беседы) или пошаговые письменные инструкции (в
виде технологических или инструкционных карт –
для хорошо читающих детей).
В технологическую карту закладывается
возможность работы с алгоритмами, что само по
себе развивает речь при проговаривании всей
цепочки рассуждений. Технологическая карта
одновременно является элементом контроля,
позволяющим отследить порядок действий, их
содержание, напоминающим об аналитическом
сравнении цели и полученного результата
действий. Уровень организации детей возрастает
по мере систематического использования
технологических карт. По опыту работы можно
сказать, что второклассникам и третьеклассникам
технологическую карту лучше планировать на
один-два урока, при этом план работы должен быть
предельно и детально расписан, чтобы ребенок им
только руководствовался.
Постепенно для детей в технологической карте
оставляются пункты, которые необходимо
перестроить в логическом порядке или
самостоятельно спланировать, схематизировать.
Навык планирования учебных действий у каждого
ребенка формируется согласно его индивидуальным
особенностям: кому-то этому будет необходимо
учиться еще и в средней школе.
Технологическая карта по теме
«Ударение»
№ |
Цель |
План
работы |
Результат |
1 |
Объяснять,
что такое ударение |
Из
слов составь предложения.
На, замок, увидел, горе, я, красивый.
Висел, на, замок, большой, двери.
Сравни: зaмок – замoк.
Почему слова имеют разное значение?
Попробуй понаблюдать и объяснить,
чем слог ударный отличается от безударного.
Ударный слог произносится __ , а безударный – ___. |
Ударение
– это ____ |
2 |
Учить
ставить ударение в словах |
1.
Запиши слова, поставь в них ударение.
дорога, портфель, алфавит, ворота,
договор, звонит, начать, магазин, красивее, искра
Проверь себя.
2. Запиши 10 слов из словарика, поставь в них
ударение. |
Выпиши
слова,
произношение которых
надо запомнить |
3 |
Наблюдать
за ударными и безударными гласными в
однокоренных словах, сравнивать их |
1. На
сколько групп и по какому правилу можно
распределить эти слова?
двор, избегать, грибник, грибной,
дворик, беготня, грибница, дворняга, бегство,
грибовар, дворник, беглый, бегунок, подворье,
гриб, дворовый, грибок
2. Запиши слова в столбики. Раздели
слова на слоги. Поставь ударение в каждом слове.
Выдели в словах корни. Сравни, как произносится
ударный гласный звук и безударный гласный в
однокоренных словах. |
Гласный
звук, который
стоит под ударением,
называется ___ .
Гласный звук, на который не падает
ударение,
называется ___ .
Они различаются тем,
что ___ . |
4 |
Подвести
итоги |
1.
Продумай, что ты узнал(а)?
2. Повтори важные определения.
3. Расскажи их своему соседу.
4. Оцени свою устную активную работу. |
|
Примеры уроков с использованием
технологических карт
Тема. «Предлог как часть речи»
Цели. Формировать знания о предлоге как
части речи; учить выделять предлоги в речи;
использовать предлог в правильном значении.
Оборудование. Учебник «Русский язык. 2
класс» (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
«Справочное пособие по русскому языку. 1–2 кл.
(1–4)» (авт. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова).
ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
Данная технологическая карта может быть
рассчитана на один или два урока (в зависимости
от уровня подготовки и темпа работы класса).
____________ как часть речи.
Технологическая карта ученика________
класса_____
№ |
Этап,
цель |
Содержание |
Результат |
1 |
Определение
темы:
«Я буду...» |
Прочитай
текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки ___ холодном
воздухе.
Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду.
Весело ребятам ___ зимнее время ___ улице.
Определи части речи в тексте,
попробуй назвать тему урока |
Тема: |
2 |
Знакомство
с темой: «Я хочу узнать...» |
1. (к)морю,
(в)поле, (на)поле
побежал ___ класс
побежал ___ класса
2. Нарисуй маленький домик.
Поставь стрелки в разных направлениях.
Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.
Используй слова шел и дом.
3. Узнай дополнительно в справочном
пособии на с. 150. |
Предлог
– это ... .
Складывай предлоги в корзину. |
3 |
Подведение
итогов |
Проверь,
что узнал сам и что узнал твой сосед. |
+ или
– |
4 |
Использование
предлогов
в словосочетании |
1.
Используй предлоги из корзины.
Составляй словосочетания со словом стол.
Например: на – стоял на столе, ...
2. Отметь свое задание!
Выполни упражнения № 377, 381 (с. 151–153) из
справочного пособия. |
Проверь,
чтобы предлоги были записаны раздельно! |
5 |
Использование
предлогов
в предложении |
Составь
в группе историю о путешествии осеннего
листочка так, чтобы в ней было как можно больше
предлогов. |
Оцени
работу своей группы. |
6 |
Подведение
итогов |
Проверь,
что узнал сам и что узнал твой сосед. |
Оценка |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание
Учитель. Я предлагаю вам записать заглавную
и строчную буквы В, в.
III. Актуализация изученного материала
У. Скажите, а может ли буква быть словом?
Дети. Да.
– Нет.
– Смотря какая буква. Например, я –
слово.
У. Тогда, давайте проверим. Я предлагаю
вам найти в технологической карте пункт 1, текст в
средней колонке, и вставить недостающие слова.
Дети выполняют работу самостоятельно,
записывают в тетрадь текст и определяют тему
урока.
– Давайте посмотрим, какие слова вы вставили
и что получилось.
Д. Мы вставили слова в, на, по.
Это предлоги. Значит, тема урока – «Предлоги».
У. Впишите тему в технологическую карту.
№ |
Этап,
цель |
Содержание |
Результат |
1
|
Определение
темы:
«Я буду изучать предлоги». |
Прочитай
текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки в холодном
воздухе.
Катаются дети на коньках по гладкому
льду.
Весело ребятам в зимнее время на улице.
Определи части речи в тексте, попробуй
назвать тему урока. |
Тема:
«Предлог как часть речи». |
У. Я предлагаю вам подняться и встать около
парты, встать перед партой, присесть за с
партой и т.д.
Дети выполняют движения.
– Я использовала слова встать или присесть
со словом парта. Почему же вы меняли место и
положение?
Д. Вы говорили слова около, перед, за
и другие. Это были предлоги!
IV. Организация целеполагания
У. Переходим ко второму пункту
технологической карты. Я предлагаю подумать,
какие вопросы важны в этой теме, что нам нужно
узнать. Задание во втором столбике вам поможет.
Впишите вопросы в первый столбик.
2 |
Знакомство с
темой:
«Я хочу узнать: что такое предлог?
Какие у него особенности? Какие правила
связаны с предлогами?
Как писать предлог?» |
2. (к)морю,
(в)поле, (на)поле
побежал ___ класс
побежал ___ класса |
Предлог – это
... .
Складывай предлоги
в корзину. |
Учащиеся записывают свои вопросы или цели.
Учитель спрашивает учеников о поставленных
вопросах, систематизирует их и записывает на
доске.
– На этом уроке мы найдем ответы на
следующие вопросы:
- Что такое предлог?
- Какие у него особенности?
- Какие правила связаны с предлогами?
V. Изучение нового материала
У. Давайте за ответом обратимся к
технологической карте. Она поможет нам во всем
разобраться.
2 |
Знакомство с
темой:
«Я хочу узнать:
что такое предлог?
Какие у него особенности? Какие правила связаны с
предлогами?
Как писать предлог?» |
2. Нарисуй
маленький домик.
Поставь стрелки в разных
направлениях.
Запиши предлоги,
соответствующие стрелкам.
Используй слова шел и дом. |
Предлог – это
... .
Складывай предлоги в корзину. |
Дети выполняют работу в технологической
карте.
– Какие словосочетания получаются?
Д. Шел к дому, вошел в дом, вышел из-за
дома...
У. Что такое предлог?
Д. Предлог – это слово, которое
обозначает направление. Это часть речи. Это
слово, которое помогает связать слова между
собой, как слова шел и дом.
У. Давайте посмотрим, насколько верны
наши выводы.
Технологическая карта предлагает: «Узнай
дополнительно в справочном пособии на с. 150».
Д. Предлог – это часть речи. Это
самостоятельное слово. К нему нельзя поставить
вопросы, он не изменяется.
У. На какие из поставленных вопросов мы
нашли ответ?
Д. Мы узнали, что такое предлог, какие у
него особенности.
У. Впишите свои ответы в технологическую
карту.
Учащиеся заполняют строчки.
Знакомство с
темой:
«Я хочу узнать:
что такое предлог?
Какие у него особенности? Какие правила связаны с
предлогами?
Как писать предлог?» |
2. Нарисуй
маленький домик.
Поставь стрелки в разных
направлениях.
Запиши предлоги,
соответствующие стрелкам.
Используй слова шел и дом. |
Предлог – это
самостоятельное слово, часть речи, служит
для связи слов, указывает
направление.
Складывай предлоги в корзину. |
Учитель предлагает детям зачитать свои
варианты, корректирует записи.
У. А какое задание вас удивило?
Д. Как же складывать предлоги в корзину?
У. Мы пользуемся предлогами часто, на
уроке создадим свой банк предлогов. Это будет
наша помощница – корзина. Я предлагаю вам
нарисовать корзину в тетради и поместить в нее
знакомые нам предлоги.
Дети рисуют корзину и записывают на ней
предлоги. Затем выполняется взаимопроверка в
парах.
По к до над на за из-за под перед от
из-за в у без для
3 |
Подведение
итогов |
Проверь, что
узнал сам и что узнал твой сосед.
Взаимопроверка в парах |
«+» или «–» |
VI. Первичное закрепление материала
У. Какие вопросы остались без ответов?
Д. «Какие правила связаны с предлогами?
Как писать предлог?»
– Мы читали, что предлог – это отдельное слово,
пишется раздельно.
У. Да, верно. А мы уже попробовали сами это
сделать?
Д. Нет!
У. Тогда я предлагаю воспользоваться
нашей корзиной и на практике отработать умение
правильно писать предлоги со словами.
4 |
Использование
предлогов в словосочетании |
1. Используй
предлоги из корзины.
Составляй словосочетания со словом стол.
Например: на – стоял на столе, ...
2. Отметь свое задание!
Выполни упражнения № 377, 381 (с. 151–153) из
справочного пособия |
Проверь, чтобы
предлоги были записаны раздельно! |
Примечание. На данном этапе урока
технологическая карта может решить вопрос
дифференциации по уровню сложности задания.
В технологическую карту можно индивидуально
каждому вписать его путь приобретения опыта на
доступном практическом уровне.
Дети самостоятельно выполняют письменное
задание. Учитель консультирует и оказывает
дозированную помощь тем, кому это необходимо.
– Подчеркните предлоги в выполненной
работе, проверьте, чтобы они были написаны
раздельно.
В заданиях, которые вы выполняли, предлоги
встречались в словосочетаниях. А из чего состоит
наша речь?
Д. Речь состоит из предложений.
У. Значит, и нам пора перейти к изучению
предложений и текстов.
Включение предлога в текст и развитие речи
– необходимый элемент изучения темы, но на
представленном уроке класс со средним темпом
работы это сделать не успеет. Следовательно, по
нижеприведенному плану можно начать следующий
урок по теме с пунктов 5 и 6, а в домашнем задании
нацелить детей на подготовку к написанию
сочинения-этюда.
5 |
Использование
предлогов в предложении |
Составь в
группе историю о путешествии осеннего листочка
так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. |
Оцени работу
своей группы. |
Выполняя работу в группе, каждый ребенок
должен составить по одному предложению. У всей
группы должен получиться целый текст. Пример
текста, составленного в группе:
Ветер сорвал листок с ветки. Лист
понесло по воздуху. Он опустился на крышу. С крыши
его сдуло ветром. Листок упал в лужу. Теперь он,
как кораблик, плавает по воде. (6 предлогов.)
Во время представления работы группы класс
считает, сколько предлогов использовано.
Отмечаются самые удачные творческие решения.
VII. Итог урока
У. Какие вопросы стояли перед нами? Что мы
узнали?
Д. Мы узнали, что предлог – это слово.
– Узнали, что предлог пишется раздельно со
словами.
У. Что было интересно?
Д. Было интересно составлять банк
предлогов и использовать их с разными словами.
У. Это и будет вашим домашним заданием: с
любым словом, используя предлоги из корзины,
составить словосочетания и записать их в
тетради.
Урок можно закончить составлением синквейна:
ПРЕДЛОГ
маленький, служебный,
не изменяется, направляет, связывает,
пишется со словами раздельно,
ПОМОЩНИК
Продолжение следует
|