Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

Елена ШЕФЛЕР,
учитель школы № 6,
г. Белгород

Умножение на 7

Математика. 2 класс

Тема. «Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. Первое знакомство со звездами».

Цели. Закрепить знание таблиц умножения и деления на 7; познакомить с понятием «Солнечная система», дать понятие о звездах; познакомить с отличительными признаками Земли от других планет.

Учебные материалы. Учебники «Математика. 2 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева), «Окружающий мир. 2 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова); плакат с изображением планет Солнечной системы, иллюстрации созвездия Большой Медведицы, ракет; листочки с заданием, карточки со словами загадки, с пословицами; таблички со словами: врач, путешественник, астроном, поэт, с названиями планет; аудиозапись песни «Трава у дома».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке нам потребуется высокая работоспособность, так как мы сразу будем усваивать знания по двум предметам – математике и окружающему миру. Урок начнем с загадки.

Что это: белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают?

Дети. Звезды.

У. Сегодня мы познакомимся с далекими звездами, я расскажу вам о семье Солнца – Солнечной системе. И вместе с этими знаниями будем закреплять знания таблиц умножения и деления на 7, умение находить седьмую часть числа.

III. Знакомство с новым материалом

У. Вам, конечно, приходилось наблюдать за звездами на ночном небе. И наверняка вы пробовали посчитать звездочки, восхищаясь красотой светлой звездной ночи. С давних времен человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками. Почему?

Д. Потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли.

У. Запущенная с Земли ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Прочитаем о звездах в учебнике «Окружающий мир» на с. 83.

IV. Закрепление пройденного материала

У. Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды можно объединять в рисунки-созвездия. Им давали различные названия. Давайте мы с вами определим название одного из созвездий.

Ученики получают листочки с заданием:

5

3

8

7

9

0

6

             

– Каждое из чисел 5, 3, 8, 7, 9, 0, 6, записанных на листочках, умножьте на 7. Результаты вычислений запишите под числами, которые умножали. Соедините полученные результаты в порядке возрастания и получите изображение созвездия. Как называется полученное созвездие?

Д. Созвездие Большой Медведицы.

У. Не совсем так. Это часть созвездия Большой Медведицы – Ковш. Правда, похоже на ковшик? Но если провести воображаемые линии через все звезды, то можно получить фигуру медведицы.

Учитель демонстрирует изображение созвездия.

– Чтобы поближе познакомиться с известной нам всем звездой, выполним задание и узнаем, что это за звезда.

На доске представлена таблица:

7

21

56

70

35

42

28

49

               

Вразброс расположены карточки с числами и словами: 7 – морщится, 5 – посмотрят, 8 – любят, 3 – его, 6 – так, 1 – все, 10 – а, 4 – каждый.

– Найдите седьмую часть чисел, записанных в таблице. Выбрав соответствующие карточки с ответами, расположив их под числами, прочитайте загадку.

Ученики выходят к доске по вызову учителя, остальные контролируют правильность выполнения заданий сигнальными кругами. Затем читают хором получившуюся отгадку: Все его любят, а посмотрят – так каждый морщится.

– Что это?

Д. Солнце.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Солнце – самая близкая к нам звезда. Она обладает средней величиной и средней температурой по сравнению с другими звездами. Нам оно светит намного ярче других звезд. Солнце – глава большой Солнечной системы. Свое имя система получила в честь Солнца, которое сияет в самом ее центре. Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, образуют Солнечную систему. А далекие звезды, которые мы видим на ночном небе, не входят в Солнечную систему. Сколько поговорок бытует в народе о Солнце!

Учащиеся получают карточки: на одних – начало, на других – конец поговорок. Дети составляют, а затем читают поговорки целиком.

  • Солнце встает – так и день настает;

  • Солнце встало – всем принесло радость;

  • Солнце – как родная матушка:никогда не обидит.

– Каждый человек нам может рассказать что-то о Солнце. Послушайте, как о нем писал поэт Василий Жуковский.

Пятеро учеников по одному столбику читают отрывок из стихотворения:

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задернув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь.

Везде ж работа: на горах,
В долинах, рощах и лугах;
Того согрей; тем свету дай
И всех притом благословляй.
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой

И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.
Зерну скорлупку расколи
И молодую из земли
Былинку выведи на свет;
Пичужкам приготовь обед;
Тех приюти между ветвей,
А тех на гнездышке согрей.

И вишням дай румяный цвет,
Не позабудь горячий свет
Рассыпать на зеленый сад
И золотистый виноград
От зноя листьями прикрыть,
И колос зрелостью налить.

– Видите, как много работы у солнышка! А как красиво рассказал нам о нем поэт! Но о Солнце можно рассказать и по-другому. Послушайте.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Солнце. На груди у них таблички со словами: «Врач», «Путешественник», «Астроном».

Врач. Свет солнца, богатый ультрафиолетовыми лучами, имеет огромное значение для роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения работоспособности. Солнечные ванны способствуют закаливанию организма. Их лучше принимать в положении лежа, ногами к солнцу. Но нельзя перегреваться на солнце. Это может вызвать солнечный удар и ожог кожи. Никогда не смотри на солнце без темных очков: можно получить ожог глаз. Это плохо повлияет на зрение.

Путешественник. Нам, путешественникам, необходимо уметь ориентироваться. Издавна люди заметили, что в полдень солнце находится на юге, а полуденная тень указывает на север. Если в полдень встать лицом к полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Однако определить стороны горизонта по солнцу можно только днем и в ясную погоду.

У. А чем занимается астроном?

Выслушиваются предположения детей.

Астроном. Солнце – огромный раскаленный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком. Ученые считают, что солнце возникло около 5 миллиардов лет назад, когда огромное облако газов начало сжиматься и нагреваться. Температура Солнца на поверхности – приблизительно +6000 °С, а в глубине – во много раз больше. Раскаленное солнце излучает свет, то есть светит. Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет.

У. Спасибо, ребята, за интересные сообщения!
Вокруг Солнца движется наша планета Земля. Кроме Земли, вокруг Солнца движутся еще семь огромных шарообразных тел-планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Учитель называет и показывает планеты на плакате.

– Все эти планеты гораздо меньше Солнца. Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, светят отраженным светом.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Представим, что мы – ученые. Нам нужно выполнить расчеты для исследований на планетах.

Ученики выполняют дифференцированные задания № 271, 272 на с. 87 из учебника «Математика»:

№ 271. Составь и запиши равенства:

4 х 7 = 28
28 : 7 = 4

7 х 7 = 49
49 : 7 = 7

21 : 7 = 3
3 х 7 = 21

№ 272. Какое действие обратно:

1) умножению на 7?
2) делению на 7?
3) умножению на 6?
4) делению на 5?

Ученики приводят свои примеры, делая записи. Например, умножению на 7 обратно деление на 7:

5 х 7 = 35, 35 : 7 = 5 и т.д.

После выполнения проводится проверка.

– Пора нам и отдохнуть. Поиграем в игру «Космонавты».

На стенах прикреплены таблички с названиями планет и номерами: Меркурий – 2, Венера – 5, Марс – 6, Юпитер – 3, Сатурн – 8, Уран – 7, Нептун – 4, Земля – 1.
У каждого ученика на парте – ракета с одним из примеров: 14 : 7, 20 : 10, 12 : 6,30 : 6, 25 : 5, 15 : 3, 18 : 3, 24 : 4, 30 : 5, 12 : 4, 15 : 5, 9 : 3, 32 : 4, 16 : 2, 14 : 2, 28 : 4, 35 : 5, 8 : 2, 12 : 3, 20 : 5, 6: 6, 2 : 2, 1 : 1.
Решив пример, дети находят табличку с названием планеты, номер которой соответствует ответу на ракете, и встают возле выбранной таблички. Затем все, кто оказался в одной группе, проверяют правильность решения примеров в своей группе.

VII. Физкультминутка

У. Ждут нас быстрые ракеты (дети шагают на месте)
Для прогулок по планетам.
На какую захотим (приседают),
На такую полетим (встают, поднимают руки вверх)!

После того как сказано последнее слово, дети приступают к работе.

VIII. Обобщение по новой теме

Звучит аудиозапись песни «Трава у дома».

У. Пора возвращаться на Землю. Нет родней нашей планеты! Ребята, а чем отличается наша Земля от других планет?

Д. На Земле есть жизнь.

У. Почему существует жизнь на Земле?

Д. Она получает свет и тепло от Солнца.

У. Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?

Выслушиваются предположения детей.

– Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные. Прочитайте самостоятельно выводы в учебнике «Окружающий мир» на с. 85.

Дети читают текст.

– Благодаря теплу и свету на Земле растет множество плодов, нужных нам для жизни. Решим задачу № 270: Каждому из 6 ребят дали подарок, в котором было 7 яблок и 8 персиков. Сколько фруктов получили все ребята?
– Можем ли мы сразу узнать, сколько фруктов получили все ребята?

Д. Нет. Сначала узнаем, сколько яблок получили все дети, затем узнаем, сколько персиков получили все дети. Тогда мы сможем узнать, сколько фруктов получили все дети.

После составления плана решения дети делают записи в тетрадях. Ученик, работающий у доски, объясняет решение.

Решение:

1) 6 х 7 = 42
2) 6 х 8 = 48
3) 42 + 48 = 90

Ответ: 90 фруктов.

У. А можно ли было по-другому решить эту задачу?

Д. Можно. Сначала нужно узнать, сколько всего фруктов получил каждый ребенок (7 + 8 = 15). Затем узнаем, сколько фруктов получили все ребята (15 ? 6 = 90).

Результат во втором действии вычисляется с помощью калькулятора.

У. Сравните ответы.

IХ. Итог урока

У. Закончить наш урок я хочу маленьким стихотворением:

Давно нас ожидают холодные планеты,
Далекие планеты, безмолвные поля.
Но ни одна планета не ждет нас так, как эта
Планета дорогая по имени Земля.

Давайте будем любить и беречь нашу планету!

Х. Домашнее задание

По окружающему миру – пересказ текста на с. 83–85; по математике – задание № 273 на с. 87.

Литература

Степанов Е.Н., Александрова М.A. Классные дела в начальной школе: методические разработки воспитательных дел в классе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1983.

Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учебник для 3–4 классов средней школы. – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 1988.

Крейг А., Росни К. Энциклопедия «Наука»: Пер. с англ. А.М. Голова. – М.: Росмэн, 1994.

Жуковский В.А. Стихи и сказки: Изд. 2-е. – М.: Детская литература, 1977.