Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

Анна ЛИТЯГИНА,
учитель школы № 1995,
г. Москва

Здравствуй, школа!

Первый урок. 1 класс

1 сентября прозвенит школьный звонок, и наши милые первоклашки сядут за свои первые школьные парты. Каким будет этот день? Что запомнится маленьким школьникам?
В предложенном сценарии первого урока в 1-м классе за 30 минут дети узнают как надо приветствовать учителя, почему класс должен быть дружным, чему учились мальчики в Древней Греции.

Тема. «Здравствуй, школа!»

Цели. Познакомить детей с учителем, одноклассниками, школьным зданием, правилами поведения в школе; познакомить первоклассников с историей школы в Древней Греции и России; воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважение к людям.

Учебные материалы. Сухие веточки; глобус; две гири, гантели; портрет Петра Первого, репродукция «Школа в Древней Руси»; карандаши, фломастеры; альбомные листы; магнитофон, диск с инструментальной музыкой.

ХОД УРОКА

I. Приветствие «Учимся здороваться»

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами научимся правильно начинать наши школьные дни, а именно – здороваться. Золотое школьное правило № 1: здороваемся молча, кивком головы.

Учитель показывает.

– Давайте попробуем. Здравствуйте! (Дети стоя, молча кивают.) Молодцы! Садитесь! Как вы думаете, почему здороваться нужно молча?

Дети. Чтобы не было шума, чтобы соблюдать тишину в школе.

У. Верно. А теперь нам пора познакомиться!

II. Знакомство

Все встают в большой круг, держась за руки. Учитель называет свое имя, каждый из детей называет свое, повторив сначала предыдущие имена. Учитель замыкает круг.

У. Посмотрите, сколько нас, таких замечательных и симпатичных людей! Каждый из нас прекрасен и неповторим. В мире нет людей, полностью на нас похожих, как нет цветов, полностью похожих друг на друга, нет деревьев, одинаковых во всем, даже двух одинаковых веточек на дереве нет.

Учитель показывает две веточки.

– Посмотрите, одинаковы ли они?

Д. Нет, неодинаковые.

У. Да, у каждой веточки свои особенности. Но смотрите, как легко ломается одна веточка – почти без усилий.

Один ребенок ломает веточку.

– Точно так же легко «сломать», обидеть человека, когда он один. А что, если попробовать сломать сразу несколько веток?

Ребенок пробует сделать это.

– Так же ли это легко?

Д. Нет!

У. Так же нельзя «сломать» людей, если они всегда держатся вместе, если они друзья и всегда и во всем помогают друг другу. Запомните это!
Теперь, ребята, мы с вами будем встречаться каждый день, проводить вместе много времени, будем вместе работать и отдыхать. Поэтому мы должны так подружиться, чтобы нас нельзя было «сломать», как эту связку веток. Согласны?

Д. Да! Согласны!

У. Мы БУДЕМ дружить?

Д. Да! Будем!

У. Мы БУДЕМ уважать друг друга?

Д. Будем!

У. Мы БУДЕМ помогать друг другу?

Д. Будем!

У. Мы БУДЕМ доверять друг другу?

Д. Да!

У. Мы БУДЕМ любить друг друга?

Д. Да!

У. Мы БУДЕМ одной командой?

Д. Да!

У. Тогда давайте ваши руки. Мы соединим их в общем рукопожатии, как мушкетеры.

На правую руку учителя все дети кладут сверху свою правую руку.

– Чувствуете тепло?

Д. Да!

У. Силу?

Д. Да!

У. Один за всех...

Д. И все за одного!

У. Теперь мы одна команда, и мы будем помогать друг другу во всем, в том числе и в нашем главном школьном деле. А какое у нас главное школьное дело?

Д. Учиться!!!

У. А теперь садитесь на свои места, и мы с вами начнем учиться. Хотите?

Д. Да!

III. Беседа «Как учились много лет назад?»

У. Послушайте золотое школьное правило № 2: хочешь сказать – подними руку и жди, когда учитель даст тебе слово.
Правило № 3: никогда не перебивай говорящего, дослушай речь до конца.

Как вы думаете, зачем нужны такие правила?

Дети отвечают.

– Итак, вернемся к разговору, начатому нами «в кругу»: о главном школьном деле. В школе нужно учиться. А что это значит? Как это?

Дети отвечают.

У. Кто из вас хочет учиться?

Д. Я!!!

У. Знаете ли вы, как учились дети много-много лет назад?

Д. Нет.

У. Хотите узнать?

Д. Да!

Учитель берет в руки глобус.

– Что это такое?

Д. Земля!

– Глобус!

У. Представьте себе, что мы сидим в машине времени. Нам предстоит совершить на ней полет вокруг Земли на много-много лет назад в прошлое. Нужно сделать несколько кругов.

Учитель ставит глобус в центре класса, раскручивает его. Все дети встают и «летят» за учителем вокруг среднего ряда парт против часовой стрелки.

– Прилетели! Приземляемся!

Дети садятся на места.

У. Ребята, золотое правило № 4: соблюдай тишину!
Мы очутились в Греции.

Учитель показывает страну на глобусе, пишет ее название на доске. Затем учитель демонстрирует иллюстрации с видами памятников Древней Греции.

– Самая первая школа в мире появилась именно в Греции. Как вы думаете, кто ходил в эту школу?

Дети отвечают.

– В школу ходили только мальчики из богатых семей. Чему они учились?

Выслушиваются предположения детей.

– Учились мальчики боевому искусству: бою врукопашную, на мечах, стрельбе из лука, метанию копья, верховой езде, занимались гимнастикой.
Зачем это было нужно? Кем собирались стать эти мальчики?

Д. Наверное, воинами.

У. Легко ли им было учиться?

Д. Нет, нелегко.

У. Рассказывают, что в греческом городе Спарте (пишет название на доске) слабых и больных младенцев сбрасывали в пропасть, а оставшихся здоровых и сильных мальчиков заставляли спать на улице, на голых камнях. Почему?

Дети отвечают.

У. С тех пор пошло выражение «спартанское воспитание». Что оно означает, как вы думаете?

Дети отвечают.

– А теперь испытания для мальчиков!

Мальчики пробуют: поднять гирю, гантели; побороться на руках сидя – армрестлинг; потом стоя и держа руки за спиной пытаются вытолкнуть соперника из круга.
Всем «атлетам» и «борцам» – бурные аплодисменты! Соперники обязательно пожимают друг другу руки.

– Спасибо, мальчики! Вы настоящие силачи! A что же оставалось делать девочкам? Кем надо было стать им, если они не могли быть воинами, потому что не такие сильные и смелые, как мальчики?

Д. Наверное, домохозяйками.

У. Чему учили девочек? Или они весь день сидели без дела и только в куклы играли?

Д. Готовить, шить, убирать дом.

У. Да, девочек учили шить, вышивать, вязать, готовить, музицировать (играть на музыкальных инструментах). Зачем?

Д. Чтобы они были хорошими хозяйками.

У. Верно. Но обучали девочек дома, школы для них были придуманы позже. Мы об этом еще поговорим. А теперь нам нужно снова сесть в «машину времени» и вернуться на несколько кругов назад.

Учитель раскручивает глобус, и все «летят» вокруг среднего ряда парт по часовой стрелке.

– Прилетели! Приземляемся!

Дети садятся на места.

– Мы очутились в России, в городе Санкт-Петербурге.

Учитель пишет на доске названия.

– Самой главной школой для девочек в России стал Институт благородных девиц.

Учитель показывает фотографию здания.

– Там девушек учили не только шить и вышивать, но и принимать гостей, петь, танцевать, рисовать, писать стихи и даже делать реверанс! Зачем? (Дети отвечают.)

У. Начинаем испытания для девочек!

Девочки пробуют сделать реверанс, спеть, прочитать стихи и т.д.

– Умницы, девочки! Спасибо вам! Но, конечно, и мальчиков, и девочек обязательно учили читать, писать и считать.

На доске – портрет Петра Первого.

– Чей это портрет? Кто этот человек?

Д. Это Петр Первый.

У. Как вы думаете, каким он был?

Дети отвечают.

– Мальчики, кто из вас играет в солдатиков?

Д. Я!

У. Как вы играете?

Дети показывают.

– Вот и Петр Первый тоже играл в солдатиков, несмотря на то что был царем. Только солдатики эти были живые.
Будучи ребенком, Петр Первый собрал «потешное войско», взял старые пушки, ружья и разыгрывал со своими солдатами настоящие сражения. Эти игры потом помогли Петру Первому одержать великие победы! Со временем Петр понял, что люди могут не только сражаться. И стал Петр сам учиться разным наукам, а еще приказал открыть на Руси школы для всех детей: и бедных, и богатых.
В этих школах и стали учить русских ребят грамоте. Мало того, царь Петр запретил неграмотным мужчинам жениться и отправлял их в солдаты. А служили тогда в армии 25 лет.
Но даже тогда школа не была такой, как сейчас. Посмотрите на эту картину.

На доске – репродукция картины «Школа в Древней Руси». Дети рассматривают ее.

– Вся школа умещается в одной комнате. Посредине стоит длинный стол, а около него – лавки. Ученики одеты в длинные, до пят, рубахи, на ногах лапти. Все снимают шапки и садятся на свое место за столом. Первый урок – азбука. Второй – богословие. Третий – арифметика. Непослушных или не выучивших урока детей в те времена били розгами или ставили в угол на колени на рассыпанные горох или крупу. Ох, как больно! Конечно, теперь в школах так никого не наказывают.
А какая школа сейчас? Посмотрите на наш класс. Нравится он вам?

Д. Да, нравится. Класс очень просторный и красивый.

У. Давайте совершим путешествие по школе и посмотрим на библиотеку, спортивный зал, актовый зал, столовую. Но только помните золотое правило № 5по школе идти спокойно, тихо. Как вы думаете, почему?

Д. Чтобы никому не мешать – в школе идут уроки.

У. Идемте!

IV. Итог урока

У. Понравилась ли вам школа?

Д. Да! Очень понравилась!

У. Хотите в ней учиться?

Д. Хотим!

У. Я уверена, что вы уже многое знаете и умеете, и хотела бы знать, что именно. Достаньте, пожалуйста, карандаши или фломастеры. На ваших столах лежат альбомные листы. Напишите цифры, буквы и слова, которые вы знаете и умеете писать. С другой стороны листа нарисуйте все, что хотите.

Дети пишут и рисуют под музыку.

– Ваш первый школьный день заканчивается. Чему же вы научились и что узнали сегодня?

Д. Мы узнали золотые школьные правила. Научились здороваться, ходить тихо по школе, поднимать руку, когда хочешь сказать что-то. Узнали, как раньше учились девочки и мальчики. Мы познакомились.

У. Понравился ли вам первый день в школе?

Д. Понравился!

У. Завтра придете?

Д. Обязательно!