Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2008

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

 

Вопрос психологу

Год назад редакция попросила читателей в одной из анкет задать свой вопрос психологу, описав какую-либо проблемную ситуацию в классе. Теперь в газете открыта постоянная рубрика «Вопрос психологу». В ней поставленная проблема рассмотривается с разных точек зрения: родителя, педагога и психолога.

СИТУАЦИЯ. В классе есть несколько детей из неблагополучных семей. Остальные не хотят с ними общаться, сидеть за одной партой, играть, так как они грязные и оборванные. Как повысить авторитет этих ребят?

Психолог. Учителю начальных классов необходимо настроиться на то, что дети из неблагополучных семей требуют повышенного внимания и заботы. Чаще всего такие дети оказываются социально и педагогически запущенными. Обычно у запущенных детей не сформирована мотивация учения, и они попадают в разряд неуспевающих учеников. Дети, которые испытывают трудности в учебе, имеют и самый низкий статус в классе, чувствуют недоброжелательное отношение одноклассников. Низкая самооценка, неуверенность в себе, страх перед неудачей сковывают активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается в основном с негативными эмоциями. Авторитет учителя для младших школьников достаточно высок, поэтому прежде всего желательно изменить собственное отношение к этим детям и влиять на отношение к ним одноклассников и родителей. Желательно предоставлять таким детям возможность бывать в различных выигрышных для них ролях, позициях и условиях, поощрять успехи, пусть даже и незначительные. Изменение отношения к запущенным детям, проявление истинной заинтересованности к их школьным делам со стороны окружающих будут способствовать преобладанию положительных эмоций, что, в свою очередь, скажется на самоуважении, вере в собственные силы. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки.

Педагог. К этим детям нужно проявить сострадание и терпение!
Я бы предложила учителю остаться с такими детьми наедине после уроков, чтобы никто не видел, и вместе постирать хорошим мылом грязные носочки или футболку. Важно научить их самих за собой ухаживать, показать ребенку: это же так приятно, красиво, как пахнет чистая одежда, и как неприятно – грязная. Сейчас, как правило, в каждом классе есть общественная касса – денежный фонд. На эти деньги, если родительский комитет не возражает, можно купить новые носочки для необеспеченных детей.
Если дети не идут на контакт, можно провести несколько таких занятий со всем классом на уроках труда: постирать тряпочки для доски, салфетки, носовые платочки.
Очень важно понять, что только тогда, когда ребенком пройдены элементарные бытовые навыки, можно прививать навыки обучения!

Мама ученика. Все зависит от позиции учителя. Для детей 7–10 лет он еще авторитет. У ребенка из неблагополучной семьи, как правило, заниженная самооценка. Помогите ему повысить ее, помните, что все окружающие делают только обратное...
Должно быть что-то, что он делает лучше других: играет в футбол, рисует, моет пол, наконец. Проведите в классе конкурс чистых рук, аккуратной одежды, чистого носового платка. Похвалите именно этого ребенка, даже если его платок будет не самым чистым. Можно провести конкурс-соревнование «Мойдодыр» среди мальчиков и «Белоснежка» среди девочек.

СИТУАЦИЯ. У меня 4 класс. С первого дня он разделен на две группы – девочки и мальчики. Игры, совместные занятия не помогают. Не знаю, что делать. Учитель-классный руководитель мужчина.

Психолог. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. Это объясняется наличием возрастных психологических особенностей мальчиков и девочек. Более быстрое развитие правого полушария вызывает у мальчиков развитие сферы отрицательных эмоций, повышенную агрессивность в поведении. Преимущественное развитие левого полушария у девочек обусловливает то, что они лучше осознают свое поведение, легче им управляют, осмысливают нравственные поступки в различных проявлениях. Они чаще открыто и непосредственно радуются, у них более развита сфера положительных эмоций. Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные, чем у девочек, отношения с окружающими их людьми как в школе, так и дома. Мальчики позднее начинают ориентироваться в сфере человеческих отношений. Как в младшем школьном возрасте, так и в младшем подростковом для мальчиков более важным является конкретное содержание деятельности, а не те человеческие отношения, которые возникают и развиваются в ходе этой деятельности. Девочки легче ориентируются в нравственной сфере, разбираются в тонкостях человеческих отношений. Они рано начинают ими интересоваться, пытаются разобраться в них самостоятельно. Они раньше начинают понимать чувства и переживания другого человека, ориентируются в тонкостях отношений окружающих. Имеющаяся самооценка также сказывается на взаимоотношениях ребенка со сверстниками. У мальчиков она чрезвычайно редко бывает адекватной. Часто встречается и колеблющаяся нестабильная самооценка: любая удача вызывает всплеск веры в себя, граничащей с потерей критичности к себе; любая неудача резко понижает самооценку, вызывает приступ неверия в собственные силы. Но на этом фоне для мальчиков характерно, что чем выше их самооценка, тем выше они склонны оценивать других людей, прощать им их недостатки, и наоборот, чем ниже самооценка мальчика, тем хуже он думает об окружающих его людях, болезненно переживает свое положение. Основой для формирования самооценки девочки, для построения ее взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстницами в классном коллективе, является оценка ее другими людьми, прежде всего учителем и родителями. В связи с тем что девочки обладают повышенной критичностью как к себе, так и к окружающим, их самооценка часто бывает заниженной. Но интересен и тот факт, что уровень самооценки девочек почти не влияет на характер оценок ими другого человека. Низко оценивая самих себя, они не склонны так же оценивать окружающих. Хотя именно в оценках сверстников как своего, так и противоположного пола девочки способны подметить больше отрицательных качеств, что можно объяснить за счет большей критичности девочек к другим и к себе. Разумеется, это не способствует эмоционально-доверительному контакту мальчиков и девочек. Сплочению класса в этом возрасте могут помочь внутришкольные игры, конкурсы и соревнования, когда класс выступает единой командой в борьбе за призовое место. Завоеванная победа автоматически улучшает взаимоотношения внутри класса. Поражение должно быть тактично и безоценочно разобрано классным руководителем вместе с учащимися с целью нахождения внутренних резервов и воодушевления класса на новые «подвиги».

Педагог. Я думаю, что учитель немного утрирует ситуацию. Всегда в классе есть одна-две девочки, которые любят играть с мальчиками, и всегда найдется мальчик, который предпочитает общество девочек. Нужно присмотреться к этим детям и понять, на какой почве выстраиваются их отношения, во что они играют. Эти наблюдения помогут учителю организовать совместные занятия мальчиков и девочек класса.

Мама ученика. Я не вижу причин для беспокойства учителя. Кто сказал, что мальчики и девочки, попав в один класс, должны стать единым целым? Думаю, ситуация нормальна, если нет явных конфликтов и противостояния. Учителю не следует забывать, что все-таки, ученики начальной школы – это еще совсем маленькие дети. Став старше, мальчики и девочки неминуемо начнут испытывать взаимный интерес – вот тогда и возникнет необходимость решать эти проблемы.

СИТУАЦИЯ. Резко обозначилась тема взаимоотношений между мальчиками и девочками. Как быть учителю в конфликтных ситуациях? Как говорить с родителями?

Психолог. В этом возрасте дружба детей длится очень непродолжительное время. Бывает, что к 9 годам, а иногда и раньше у некоторых детей развивается довольно-таки крепкая дружба с представителями противоположного пола своего возраста. В разговоре с родителями необходимо настроить их на спокойное восприятие случившегося. Для них должно быть важно то, что у их ребенка появилась возможность вести себя непринужденно с противоположным полом и познать свои чувства. Чем больше дети станут общаться с представителями противоположного пола и находиться в разумных дружеских отношениях, тем будет лучше для их сексуального настроя в последующие годы. Люди, испытывающие застенчивость в общении с представителями противоположного пола, почти совсем не контактировали с ними в детстве и рискуют избегать их всегда. Лучше всего отношения в таком возрасте воспринимать так же, как дружбу между друзьями одного пола. Хорошо, если у родителя с ребенком существуют доверительные отношения. С самого начала необходимо приучить ребенка сообщать о месте, где они встречаются. Если детям интересно вместе проводить время – очень хорошо, но если их отношения идут во вред учебе или другим делам, необходимо ограничить время их встреч. В любом случае детские привязанности являются ценным опытом, подготовительным этапом к более постоянным связям в будущем.

Педагог. Действительно, мы всегда говорим мальчикам: «Девочек обижать нельзя!» Но очень часто сами девочки ведут себя возмутительно: капризничают, ябедничают, унижают мальчиков. Поэтому важно в первую очередь объяснить девочкам, что они будущие мамы, хранительницы домашнего очага. И так было всегда во всех культурах.
Самое главное, что девочки – это будущие матери, а мальчики – созидатели, защитники, ответственные за свою семью, страну.
Своим дочерям, у которых три младших брата и которые, конечно, время от времени их «достают», я всегда говорю: «Хотите вы этого или не хотите, но вам придется быть миротворцами. Мир на земле все-таки сохраняют женщины. И сегодня у вас есть шанс обрести этот опыт в своей жизни. Что нам важнее – мир или война? Когда на земле мир, посмотрите, сколько мы всего успеваем сделать хорошего, построить, а война – это горе и разрушения. Давайте решать, что нам важнее!»
Очень важно давать девочкам и мальчикам правильную перспективу.
К сожалению, сегодня в детских мультфильмах девочка – это не будущая мама, а, скорее, супервумен или красавица Барби, а мальчик – супервоин-разрушитель. И педагогу очень важно найти хорошую литературу для внеклассного чтения. Я, например, читаю своим детям «Калевалу», в которой отражены классические образы мужчин и женщин.

Мама ученика. В каждом конкретном конфликтном случае нужно действовать индивидуально – общими фразами и расплывчатыми советами тут не поможешь. Но общие закономерности все-таки есть. Мир вокруг наших детей стал гораздо более агрессивным, чем 10–15 лет назад. Достаточно включить телевизор, чтобы убедиться в этом. Дети впитывают эту агрессию из окружающего мира, а в школе она выплескивается в виде конфликтов. Я думаю, что в этом случае лучший помощник – спорт. У ребенка, трижды обежавшего вокруг стадиона, вряд ли останутся силы на конфликты.

На вопросы отвечали
педагог-психолог школы № 1106
Галина СЕМЕНОВА,
педагог-художник студии «Семицветик»
Светлана АШИКОВА
и мама ученика Наталья СЕРГЕЕВА

У вас возникли психологические проблемы в классе? Задайте свой вопрос психологу. Наш адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, дом 24, редакция газеты «Начальная школа». ВОПРОС ПСИХОЛОГУ. А если вы обладаете положительным опытом решения конфликтных ситуаций – поделитесь им с нашими читателями. Несомненно, каждый рассматриваемый случай требует индивидуального подхода, поэтому рекомендации могут носить достаточно общий характер.