Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2008

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Татьяна ЛИСИЦИНА,
учитель Образовательного центра «Кинель-Черкасская школа № 3»
Самарской области

Зачеты по русскому языку

Приводим примеры зачетов по некоторым темам русского языка в 3–4-х классах, помогающих учителю обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся. Выполняя дифференцированные задания (по уровням сложности), учащиеся чувствуют себя уверенно, не теряются, работают в соответствии со своими личными психологическими особенностями. Эта методика является основным дидактическим условием эффективного влияния на развитие мыслительной деятельности учащихся.

Тема. «Состав слова»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

Напиши по образцу.

Сделать замену – заменить,
сделать подарок – ... , одержать победу – ... ,
быть гостем – ... , сделать запись – ... ,
найти решение – ... , покрыть краской – ... ,
положить соль – ... , оказать помощь – ... .

Задание 2

Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках. Выпиши подчеркнутые слова, разделяя их для переноса.

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка).

Задание 3

К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.

развязать – связать
раздвинуть – ...
разложить – ...
развернуть – ...
разлепить – ...

вбежать – ...
внести – ...
въехать – ...
ввести – ...
вползти – ...

Задание 4

Образуй и запиши слова с суффиксами:

-к-
строить
чистить
стирать
переписать
погрузить
примерить
побелить

-б-
служить
косить
палить
дружить
ходить
стрелять
бороться

Задание 5

Подбери слова к схемам.

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

борьба, борец, бороться, воевать
весельчак, веселый, радостный, веселье
вражда, враг, противник, вражеский
дорога, путь, подорожник, дорожный

Задание 2

Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.

ценить что? (книга, забота)
дорожить чем? (коллектив, честь)
радоваться чему? (праздник, подарок)
интересоваться чем? (работа, дело)
удивляться чему? (природа, талант)

Задание 3

Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень.

море, моряк, морской, приморский, заморский, приморье

Задание 4

Спиши. Выдели суффикс.

подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка, подстилка

Задание 5

Подбери слова к схемам.

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

Спиши родственные слова. Выдели корень.

гостиница, гость, гостевой, гостить
черника, черный, чернеть, чернота
попутчик, путь, попутный

Задание 2

Напиши по образцу. Выдели окончания.

новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ... , частая ошибка – ... , чайная чашка – ... , живая рыбка – ... , широкое море – ... , жилая комната – ...

Задание 3

Образуй слова с помощью данных приставок:

под- от- при- у-
ползти бежать тащить гнать
нести плыть водить лететь

Задание 4

Образуй слова с помощью суффикса -к-.

печь – ... ночь – ... дача – ... дочь – ... река – ... рука – ...

Задание 5

Подбери слова к схемам.

Тема. «Предлог и приставка. Разделительные ъ и ь»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.

(До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

Задание 2

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

ш...ет, п...ют, в...ет, л...ют, б...ют, сел, под...ем, обез...яна, объявление, об...ятие, вороб...и, от...езжать, счаст...е, ненаст...е, весел...е, предъявить, объединение, раз...яснение

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

Спиши. Рядом напиши словосочетания по образцу.

нагрудный значок – значок на груди
нарукавная повязка – ...
настенный календарь – ...
заработная плата – ...
заречная сторона – ...
подземный переход – ...
довоенные годы – ...
подводные камни – ...
загородная поездка – ...

Задание 2

Спиши. Вставляя пропущенные буквы.

Весной птицы в...ют гнезда, а осен...ю покидают родные края. Кошке очень хотелось с...есть вороб…я. Вороб...и летали низко, да схватить их было трудно. На мосту бревна раз...ехались, и машины пошли в об...езд.

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

Спиши. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли.
Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.

Задание 2

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Медвежат я принесла,
Посадила у стола,
Предложила угощен...е –
Мед на блюдце и варен...е.
Мишки скучные сидят –
И не п...ют, и не едят,
А медку они бы с...ели,
Если б рот открыть сумели.

Тема. «Имя существительное»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

Запиши ответы на вопросы. Укажи падеж и склонение имен существительных.

Где появились гусеницы? (Яблоня, слива.)
Чем засадили огород? (Капуста.)

Задание 2

Спиши, дописывая окончания. Определи падеж и склонение имен существительных.

ехать в трамва..., заботиться о товарищ..., видишь в зеркал..., быть в музе..., записать в тетрад..., скакать по площад...

Задание 3

Приведи примеры имен существительных трех склонений в предложном падеже.

Задание 4

Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Определи падеж.

Зима. Сне... л...жит на (тр...пинка), на (скамейка и крыша). На (елка) з...леная хвоя п...крыта инеем.

Задание 5

Просклоняй слова.

И.п. (что?) работа (что?) поля

Задание 6

Спиши. Обозначь цифрой склонение.

зима, весна, ночь, тетрадь, перо, карандаш, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, сеялка

Задание 7

Разбери как часть речи.

по озеру

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

Запиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры.

Задание 2

Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных.

Стадо подошло к речк... . Мы шли по узкой тропинк... к опушк... леса. Отец вернулся из поездк... по Волг... . Машина ехала по дорог... к деревн... . Дорожка привела нас к озер... .

Задание 3

Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж.

В (поле) гудит в...юга. На (речка и озеро) от (мороз) тр...щит лед.

Задание 4

Спиши. Обозначь цифрой склонение.

метель, квартира, болото, планета, заглавие, ладонь, календарь, Вася, морковь, морковка, осень, час, минута, год, день, сосулька, гордость

Задание 5

Просклоняй слова.

И.п. (кто?) снегирь (что?) задачи

Задание 6

Разбери как часть речи.

к яблоне

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.

Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.

Задание 2

Спиши. Обозначь цифрой склонение.

пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка

Задание 3

Просклоняй слова.

И.п. (что?) береза (кто?) девочки

Задание 4

Данные слова запиши в дательном и творительном падежах.

Дичь – к дичи, дичью
Лампа – ... , ...

Пирог – ... , ...
Тетрадь – ... , ...

Задание 5

Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж.

С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев.

Задание 6

Разбери как часть речи.

с дерева

Тема. «Имя прилагательное»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

Запиши окончания творительного и предложного падежей имен прилагательных мужского и среднего рода. Приведи примеры.

Задание 2

Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных.

Мы жили (...?) в красивом больш... город... .
Ребята читали (...?) о смел... бесстрашн... танкист... .

Задание 3

Просклоняй слова.

И.п. (какой?) золотой (колос)
(какие?) веселые (песни)

Задание 4

Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа.

Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары.

Задание 5

Разбери как часть речи.

с высокого (дерева)

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

Просклоняй слова.

И.п. (какой?) добрый (человек)
(какие?) синие (карандаши)

Задание 2

Образуй имена прилагательные мужского и среднего рода.

родная (страна) ... , ...
лесная (поляна) ... , ...

Задание 3

Спиши, дописывая падежные окончания имен прилагательных. Укажи падеж прилагательных.

В колхозе началось строительство детск... сада. С ранн... утра до поздн... вечера кипит работа. Из соседн... города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктов... сада.

Задание 4

Запиши имена прилагательные, образуя их от имен существительных. Рядом запиши имена прилагательные противоположного значения во множественном числе.

радостный –
холодный –

Задание 5

Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы. Укажи падеж прилагательных.

Деревья стоят (...?) в пышн... снежн... убор... . Зимн... утром выехали туристы из города.

Задание 6

Разбери как часть речи.

по красивому (озеру)

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

Спиши. Укажи падеж выделенных прилагательных.

Водяная крыса хорошо плавала. Под водой она отыскивала свежие корни водяных лилий, крошечных ракушек, вкусных личинок.

Задание 2

Просклоняй слова.

И.п. (какая?) красивая (ваза)
(какие?) густые (деревья)

Задание 3

Спиши. Ставь имена прилагательные в нужном падеже. В скобках напиши вопросы. Укажи падеж имен прилагательных.

Подошли к (...?) (густая, березовая) роще. Плыли по (...?) (красивая, широкая) реке. Напились (...?) (чистая, холодная) воды.

Задание 4

Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.

На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держались длинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе.

Задание 5

Разбери как часть речи.

по широкой (реке)

Тема. «Глагол»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

шью – ... , белый – ... , нес – ... , пишу – ... , черный – ... , помог – ...

Задание 2

Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице единственного числа в настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые. Запиши их.

лететь – ... , нарядить – ... , шептать – ...

Задание 3

Спиши текст, допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

В поле все интересно. Жнейки стрекоч..., как большие кузнечики. На току гуд... веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа... зерно и снова идет обмолачивать хлеб.
Люди работа... весело. Бригадир дядя Вася бега... от одной группы колхозников к другой, совету..., помога... .

Задание 4

Запиши личные окончания глаголов II спряжения и глаголы-исключения.

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

зелень – ... , крик – ... , поливка – ... , свет – ... , погрузка – ... , корм – ...

Задание 2

Спиши глаголы. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице единственного числа в настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые глаголы. Запиши.

стоять – ... , петь – ... , блестеть – ...

Задание 3

Спиши текст, дописывая окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

Утро. Зеленый луг ярко блестит на солнце. Пахн... цветами и свежей травой. В синем небе трепещ..., дрожит, медленно поднимается в вышину золотая звездочка. Это жаворонок взлета...над лугом.
В густой траве звучат разные голоса птиц. Подойдешь поближе и услыш... эти звуки.

Задание 4

Запиши личные окончания глаголов I спряжения и глаголы-исключения II спряжения.

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

бег – ... , сад – ... , смотр – ... , корм – ... , пение – ... , посадка – ...

Задание 2

Спиши. Укажи спряжение и время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Задание 3

С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши, выдели окончания.

учу – выучу, выучишь, выучит, выучат
строю –
пишу –

Задание 4

Запиши глаголы-исключения II спряжения.

Тема. «Местоимение»

Уровень 1 (красная карточка)

Задание 1

Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Задание 2

Просклоняй местоимение.

И.п. (кто?) мы

Задание 3

Спиши. Укажи лицо и число местоимений.

Мы любим рассказы Аркадия Гайдара. Я очень люблю сосну. А у нас в деревне сосны растут. Как вы проводите выходной день? Ребята решили взять шефство над старушкой. Она жила в конце нашей улицы.

Задание 4

Спиши. Вставь пропущенные местоимения, определи число и лицо.

Ранней весной ... отправились к знакомому леснику. ... жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. ... вела прямо к избушке лесника.

Уровень 2 (зеленая карточка)

Задание 1

Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица во множественном числе.

Задание 2

Просклоняй местоимение.

И.п. (кто?) ты

Задание 3

Спиши. Вместо выделенных слов напиши подходящее по смыслу местоимение. Определи их лицо и число.

Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня добру. У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.

Задание 4

Спиши. Определи лицо и число местоимений.

Моя мама работает на фабрике. Она ветеран труда. Ее на фабрике все уважают и ценят. К ней многие работники обращаются за советом.

Уровень 3 (желтая карточка)

Задание 1

Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного числа.

Задание 2

Просклоняй местоимение.

И.п. (кто?) я

Задание 3

Спиши, подчеркивая местоимения. Определи лицо и число.

Подумав немного, он написал адрес. Мы с Таней учимся в одном классе. Они часто пробирались в сарай к незнакомцу. Ребята, вы пойдете в кино? Я очень люблю стихотворения.

Задание 4

Спиши. Вместо выделенных слов пиши подходящие по смыслу местоимения.

Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами. Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко. У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.