Елена КОЛУПАЕВА,
учитель начальных классов,
г. Ижевск
Деление слов на слоги
Обучение грамоте. 1 класс
Основная задача обучения грамоте в 1-м
классе – это формирование навыков анализа и
синтеза звукового и слогового состава слова,
задача трудная и часто скучная. Приемы, описанные
в статье, помогут решить эту задачу, так как:
1) используются элементы игры, а игра остается
ведущей деятельностью первоклассников;
2) применяются разнообразные формы работы
(индивидуальная фронтальная, в паре и группе, что
делает задания доступными для учеников разного
уровня подготовки); 3) задействуются три канала
восприятия (аудиальный, визуальный,
кинестетический); 4) обеспечивается
двигательная активность учащихся на уроке с
целью здоровьесбережения.
Тема. «Деление слов на слоги».
Цель. Формировать навыки анализа и
синтеза звукового и слогового состава слова.
Учебные материалы. Кукла Петрушка;
карточки с названиями цветов, разрезанные на
слоги; две шапочки с изображениями схем
двусложного и трехсложного слов; сигнальные
карточки зеленого и красного цветов; две
пирамиды на ватмане; предметные рисунки слов из
трех, двух и одного слогов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Учитель. Начнем урок со
скороговорки:
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Проговариваем скороговорку с
постепенным увеличением громкости:
1) шепотом, чтобы нас никто не услышал;
2) вполголоса, как будто мы разговариваем друг
с другом;
3) громко, чтобы сообщить новость соседнему
классу.
А как вы думаете, куда Кощей тащит этот
ящик?
Выслушиваются ответы детей.
– Да, на праздник. Сегодня у Петрушки
день рождения.
Появляется Петрушка.
– Давайте в честь именинника устроим
аплодисменты и прохлопаем скороговорку.
Дети ритмично по слогам проговаривают
скороговорку, хлопая в такт в ладошки.
– Теперь устроим танцы для Петрушки и
протопаем эту скороговорку.
Дети топают в такт с проговариванием.
– Что же мы сделали со всеми словами в
скороговорке?
Дети. Разделили на слоги.
III. Работа по теме урока
У. Именинникам обычно дарят цветы.
И Петрушка цветы любит. Давайте мы порадуем его.
На каждой парте у вас лежит конверт. Откройте его.
Что вы там нашли?
Д. Слоги.
У. Работая в паре с соседом,
составьте из слогов названия цветов. Что у вас
получилось?
Д. Астра, роза, тюльпан.
У. Получился целый букет.
На доске рисунок – букет цветов.
– Петрушка очень рад вашему букету. И
теперь он предлагает покататься на трамвайчиках.
У нас два трамвайчика. В каждом – свой кондуктор (назначается
ученик) в необычной шапочке.
На шапочках изображены схемы двух- и
трехсложных слов:
– Каждый из вас должен назвать свое
имя, разделить его на слоги и сесть именно в свой
трамвайчик, то есть туда, где схема соответствует
полному имени. У кондуктора есть сигнальные
карточки зеленого и красного цветов. Подходите к
кондуктору и вместо билетика делите хлопками
свое полное имя на слоги. Кондуктор, прослушав
вас, показывает вам зеленый свет – путь
открыт, а если вы ошиблись и перепутали
трамвайчик – красный свет: путь закрыт.
Дети по очереди подходят к
кондукторам, выбрав свой трамвайчик,
прохлопывают имя и рассаживаются на разные
скамеечки.
– Чтобы отправиться в путь, надо
построить дорожку. Наша дорожка будет слоговая,
из двусложных слов. Я называю первое слово, а вы
должны продолжить, называя слова, которые
начинаются на последний слог предыдущего слова.
Пример: окно – носы – сыро – роса –
сани – нити – тина – народ – родня – няня.
– Отличная длинная дорожка у нас
получилась! Можно ехать. (Дети изображают
движение.) Покатились! А теперь смастерим
подарок имениннику.
Каждой команде выдается бумажная
пирамида с тремя рядами кармашков, которая
изготавливается из картона и ватмана. 1. Карман,
куда помещаются предметные картинки, названия
которых состоят из одного слога. 2. Карман для
слов из двух слогов. 3. Карман для слов из трех
слогов. Пирамиду нужно наполнить рисунками. В
основании пирамиды должны быть помещены рисунки
с изображениями предметов, названия которых
состоят из трех слогов. Следующий ряд
пирамиды – из двух слогов, и последний ряд –
из одного слога.
Работа идет в группах.
IV. Итог урока
У. Отличные подарки получил
Петрушка. А что бы вы пожелали имениннику?
Дети высказывают пожелания.
|