Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2008

Я ИДУ НА УРОК

Елена КОЛУПАЕВА,
учитель начальных классов,
г. Ижевск

Деление слов на слоги

Обучение грамоте. 1 класс

Основная задача обучения грамоте в 1-м классе – это формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, задача трудная и часто скучная. Приемы, описанные в статье, помогут решить эту задачу, так как: 1) используются элементы игры, а игра остается ведущей деятельностью первоклассников; 2) применяются разнообразные формы работы (индивидуальная фронтальная, в паре и группе, что делает задания доступными для учеников разного уровня подготовки); 3) задействуются три канала восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический); 4) обеспечивается двигательная активность учащихся на уроке с целью здоровьесбережения.

Тема. «Деление слов на слоги».

Цель. Формировать навыки анализа и синтеза звукового и слогового состава слова.

Учебные материалы. Кукла Петрушка; карточки с названиями цветов, разрезанные на слоги; две шапочки с изображениями схем двусложного и трехсложного слов; сигнальные карточки зеленого и красного цветов; две пирамиды на ватмане; предметные рисунки слов из трех, двух и одного слогов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Учитель. Начнем урок со скороговорки:

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Проговариваем скороговорку с постепенным увеличением громкости:

1) шепотом, чтобы нас никто не услышал;
2) вполголоса, как будто мы разговариваем друг с другом;
3) громко, чтобы сообщить новость соседнему классу.

А как вы думаете, куда Кощей тащит этот ящик?

Выслушиваются ответы детей.

– Да, на праздник. Сегодня у Петрушки день рождения.

Появляется Петрушка.

– Давайте в честь именинника устроим аплодисменты и прохлопаем скороговорку.

Дети ритмично по слогам проговаривают скороговорку, хлопая в такт в ладошки.

– Теперь устроим танцы для Петрушки и протопаем эту скороговорку.

Дети топают в такт с проговариванием.

– Что же мы сделали со всеми словами в скороговорке?

Дети. Разделили на слоги.

III. Работа по теме урока

У. Именинникам обычно дарят цветы. И Петрушка цветы любит. Давайте мы порадуем его. На каждой парте у вас лежит конверт. Откройте его. Что вы там нашли?

Д. Слоги.

У. Работая в паре с соседом, составьте из слогов названия цветов. Что у вас получилось?

Д. Астра, роза, тюльпан.

У. Получился целый букет.

На доске рисунок – букет цветов.

– Петрушка очень рад вашему букету. И теперь он предлагает покататься на трамвайчиках. У нас два трамвайчика. В каждом – свой кондуктор (назначается ученик) в необычной шапочке.

На шапочках изображены схемы двух- и трехсложных слов:

– Каждый из вас должен назвать свое имя, разделить его на слоги и сесть именно в свой трамвайчик, то есть туда, где схема соответствует полному имени. У кондуктора есть сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Подходите к кондуктору и вместо билетика делите хлопками свое полное имя на слоги. Кондуктор, прослушав вас, показывает вам зеленый свет – путь открыт, а если вы ошиблись и перепутали трамвайчик – красный свет: путь закрыт.

Дети по очереди подходят к кондукторам, выбрав свой трамвайчик, прохлопывают имя и рассаживаются на разные скамеечки.

– Чтобы отправиться в путь, надо построить дорожку. Наша дорожка будет слоговая, из двусложных слов. Я называю первое слово, а вы должны продолжить, называя слова, которые начинаются на последний слог предыдущего слова.

Пример: окно – носы – сыро – роса – сани – нити – тина – народ – родня – няня.

– Отличная длинная дорожка у нас получилась! Можно ехать. (Дети изображают движение.) Покатились! А теперь смастерим подарок имениннику.

Каждой команде выдается бумажная пирамида с тремя рядами кармашков, которая изготавливается из картона и ватмана. 1. Карман, куда помещаются предметные картинки, названия которых состоят из одного слога. 2. Карман для слов из двух слогов. 3. Карман для слов из трех слогов. Пирамиду нужно наполнить рисунками. В основании пирамиды должны быть помещены рисунки с изображениями предметов, названия которых состоят из трех слогов. Следующий ряд пирамиды – из двух слогов, и последний ряд – из одного слога.

Работа идет в группах.

IV. Итог урока

У. Отличные подарки получил Петрушка. А что бы вы пожелали имениннику?

Дети высказывают пожелания.