Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2008

Я ИДУ НА УРОК

Людмила МОИСЕЕВА,
г. Колпашево,
Томская обл.

Стрекоза и муравей

Литературное чтение. 2 класс

Тема. «И.А. Крылов. “Стрекоза и Муравей”».

Цели. Приобщать детей к чтению басен; развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

Учебные материалы. Портрет И.А. Крылова, иллюстрации с видами Петербурга середины XVIII в., памятника Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга; к басням Крылова; насекомых; шапочки для Стрекозы и Муравья.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку. Докажите верность выбора.

На доске – тексты загадок и рисунки насекомых: муха, пчела, бабочка, жук, муравей, стрекоза.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Дети. Это стрекоза.

У. Почему стрекозу сравнили с аэропланом?

Д. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолетика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

У. Расскажите всё, что вы знаете о стрекозе.

Дети отвечают.

– В ясный солнечный день у водоемов мы можем увидеть, как вспыхивают и гаснут голубые и темно-синие огоньки. Это стрекозы – стрелки, красотки, лютки. Они живут у воды постоянно.
Есть стрекозы, которых у воды можно встретить редко. Обычно они летают над опушками, дорогами и полянами. Но всем стрекозам, где бы они ни жили, нужна вода. Потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. Личинки стрекозы могут жить только в воде.
Личинки не похожи на стрекоз. Только глаза у них одинаковые. Ими стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть все, что делается слева, справа, вверху, внизу, спереди и сзади. Это очень удобно во время охоты. Стрекозы – хищники. Их личинки – тоже. Стрекозы охотятся в воздухе, а личинки – в воде. Через год (а у некоторых – через три) личинки превращаются в стрекоз.
Прочитайте вторую загадку.

На доске:

Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

Д. Это муравей.

У. Муравьи живут большими семьями – артелью, совместно строят муравейник, для этого они приносят травинки-хвойники, которые по размеру больше их самих. Расскажите всё, что вы знаете о муравьях.

Дети отвечают.

У. По-разному живут насекомые: одни – в одиночку, как стрекозы, другие – большой семьей, в общем гнезде, которое строят сами. Их называют общественными насекомыми. Такими являются муравьи.
В хорошем муравейнике жильцов столько, сколько людей в большом городе, а сам муравейник – большой дом с множеством комнат. В нем муравьи ночуют, пережидают непогоду, зимуют, в нем выводятся молодые муравьи. Где-нибудь в середине дома есть помещение для «царицы» – большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи их уносят, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят, защищают.
По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации.

III. Сообщение темы урока

У. Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.

Д. Стрекоза и муравей.

У. Это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Ее написал Иван Андреевич Крылов.

Учитель вывешивает портрет Крылова.

IV. Знакомство с биографией Крылова

Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге

Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге

У. Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Особенно ему нравилась басня про ворона, нашедшего кусок мяса, и лисицу, которой очень хотелось полакомиться мясом, и она стала расхваливать ворона.
Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а в 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.

Учитель показывает иллюстрации с видами Петербурга.

Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.

Учитель показывает иллюстрации памятника и героев басен.

– Крылова окружают глупая Ворона и хитрая льстивая Лисица, злой голодный Волк, сытая самодовольная Свинья, невежественный фанфарон-Петух.
Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.

V. Викторина

У. И сегодня дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни. Давайте вспомним некоторые из них. Строки из многих стали крылатыми выражениями.

Учитель читает начало фразы, а дети называют ее окончание и объясняют смысл.

  • Вороне где-то бог... послал кусочек сыру (чем-то внезапно обогатился, что-то случайно раздобыл).

  • Спой, светик... не стыдись (расскажи о себе, не стесняйся похвалить себя).

  • Из кожи лезут вон... а возу все нет ходу (очень стараются, но бесполезно).

  • Да только воз... и ныне там (дело не сдвигается с мертвой точки).

– О многом говорят нам крыловские звери. И, читая его басни, мы думаем, как много еще случаев в нашей жизни, к которым применима их мораль.

VI. Работа с произведением

Учитель читает басню.

У. Кому понравилась басня? Чем? Кому не понравилась? Чем? В чем смысл басни?

Дети отвечают, а затем читают текст самостоятельно.

– Найдите описание Стрекозы.
Почему у Стрекозы тоска, да еще злая?
Как вы понимаете выражение: зима катит в глаза? Как она катит?

Д. Надвигается неожиданно.

У. Что значит: помертвело чисто поле?

Д. Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мертвая тишина.

У. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может быть, с ней случилась беда?

Д. Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала все время, как говорит автор.

У. Прочитайте, какой показана Стрекоза вначале. Что она делала целое лето? Что делают стрекозы летом? Запасают ли они корм на зиму? Почему? Есть ли домик у Стрекозы? Прочитайте, где жила Стрекоза. Сравните описание Стрекозы в начале и в конце. Одинаковое ли чувство она вызывает? Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? Настали ли нужда и голод для Муравья? Прочитайте все, что относится к Муравью. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? Пустил ли ее Муравей? Почему? Как вы оцениваете поведение Муравья? Почему он отказал Стрекозе в помощи? Можно ли его назвать жадным? Он поступил не по-дружески. Прав ли он был?

Дети отвечают на вопросы, подтверждая свои слова строчками из текста.

– Прочитайте текст.

Дети читают.

– Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, ведь в природе они уничтожают личинки комаров?

Д. Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга, коллективист. Стрекоза – любительница легкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днем.

У. Что автор высмеивает в людях?

Д. В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

У. Найдите строчки, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы их понимаете?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Театрализация произведения

У. Сколько действующих лиц в произведении?

Д. Три: автор, Стрекоза и Муравей.

Класс делится на группы по три человека. Ученики находят слова каждого персонажа, тренируются выразительно читать текст по ролям. Несколько групп инсценируют басню.

VIII. Итог урока

У. Что такое басня? Чему учат басни Крылова?

Представим себе, что Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как она жила бы?

Дети отвечают.

– Дома попробуйте придумать окончание этой басни.