Л.А.ЕФРОСИНИНА
Проверочные и контрольные работы по
чтению1
3 класс. II полугодие
Примерный план проведения проверочных
и контрольных работ
№ |
Компетенция |
Вид проверки |
Время выполнения |
1 |
Навык чтения вслух |
Текущая |
Январь–февраль |
2 |
Навык чтения молча |
— “ — |
Февраль |
3 |
Выразительность чтения
изученных произведений |
— “ — |
Один раз в четверть |
4 |
Начитанность и
читательские умения |
— “ — |
Март |
5 |
Тест |
“ |
Март |
6 |
Сформированность учебной и
читательской деятельности – диагностические
тесты и задания |
Текущая |
В конце четверти |
7 |
Навык чтения вслух |
Итоговая |
Апрель |
8 |
Навык чтения молча |
— “ — |
Май |
9 |
Выразительность чтения
подготовленного текста |
— “ — |
Апрель – май |
10 |
Начитанность и
читательские умения |
Итоговая |
Май |
11 |
Тест |
Итоговая |
Май |
12 |
Литературная эрудиция –
литературные диктанты |
Текущая |
В течение полугодия |
13 |
Сформированность учебной и
читательской деятельности – диагностические
тесты и задания |
Итоговая |
В конце года |
Итоговая проверка навыка чтения вслух
Вариант I
Как аукнется, так и откликнется
(Русская сказка)
Подружилась лиса с журавлем и зовет его
к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой. Уж вот
как тебя угощу!
Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила
манной каши, размазала по тарелке и потчует
журавля:
– Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама
стряпала.
Журавль – хлоп-хлоп носом по тарелке:
стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет
да лижет кашу – так всю сама и скушала.
Съела кашу лиса и говорит:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать
нечем.
– Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль,
– приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль
наготовил окрошки, наклал в высокий кувшин с
узким горлышком, поставил на стол и потчует:
– Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше
потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдет, и
этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает – все
ничего не достанет. А журавль стоит на своих
высоких ногах да длинным носом из кувшина
окрошку таскает: клевал да клевал, пока все не
съел.
– Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать
нечем. Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На
этом у них и дружба с журавлем кончилась.
(186 слов)
Вопросы и задания
1. Подумай, кто автор этого
произведения.
2. Назови правильно это произведение.
3. Почему у сказки такой заголовок? Объясни.
4. Объясни выражения: потчевать нечем, не
обессудь, несолоно хлебавши.
5. Чему учит эта сказка? Выскажи свое мнение.
Вариант II
Машинка для приготовления уроков
Как-то раз постучался к нам очень
странный и смешной человечек – совсем крохотный,
чуть повыше двух спичек. На спине он тащил
большую сумку, гораздо больше него самого.
– Я тут разные машинки продаю... –
представился он.
– Что за машинки? Покажите! – заинтересовался
мой папа.
– Вот, к примеру, машинка для приготовления
уроков. Нажмешь красную кнопку – решит задачу,
нажмешь желтую – напишет сочинение, зеленую –
выучит урок по географии. Все сама сделает и
быстро – в одну минуту!
– Папа, купи! – обрадовался я.
– Ну, ладно. А сколько стоит?
– Ничего не стоит! Я денег не беру, – ответил
человечек.
– Но вы же не зря, должно быть, трудились?
– Конечно. Только в обмен на машинку мне
деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.
– Вы с ума сошли! – возмутился отец.
– Ну посудите сами, – улыбнулся человечек. –
Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать
машинка?
– Пап, купи! – стал я упрашивать отца. – И в
самом деле, на что мне мозг, когда есть такая
машинка!
Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал
немного и согласился:
– Ладно, забирайте его мозг, и по рукам!
Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою
сумку.
Каким же я сразу стал легким, когда опустела моя
голова! Таким легким, что вспорхнул в воздух и
начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не
поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.
– Придется держать его в клетке, –
предупредил человечек.
– Почему? – удивился отец.
– Потому что он теперь безмозглый – вот
почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка,
и умрет там с голоду.
Отец посадил меня в клетку, точно канарейку.
Клетка была маленькая, тесная – не
пошевельнуться! Прутья так сжимали мне ребра, так
сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо,
что все это мне приснилось! Не поверите, я тут же
сел за уроки.
(277 слов)
(Дж. Родари)
Вопросы и задания
1. Прочитай название произведения.
Определи жанр и тему.
2. Почему герой рассказа проснулся в страхе?
3. Какими ты представляешь отца, смешного
человечка, мальчика? Расскажи.
4. Определи главную мысль произведения.
Вариант III
Весенний гам
Грянул веселый майский гром – всему
живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и
затопили лес. Загремел в лесу май!
Зазвучало все, что может звучать.
Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы
покрикивают бесстрашно и громко.
Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни
песенки прилетели в лес вместе с перелетными
птицами из дальних стран. Другие родились здесь
же, в лесу. Встретились песенки после долгой
разлуки и от радости звенят от зари до зари.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит
ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где
черемуха перекинула с берега на берег белые
трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые
бубенчики первых ландышей прозвучали чуть
слышно...
Давно пронеслась гроза, но на березах с листика
на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают
озорные дождливые капли. Повисают на кончике,
дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в
лужу.
А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-рчат.
Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья
сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как
мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с
воды, из-под земли.
Гремит весенний гам!
(188 слов)
(Н.И. Сладков)
Вопросы и задания
1. Объясни словосочетание весенний
гам.
2. Найди и прочитай описание дождевых капель.
Подчеркни олицетворения.
3. Какие чувства вызывает у тебя это
произведение? Как нужно читать последний абзац?
4. Определи главную мысль этого произведения.
Итоговая проверка навыка чтения молча
Вариант I
Скворцы
(Отрывок)
...Мы дождались скворцов. Подправили
старые скворечники, повесили новые.
Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то
закричал: «Смотрите – скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей... Мы
стали их считать: один, два, пять, десять,
пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни
шума, ни возни...
Два дня скворцы точно набирались сил и все
навещали и осматривали прошлогодние знакомые
места.
А потом началось выселение воробьев из
скворечен.
Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над
скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то
болтают между собой, а сами одним глазом, искоса,
пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет он свой
острый хитрый нос из круглой дырочки и – назад.
Наконец голод, легкомыслие, а может быть, робость
дают себя знать... И только успеет воробей
отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и
уже у себя дома.
Теперь пришел конец воробьиному временному
хозяйству.
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит –
другой летает по делам...
Скворец таскает в гнездо всякий строительный
вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому,
сухие травинки. Гнездо он устраивает очень
глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой
кошка или не просунула свой длинный хищный клюв
ворона. Дальше им не проникнуть: входное
отверстие довольно мало – не более пяти
сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые
почки распустились. Вспахиваются поля,
вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько
выползает разных червяков, жучков и личинок!
То-то скворцу раздолье!.. Его корм и на земле, и в
земле.
И знаете, сколько истребляет в течение лета
скворец всяких вредных для сада и огорода
насекомых, если считать на вес? В тысячу раз
больше собственного веса!
Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких
движений, где-нибудь в саду или в огороде, то
скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить
совсем близко...
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним
утром, когда первый розовый свет зари окрасит
деревья...
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже
расселись на высоких ветках и начали свой
концерт.
(188 слов)
(А.И. Куприн)
Поразмышляй над вопросами. Отметь
ответы, выполни задания.
1. О ком или о чем рассказывается в этом
произведении?
О хитростях воробьев;
о дружбе птиц;
о скворцах;
о воробьях;
о приходе весны.
2. Когда впервые люди увидели
вернувшихся скворцов?
3. Сколько дней скворцы набирались сил
после прилета?
Пять дней;
один день;
два дня;
неделю;
несколько дней.
4. Как происходит выселение воробьев из
скворечников?
Воробьев выгоняют;
воробьев клюют;
воробьев стерегут;
воробьев не кормят;
воробьев не поят.
5. Как скворцы стерегут свое гнездо?
Всей семьей;
поочередно;
всей стаей;
не стерегут совсем;
нанимают сторожа.
6. Из чего скворцы делают гнездо?
Из веток;
из прутьев;
из строительного мусора;
из одного пуха;
только из перьев.
7. Каким по размеру должно быть
входное отверстие в скворечню?
8. Где скворец находит себе корм?
В воздухе;
в воде;
на земле;
в земле;
на земле и в земле.
9. Когда лучше слушать настоящую песню
скворца?
Вечером;
на закате;
днем;
утром;
ранним утром
10. Объясни выражение: скворец камнем
вниз. Запиши.
______________________________
11. Восстанови порядок описанных
событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.
Отдых.
Жизнь дома.
Строительство гнезда.
1. Возвращение скворцов.
12. Определи жанр этого произведения.
13. Как ты понимаешь выражение всякий
строительный вздор?
Вариант II
Дюймовочка
(Отрывок)
Жила одна женщина, и не было у нее детей.
А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот
пошла она к старой колдунье и сказала:
– Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка.
Не скажешь ли ты: где мне ее взять?
– Почему не сказать? – ответила колдунья. –
Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не
такое, какие растут на крестьянских полях и
которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в
цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.
– Спасибо тебе! – сказала женщина и дала
колдунье двенадцать грошей.
Потом она пошла домой и посадила ячменное
зернышко в цветочный горшок. Только она его
посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка
вырос большой чудесный цветок, совсем как
тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты,
точно у нераспустившегося бутона.
– Какой прелестный цветок! – сказала женщина
и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, там внутри,
в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился.
Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на
зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была
маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и
прозвали – Дюймовочка.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой,
голубые фиалки – периной, а лепесток розы –
одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем
играла на столе. Женщина поставила на стол
тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы,
и длинные стебельки цветов купались в воде. Для
маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым
озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на
лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у
нее были два белых конских волоса. Дюймовочка
целые дни каталась на своей чудесной лодочке,
переплывала с одной стороны тарелки на другую и
распевала песни. Такого нежного голоса, как у нее,
никто никогда не слышал.
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей
колыбельке, через открытое окно в комнату влезла
большущая жаба, мокрая и безобразная.
Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в
скорлупку, где спала под лепестком розы
Дюймовочка.
– Вот славная жена будет моему сынку! –
сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с
девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого ее берега было
топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила
жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и
безобразный – точь-в-точь как и его мать, старая
жаба.
– Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог
он сказать, когда увидел маленькую девочку в
ореховой скорлупке.
– Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас, –
сказала старая жаба. – Она ведь легче лебединого
пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на
широкий лист кувшинки, – это целый остров для
такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А
я тем временем устрою для вас в тине уютное
гнездышко.
В реке росло много кувшинок, их широкие зеленые
листья плавали по воде. Самый большой лист был
дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому
листу и поставила на него ореховую скорлупку, в
которой спокойно спала девочка.
Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг
увидела, что она оказалась на листе кувшинки;
кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть
виднеется вдали. Дюймовочка очень испугалась и
заплакала.
(497 слов)
(Х.К. Андерсен)
Поразмышляй над вопросами. Отметь
ответы, выполни задания.
1. Определи жанр этого произведения.
Сказка;
рассказ;
басня;
стихотворение;
былина.
2. О чем рассказывается в отрывке?
3. Что колдунья подарила женщине?
Семена цветов;
ячменное зерно;
росток цветка;
цветок тюльпана;
корм для птиц.
4. Где появилась Дюймовочка?
В цветке розы;
в цветочном горшке;
в бутоне тюльпана;
на грядке;
в цветнике.
5. На чем и где плавала Дюймовочка?
6. Какой была Дюймовочка?
Печальной;
грустной;
больной;
веселой;
забавной.
7. Когда жаба появилась в комнате?
Ранним утром;
в полдень;
днем;
однажды ночью;
вечером.
8. Зачем жаба похитила девочку?
Чтобы с ней играть;
чтобы ее съесть;
чтобы женить на ней своего сына;
чтобы расстроить женщину;
чтобы испугать Дюймовочку.
9. Где жила жаба со своим сыном?
В реке;
в озере;
в лесу;
в болотной тине;
на берегу.
10. Где жаба спрятала ореховую
скорлупку с Дюймовочкой?
11. Восстанови план отрывка. Пункт с
цифрой 1 – начало истории.
Появление Дюймовочки.
Похищение.
1. Подарок колдуньи.
Жизнь в доме женщины.
Чудесный цветок.
12. Какой ты представляешь женщину,
которой колдунья дала ячменное зернышко? Запиши.
_______________________________
13. Почему девочке дали имя Дюймовочка?
Найди ответ в тексте и запиши.
_______________________________
14. Как автор называет жабу?
Старой и хитрой;
умной и доброй;
мокрой и безобразной;
огромной и красивой;
злой и жадной.
15. Описание какого предмета тебе
особенно понравилось? Найди и спиши.
_______________________________
_______________________________
Вариант III
Сказочка про Козявочку
(Отрывок)
Как родилась Козявочка, никто не видал.
Это был солнечный весенний день. Козявочка
посмотрела кругом и сказала:
– Хорошо!..
Расправила Козявочка свои крылышки, потерла
тонкие ножки одну о другую, еще посмотрела кругом
и сказала:
– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое
небо синее, какая травка зеленая – хорошо,
хорошо!.. И все мое!..
Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает,
любуется всем и радуется. А внизу травка так и
зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.
– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.
Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на
цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.
– Какой ты добрый, цветочек! – говорит
Козявочка, вытирая рыльце ножками.
– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, –
пожаловался цветочек.
– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И
все мое...
Не успела она еще договорить, как с жужжанием
налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку:
– Ж-ж... Кто забрался в мой цветочек? Ж-ж... кто
пьет мой сладкий сок? Ж-ж... Ах ты, дрянная Козявка,
убирайся вон! Ж-ж-ж... Уходи вон, пока я не ужалил
тебя!
– Позвольте, что же это такое? – запищала
Козявочка. – Все, все мое...
– Ж-ж-ж... Нет, мое!
Козявочка едва успела унести ноги от сердитого
Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки,
запачканные в цветочном соке, и рассердилась:
– Какой грубиян этот Шмель!.. Даже
удивительно!.. Еще ужалить хотел... Ведь все мое –
и солнышко, и травка, и цветочки.
– Нет уж, извините, – мое! – проговорил
мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку
травки.
Козявочка сообразила, что Червячок не умеет
летать, и заговорила смелее:
– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь... Я
вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..
– Хорошо, хорошо... Вот только мою траву не
троньте. Я этого не люблю, признаться сказать...
Мало ли вас тут летает... Вы народ легкомысленный,
а я Червячок серьезный... Говоря откровенно, мне
все принадлежит. Вот заползу на травку и съем,
заползу на любой цветочек и тоже съем. До
свиданья!..
Были и свои радости. Встретила Козявочка другую
такую же Козявочку, с мохнатыми усиками. Та и
говорит:
– Какая ты хорошенькая, Козявочка... Будем жить
вместе.
И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Все вместе:
куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето
пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша
Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой
траве и сказала:
– Ах, как я устала!..
Никто не видел, как Козявочка умерла.
Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы
весной проснуться снова и снова жить.
(378 слов)
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Поразмышляй над вопросами. Отметь
ответы, выполни задания.
1. О чем говорится в этом произведении?
О том, что родилась Козявочка;
о том, как красиво вокруг;
о том, как Козявочка поссорилась со
Шмелем;
о том, как Козявочка встретилась с
Червячком;
о том, как жила Козявочка на свете.
2. Когда родилась Козявочка?
Солнечным весенним днем;
дождливым утром;
поздним вечером;
пасмурным днем;
солнечным полднем.
3. Какой была Козявочка?
4. Отметь точные утверждения.
Козявочка летала с цветочка на
цветочек.
Козявочка любовалась всем и
радовалась.
Козявочка едва успела унести ноги от
сердитого Шмеля.
Козявочка много летала.
Козявочка спорила с Червячком.
5. Как ты понимаешь выражение: едва
успела унести ноги? Запиши.
_____________________________
6. С кем стала вместе жить Козявочка?
Со Шмелем;
с Червячком;
с жучками;
с другой Козявочкой;
с бабочками.
7. Восстанови план сказки. Пункт с
цифрой 1 – начало истории.
1. Рождение Козявочки.
Встреча с Червячком.
Исчезновение Козявочки.
8. О чем важном рассказал автор?
9. Какое предложение помогает понять
главную мысль сказки?
Как родилась Козявочка, никто не видел.
Вы народ легкомысленный, а я Червячок
серьезный.
Это был солнечный весенний день.
Никто не видел, как Козявочка умерла.
Да она и не умерла, а только заснула на
зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.
10. Какой другой заголовок мог бы
подойти к этому произведению?
«Жизнь в лесу».
«Жизнь Козявочки».
«Козявочка и весь мир».
«Радости и огорчения».
«В лесу».
Итоговая проверка выразительности
чтения подготовленного текста
Вариант I
Хвост
(Чукотская сказка)
Идет белый медведь по ущелью, голову
опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле
ноги переставляет. Смотрит, под горой лиса сидит
и что-то ест.
– Что ты, лисонька, ешь?
– Хвост, – отвечает лиса.
– Хвост? Какой хвост?.. Что-то я не понимаю.
– А тут и понимать нечего. Свой хвост.
– Свой?
– Ну да!
– А как же ты без хвоста жить будешь?
– Глупый ты! – рассмеялась лиса. – Хвост не
камень – отрастет. Ты его сколько ни ешь, а он
опять такой же будет... Мне не впервой!
– Вот оно как, – удивился медведь. – И почему я
этого раньше не знал?
– Потому и голодаешь, что не знал...
Обрадовался медведь, что наконец поест,
потянулся к своему хвосту и так хватил острыми
зубами, что почти весь его оторвал.
С тех пор и остался медведь без хвоста.
(127 слов)
Подготовь выразительное чтение.
1. Прочитай. Определи жанр и тему,
главную мысль сказки.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай. Определи тон и темп чтения, укажи
логические ударения и паузы.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени
свое чтение.
Вариант II
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
(А.А. Фет)
Подготовь выразительное чтение.
1. Познакомься с содержанием
стихотворения.
2. Прочитай про себя каждую строфу, определи
тон и темп чтения, укажи логические ударения и
паузы.
3. Определи задачу чтения.
4. Выполни тренировочное чтение и проведи его
самооценку.
Вариант III
Воробьишко
(Отрывок)
Пудик не верил маме; он еще не знал, что
если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во все горло
распевал стихи собственного сочинения:
– Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.
Пел, пел – и вывалился из гнезда, а
воробьиха за ним, а кошка рыжая, зеленые глаза –
тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на
сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у
нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв
раскрыла, в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку; он
подпрыгнул, замахал крыльями – раз-раз, и – на
окне!
Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой
радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и
говорит:
– Что, что?
– Ну, что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не
научишься! А кошка сидит на земле, зеленые глаза,
– и сожалительно мяукает:
– Мя-аконький такой воробышек, словно мы-ышка,
мя-увы...
И все кончилось благополучно, если забыть о том,
что мама осталась без хвоста.
(А.М. Горький)
Подготовь выразительное чтение.
1. Прочитай текст. Подумай, о чем
говорится в отрывке.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай текст. Определи тон и темп чтения
каждой части.
4. Выполни тренировочное чтение и его
самооценку.
Итоговая проверка уровня начитанности
и читательских умений
Комплексная разноуровневая
контрольная работа
Вариант I
1. Прочитай строфы из
стихотворений.
Укажи знаком ––> названия
произведений.
а) Сон покоен. Утром
встанешь –
Прямо в садик... Рай земной!
Песни, говор... А как глянешь
На росинки – сам не свой! |
И.С. Никитин. «Русь» |
б) Чернеет лес, теплом
разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат. |
И.С. Никитин. «Помню я:
бывало, няня...» |
в) Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью. |
С.Я. Маршак. «Ландыш» |
2*. Допиши
предложение.
Псевдоним – это ____________________ .
3. Запиши фамилии русских
писателей.
4. Прочитай строфу и укажи
рифмующиеся слова.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
5*. Запиши настоящие имя, отчество
и фамилию писателя Л. Пантелеева. ______________
6. Кто сказал эти слова? Дай полный
ответ.
Я посмотрел на его маленький
веснушчатый нос и подумал, что ему действительно
нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная
воля и такое крепкое слово, не испугается
темноты, не испугается хулиганов, не испугается и
более страшных вещей. _______________________
7. Прочитай. Из какого произведения
К.Г. Паустовского этот абзац? Подчеркни ответ.
Блестели черные ветки, шуршал, сползая с
крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за
околицей сырой лес.
Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей
только посмотреть на овраг, как в нем тотчас
начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла,
и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче
и громче.
«Кот-ворюга»
«Какие бывают дожди?»
«Стальное колечко»
8. Какой герой и в каком
произведении так думает? Подчеркни ответ.
«Э-э! – думаю, скажут, увидев меня
помолодевшим, соседи. – Вот идет молодой дурак!
Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как
надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет
то же начинать сначала».
старик в рассказе А.П. Гайдара
«Горячий камень»
майор в рассказе Л. Пантелеева
«Честное слово»
Марк Камилл в рассказе Л. Пантелеева
«Камилл и учитель»
9. Соедини знаком ––> фамилии
авторов и заголовки произведений.
А.П. Гайдар
Л. Пантелеев
С.Я. Маршак
Дж. Лондон
М.М. Пришвин |
«Волк»
«Тимур и его команда»
«Фенька»
«Двойной след»
«Ландыш» |
10*. Кроссворд «По страницам
изученных произведений».
1. Герой исторического рассказа Л.
Пантелеева.
2. Автор фантастического рассказа «Фенька».
3. Кличка любопытной сороки в рассказе М.М.
Пришвина.
4. Имя канадского писателя Сетона-Томпсона.
5. Автор стихотворения об А.П. Гайдаре.
Вариант II
1. Прочитай строфу. Запиши
название стихотворения.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И Гражданин – Гайдар...
______________________________
2. Заполни схему «Рассказы Л.
Пантелеева».
3. Прочитай строфу. Укажи знаком
––> рифмующиеся слова.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
4. Запиши фамилию, имя и отчество
автора стихотворения «Ландыш».
______________________________
5. Прочитай абзац и впиши имя и
фамилию героя рассказа.
Однажды мальчик полез __________________ в
колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно
насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за
гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник,
оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.
6. Кому принадлежат эти слова?
Запиши полный ответ.
– Молодые фалески, когда вы будете
большими и вам придется воевать с сильным и
мужественным врагом, вспомните, что нужно всегда
и во всех случаях полагаться на собственные силы,
а не на злодейство других.
______________________________
7. Из какого произведения отрывок?
Подчеркни ответ.
В большом дремучем лесу, далеко на
севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны.
Они были такие старые, такие старые, что никто,
даже седой мох, не мог припомнить, были ли они
когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками.
Отовсюду были видны их темные вершины, высоко
поднимавшиеся над чащей леса.
Из сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка».
Из рассказа М.М. Пришвина «Жаркий час».
Из сказки Х.К. Андерсена «Снеговик».
8. Прочитай пословицы. Какая
подходит к басне С.В. Михалкова «Ошибка»?
Подчеркни ответ.
Делу – время, а потехе – час.
Трус и таракана посчитает за великана.
Своя земля и в горсти мила.
У страха глаза велики.
Грозит мышь кошке, да издалека.
9. Соедини знаком ––> имена и
отчества писателей с их фамилиями.
Александр Иванович
Михаил Михайлович
Самуил Яковлевич
Аркадий Петрович |
Пришвин
Куприн
Гайдар
Маршак |
10*. Кроссворд «Герои изученных
произведений».
1. Кличка собаки в рассказе М.М.
Пришвина «Выскочка».
2. Имя девочки на шаре.
3. Имя хозяина Чинка.
4. Имя мальчика в рассказе А.П. Гайдара «Горячий
камень».
5. Имя девочки в одноименном рассказе
Л. Пантелеева.
Вариант III
1. Прочитай отрывок. Запиши
название произведения.
От стыда и горя Ивашка забрел в лес,
заблудился и попал на болото. Наконец он устал.
Опустился на торчавший из мха голубой камень, но
тотчас же с воплем подскочил, так как ему
показалось, что он сел на лесную пчелу и она его
через дыру штанов больно ужалила.
________________________________
2. Заполни схему «Зарубежные
писатели».
3. Прочитай строфу. Укажи знаком
––> рифмующиеся слова.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
4. Из какого стихотворения строфа
в задании 3? Запиши ответ.
________________________________
5. Прочитай абзац. Впиши имя героя
рассказа.
Очень давно, когда еще и тебя и меня на
свете не было, и наших дедушек и бабушек еще не
было, жил на свете человек, полководец _______________ .
6. Какой герой и в каком
произведении так думает? Запиши полный ответ.
«Вот! – думал он. – Теперь вкачу я камень
на гору, придет хромой старик, разобьет камень,
помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят,
что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит,
изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не
видел. А другие люди ее видели».
________________________________
7. Прочитай. Из какого
произведения этот абзац? Подчеркни ответ.
Но вот он уселся, задрал морду кверху, то
закрывая, то открывая пасть судорожными
движениями, с каждым разом все шире и шире. И все
сильнее, все чаще делались спазмы в горле,
сопровождавшие эти судорожные движения, пока,
наконец, не задрожали голосовые связки –
сначала беззвучно, под свист воздуха,
выдыхаемого легкими; а потом послышалась низкая
нота, самая низкая из всех, что может воспринять
человеческое ухо. Все это было вступлением к вою.
Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»
Дж. Лондон. «Волк»
В.В. Бианки. «По следам»
8. Прочитай строфы. Из каких они
стихотворений? Укажи названия произведений
соответствующими буквами.
а) Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
б) А вот
Без скрипачей
И песен
Наш мир
Совсем неинтересен.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
9. Соедини стрелочками ––>
фамилии авторов и заголовки произведений.
М.М. Пришвин
С.Я. Маршак
Л. Пантелеев
В.В. Бианки
Дж. Лондон |
«По следам»
«Фенька»
«Волк»
«Урок родного языка»
«Двойной след» |
10*. Кроссворд «По страницам
изученных произведений».
1. Герой рассказа Л. Пантелеева
«Честное слово».
2. Кличка любопытной сороки в рассказе
М.М. Пришвина.
3. Заголовок стихотворения С.Я. Маршака.
4. Рассказ Дж. Лондона.
5. Герой рассказа Э. Сетона-Томпсона.
Продолжение следует
1 Контрольные и
проверочные работы взяты из книги
Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в
начальной школе: контрольные работы, тесты,
литературные диктанты, тесты для проверки
навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.
1. – М.: Вентана-Граф, 2006.
* Звездочкой обозначены
дополнительные задания, которые выполняются по
желанию и оцениваются отдельной отметкой.
|