Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2008

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Л.А.ЕФРОСИНИНА

Проверочные и контрольные работы по чтению1

3 класс. II полугодие

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

Компетенция

Вид проверки

Время выполнения

1

Навык чтения вслух

Текущая

Январь–февраль

2

Навык чтения молча

— “ —

Февраль

3

Выразительность чтения изученных произведений

— “ —

Один раз в четверть

4

Начитанность и читательские умения

— “ —

Март

5

Тест

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания

Текущая

В конце четверти

7

Навык чтения вслух

Итоговая

Апрель

8

Навык чтения молча

— “ —

Май

9

Выразительность чтения подготовленного текста

— “ —

Апрель – май

10

Начитанность и читательские умения

Итоговая

Май

11

Тест

Итоговая

Май

12

Литературная эрудиция – литературные диктанты

Текущая

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания

Итоговая

В конце года

Итоговая проверка навыка чтения вслух

Вариант I

Как аукнется, так и откликнется

(Русская сказка)

Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой. Уж вот как тебя угощу!
Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:
– Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль – хлоп-хлоп носом по тарелке: стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу – так всю сама и скушала.
Съела кашу лиса и говорит:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем.
– Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль, – приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, наклал в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует:
– Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает – все ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока все не съел.
– Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем. Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлем кончилась.

(186 слов)

Вопросы и задания

1. Подумай, кто автор этого произведения.
2. Назови правильно это произведение.
3. Почему у сказки такой заголовок? Объясни.
4. Объясни выражения: потчевать нечем, не обессудь, несолоно хлебавши.
5. Чему учит эта сказка? Выскажи свое мнение.

Вариант II

Машинка для приготовления уроков

Как-то раз постучался к нам очень странный и смешной человечек – совсем крохотный, чуть повыше двух спичек. На спине он тащил большую сумку, гораздо больше него самого.
– Я тут разные машинки продаю... – представился он.
– Что за машинки? Покажите! – заинтересовался мой папа.
– Вот, к примеру, машинка для приготовления уроков. Нажмешь красную кнопку – решит задачу, нажмешь желтую – напишет сочинение, зеленую – выучит урок по географии. Все сама сделает и быстро – в одну минуту!
– Папа, купи! – обрадовался я.
– Ну, ладно. А сколько стоит?
– Ничего не стоит! Я денег не беру, – ответил человечек.
– Но вы же не зря, должно быть, трудились?
– Конечно. Только в обмен на машинку мне деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.
– Вы с ума сошли! – возмутился отец.
– Ну посудите сами, – улыбнулся человечек. – Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать машинка?
– Пап, купи! – стал я упрашивать отца. – И в самом деле, на что мне мозг, когда есть такая машинка!
Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал немного и согласился:
– Ладно, забирайте его мозг, и по рукам! Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою сумку.
Каким же я сразу стал легким, когда опустела моя голова! Таким легким, что вспорхнул в воздух и начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.
– Придется держать его в клетке, – предупредил человечек.
– Почему? – удивился отец.
– Потому что он теперь безмозглый – вот почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка, и умрет там с голоду.
Отец посадил меня в клетку, точно канарейку. Клетка была маленькая, тесная – не пошевельнуться! Прутья так сжимали мне ребра, так сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо, что все это мне приснилось! Не поверите, я тут же сел за уроки.

(277 слов)
(Дж. Родари)

Вопросы и задания

1. Прочитай название произведения. Определи жанр и тему.
2. Почему герой рассказа проснулся в страхе?
3. Какими ты представляешь отца, смешного человечка, мальчика? Расскажи.
4. Определи главную мысль произведения.

Вариант III

Весенний гам

Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
Зазвучало все, что может звучать.
Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелетными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно...
Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождливые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-рчат.
Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
Гремит весенний гам!

(188 слов)
(Н.И. Сладков)

Вопросы и задания

1. Объясни словосочетание весенний гам.
2. Найди и прочитай описание дождевых капель. Подчеркни олицетворения.
3. Какие чувства вызывает у тебя это произведение? Как нужно читать последний абзац?
4. Определи главную мысль этого произведения.

Итоговая проверка навыка чтения молча

Вариант I

Скворцы

(Отрывок)

...Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, повесили новые.
Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей... Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни...
Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.
А потом началось выселение воробьев из скворечен.
Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет он свой острый хитрый нос из круглой дырочки и – назад.
Наконец голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать... И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома.
Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам...
Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не более пяти сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает разных червяков, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!.. Его корм и на земле, и в земле.
И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!
Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких движений, где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко...
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья...
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.

(188 слов)
(А.И. Куприн)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?

  • О хитростях воробьев;

  • о дружбе птиц;

  • о скворцах;

  • о воробьях;

  • о приходе весны.

2. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?

  • Утром пятнадцатого марта;

  • днем двадцатого марта;

  • девятнадцатого марта вечером;

  • вечером в субботу;

  • утром в воскресенье.

3. Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?

  • Пять дней;

  • один день;

  • два дня;

  • неделю;

  • несколько дней.

4. Как происходит выселение воробьев из скворечников?

  • Воробьев выгоняют;

  • воробьев клюют;

  • воробьев стерегут;

  • воробьев не кормят;

  • воробьев не поят.

5. Как скворцы стерегут свое гнездо?

  • Всей семьей;

  • поочередно;

  • всей стаей;

  • не стерегут совсем;

  • нанимают сторожа.

6. Из чего скворцы делают гнездо?

  • Из веток;

  • из прутьев;

  • из строительного мусора;

  • из одного пуха;

  • только из перьев.

7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

  • Большим;

  • маленьким;

  • средним;

  • не более пяти сантиметров;

  • узким.

8. Где скворец находит себе корм?

  • В воздухе;

  • в воде;

  • на земле;

  • в земле;

  • на земле и в земле.

9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?

  • Вечером;

  • на закате;

  • днем;

  • утром;

  • ранним утром

10. Объясни выражение: скворец камнем вниз. Запиши.

______________________________

11. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.

  • Отдых.

  • Жизнь дома.

  • Строительство гнезда.

     1. Возвращение скворцов.

  • Выселение воробьев.

12. Определи жанр этого произведения.

  • Сказка;

  • басня;

  • художественный рассказ;

  • исторический рассказ;

  • научно-познавательный рассказ.

13. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?

  • Камни;

  • песок;

  • цемент;

  • стекло;

  • мелкие кусочки разного мусора

Вариант II

Дюймовочка

(Отрывок)

Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:
– Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты: где мне ее взять?
– Почему не сказать? – ответила колдунья. – Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.
– Спасибо тебе! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей.
Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
– Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали – Дюймовочка.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоса, как у нее, никто никогда не слышал.
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная.
Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.
– Вот славная жена будет моему сынку! – сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь как и его мать, старая жаба.
– Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке.
– Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас, – сказала старая жаба. – Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, – это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.
В реке росло много кувшинок, их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.
Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она оказалась на листе кувшинки; кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть виднеется вдали. Дюймовочка очень испугалась и заплакала.

(497 слов)
(Х.К. Андерсен)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Определи жанр этого произведения.

  • Сказка;

  • рассказ;

  • басня;

  • стихотворение;

  • былина.

2. О чем рассказывается в отрывке?

  • О бедной женщине;

  • о появлении крошечной девочки;

  • о скорлупке грецкого ореха;

  • о жабе;

  • о листе кувшинки.

3. Что колдунья подарила женщине?

  • Семена цветов;

  • ячменное зерно;

  • росток цветка;

  • цветок тюльпана;

  • корм для птиц.

4. Где появилась Дюймовочка?

  • В цветке розы;

  • в цветочном горшке;

  • в бутоне тюльпана;

  • на грядке;

  • в цветнике.

5. На чем и где плавала Дюймовочка?

  • На лодке по реке;

  • на лодочке по озеру;

  • на лепестке тюльпана в тарелке с водой;

  • на листе тюльпана;

  • на стебельке цветка.

6. Какой была Дюймовочка?

  • Печальной;

  • грустной;

  • больной;

  • веселой;

  • забавной.

7. Когда жаба появилась в комнате?

  • Ранним утром;

  • в полдень;

  • днем;

  • однажды ночью;

  • вечером.

8. Зачем жаба похитила девочку?

  • Чтобы с ней играть;

  • чтобы ее съесть;

  • чтобы женить на ней своего сына;

  • чтобы расстроить женщину;

  • чтобы испугать Дюймовочку.

9. Где жила жаба со своим сыном?

  • В реке;

  • в озере;

  • в лесу;

  • в болотной тине;

  • на берегу.

10. Где жаба спрятала ореховую скорлупку с Дюймовочкой?

  • На берегу реки;

  • на озере;

  • в болотной тине;

  • в болоте;

  • на листе кувшинки посредине реки.

11. Восстанови план отрывка. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

  • Появление Дюймовочки.

  • Похищение.

    1. Подарок колдуньи.

  • Жизнь в доме женщины.

  • Чудесный цветок.

12. Какой ты представляешь женщину, которой колдунья дала ячменное зернышко? Запиши.

_______________________________

13. Почему девочке дали имя Дюймовочка? Найди ответ в тексте и запиши.

_______________________________

14. Как автор называет жабу?

  • Старой и хитрой;

  • умной и доброй;

  • мокрой и безобразной;

  • огромной и красивой;

  • злой и жадной.

15. Описание какого предмета тебе особенно понравилось? Найди и спиши.

_______________________________

_______________________________

Вариант III

Сказочка про Козявочку

(Отрывок)

Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:
– Хорошо!..
Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одну о другую, еще посмотрела кругом и сказала:
– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая – хорошо, хорошо!.. И все мое!..
Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.
– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек. Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.
– Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.
– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.
– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И все мое...
Не успела она еще договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку:
– Ж-ж... Кто забрался в мой цветочек? Ж-ж... кто пьет мой сладкий сок? Ж-ж... Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Ж-ж-ж... Уходи вон, пока я не ужалил тебя!
– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Все, все мое...
– Ж-ж-ж... Нет, мое!
Козявочка едва успела унести ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соке, и рассердилась:
– Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел... Ведь все мое – и солнышко, и травка, и цветочки.
– Нет уж, извините, – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.
Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:
– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь... Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..
– Хорошо, хорошо... Вот только мою траву не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать... Мало ли вас тут летает... Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьезный... Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья!..
Были и свои радости. Встретила Козявочка другую такую же Козявочку, с мохнатыми усиками. Та и говорит:
– Какая ты хорошенькая, Козявочка... Будем жить вместе.
И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Все вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и сказала:
– Ах, как я устала!..
Никто не видел, как Козявочка умерла.
Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

(378 слов)
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чем говорится в этом произведении?

  • О том, что родилась Козявочка;

  • о том, как красиво вокруг;

  • о том, как Козявочка поссорилась со Шмелем;

  • о том, как Козявочка встретилась с Червячком;

  • о том, как жила Козявочка на свете.

2. Когда родилась Козявочка?

  • Солнечным весенним днем;

  • дождливым утром;

  • поздним вечером;

  • пасмурным днем;

  • солнечным полднем.

3. Какой была Козявочка?

  • Нежной и доброй;

  • злой и вредной;

  • вежливой и любознательной;

  • грубой и злой;

  • важной и заносчивой.

4. Отметь точные утверждения.

  • Козявочка летала с цветочка на цветочек.

  • Козявочка любовалась всем и радовалась.

  • Козявочка едва успела унести ноги от сердитого Шмеля.

  • Козявочка много летала.

  • Козявочка спорила с Червячком.

5. Как ты понимаешь выражение: едва успела унести ноги? Запиши.

_____________________________

6. С кем стала вместе жить Козявочка?

  • Со Шмелем;

  • с Червячком;

  • с жучками;

  • с другой Козявочкой;

  • с бабочками.

7. Восстанови план сказки. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

  • Встреча со Шмелем.

  • Дружба с другой Козявочкой.

  • Встреча с цветочком.

     1. Рождение Козявочки.

  • Встреча с Червячком.

  • Исчезновение Козявочки.

8. О чем важном рассказал автор?

  • Что в лесу живут козявочки;

  • что шмели жужжат;

  • что червячок ползает;

  • что козявочки не умирают;

  • что у цветочка нет ног.

9. Какое предложение помогает понять главную мысль сказки?

  • Как родилась Козявочка, никто не видел.

  • Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьезный.

  • Это был солнечный весенний день.

  • Никто не видел, как Козявочка умерла.

  • Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

10. Какой другой заголовок мог бы подойти к этому произведению?

  • «Жизнь в лесу».

  • «Жизнь Козявочки».

  • «Козявочка и весь мир».

  • «Радости и огорчения».

  • «В лесу».

Итоговая проверка выразительности чтения подготовленного текста

Вариант I

Хвост

(Чукотская сказка)

Идет белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой лиса сидит и что-то ест.
– Что ты, лисонька, ешь?
– Хвост, – отвечает лиса.
– Хвост? Какой хвост?.. Что-то я не понимаю.
– А тут и понимать нечего. Свой хвост.
– Свой?
– Ну да!
– А как же ты без хвоста жить будешь?
– Глупый ты! – рассмеялась лиса. – Хвост не камень – отрастет. Ты его сколько ни ешь, а он опять такой же будет... Мне не впервой!
– Вот оно как, – удивился медведь. – И почему я этого раньше не знал?
– Потому и голодаешь, что не знал... Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.
С тех пор и остался медведь без хвоста.

(127 слов)

Подготовь выразительное чтение.

1. Прочитай. Определи жанр и тему, главную мысль сказки.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай. Определи тон и темп чтения, укажи логические ударения и паузы.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени свое чтение.

Вариант II

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

(А.А. Фет)

Подготовь выразительное чтение.

1. Познакомься с содержанием стихотворения.
2. Прочитай про себя каждую строфу, определи тон и темп чтения, укажи логические ударения и паузы.
3. Определи задачу чтения.
4. Выполни тренировочное чтение и проведи его самооценку.

Вариант III

Воробьишко

(Отрывок)

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:

– Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.

Пел, пел – и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка рыжая, зеленые глаза – тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла, в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети... Страх приподнял с земли воробьишку; он подпрыгнул, замахал крыльями – раз-раз, и – на окне!
Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
– Что, что?
– Ну, что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься! А кошка сидит на земле, зеленые глаза, – и сожалительно мяукает:
– Мя-аконький такой воробышек, словно мы-ышка, мя-увы...
И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.

(А.М. Горький)

Подготовь выразительное чтение.

1. Прочитай текст. Подумай, о чем говорится в отрывке.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай текст. Определи тон и темп чтения каждой части.
4. Выполни тренировочное чтение и его самооценку.

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Вариант I

1. Прочитай строфы из стихотворений.

Укажи знаком ––> названия произведений.

а) Сон покоен. Утром встанешь –
Прямо в садик... Рай земной!
Песни, говор... А как глянешь
На росинки – сам не свой!

И.С. Никитин. «Русь»

б) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...»

в) Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

С.Я. Маршак. «Ландыш»

2*. Допиши предложение.

Псевдоним – это ____________________ .

3. Запиши фамилии русских писателей.

Русские писатели

 
 
 
 
 

4. Прочитай строфу и укажи рифмующиеся слова.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

5*. Запиши настоящие имя, отчество и фамилию писателя Л. Пантелеева. ______________

6. Кто сказал эти слова? Дай полный ответ.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. _______________________

7. Прочитай. Из какого произведения К.Г. Паустовского этот абзац? Подчеркни ответ.

Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес.
Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

  • «Кот-ворюга»

  • «Какие бывают дожди?»

  • «Стальное колечко»

8. Какой герой и в каком произведении так думает? Подчеркни ответ.

«Э-э! – думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. – Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

  • старик в рассказе А.П. Гайдара «Горячий камень»

  • майор в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово»

  • Марк Камилл в рассказе Л. Пантелеева «Камилл и учитель»

9. Соедини знаком ––> фамилии авторов и заголовки произведений.

А.П. Гайдар
Л. Пантелеев
С.Я. Маршак
Дж. Лондон
М.М. Пришвин

«Волк»
«Тимур и его команда»
«Фенька»
«Двойной след»
«Ландыш»

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

1. Герой исторического рассказа Л. Пантелеева.
2. Автор фантастического рассказа «Фенька».
3. Кличка любопытной сороки в рассказе М.М. Пришвина.
4. Имя канадского писателя Сетона-Томпсона.
5. Автор стихотворения об А.П. Гайдаре.

Вариант II

1. Прочитай строфу. Запиши название стихотворения.

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И Гражданин – Гайдар...

______________________________

2. Заполни схему «Рассказы Л. Пантелеева».

Рассказы Л. Пантелеева

 
 
 
 
 

3. Прочитай строфу. Укажи знаком ––> рифмующиеся слова.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

4. Запиши фамилию, имя и отчество автора стихотворения «Ландыш».

______________________________

5. Прочитай абзац и впиши имя и фамилию героя рассказа.

Однажды мальчик полез __________________ в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

6. Кому принадлежат эти слова? Запиши полный ответ.

– Молодые фалески, когда вы будете большими и вам придется воевать с сильным и мужественным врагом, вспомните, что нужно всегда и во всех случаях полагаться на собственные силы, а не на злодейство других.

______________________________

7. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.

В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны.
Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их темные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса.

  • Из сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка».

  • Из рассказа М.М. Пришвина «Жаркий час».

  • Из сказки Х.К. Андерсена «Снеговик».

8. Прочитай пословицы. Какая подходит к басне С.В. Михалкова «Ошибка»? Подчеркни ответ.

  • Делу – время, а потехе – час.

  • Трус и таракана посчитает за великана.

  • Своя земля и в горсти мила.

  • У страха глаза велики.

  • Грозит мышь кошке, да издалека.

9. Соедини знаком ––> имена и отчества писателей с их фамилиями.

Александр Иванович
Михаил Михайлович
Самуил Яковлевич
Аркадий Петрович

Пришвин
Куприн
Гайдар
Маршак

10*. Кроссворд «Герои изученных произведений».

1. Кличка собаки в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка».
2. Имя девочки на шаре.
3. Имя хозяина Чинка.
4. Имя мальчика в рассказе А.П. Гайдара «Горячий камень».
5. Имя девочки в одноименном рассказе Л. Пантелеева.

Вариант III

1. Прочитай отрывок. Запиши название произведения.

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

________________________________

2. Заполни схему «Зарубежные писатели».

Зарубежные писатели

 
 
 
 
 

3. Прочитай строфу. Укажи знаком ––> рифмующиеся слова.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

4. Из какого стихотворения строфа в задании 3? Запиши ответ.

________________________________

5. Прочитай абзац. Впиши имя героя рассказа.

Очень давно, когда еще и тебя и меня на свете не было, и наших дедушек и бабушек еще не было, жил на свете человек, полководец _______________ .

6. Какой герой и в каком произведении так думает? Запиши полный ответ.

«Вот! – думал он. – Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели».

________________________________

7. Прочитай. Из какого произведения этот абзац? Подчеркни ответ.

Но вот он уселся, задрал морду кверху, то закрывая, то открывая пасть судорожными движениями, с каждым разом все шире и шире. И все сильнее, все чаще делались спазмы в горле, сопровождавшие эти судорожные движения, пока, наконец, не задрожали голосовые связки – сначала беззвучно, под свист воздуха, выдыхаемого легкими; а потом послышалась низкая нота, самая низкая из всех, что может воспринять человеческое ухо. Все это было вступлением к вою.

  • Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»

  • Дж. Лондон. «Волк»

  • В.В. Бианки. «По следам»

8. Прочитай строфы. Из каких они стихотворений? Укажи названия произведений соответствующими буквами.

а) Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

б) А вот
Без скрипачей
И песен
Наш мир
Совсем неинтересен.

в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

  • С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»

  • Дж. Чиарди. «Об удивительных птицах»

  • С.Я. Маршак. «Ландыш»

9. Соедини стрелочками ––> фамилии авторов и заголовки произведений.

М.М. Пришвин
С.Я. Маршак
Л. Пантелеев
В.В. Бианки
Дж. Лондон

«По следам»
«Фенька»
«Волк»
«Урок родного языка»
«Двойной след»

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

1. Герой рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».
2. Кличка любопытной сороки в рассказе М.М. Пришвина.
3. Заголовок стихотворения С.Я. Маршака.
4. Рассказ Дж. Лондона.
5. Герой рассказа Э. Сетона-Томпсона.

Продолжение следует


Контрольные и проверочные работы взяты из книги Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2006.

* Звездочкой обозначены дополнительные задания, которые выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой.