Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2008

Я ИДУ НА УРОК

Нина БЕЛАЯ,
учитель школы № 46, г. Белгород

Часть числа

Математика. 2 класс

Тема. «Таблица умножения и деления на 2, 3, 4. Часть числа».

Цели. Обеспечить закрепление таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, применение этих знаний на различных уровнях сложности.

Учебные материалы. Физическая карта; рисунки с изображениями планет, Солнца; карточки для самостоятельной работы; перфокарты; материалы о родном крае.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительный этап

Учитель. Какие задания вам нравится выполнять больше всего на уроке математики?

Дети. Решать задачи, считать, разгадывать ребусы.

У. Я предвидела это. И сегодня мы будем решать примеры и задачи на умножение и деление, разгадывать головоломку. Вы будете работать в парах и самостоятельно.
Несмотря на то что уже конец осени и солнце появляется очень редко, у нас в классе сегодня светит солнце.

На доске – рисунок с изображением Солнечной системы.

– Вспомните, Солнце – это планета или звезда?

Д. Звезда.

У. Действительно, Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Это глава большой солнечной семьи, в которую входят 9 планет. Какие планеты вы знаете?

Д. Земля, Марс, Юпитер...

Дети перечисляют лишь некоторые.

У. Вы назвали лишь некоторые, но, выполнив задание, вы узнаете названия всех планет и их расположение в Солнечной системе.

Группа детей работает по перфокартам на местах, а один ученик записывает ответы на доске.

Перфокарта

9 . 3
12 : 3
14 : 2

3 : 3
4 . 9
2 . 4

18 : 3
3 .  6
20 : 4

Остальные ученики выполняют задание учителя и записывают ответы в тетрадях.

  • Найдите произведение чисел 3 и 8.

  • Число умножили на 2 и получили 12. Какое число умножили?

  • Какое число в 3 раза больше 5?

  • Найдите частное от деления чисел 6 и 2.

  • 4 увеличьте в 7 раз.

  • 3 разделите на 3 (сделать вывод).

  • Чему равна половина числа 18?

  • 0 умножьте на 2 (сделать вывод).

  • Треть числа равна 4. Найдите число.

У доски лежат рисунки с изображениями планет, на обратной стороне которых записаны ответы заданий. Ученик, который первым правильно написал ответ, подходит к доске, находит цифру-ответ, читает название планеты на обратной стороне и этой же стороной располагает ее на орбите (по порядку – сверху вниз).

У. Какая планета ближайшая к Солнцу?

Д. Меркурий.

У. Как называется наша планета?

Д. Земля.

У. Какая по счету планета Земля?

Д. Третья.

У. Какая планета самая далекая от Солнца?

Д. Уран*.

У. А теперь проверим работу тех из вас, кто получил перфокарту.

На доске:

27
4
7

1
36
8

6
18
5

– На какие группы можно разделить эти числа?

Д. Четные – нечетные

– Двузначные – однозначные.

У. Назовите двузначные числа. Что у них общего?

Д. Все числа делятся на 9. Сумма числа десятков и числа единиц равна 9.

У. Планеты тоже делятся на группы: большие и малые.

III. Закрепление пройденного материала

У. На Земле 6 материков. Выполнив следующее задание, мы узнаем название материка, на котором живем.

Откройте учебник на с. 67. Выполним задание № 197 с комментированием.

(18 – 6) : 4 =
(47 – 38) . 4 =
(2 + 5) . 3 =
(15 + 3) : 2 =
(3 . 3) . 3 =
(2 ? 9) : 3 =

Учитель добавляет еще одно выражение:

(4 + 2 ) . 2 =

Ученики комментируют решение. Учитель пишет ответы на доске:

3, 21, 27, 36, 9, 6, 12

– Запишите эти числа в порядке увеличения.

Дети выполняют задание.

– А теперь впишем числа в порядке увеличения в таблицу головоломки. Разгадайте головоломку, прочитайте слово. Для этого воспользуйтесь шифром.

На доске:

 

О

3

 

 

Е

 

 

6

И

 

 

Д

 

9

 

 

 

 

З

12

М

 

Я

 

 

21

 

В

 

 

 

27

 

 

 

Р

 

36

А

 

К

 

 

Шифр: 3 О, 21 – , 27 , 36 , 9 , 6 , 12 О.

Д. Получилось слово Евразия.

У. Евразия – это огромный участок суши. На этом материке много стран.

Учитель показывает на карте материк и прикрепляет табличку с названием.

– Как называется наша страна?

Д. Россия.

У. Россия – самая большая в мире страна с великой историей. На территории России более тысячи городов. На берегах рек Северский Донец и Везелка раскинулся наш прекрасный родной город Белгород. Много мы уже говорили о нем и даже писали рассказы. Наш город с каждым днем становится все краше.
А сейчас мы решим задачу о нашем городе. Прочитайте ее текст на карточках.

Карточка 1

Для озеленения города Белгорода в одном парке посадили 4 ряда деревьев по 9 штук в каждом ряду, а в другом парке – 3 ряда деревьев по 8 штук. Сколько деревьев посадили в каждом парке?

– Прочитайте вопрос задачи. Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос?
Что сказано о первом парке? Что можно узнать по этим данным? Каким действием?
Что сказано о втором парке? Что можно узнать по этим данным? Каким действием?
Сколько действий в задаче?

Дети отвечают.

– Измените вопрос задачи, чтобы появилась необходимость выполнять третье действие.

Д. Сколько всего деревьев посадили в двух парках?

– На сколько деревьев больше посадили в первом парке, чем во втором?

У. Кто сможет решить задачу в три действия, закрасьте сигнал (кружок на карточке) зеленым цветом, а кому нужна моя помощь – закрасьте красным цветом.

Те, кто закрасил кружок зеленым цветом, работают самостоятельно, остальные записывают решение задачи с комментированием.

1) 9 . 4 = 36 (д.) – посадили в одном парке.
2) 8 . 3 = 24 (д.) – посадили в другом парке.

Ответ: 24 дерева, 36 деревьев.

Проверка самостоятельной работы.

36 – 24 = на 12 (д.) – больше
26 + 24 = 60 (д.) – всего

У. Именно 60 деревьев было посажено в городе в честь 60-летия Курской битвы.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Белгород является областным центром. В городе много красивых строений. Как они появляются? (Дети отвечают.) Представьте, что объявлен конкурс на лучшее оформление здания.

Миша и Маша решили посчитать, сколько провода потребуется, чтобы украсить здание прямоугольной формы гирляндой. Размеры здания: длина – 6 метров, ширина – 4 метра.

Учитель вывешивает чертеж.

На доске:

Маша считала так: 6 + 6 + 4 + 4
Миша считал так: (6 + 4) . 2

– Кто прав?

Д. Оба правы.

У. А как можно еще найти периметр?

Д. 6 . 2 + 4 . 2.

У. Чему равен периметр этого здания?

Д. 20 метров.

У. Какой способ удобнее?

Дети отвечают.

– Дома вы вырезали прямоугольник и находили его периметр. Обменяйтесь с соседом прямоугольниками. Найдите периметр прямоугольника соседа и сравните результаты.

VI. Разминка для глаз («восьмерка»)

VII. Самостоятельная работа

Индивидуальная работа по закреплению пройденного материала.

У детей на столе лежат карточки с тремя заданиями. Около каждого задания кружок – сигнал зеленого, желтого или красного цвета в зависимости от уровня сложности. Ученик должен выбрать одно задание и выполнить его.

Карточка 2

1. Зеленый кружок

3 . 9 = 10 . 2 =

2. Желтый кружок

: 2 = 5 (29 – 24) . 5 =

3. Красный кружок

Третья часть числа равна 7. Найди число.

Работа проверяется с помощью веера с цифрами.

У. Кто выполнял первое задание? Назовите ответы.

Ученики показывают первый, а затем второй ответы. Также проверяются второе и третье задания. Учитель открывает запись на доске, записывает на нужной строке цифру-ответ, просит детей прочитать.

На доске:

Площадь – 27 тыс. кв. м.
Районов – 21
Городов в области – 10
Высших учебных заведений – 20
Средних учебных заведений – 25

– Сегодня ваши математические умения пригодились, чтобы получить новые знания о Белгороде.

VIII. Итог урока

У. Чем вы занимались сегодня на уроке? Что узнали нового? Какое задание было для вас интересным, что показалось трудным?

Дети отвечают.


* С 2006 года Плутон не считается планетой.