Нина БЕЛАЯ,
учитель школы № 46, г. Белгород
Часть числа
Математика. 2 класс
Тема. «Таблица умножения и деления
на 2, 3, 4. Часть числа».
Цели. Обеспечить закрепление
таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, применение
этих знаний на различных уровнях сложности.
Учебные материалы. Физическая карта;
рисунки с изображениями планет, Солнца; карточки
для самостоятельной работы; перфокарты;
материалы о родном крае.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
Учитель. Какие задания вам нравится
выполнять больше всего на уроке математики?
Дети. Решать задачи, считать,
разгадывать ребусы.
У. Я предвидела это. И сегодня мы
будем решать примеры и задачи на умножение и
деление, разгадывать головоломку. Вы будете
работать в парах и самостоятельно.
Несмотря на то что уже конец осени и солнце
появляется очень редко, у нас в классе сегодня
светит солнце.
На доске – рисунок с изображением
Солнечной системы.
– Вспомните, Солнце – это планета или
звезда?
Д. Звезда.
У. Действительно, Солнце – это
ближайшая к Земле звезда. Это глава большой
солнечной семьи, в которую входят 9 планет. Какие
планеты вы знаете?
Д. Земля, Марс, Юпитер...
Дети перечисляют лишь некоторые.
У. Вы назвали лишь некоторые, но,
выполнив задание, вы узнаете названия всех
планет и их расположение в Солнечной системе.
Группа детей работает по перфокартам
на местах, а один ученик записывает ответы на
доске.
Перфокарта
9 . 3
12 : 3
14 : 2 |
3 : 3
4 . 9
2 . 4 |
18 : 3
3 . 6
20 : 4 |
|
Остальные ученики выполняют
задание учителя и записывают ответы в тетрадях.
Найдите произведение чисел 3 и 8.
Число умножили на 2 и получили 12. Какое
число умножили?
Какое число в 3 раза больше 5?
Найдите частное от деления чисел 6 и 2.
4 увеличьте в 7 раз.
3 разделите на 3 (сделать вывод).
Чему равна половина числа 18?
0 умножьте на 2 (сделать вывод).
Треть числа равна 4. Найдите число.
У доски лежат рисунки с изображениями
планет, на обратной стороне которых записаны
ответы заданий. Ученик, который первым правильно
написал ответ, подходит к доске, находит
цифру-ответ, читает название планеты на обратной
стороне и этой же стороной располагает ее на
орбите (по порядку – сверху вниз).
У. Какая планета ближайшая к
Солнцу?
Д. Меркурий.
У. Как называется наша планета?
Д. Земля.
У. Какая по счету планета Земля?
Д. Третья.
У. Какая планета самая далекая от
Солнца?
Д. Уран*.
У. А теперь проверим работу тех из
вас, кто получил перфокарту.
На доске:
– На какие группы можно
разделить эти числа?
Д. Четные – нечетные
– Двузначные – однозначные.
У. Назовите двузначные числа. Что
у них общего?
Д. Все числа делятся на 9. Сумма
числа десятков и числа единиц равна 9.
У. Планеты тоже делятся на группы:
большие и малые.
III. Закрепление пройденного материала
У. На Земле 6 материков. Выполнив
следующее задание, мы узнаем название материка,
на котором живем.
Откройте
учебник на с. 67. Выполним задание № 197 с
комментированием.
(18 – 6) : 4 =
(47 – 38) . 4 =
(2 + 5) . 3 =
(15 + 3) : 2 =
(3 . 3) . 3 =
(2 ? 9) : 3 =
Учитель добавляет еще одно выражение:
(4 + 2 ) . 2 =
Ученики комментируют решение. Учитель
пишет ответы на доске:
– Запишите эти числа в
порядке увеличения.
Дети выполняют задание.
– А теперь впишем числа в порядке
увеличения в таблицу головоломки. Разгадайте
головоломку, прочитайте слово. Для этого
воспользуйтесь шифром.
На доске:
|
|
– |
О |
|
|
3 |
|
|
Е |
|
|
6 |
И |
|
|
Д |
|
9 |
|
|
|
|
З |
12 |
М |
|
Я |
|
|
21 |
|
В |
|
|
|
27 |
|
|
|
Р |
|
36 |
А |
|
К |
|
|
Шифр: 3 О, 21 – , 27 , 36 , 9 , 6 , 12 О.
Д. Получилось слово Евразия.
У. Евразия – это огромный участок
суши. На этом материке много стран.
Учитель показывает на карте материк и
прикрепляет табличку с названием.
– Как называется наша страна?
Д. Россия.
У. Россия – самая большая в мире
страна с великой историей. На территории России
более тысячи городов. На берегах рек Северский
Донец и Везелка раскинулся наш прекрасный родной
город Белгород. Много мы уже говорили о нем и даже
писали рассказы. Наш город с каждым днем
становится все краше.
А сейчас мы решим задачу о нашем городе.
Прочитайте ее текст на карточках.
Карточка 1
Для озеленения города Белгорода
в одном парке посадили 4 ряда деревьев по
9 штук в каждом ряду, а в другом парке – 3
ряда деревьев по 8 штук. Сколько деревьев
посадили в каждом парке? |
– Прочитайте вопрос задачи.
Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос?
Что сказано о первом парке? Что можно узнать по
этим данным? Каким действием?
Что сказано о втором парке? Что можно узнать по
этим данным? Каким действием?
Сколько действий в задаче?
Дети отвечают.
– Измените вопрос задачи, чтобы
появилась необходимость выполнять третье
действие.
Д. Сколько всего деревьев
посадили в двух парках?
– На сколько деревьев больше
посадили в первом парке, чем во втором?
У. Кто сможет решить задачу в три
действия, закрасьте сигнал (кружок на карточке)
зеленым цветом, а кому нужна моя помощь –
закрасьте красным цветом.
Те,
кто закрасил кружок зеленым цветом, работают
самостоятельно, остальные записывают решение
задачи с комментированием.
1) 9 . 4 = 36 (д.) – посадили
в одном парке.
2) 8 . 3 = 24 (д.) – посадили в другом
парке.
Ответ: 24 дерева, 36 деревьев.
Проверка самостоятельной работы.
36 – 24 = на 12 (д.) – больше
26 + 24 = 60 (д.) – всего
У. Именно 60 деревьев было посажено
в городе в честь 60-летия Курской битвы.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление пройденного материала (продолжение)
У. Белгород является областным
центром. В городе много красивых строений. Как
они появляются? (Дети отвечают.) Представьте,
что объявлен конкурс на лучшее оформление
здания.
Миша и Маша решили посчитать, сколько
провода потребуется, чтобы украсить здание
прямоугольной формы гирляндой. Размеры здания:
длина – 6 метров, ширина – 4 метра.
Учитель вывешивает чертеж.
На доске:
Маша считала так: 6 + 6 + 4
+ 4
Миша считал так: (6 + 4) . 2 |
– Кто прав?
Д. Оба правы.
У. А как можно еще найти периметр?
Д. 6 . 2 + 4 .
2.
У. Чему равен периметр этого
здания?
Д. 20 метров.
У. Какой способ удобнее?
Дети отвечают.
– Дома вы вырезали прямоугольник и
находили его периметр. Обменяйтесь с соседом
прямоугольниками. Найдите периметр
прямоугольника соседа и сравните результаты.
VI. Разминка для глаз («восьмерка»)
VII. Самостоятельная работа
Индивидуальная работа по закреплению
пройденного материала.
У детей на столе лежат карточки с тремя
заданиями. Около каждого задания кружок – сигнал
зеленого, желтого или красного цвета в
зависимости от уровня сложности. Ученик должен
выбрать одно задание и выполнить его.
Карточка 2
1. Зеленый кружок
3 . 9 = 10 . 2 =
2. Желтый кружок
: 2 = 5
(29 – 24) . 5 =
3. Красный кружок
Третья часть числа равна 7. Найди число. |
Работа проверяется с помощью
веера с цифрами.
У. Кто выполнял первое задание?
Назовите ответы.
Ученики показывают первый, а затем
второй ответы. Также проверяются второе и третье
задания. Учитель открывает запись на доске,
записывает на нужной строке цифру-ответ, просит
детей прочитать.
На доске:
Площадь – 27 тыс. кв. м.
Районов – 21
Городов в области – 10
Высших учебных заведений – 20
Средних учебных заведений – 25 |
– Сегодня ваши
математические умения пригодились, чтобы
получить новые знания о Белгороде.
VIII. Итог урока
У. Чем вы занимались сегодня на
уроке? Что узнали нового? Какое задание было для
вас интересным, что показалось трудным?
Дети отвечают.
* С 2006 года Плутон не
считается планетой.
|