Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Галина АНИКИНА,
директор школы № 1903,
Елена ГУЦОЛ,
учитель школы № 1903,
г. Москва

Шестилетняя начальная школа

Решат ли шесть лет обучения в начальной школе проблему преемственности?

Переход детей из начальной школы в среднюю несет много проблем и огорчений:

  • учащиеся не понимают учебный материал из-за расхождения в методах и формах преподавания в начальном и среднем звене;

  • дети не подготовлены к восприятию более сложного материала;

  • дети не подготовлены к кабинетной системе обучения;

  • увеличение количества преподавателей связано с увеличением требований;

  • резко изменяются условия обучения.

Все это ведет к снижению успеваемости и нежеланию посещать школу или отдельные предметы.

Между начальной и средней школой должны быть установлены закономерные устойчивые связи – должна быть преемственность.

В связи с тем, что проблема преемственности существует давно, путей решения этой проблемы тоже несколько. Вот что предлагают школы и авторы различных учебных пособий.

Пути решения проблемы преемственности

  • переход образовательного учреждения на единую образовательную систему «Школа 2000», Занкова, Эльконина–Давыдова;

  • введение более раннего, но постепенного увеличения учителей-предметников;

  • проведение учителями начальных классов и учителями-предметниками средней школы открытых уроков; совместная разработка общих методических тредбований и систем оценки качества знаний;

  • разработка технологических подходов к организации совместной деятельности учителей начальных классов, учителей-предметников средней школы, классных руководителей, психологов.

Уточним: если образовательное учреждение работает по единой образовательной системе, то у учителей средней школы не возникнет проблем с систематизацией и обработкой материалов к уроку. Они четко знают, с чем дети уже работали, как преподавался материал, каким должен быть следующий шаг в изучении предмета.

Хорошим вариантом является введение более раннего, но постепенного увеличения числа учителей-предметников в начальной школе. Дети постепенно привыкают к кабинетной системе обучения, к разным учителям, и при переходе в среднюю школу это не окажется для них чем-то новым.

Когда за решение проблемы преемственности берутся сразу и учителя начальных классов (могут поделиться опытом работы с маленькими детьми и дать четкую характеристику каждому), и учителя-предметники среднего звена (могут рассказать учителям начальных классов о своей программе и своих методах преподавания), и психологи, (могут дать психологическую характеристику ребенка 10 – 12-летнего возраста), то вполне можно помочь детям избежать стрессов в адаптационный период.

Как известно, «преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения», то есть в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изучаемое и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Семинары, открытые уроки, которые дают учителя 4-х классов для учителей-предметников и учителя 5-х классов для учителей 4-х, несомненно, дают представление о том, с кем и как придется работать, но полностью проблему сложной адаптации детей они не решают, так как просто посмотреть на поведение детей на уроке и на то, как учитель преподает, недостаточно, чтобы получить полное представление о личности ребенка и о том, какой подход к нему нужен.

Учитель начальных классов работает с детьми с 1-го класса и хорошо знает особенности каждого ребенка. За четыре года обучения он выработал индивидуальный подход к каждому ученику. Когда дети переходят в среднюю школу, их принимает совершенно новый педагог с новыми требованиями и новыми взглядами на процесс обучения. Он приходит на урок из старших классов и использует те же методы обучения, что и с более взрослыми детьми, а 5-й класс по своим психологическим особенностям – еще младшие школьники, и «взрослые» методы обучения даются им тяжело.

Проанализировав все возможные пути решения проблемы преемственности, мы пришли к выводу, что шестилетняя начальная школа – действительно выход из сложившейся ситуации. В начальной школе дети хорошо знают своего учителя, учитель знает особенности каждого и остается с детьми до 6-го класса. Учитель по-прежнему является их классным руководителем и ведет те предметы, которые позволяет его образование. Более того, дети остаются в своем прежнем кабинете, к которому они уже привыкли.

Такая система обучения позволяет решить множество проблем:

– психологическую проблему – уровень тревожности перед «новым» процессом обучения и большим количеством учителей-предметников снижен;
– решается проблема «беспризорности» детей в школьном здании – после каждого урока дети, как и раньше, возвращаются в свой кабинет;
– адаптация детей на переходном этапе проходит безболезненно;
– нет рассогласования образовательного процесса;
– учитель хорошо знает своих детей и может адаптировать исходя из их индивидуальных особенностей любой учебный материал;
– решается проблема поведения на уроках – дети привыкли к требованиям определенного учителя: знают, что можно в школе и что нельзя;
– решается проблема неподготовленности учителя среднего звена к работе с детьми младшего школьного возраста (дети 11 лет по своим психологическим особенностям еще младшие школьники);
– у детей не снижается интерес к учению и повышению успеваемости;
– меньше признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
– сохраняются единые требования к ребенку, его индивидуальности и персональной значимости, создаются лучшие условия для самовыражения и творческого подхода к обучению.

Для выявления социального заказа мы провели специальные исследования среди учеников и их родителей.

Хотели бы вы учиться в начальной школе со своим первым учителем 6 лет?

Опрос учащихся 4-х классов показал, что большинство детей хотели бы остаться со своим учителем и продолжить обучение в прежнем кабинете.

Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок учился в начальной школе 6 лет?

Шестилетний курс обучения в начальной школе позволит максимально раскрыться индивидуальности ученика и удовлетворить все пожелания их родителей. Ведь для родителей переход ребенка является не менее болезненным – они тоже переживают из-за того, что раньше у ребенка был «опекун», а теперь их ребенок, по сути, никому не нужен. К тому же шестилетняя программа образования решает проблему снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю, а какой родитель не хочет, чтобы оценки ребенка по-прежнему радовали?

Литература

Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю// Народное образование. – 2002. № 8. С. 99.

Письмо Министерства образования РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную» от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13.

Львов М.Р. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. статей из опыта работы: пособие для учителя. – М., 1982.

Семененко В. Остров Везения// Московская правда. – 2006.

Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения// Завуч начальной школы. – 2003. № 5. С. 99–105.