Галина АНИКИНА,
директор школы № 1903,
Елена ГУЦОЛ,
учитель школы № 1903,
г. Москва
Шестилетняя начальная школа
Решат ли шесть лет обучения в
начальной школе проблему преемственности?
Переход детей из начальной школы в среднюю
несет много проблем и огорчений:
учащиеся не понимают учебный материал
из-за расхождения в методах и формах
преподавания в начальном и среднем звене;
дети не подготовлены к восприятию
более сложного материала;
дети не подготовлены к кабинетной
системе обучения;
увеличение количества преподавателей
связано с увеличением требований;
резко изменяются условия обучения.
Все это ведет к снижению успеваемости и
нежеланию посещать школу или отдельные предметы.
Между начальной и средней школой должны быть
установлены закономерные устойчивые связи –
должна быть преемственность.
В связи с тем, что проблема преемственности
существует давно, путей решения этой проблемы
тоже несколько. Вот что предлагают школы и авторы
различных учебных пособий.
Пути решения проблемы преемственности
переход образовательного учреждения
на единую образовательную систему «Школа 2000»,
Занкова, Эльконина–Давыдова;
введение более раннего, но
постепенного увеличения учителей-предметников;
проведение учителями начальных
классов и учителями-предметниками средней школы
открытых уроков; совместная разработка общих
методических тредбований и систем оценки
качества знаний;
разработка технологических подходов к
организации совместной деятельности учителей
начальных классов, учителей-предметников
средней школы, классных руководителей,
психологов.
Уточним: если образовательное учреждение
работает по единой образовательной системе, то у
учителей средней школы не возникнет проблем с
систематизацией и обработкой материалов к уроку.
Они четко знают, с чем дети уже работали, как
преподавался материал, каким должен быть
следующий шаг в изучении предмета.
Хорошим вариантом является введение более
раннего, но постепенного увеличения числа
учителей-предметников в начальной школе. Дети
постепенно привыкают к кабинетной системе
обучения, к разным учителям, и при переходе в
среднюю школу это не окажется для них чем-то
новым.
Когда за решение проблемы преемственности
берутся сразу и учителя начальных классов (могут
поделиться опытом работы с маленькими детьми и
дать четкую характеристику каждому), и
учителя-предметники среднего звена (могут
рассказать учителям начальных классов о своей
программе и своих методах преподавания), и
психологи, (могут дать психологическую
характеристику ребенка 10 – 12-летнего
возраста), то вполне можно помочь детям избежать
стрессов в адаптационный период.
Как известно, «преемственность в обучении
состоит в установлении необходимой связи и
правильного соотношения между частями учебного
предмета на разных ступенях его изучения», то
есть в последовательности, систематичности
расположения материала, в опоре на изучаемое и на
достигнутый учащимися уровень развития, в
перспективности изучения материала, в
согласованности ступеней и этапов
учебно-воспитательной работы.
Семинары, открытые уроки, которые дают учителя
4-х классов для учителей-предметников и учителя
5-х классов для учителей 4-х, несомненно, дают
представление о том, с кем и как придется
работать, но полностью проблему сложной
адаптации детей они не решают, так как просто
посмотреть на поведение детей на уроке и на то,
как учитель преподает, недостаточно, чтобы
получить полное представление о личности
ребенка и о том, какой подход к нему нужен.
Учитель начальных классов работает с детьми с
1-го класса и хорошо знает особенности каждого
ребенка. За четыре года обучения он выработал
индивидуальный подход к каждому ученику. Когда
дети переходят в среднюю школу, их принимает
совершенно новый педагог с новыми требованиями и
новыми взглядами на процесс обучения. Он
приходит на урок из старших классов и использует
те же методы обучения, что и с более взрослыми
детьми, а 5-й класс по своим психологическим
особенностям – еще младшие школьники, и
«взрослые» методы обучения даются им тяжело.
Проанализировав все возможные пути решения
проблемы преемственности, мы пришли к выводу, что
шестилетняя начальная школа – действительно
выход из сложившейся ситуации. В начальной школе
дети хорошо знают своего учителя, учитель знает
особенности каждого и остается с детьми до 6-го
класса. Учитель по-прежнему является их классным
руководителем и ведет те предметы, которые
позволяет его образование. Более того, дети
остаются в своем прежнем кабинете, к которому они
уже привыкли.
Такая система обучения позволяет решить
множество проблем:
– психологическую проблему – уровень
тревожности перед «новым» процессом обучения и
большим количеством учителей-предметников
снижен;
– решается проблема «беспризорности» детей в
школьном здании – после каждого урока дети, как и
раньше, возвращаются в свой кабинет;
– адаптация детей на переходном этапе
проходит безболезненно;
– нет рассогласования образовательного
процесса;
– учитель хорошо знает своих детей и может
адаптировать исходя из их индивидуальных
особенностей любой учебный материал;
– решается проблема поведения на уроках –
дети привыкли к требованиям определенного
учителя: знают, что можно в школе и что нельзя;
– решается проблема неподготовленности
учителя среднего звена к работе с детьми
младшего школьного возраста (дети 11 лет по своим
психологическим особенностям еще младшие
школьники);
– у детей не снижается интерес к учению и
повышению успеваемости;
– меньше признаков тревожности, неадекватных
поведенческих реакций на замечания и реплики
учителя;
– сохраняются единые требования к ребенку,
его индивидуальности и персональной значимости,
создаются лучшие условия для самовыражения и
творческого подхода к обучению.
Для выявления социального заказа мы провели
специальные исследования среди учеников и их
родителей.
Хотели бы вы учиться в начальной школе со своим
первым учителем 6 лет?
Опрос учащихся 4-х классов показал, что
большинство детей хотели бы остаться со своим
учителем и продолжить обучение в прежнем
кабинете.
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок учился в
начальной школе 6 лет?
Шестилетний курс обучения в начальной школе
позволит максимально раскрыться
индивидуальности ученика и удовлетворить все
пожелания их родителей. Ведь для родителей
переход ребенка является не менее болезненным –
они тоже переживают из-за того, что раньше у
ребенка был «опекун», а теперь их ребенок, по
сути, никому не нужен. К тому же шестилетняя
программа образования решает проблему снижения
успеваемости при переходе из начальной школы в
среднюю, а какой родитель не хочет, чтобы оценки
ребенка по-прежнему радовали?
Литература
Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе
из начальной школы в среднюю// Народное
образование. – 2002. № 8. С. 99.
Письмо Министерства образования РФ «Об
обеспечении успешной адаптации ребенка при
переходе со ступени начального общего
образования – на основную» от 21 мая 2004 г. №
14-51-140/13.
Львов М.Р. Преемственность и
перспективность в обучении русскому языку: сб.
статей из опыта работы: пособие для учителя. – М.,
1982.
Семененко В. Остров Везения// Московская
правда. – 2006.
Устинова Э.В. Программа организации
адаптационного периода учащихся пятых классов
муниципального образовательного учреждения//
Завуч начальной школы. – 2003. № 5. С. 99–105.
|