Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

А.Г. ПОДКОПАЕВА,
заместитель директора по УВР,
учитель школы № 12,
г. Жуковский,
Московская обл.

Правильное питание

Брейн-ринг. Экология. 3–4 классы

Цели. Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры; развивать интеллект, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, любознательность, правильную конструктивную речь; воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь ее; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование. Эмблемы (команде, капитану, игрокам), аудиокассета «Голоса птиц»; два бубна; табличка «Жюри»; бумага, карандаши.

ХОД ИГРЫ

Вопросы командам I и II

1. Что в природе произойдет, если будут уничтожены комары, мошки? (Погибнут многие птицы, питающиеся насекомыми.)

2. Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут тебе избавиться от кашля? (Мать-и-мачеха, ромашка.)

3. Это дерево – символ России. (Береза.)

4. Загадка: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Дерево.)

5. Каким грибом лечится лось? (Мухомором.)

6. Умываются ли звери? (Да – например, кошки.)

7. Растение лечит, и растение убивает. Докажи. (Мать-и-мачеха лечит от кашля; волчье лыко – ядовитое растение, им можно отравиться.)

8. Что ест зимой жаба? (Ничего – она спит.)

9. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает? (Еловые ветки почти не пропускают солнечный свет.)

10. Загадка: «Он желтым цветом распускается, а отцветет – сдувается». (Одуванчик.)

Жюри подводит итоги. Команда-победитель выходит в финал.

Вопросы командам III и IV

1. Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (Ель, сосна.)

2. Как береза помогает еловому лесу? (Укрывает маленькие елочки от солнечных лучей.)

3. Кого называют хозяином тайги? (Медведя.)

4. Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая, нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха.)

5. В воде родится, а в ней мало бывает. (Лягушка.)

6. Какие ядовитые растения ты знаешь? (Лютик, ландыш, волчье лыко, вороний глаз.)

7. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника – он остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.)

8. Загадка: «В одежде богатой, Да сам слеповатый. Живет без оконца, Не видывал солнца». (Крот.)

9. Сколько ног у паука? (8.)

10. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Воздух становится влажным, крылышки у насекомых намокают, они начинают летать низко, а ласточки питаются насекомыми.)

Жюри подводит итоги. Команда- победитель выходит в финал.

Вопросы командам-финалистам

1. В каком виде вода встречается в природе? (В жидком, твердом и газообразном.)

2. Жгуча крапива родится, да в щах пригодится. Почему так говорят в народе? (В молодой крапиве много витаминов.)

3. Каких жуков называют опасными преступниками? (Колорадского и майского.)

4. Река, вытекающая из озера Байкал. (Ангара.)

5. Загадка: «Эх, звоночек – синий цвет, С языком, а звону нет!» (Колокольчик.)

6. Приведите примеры экологических катастроф. (Взрыв на АЭС, наводнение, землетрясение.)

7. Загадка: «Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днем он забияка, Поутру – часы». (Петух.)

8. Почему так легко дышится в сосновом бору? (Запах сосны убивает все микробы.)

9. Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы.)

10. Что записывают в Красной книге? (Все виды исчезающих растений и животных.)

Жюри подводит итоги.

Награждение команды-победителя.