Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

Я ИДУ НА УРОК

Инна БОГАТЫРЕВА,
учитель школы № 125,
г. Москва

Морфологический разбор
имени существительного

Русский язык. 4-й класс

Уже 7 лет наша школа сотрудничает с автором факультативного курса «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Азбука логики» Н.Г. Киселевой.
Прикладное значение курса состоит в умении учащихся применять логические операции как мыслительный инструментарий на уроках по базовым предметам. На приведенном ниже уроке дети использовали элементарные логические знания и приемы, которые помогали им в решении учебных задач по усвоению и обобщению знаний: 1) деление материала на группы по разным признакам; 2) анализ материала; 3) установление причинно-следственных связей; 4) упражнения на развитие памяти, воспроизведение материала с опорой на знаки и смысловую связь внутри пары слов; 5) сравнение понятий по выбранному признаку; 6) расширение понятия; 7) выделение главного; 8) обобщение.

Тема. «Морфологический разбор имени существительного».

Цели. Активизировать знания логических приемов; повторить признаки имени существительного; познакомить учащихся с алгоритмом морфологического разбора имени существительного; тренировать кратковременную зрительную память детей; содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной работы и работы в парах.

Оборудование. Учебник «Русский язык. 4 класс» (авт. Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др.); карточки для грамматической разминки, карточки индивидуальных заданий с предлогами и с признаками имени существительного.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с алгоритмом морфологического разбора имени существительного. Для этого нам надо повторить признаки имени существительного как части речи. В работе нам будут помогать логические приемы.

III. Грамматическая разминка

Каждый ряд выбирает себе карточку, на которой указана орфограмма:

Безударный гласный в корне

 

Парный согласный

 

Непроизносимый согласный

У. Каждый ряд будет «ловить» слова на свое правило. Слова надо записать в тетрадь, орфограмму подчеркнуть.

Учитель читает слова: моряк, местность, завязка, сердце, печурка, жемчуг, колосок, вестник, шутка.

Дети проверяют задание по рядам, называют проверочные слова.

– Какой логический прием помогал в выполнении этого задания?

Дети. Анализ.

У. Назовите признак сходства всех записанных слов.

Д. Часть речи.

У. Вспомните правило построения определения.

Д. Определяемое слово – это обобщающее слово, существенные признаки.

У. Пользуясь знанием правила, дайте определение имени существительного сердце.

Д. Сердце – это имя существительное среднего рода, которое называет главный орган кровеносной системы.

IV. Повторение признаков «число», «нарицательность», «одушевленность»

Подготовленный ученик дает отчет об индивидуальной работе (задание дано на карточке перед началом урока):

Карточка 1

У. Как ты понял задание?

Ученик 1. Надо назвать три признака деления имен существительных на две группы.

У. Каким видом деления тебе надо воспользоваться?

Ученик 1. А – не А.

У. Какие признаки выбрал? Какие группы получил?

Ученик 1. По числу: единственное – неединственное, то есть множественное.

У. Приведи примеры. Постоянный или непостоянный это признак?

Ученик 1. Лодка – лодки: непостоянный признак.

У. Какая еще группа возможна?

Ученик 1. По нарицательности: нарицательное – ненарицательное, то есть собственное.

У. Приведи примеры. Постоянный или непостоянный этот признак?

Ученик 1. Собака Тузик: постоянный признак.

У. Какой будет третья группа?

Ученик 1. По одушевленности: одушевленное – неодушевленное.

У. Приведи примеры. Постоянный или непостоянный это признак?

Ученик 1. Мальчик – дерево: постоянный признак.

Карточки с признаками по ходу работы прикрепляются на магнитную доску.

У. Сейчас мы повторяем такие признаки имен существительных, как число, одушевленность, нарицательность. Вспомните, что значит расширить понятие?

Д. Идти от точного узкого к широкому общему.

У. Последовательно расширяя понятие, составьте и запишите в тетради смысловые тройки.

На доске:

ночь, пантера, растение, Багира, хвощ, сутки, трава, животные, неделя

Проверка работы в парах. Сидящие на первом варианте говорят, сидящие на втором варианте проверяют. Затем три ученика читают всему классу ответы:

Д. Багира – пантера – животные.
– Хвощ – трава – растения.
– Ночь – сутки – неделя.

У. В тройке «Багира – пантера – животные» дайте характеристику записанным именам существительным по признакам «нарицательность», «одушевленность», «число».

Дети выполняют задание.

– Какой логический прием вы сейчас использовали?

Д. Расширение понятий, характеристику.

У. Почему существительное вещь мы пишем с ь, а хвощ – без ь?

Выслушиваются ответы детей.

V. Повторение признаков «род», «склонение»

Выслушивается отчет об индивидуальной работе.

Карточка 2

Раздели имена существительные по признаку «род», приведи примеры. Каким видом деления ты пользовался? По какому еще признаку можно разделить все имена существительные на три группы?

Ученик 2.

– Постоянный или непостоянный признак рода?

Ученик 2. Постоянный.

У. Каким видом деления ты пользовался?

Ученик 2. На несколько групп.

У. По какому еще признаку можно разделить все имена существительные на три группы?

Ученик 2. По склонению.

У. Какие группы получатся? Какие имена существительные относятся к каждому склонению? Приведи примеры. Какой это признак: постоянный или непостоянный?

Ученик 2. 1-е, 2-е и 3-е склонение. Папа, поле, мышь. Постоянный.

У. Давайте поработаем над определением рода и склонения имен существительных. Откройте учебники на с. 86. Перед вами текст «Белка». Задание будем выполнять по рядам:

  • 1-й ряд – выписывает имена существительные мужского рода;

  • 2-й ряд – женского рода;

  • 3-й ряд – среднего рода.

Теперь определяем склонение существительных.

Проверка по рядам. Дети выполняют задание.

– Какие логические приемы вы сейчас использовали?

Д. Деление, анализ.

VI. Повторение признака «падеж»

У. Давайте вспомним, что мы знаем об изменении имен существительных по падежам. На сколько групп по признаку падеж можно разделить все имена существительные?

Д. На шесть групп.

У. Постоянный или непостоянный это признак?

Д. Непостоянный.

У. Прочитайте слова, записанные на доске. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте словосочетания. Там, где необходимо, используйте предлоги.

На доске:

перчатка
ключ
рисунок
приглашение

красками
столу
руке
замка

от

к

на

в

до

по

Задание выполняется устно: пара слов соединяется чертой, на которую при необходимости прикрепляется карточка с предлогом.

– Будем тренировать память. Запомните пары.

Учитель закрывает левый столбик.

– Пользуясь словами правого столбика, восстановите пары. Запишите словосочетания.

Дети выполняют задание.

– Какие пары получились?

Проверка по записи на доске.

– Какую память вы тренировали?

Д. Зрительную кратковременную.

У. Определите падеж имен существительных из правого столбика.

Дети отвечают.

– Какие орфограммы встретились в словосочетаниях? Какие постоянные признаки имен существительных мы назвали? Назовите непостоянные признаки.

Дети отвечают.

VII. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора

У. Теперь мы можем познакомиться с алгоритмом разбора имени существительного как части речи.

К доске прикрепляется памятка, которая прочитывается и разбирается пошагово:

Алгоритм морфологического разбора

1. Назови часть речи.

2. Поставь слово в начальную форму.

3. Перечисли постоянные признаки (на магнитной доске).

4. Перечисли непостоянные признаки (на магнитной доске).

5. Укажи, каким членом предложения является слово.

– Из слов, записанных на доске, составьте предложение. Если нужно, изменяйте формы слов.

На доске:

у, зоопарк, львята, львица, родились, в

Один ученик работает у доски.

– Запишите предложение, объясните орфограммы.

Действуя по алгоритму, сделаем морфологический разбор имени существительного (у) львицы.

Один ученик выполняет задание у доски с комментированием.

VIII. Итог урока

У. Над чем вы сегодня работали? Каков алгоритм морфологического разбора имени существительного? (Дети отвечают.) Алгоритм вы найдете в учебнике на с. 34. Какие логические приемы вы использовали на уроке?

Д. Анализ, синтез, расширение понятия, характеристику, деление понятий, алгоритм.