Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна СЕВАЛКИНА,
Мария ТОКАРЕВА,
учителя школы № 1969,
г. Москва

Александр Суворов

Русский язык. История. 3, 4 классы

Александр СуворовТема. «Великие люди России. А.В. Суворов».

Цели. Представить жизнь и деятельность А.В. Суворова как образец для подражания; познакомить с биографией полководца; развивать умения работать с текстом, выделять главное; воспитывать нравственные качества, прививать любовь к Отечеству.

Оборудование. Толковый словарь; портрет А.В. Суворова; лист ватмана с заголовком «Я – истинный патриот своего Отечества»; карточки с текстами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока и задач

Учитель читает на доске эпиграф:

Доброе имя должно быть у каждого человека. Лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества и все успехи свои относил к его благоденствию. (А.В. Суворов)

Учитель 1. Этот эпиграф поможет вам решить задачи нашего урока. Сегодня мы проведем необычный урок истории и русского языка. Мы с вами окажемся в редакции школьной газеты, и вы сами выпустите патриотическую газету, выступив в роли корреспондентов.

III. Работа с текстами

Учитель 2. А кто такой патриот? Давайте посмотрим в словарике.

Один из учеников зачитывает статью из словаря.

– А кто такие корреспонденты?

Зачитывается статья из словаря.

– Ребята, что такое текст?

Дети. Текст – это набор предложений, связанных по смыслу. По заглавию можно определить, о чем говорится в тексте.

Учитель 2. Вспомните, какие виды текстов вы знаете.

Дети. Рассуждение, описание, повествование.

Учитель 2. Какие признаки есть у каждого текста?

Дети. В описательных текстах рассказывается о людях, предметах, животных, событиях. К описанию можно поставить вопрос какой? (какая? какое?).

– В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?

– В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?

Учитель 2. В истории нашего государства было немало великих людей: ученых, писателей, полководцев. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью Александра Васильевича Суворова, его жизнью и военными победами.
Вы уже разделились на небольшие группы – редакции. Каждая познакомится с одним эпизодом из жизни Суворова. А затем мы объединим ваши сведения и выберем то, что вы сочтете наиболее важным для себя лично, определите личностные качества Суворова и те из них, которые вы хотели бы развить у себя.

Учитель 1. Перед вами карточки с текстами, у каждой группы свой. Прочитайте и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьтесь рассказать о прочитанном.

Дети работают с текстом*.

Карточка 1

Детство А. Суворова

Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев древности, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.
Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не отпускавший сына на военную службу, наконец согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».

Карточка 2

Суворов – теоретик и практик

Суворов смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «удивить – победить».
Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.
«Одна минута, – говорил полководец, – решает исход баталии, один час – успех кампании... Я действую не часами, а минутами».
Огромное значение имели его личностные качества, демократичный стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.

Карточка 3

Взятие Измаила

Измаил расположен на живописном, утопающем в зелени виноградников левом берегу Дуная, в 80 км от Черного моря. Это порт, доступный для морских судов. Время основания Измаила не установлено. С ХVI века упоминается как турецкая крепость.
Во время русско-турецкой войны в ноябре 1790 года русские войска блокировали считавшийся неприступным Измаил, который имел вал высотой 6–8 метров с земляными и каменными бастионами и ров шириной 12 метров и глубиной 6–10 метров. Русскими войсками командовал Суворов. После отказа турецкого командования капитулировать был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии.
После упорного сопротивления русские войска сломили сопротивление противника и овладели крепостью. Потери русских – 4 тыс. убитыми и 6 тыс. раненых, турок – 26 тыс. убитых и 9 тыс. пленных, включая раненых.
Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Карточка 4

Завещание Суворова

Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина II подарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.
Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил высший в России воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.
Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верными своему Отечеству – России.
– С каким видом текста вы сейчас работали?

Дети. С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова.

Учитель 2. Суворов был образованным человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые из них.

Дети читают на доске:

1) Надо бить уменьем, а не числом.
2) Сам погибай, а товарища выручай.
3) Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
4) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.

– Дома вы должны были найти материалы о Суворове, поработать корреспондентами. Давайте послушаем ваши сообщения.

Дети рассказывают о Суворове:

– Уже при жизни Суворов стал живой легендой. Военная карьера коренного москвича во многом необычна. Девять лет он тянул солдатскую лямку, после чего стал офицером. Он получил звание генерала лишь в сорок лет.
Генералиссимус Суворов участвовал почти в 60 боях и ни один из них не проиграл. Но не только блистательными победами прославил он себя. Никогда он не рассматривал в качестве своего противника мирное население тех государств, с которыми воевала Россия.
Жизнь Суворова была нелегка: царская опала, семейные проблемы, ранения на поле боя – все это пришлось познать Александру Васильевичу. Многое носил он в себе, не выставляя напоказ: «Ваша кисть изобразит черты моего лица – они видны. Но внутреннее человечество мое скрыто».
И все же жизнь Суворова можно назвать счастливой, ибо главное свое призвание – служить Отечеству – он исполнил так, что стал примером для потомков.
Вся жизнь Суворова подтверждает, что он является истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у Суворова.

IV. Составление текста

Учитель 1. Возвращаемся в редакцию газеты. Как корреспонденты вы добывали новую информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе вы напишете заметку на тему «Я – истинный патриот своего Отечества» в виде текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается от других типов текста?

Дети отвечают.

– Текст должен ответить на вопрос почему? Давайте охарактеризуем личность Суворова: каким он был? Какая часть речи нам в этом поможет?

Дети. Нам поможет прилагательное.

Учитель 1. Перечислите черты характера этого человека.

Дети отвечают, а учитель записывает слова на доске.

На доске:

смелый, целеустремленный, храбрый, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь

Учитель 1. А теперь, используя эти слова, напишите заметку в газету и помните, что она не должна быть большой. Достаточно 5–7 предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу быть патриотом своего Отечества?»

Варианты заметок

Оля В. Я хочу быть патриотом своего Отечества, чтобы сделать все для того, чтобы моя Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче, красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и уважали друг друга.

Никита Ч. Я думаю, что патриот – это не тот человек, что кричит об этом, а тот, кто на деле доказывает свою любовь к Отечеству. Я хочу, чтобы мои дела доказали мой патриотизм.

Антон Р. Патриотом быть не просто. Надо быть требовательным к самому себе, как А.В. Суворов, целеустремленным и готовым прийти на помощь другим людям. Я считаю, что необходимо уважать себя и относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель 2. Ваши заметки надо поместить в газету. Приклейте их на лист ватмана.

V. Итог урока

Учитель 2. Понравилось ли вам быть корреспондентами? Чем? Чему вы научились сегодня на уроке? С какими текстами работали?

Дети отвечают.


* Основные моменты, выбранные детьми, далее выделены курсивом.