Татьяна СЕВАЛКИНА,
Мария ТОКАРЕВА,
учителя школы № 1969,
г. Москва
Александр Суворов
Русский язык. История. 3, 4 классы
Тема. «Великие люди
России. А.В. Суворов».
Цели. Представить жизнь и деятельность
А.В. Суворова как образец для подражания;
познакомить с биографией полководца; развивать
умения работать с текстом, выделять главное;
воспитывать нравственные качества, прививать
любовь к Отечеству.
Оборудование. Толковый словарь; портрет А.В.
Суворова; лист ватмана с заголовком «Я –
истинный патриот своего Отечества»; карточки
с текстами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока и задач
Учитель читает на доске эпиграф:
Доброе имя должно быть у каждого человека.
Лично я видел это доброе имя в славе своего
Отечества и все успехи свои относил к его
благоденствию. (А.В. Суворов)
Учитель 1. Этот эпиграф поможет вам
решить задачи нашего урока. Сегодня мы проведем
необычный урок истории и русского языка. Мы с
вами окажемся в редакции школьной газеты, и вы
сами выпустите патриотическую газету, выступив в
роли корреспондентов.
III. Работа с текстами
Учитель 2. А кто такой патриот? Давайте
посмотрим в словарике.
Один из учеников зачитывает статью из
словаря.
– А кто такие корреспонденты?
Зачитывается статья из словаря.
– Ребята, что такое текст?
Дети. Текст – это набор предложений,
связанных по смыслу. По заглавию можно
определить, о чем говорится в тексте.
Учитель 2. Вспомните, какие виды текстов
вы знаете.
Дети. Рассуждение, описание, повествование.
Учитель 2. Какие признаки есть у каждого
текста?
Дети. В описательных текстах
рассказывается о людях, предметах, животных,
событиях. К описанию можно поставить вопрос какой?
(какая? какое?).
– В повествовательных текстах
рассказывается о том, что произошло. К таким
текстам можно поставить вопрос что случилось?
– В рассуждении говорится о причинах
явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?
Учитель 2. В истории нашего государства
было немало великих людей: ученых, писателей,
полководцев. Сегодня на уроке мы познакомимся с
личностью Александра Васильевича Суворова, его
жизнью и военными победами.
Вы уже разделились на небольшие группы –
редакции. Каждая познакомится с одним эпизодом
из жизни Суворова. А затем мы объединим ваши
сведения и выберем то, что вы сочтете наиболее
важным для себя лично, определите личностные
качества Суворова и те из них, которые вы хотели
бы развить у себя.
Учитель 1. Перед вами карточки с текстами,
у каждой группы свой. Прочитайте и определите,
к какому виду относится данный текст. Выделите
самое основное в нем и подготовьтесь рассказать
о прочитанном.
Дети работают с текстом*.
Карточка 1
Детство А. Суворова
Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал
шесть языков и дослужился до генерала. Отец много
рассказывал сыну о военных сражениях.
Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне
со шведами. Подростком он запоем читал книги о
походах и сражениях великих полководцев
древности, много времени уделял изучению
иностранных языков: знал немецкий, французский и
другие языки.
Александр Суворов твердо решил стать военным. Но
был он худеньким и очень болезненным. Юный
Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый
день он обливался холодной водой, спал на сене,
укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми
лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и
гимнастике, потом принимался за дела. Отец,
долго не отпускавший сына на военную службу,
наконец согласился. Александр Суворов начал
службу простым солдатом в чине капрала. Капрал
командовал отделением в 10 человек. Часто он
говорил своим подчиненным: «Научись
повиноваться, прежде чем будешь повелевать
другими».
Карточка 2
Суворов – теоретик и практик
Суворов смог развить и обогатить лучшие
традиции русского военного искусства. Они были
воплощены в книге «Наука побеждать», написанной
Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые
формы и способы ведения войны. Их сущность
Суворов выразил в формуле «глазомер, быстрота,
натиск». Применение этого принципа требовало
от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной
выручки, целеустремленности. Полководец
стремился не к вытеснению противника с
территории, а к его полному разгрому. Его
действия сводились к принципу «удивить –
победить».
Внезапности Суворов достигал быстротой
передвижения и стремительным маневрированием
войск.
«Одна минута, – говорил полководец, – решает
исход баталии, один час – успех кампании...
Я действую не часами, а минутами».
Огромное значение имели его личностные качества,
демократичный стиль поведения. Все
современники отмечали его ораторские
способности, умение говорить с солдатами. Для
русских воинов он оставался отцом-командиром.
Карточка 3
Взятие Измаила
Измаил расположен на живописном, утопающем в
зелени виноградников левом берегу Дуная, в
80 км от Черного моря. Это порт, доступный для
морских судов. Время основания Измаила не
установлено. С ХVI века упоминается как турецкая
крепость.
Во время русско-турецкой войны в ноябре
1790 года русские войска блокировали
считавшийся неприступным Измаил, который имел
вал высотой 6–8 метров с земляными и каменными
бастионами и ров шириной 12 метров и глубиной 6–10
метров. Русскими войсками командовал Суворов. После
отказа турецкого командования капитулировать
был начат штурм девятью колоннами при
поддержке гребной флотилии.
После упорного сопротивления русские войска
сломили сопротивление противника и овладели
крепостью. Потери русских – 4 тыс. убитыми и 6
тыс. раненых, турок – 26 тыс. убитых и 9 тыс.
пленных, включая раненых.
Успех был обеспечен тщательностью и
скрытностью подготовки, внезапностью действий и
одновременностью удара всех колонн, ясной и
точной постановкой целей. Взятие Измаила
способствовало быстрому и успешному окончанию
войны с Турцией.
Карточка 4
Завещание Суворова
Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными
напитками. В любую погоду он ходил в караулы,
охранял порученный ему пост. Так же просто жил,
став генералом. Он не носил теплой одежды даже в
самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина II
подарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту
шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в
карете.
Более всего в других странах Суворов стал
известен в царствование Павла I. Когда армия
Суворова после победы над французами вернулась
на Родину, Павел I приказал отдать Суворову
почести, положенные самому царю. За победы в
заграничных походах граф Суворов получил высший
в России воинский чин – титул генералиссимуса.
Ему подчинялись все войска в государстве.
Великий русский полководец не проиграл ни
одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать
с него пример и быть верными своему
Отечеству – России.
– С каким видом текста вы сейчас работали?
Дети. С повествованием. Он рассказывал о
жизни Суворова.
Учитель 2. Суворов был образованным
человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей
день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые
из них.
Дети читают на доске:
1) Надо бить уменьем, а не числом.
2) Сам погибай, а товарища выручай.
3) Вся земля не стоит даже одной капли
бесполезно пролитой крови.
4) С юных лет приучайся прощать проступки
ближнего, но никогда не прощай своих собственных. |
– Дома вы должны были найти
материалы о Суворове, поработать
корреспондентами. Давайте послушаем ваши
сообщения.
Дети рассказывают о Суворове:
– Уже при жизни Суворов стал живой легендой.
Военная карьера коренного москвича во многом
необычна. Девять лет он тянул солдатскую лямку,
после чего стал офицером. Он получил звание
генерала лишь в сорок лет.
Генералиссимус Суворов участвовал почти в 60 боях
и ни один из них не проиграл. Но не только
блистательными победами прославил он себя.
Никогда он не рассматривал в качестве своего
противника мирное население тех государств,
с которыми воевала Россия.
Жизнь Суворова была нелегка: царская опала,
семейные проблемы, ранения на поле боя – все это
пришлось познать Александру Васильевичу. Многое
носил он в себе, не выставляя напоказ: «Ваша кисть
изобразит черты моего лица – они видны. Но
внутреннее человечество мое скрыто».
И все же жизнь Суворова можно назвать счастливой,
ибо главное свое призвание – служить Отечеству
– он исполнил так, что стал примером для
потомков.
Вся жизнь Суворова подтверждает, что он является
истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что
нам с вами есть чему поучиться у Суворова.
IV. Составление текста
Учитель 1. Возвращаемся в редакцию
газеты. Как корреспонденты вы добывали новую
информацию, анализировали ее, и сейчас на ее
основе вы напишете заметку на тему «Я – истинный
патриот своего Отечества» в виде
текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается
от других типов текста?
Дети отвечают.
– Текст должен ответить на вопрос почему?
Давайте охарактеризуем личность Суворова: каким
он был? Какая часть речи нам в этом поможет?
Дети. Нам поможет прилагательное.
Учитель 1. Перечислите черты характера
этого человека.
Дети отвечают, а учитель записывает слова на
доске.
На доске:
смелый, целеустремленный, храбрый,
хитрый, требовательный, скромный, смекалистый,
готовый прийти на помощь |
Учитель 1. А теперь, используя эти
слова, напишите заметку в газету и помните, что
она не должна быть большой. Достаточно 5–7
предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу
быть патриотом своего Отечества?»
Варианты заметок
Оля В. Я хочу быть патриотом своего
Отечества, чтобы сделать все для того, чтобы моя
Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче,
красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и
уважали друг друга.
Никита Ч. Я думаю, что патриот – это
не тот человек, что кричит об этом, а тот, кто на
деле доказывает свою любовь к Отечеству. Я хочу,
чтобы мои дела доказали мой патриотизм.
Антон Р. Патриотом быть не просто.
Надо быть требовательным к самому себе, как
А.В. Суворов, целеустремленным и готовым
прийти на помощь другим людям. Я считаю, что
необходимо уважать себя и относиться к другим
так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Учитель 2. Ваши заметки надо поместить
в газету. Приклейте их на лист ватмана.
V. Итог урока
Учитель 2. Понравилось ли вам быть
корреспондентами? Чем? Чему вы научились сегодня
на уроке? С какими текстами работали?
Дети отвечают.
* Основные моменты, выбранные
детьми, далее выделены курсивом.
|