Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2008

ПРАЗДНИКИ

Татьяна КОСОЛАПОВА,
учитель начальных классов,
п. Белый Яр, Томская обл.

По страницам произведений Эдуарда Успенского

2 класс

Как хорошо уметь читать!
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком,
О нем сейчас мы речь ведем.

Ведущий. В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский – человек по-настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое имя – Эдуард. Имя Эдуард вместе с фамилией Успенский обязывало быть человеком со славой.
Успенский работает в разных жанрах.
Он пишет сказочные, фантастические, детективные, приключенческие повести, а также комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов.
Он вел передачи «Радионяня», «В нашу гавань заходили корабли», иногда появлялся в передаче «Спокойной ночи, малыши».
Многих привлекают герои книг Успенского, будь то старуха Шапокляк, Кот Матроскин, следователи Колобки, обезьянка Анфиса, профессор Чайников. Любой его герой уникален, каждый имеет свой характер – яркий и неповторимый. Фантастическое дружелюбие, чувство ответственности за свои поступки, вежливость плюс немного, в общем-то, обычных чудес – это герои Успенского.
Эдуард Николаевич про себя говорит: «Я мог быть Диснеем, директором концерна – во мне кто-то сидит и все время требует, чтобы я производил продукцию». Писатель и его герои – наши современники. Поэтому они близки, понятны, интересны и детям, и взрослым.
Сейчас мы узнаем, с кем же вы познакомились, читая произведения Эдуарда Успенского.

Выходят ученики и читают стихи О. Кузнецовой. Каждый держит рисунок с изображением героя, о котором рассказывает.

Ученик 2.

В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот –
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки,
Но надежнее друзей
Нету у мальчишки.

Ученик 3.

Этот музыкант зеленый
Всем и каждому знаком.
Появляется повсюду
С лопоухим он дружком.

Ученик 4.

Очень хитрая старушка
В черной шляпке на макушке.
Любит пакостить она,
И, заметьте, не одна.

Ученик 5.

Мог бы быть он лягушонком,
Но малы все распашонки.
Это просто супер жаба –
Посмотрите вы хотя бы.
Очень добрый он на вид.
Может, кто-то возразит?

Ученик 6.

Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?

Ученик 7.

А это, друзья, осьминожки цветные.
Они, как известно, артисты большие.
Они своих пап посводили с ума –
Об этом я в книжке читала сама.

Ученик 8.

Вы сюда все посмотрите:
Это просто мальчик Митя.
Лиха он не испугался
И по речке вниз помчался.
А волшебная река
Широка и глубока.

Ученик 9.

А мне рассказать вам сегодня охота
Про город, в котором живут бегемоты.
Они инженеры, они модельеры,
Но только неважные что-то манеры.

Ученик 10.

Лучший сыщик – Колобок.
Я-то знаю в этом толк!
Колобки идут по следу.
Мы отпразднуем победу!

Ученик 11.

Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей!
Выдумщик он дерзкий...

Дети (все вместе). Эдуард Успенский!

Ведущий. А сейчас мы с вами заглянем в Простоквашино, где живут дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Почтальон Печкин принес посылку для кота Матроскина.

Дети инсценируют отрывок из сказки «Дядя Федор, пес и кот» (глава 19 «Посылка»).

– Вспомните, что находилось в этой посылке?

Дети. Солнце домашнее из Института физики Солнца.

Ведущий. Прежде чем встретиться еще с одним героем Успенского, послушайте, что рассказал автор о появлении этого героя:

– Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл так свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел забавную игрушку, собранную из разных деталей. И это навело меня на мысль о неизвестном доселе смешном и добром зверьке. Я думаю, что Чебурашка возник по молчаливому заказу маленьких читателей тогда, когда в нем приспела нужда. Раньше детям нужны были защитники-великаны – Илья Муромец или дядя Степа. А теперь они больше уверены в своих силах и сами хотят защищать и покровительствовать слабым, а Чебурашка немного им в этом помогает…

– У писателя существует еще одна версия о происхождении Чебурашки:

– История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые киноматериалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта мне запомнилась, а окончательно образ будущего товарища Крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.

– Ну вот, опять чебурахнулась, – сказал кто-то из стоявших рядом со мной.
После этого нужно было только прибавить немного фантазии.

– А теперь послушаем песенку всеми любимого нами Чебурашки.

Звучит песня Чебурашки.

– Трудно представить себе Чебурашку без лучшего друга – Крокодила Гены: интеллигентного, воспитанного, с хорошими манерами, умеющего дружить, немного грустного, но такого обаятельного Крокодила.

Под фонограмму песенки Крокодила Гены (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) выходят ученики в костюмах Крокодила Гены (с гармошкой в руках) и Чебурашки. Они становится в центре, а дети водят вокруг них хоровод и поют песню.

Ученик 12.

Это чей там голос слышен?
Кто сует повсюду нос?
Да еще шагает с крысой.
Кто ответит на вопрос?
Нет, не клоун, не чудак,
А старуха...

Дети (хором). Шапокляк.

Выходит девочка в костюме старухи Шапокляк.

Шапокляк. Да, это я! Лучшая старушка на свете, лучшая выдумщица и фантазерка. Как же я люблю пошалить, побезобразничать! Ух, какую же сделать гадость? Ха-ха-ха!

Девочка исполняет песню старухи Шапокляк.

Ведущий. Оставим старуху Шапокляк с ее любознательностью и желанием кого-нибудь разыграть или над кем-нибудь пошутить.
Чаще говорят о прозе Успенского, чем о его стихах. А это особый мир фантазий, вседозволенности. Посудите сами.

Дети читают стихи «Разгром», «Память», «Страшная история», «На птичьем рынке».

– Заканчивается наш праздник. Думаю, что вам понравился этот сказочный мир, который подарил нам Эдуард Успенский. Герои его книг стали вашими добрыми друзьями. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Успенского у вас только начались. Сделано им невероятно много, но не хочется думать, что писатель достиг пика успеха. Перед ним еще долгая дорога. Мы сможем познакомиться с новыми героями Успенского – так надо нам, читателям.
А сейчас приглашаем вас на просмотр мультфильмов по произведениям любимого писателя.

Литература

Библиотека мировой литературы для детей. – М.: Детская литература, 1986. С. 716–717.

Успенский Э. Если был бы я девчонкой. – М.: Малыш, 1983.

Мультфильмы: «Крокодил Гена», «Чебурашка» / Автор сценария Э. Успенский, режиссер-мультипликатор Р. Качанов.

Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. – М.: ТПО «Интерфейс», 1992.