Елена ИВАНИЦКАЯ,
обозреватель газеты «Первое сентября»
Марафон-2008
В марте-апреле 2008 года проходил седьмой
педагогический марафон учебных предметов.
Программа дня учителя начальной школы была
исключительно насыщенной и разнообразной.
Работа шла одновременно на шести площадках, и при
этом все аудитории были заполнены до отказа!
В Большом зале с лекцией «Основные пути
повышения качества образования в начальной
школе» выступила Тамара Круглова, руководитель
учебно-методической лаборатории начального
образования Московского института открытого
образования. Лекции, которая не раз спонтанно
превращалась в коллективное обсуждение
затронутых острых проблем, касалась «узких мест»
сегодняшней начальной школы. К сожалению, их
немало. Оказывается, 35-минутные уроки для
первоклашек – не только благо, они вызвали и
«выпадение» такой важнейшей методической формы,
как работа с «кассами». Просто времени нет.
Значит, детям стало не только легче, но и труднее.
Снижение культурного уровня родителей
сказывается в каждой детали обучения. Ребенок,
например, не может подобрать проверочное слово,
просто потому, что не знает его: в семье малый
словарный запас. С введением в начальной школе
двух часов иностранного языка тоже возникли
издержки: двойная зарплата
учителям-«иностранцам» создала нездоровую
обстановку в школе. Отдельная проблема –
подготовка к школе. Сейчас как: если ребенок
посещает детский сад, то в старшей группе
проходит подготовку. А если не посещает? Да, есть
разнообразные центры подготовки, платные и
бесплатные, но в них подготовка к школе, которая
должна увлечь, мотивировать ребенка на учебу,
превращается порой в обыкновенное натаскивание.
Да, вопросов пока больше, чем ответов. Главное –
понять, где ключ к успеху: не в стандартах и не в
учебниках, а в личности учителя знающего,
болеющего душой за свое дело.
Учителя школы № 1133 Юлия Ефремова и
Людмила Харазова провели семинар
«Информационная образовательная среда
начальной школы как условие формирования
контрольно-оценочной самостоятельности младших
школьников». Ведущие доказывали, что навыки
самооценки, письменной дискуссии необходимо
отрабатывать с начальной школы. Учителей они
активно призывали «переходить от ручки к
клавиатуре». Это поможет решить и такую «вечную»
проблему, как «подтянуть» ребенка, пропустившего
по болезни ряд занятий: «Если вы дадите его маме
распечатку, где представлен подробный разворот
темы с заданиями и комментариями, ребенок легко
нагонит пропущенное».
Познавательно, весело и трогательно
прошел мастер-класс Бориса Гейдмана,
заслуженного учителя РФ, и Ирины Мишариной,
учителя начальных классов прогимназии № 1723
«Математическое соревнование младших
школьников». Второклашки прогимназии
соревновались в решении творческих заданий.
На семинаре «Карты памяти –
альтернативный способ представления
информации», проведенном Михаилом Шицеваловым,
учителем начальных классов НОУ «Фристайл»,
слушатели познакомились с продуктивным,
природосообразным способом работы с
информацией. И тут же поупражнялись в
самостоятельном составлении «карт памяти»,
которые подключают к пониманию и усвоению любой
темы и логику, и образное мышление.
Марина Бойкина, методист кабинета
начальной школы Петербургской академии
постдипломного педагогического образования,
провела лекцию с элементами практического
занятия «Литературное образование в начальной
школе. Диагностика сформированности
читательских умений литературного развития
младших школьников». Сегодня предмет
«литературное чтение» требует от учителя быть
литературоведом, потому что предполагает умение
ученика анализировать художественный текст. В
каждом учебнике литературного чтения прописана
цель – сформировать квалифицированного
(знающего, понимающего, грамотного) читателя. Как
это сделать? Тут точки зрения авторов учебников
разнятся. Одни утверждают, что необходимо прежде
всего сформировать навык чтения и умение
работать с текстом, а к 3–4 классу начинать анализ
текста. Другие полагают, что надо с 1 класса
реализовывать собственно литературоведческое
образование, но в соответствии с возрастными
особенностями ребят. Так что же контролировать
прежде всего? Здесь ответ однозначен – умение
читать, без которого никакой анализ текста
невозможен. Если ребенок читает со скоростью 20
слов в минуту (то есть еле-еле), он не понимает
текста, он понимает только отдельные слова. Если
со скоростью 40 слов в минуту, то текста не
понимает тоже: выхватывает отдельные
предложение. Нормальная скорость для вдумчивого,
понимающего чтения художественного текста – 60
слов в минуту (научно-популярного – 110 слов в
минуту, научного – 80–90 слов в минуту).
Когда ученик читает, понимая, тут и
вступает наше учительское мастерство – вовлечь
ребенка в текст, сделать так, чтобы он захотел
читать. В этом поможет и рисование
(индивидуальное, парное или в группе), и вопросы, в
том числе «каверзные», и обсуждение.
«А также дописывание собственных
сюжетов в развитие интересной истории! Вот что
еще поможет! – предложила на мастер-классе «Как
сделать литературное творчество увлекательным
для учителя и учеников» Ольга Иншакова, учитель
начальных классов Центра образования
№ 57. – Еще придумывание собственных
историй. Рассуждение на интересную, задевшую
тему. Чтобы к концу года получилась целая книга,
книга, написанная учениками». Слушатели увидели
книги, написанные и иллюстрированные
увлеченными младшеклассниками. Тут есть один
секрет, предупредила Ольга Иншакова: такие
задания нельзя давать на дом. Только в классе! А
то родители «помогут»: проверят, вычистят ошибки,
но так «заштампуют», что ничего интересного не
останется.
Фото В.Строковского
|