Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2008

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Елена ИВАНИЦКАЯ,
обозреватель газеты «Первое сентября»

Марафон-2008

В марте-апреле 2008 года проходил седьмой педагогический марафон учебных предметов. Программа дня учителя начальной школы была исключительно насыщенной и разнообразной. Работа шла одновременно на шести площадках, и при этом все аудитории были заполнены до отказа!

В Большом зале с лекцией «Основные пути повышения качества образования в начальной школе» выступила Тамара Круглова, руководитель учебно-методической лаборатории начального образования Московского института открытого образования. Лекции, которая не раз спонтанно превращалась в коллективное обсуждение затронутых острых проблем, касалась «узких мест» сегодняшней начальной школы. К сожалению, их немало. Оказывается, 35-минутные уроки для первоклашек – не только благо, они вызвали и «выпадение» такой важнейшей методической формы, как работа с «кассами». Просто времени нет. Значит, детям стало не только легче, но и труднее. Снижение культурного уровня родителей сказывается в каждой детали обучения. Ребенок, например, не может подобрать проверочное слово, просто потому, что не знает его: в семье малый словарный запас. С введением в начальной школе двух часов иностранного языка тоже возникли издержки: двойная зарплата учителям-«иностранцам» создала нездоровую обстановку в школе. Отдельная проблема – подготовка к школе. Сейчас как: если ребенок посещает детский сад, то в старшей группе проходит подготовку. А если не посещает? Да, есть разнообразные центры подготовки, платные и бесплатные, но в них подготовка к школе, которая должна увлечь, мотивировать ребенка на учебу, превращается порой в обыкновенное натаскивание. Да, вопросов пока больше, чем ответов. Главное – понять, где ключ к успеху: не в стандартах и не в учебниках, а в личности учителя   знающего, болеющего душой за свое дело.

Учителя школы № 1133 Юлия Ефремова и Людмила Харазова провели семинар «Информационная образовательная среда начальной школы как условие формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников». Ведущие доказывали, что навыки самооценки, письменной дискуссии необходимо отрабатывать с начальной школы. Учителей они активно призывали «переходить от ручки к клавиатуре». Это поможет решить и такую «вечную» проблему, как «подтянуть» ребенка, пропустившего по болезни ряд занятий: «Если вы дадите его маме распечатку, где представлен подробный разворот темы с заданиями и комментариями, ребенок легко нагонит пропущенное».

Познавательно, весело и трогательно прошел мастер-класс Бориса Гейдмана, заслуженного учителя РФ, и Ирины Мишариной, учителя начальных классов прогимназии № 1723 «Математическое соревнование младших школьников». Второклашки прогимназии соревновались в решении творческих заданий.

На семинаре «Карты памяти – альтернативный способ представления информации», проведенном Михаилом Шицеваловым, учителем начальных классов НОУ «Фристайл», слушатели познакомились с продуктивным, природосообразным способом работы с информацией. И тут же поупражнялись в самостоятельном составлении «карт памяти», которые подключают к пониманию и усвоению любой темы и логику, и образное мышление.

Марина Бойкина, методист кабинета начальной школы Петербургской академии постдипломного педагогического образования, провела лекцию с элементами практического занятия «Литературное образование в начальной школе. Диагностика сформированности читательских умений литературного развития младших школьников». Сегодня предмет «литературное чтение» требует от учителя быть литературоведом, потому что предполагает умение ученика анализировать художественный текст. В каждом учебнике литературного чтения прописана цель – сформировать квалифицированного (знающего, понимающего, грамотного) читателя. Как это сделать? Тут точки зрения авторов учебников разнятся. Одни утверждают, что необходимо прежде всего сформировать навык чтения и умение работать с текстом, а к 3–4 классу начинать анализ текста. Другие полагают, что надо с 1 класса реализовывать собственно литературоведческое образование, но в соответствии с возрастными особенностями ребят. Так что же контролировать прежде всего? Здесь ответ однозначен – умение читать, без которого никакой анализ текста невозможен. Если ребенок читает со скоростью 20 слов в минуту (то есть еле-еле), он не понимает текста, он понимает только отдельные слова. Если со скоростью 40 слов в минуту, то текста не понимает тоже: выхватывает отдельные предложение. Нормальная скорость для вдумчивого, понимающего чтения художественного текста – 60 слов в минуту (научно-популярного – 110 слов в минуту, научного – 80–90 слов в минуту).

Когда ученик читает, понимая, тут и вступает наше учительское мастерство – вовлечь ребенка в текст, сделать так, чтобы он захотел читать. В этом поможет и рисование (индивидуальное, парное или в группе), и вопросы, в том числе «каверзные», и обсуждение.

«А также дописывание собственных сюжетов в развитие интересной истории! Вот что еще поможет! – предложила на мастер-классе «Как сделать литературное творчество увлекательным для учителя и учеников» Ольга Иншакова, учитель начальных классов Центра образования № 57. – Еще придумывание собственных историй. Рассуждение на интересную, задевшую тему. Чтобы к концу года получилась целая книга, книга, написанная учениками». Слушатели увидели книги, написанные и иллюстрированные увлеченными младшеклассниками. Тут есть один секрет, предупредила Ольга Иншакова: такие задания нельзя давать на дом. Только в классе! А то родители «помогут»: проверят, вычистят ошибки, но так «заштампуют», что ничего интересного не останется.

Фото В.Строковского