Елена ГУЦОЛ,
г. Москва
Самостоятельность и успеваемость
В работе педагога часто встречаются дети, чьи
родители совершенно не интересуются процессом
обучения. Такой ребенок приходит в первый класс,
хорошо учится, на уроках всегда готов отвечать, и
так происходит на протяжении всего периода
обучения, пока отсутствует домашнее задание. Но…
приходит пора его выполнять – куда же без него,
ведь программу закреплять необходимо, и тут-то
наши умные детки начинают получать плохие
отметки. Что происходит? Ребенок умный,
сообразительный, а за домашнее задание – «2».
Начинам выяснять причину: «Почему не
сделал?» – и слышим в ответ: «Хотел сделать, но
не смог». Почему не попросил помощи у взрослых?
Оказывается, что и спросить не у кого: мама на
работе, а братья и сестры, если и есть, помочь не
смогли.
Когда ситуация начинает регулярно повторяться,
приглашаем на беседу маму – и все встает на свои
места: «Папа с нами не живет, работаю за двоих,
ребенка приучаю к самостоятельности –
домашнее задание не проверяю, портфель собирать
не помогаю, все заслуги и неудачи ребенка – его
дело».
Как же помочь этому «самостоятельному»
ребенку, пока эта самостоятельность ему не
навредила?
А кому, как не нам, педагогам, известно, кто
вырастает из таких «самостоятельных» детей! Мы
должны постараться направить его
самостоятельность в правильное русло, чтобы она
не превратилась в наши проблемы: травмы, детские
комнаты милиции, прогулы и т.п.
Надо постараться стать ребенку
другом, помощником, наставником, по сути,
заменить ему семью. Ведь не зря говорят: «Школа
– второй дом». Только мало говорить – давно пора
делать и показывать результаты.
Надо хвалить таких детей даже за
незначительные успехи, чтобы у них появилось
желание получить похвалу еще раз. Ведь
наверняка занятой маме некогда похвалить свое
чадо, да и чего его хвалить – он же
самостоятельный!
Надо стараться как можно больше
делать и спрашивать в классе: чаще вызывать
ребенка к доске, давать ему дополнительные
задания (на оценку), проверять рабочую тетрадь и
оценивать работу в классе – искать
индивидуальный подход. Конечно, мы можем
оставлять такого ребенка на занятиях после
уроков, в ГПД, но не факт, что такие меры дадут
положительный результат и не оттолкнут его
окончательно, что он не станет прогуливать школу.
А нам необходимо беречь и ценить его внимание,
стараться привить ему любовь к учению.
Надо дать ребенку роль в школьном
спектакле, не боясь, что он не справится. Может,
он не покажет своей радости, а может, будет
дурачиться, тем самым скрывая свои чувства. Не
раз, ругая ребенка, мы одергиваем его за то, что он
улыбается в то время, когда мы кипим от злости. Но
никогда не задумываемся: «А что прячет ребенок за
этой улыбкой?» Чаще всего за ней спрятаны
глубокие переживания, которые он старается
скрыть от окружающих. Если мероприятие требует
костюма, предложите всем участникам спектакля
делать их в классе. Обговорите варианты помощи
друг другу. Дети намного добрее взрослых и
никогда не откажут, если их правильно попросить,
а то и сами предложат помощь.
Надо организовать шефство над таким
ребенком для повышения его успеваемости. Только
прежде чем на весь класс объявить, что Маша берет
шефство над Костей, расскажите сказку или притчу
о взаимопомощи, чтобы каждый осознал свое
назначение. Поясните, что Маша поможет Косте с
математикой, а Костя, когда добьется
положительных результатов, поможет Саше с
информатикой или с рисованием, то есть сделайте
акцент на умении ребенка, подчеркните его
достоинства.
Конечно, учителя могут сказать: «Хорошо, на
своих уроках я буду хвалить, искать
индивидуальный подход, организовывать шефство, а
как быть с учителями-предметниками? Они ведь
любят плохо успевающим ученикам ставить “3”, так
что у тех пропадает желание посещать нелюбимые
предметы». Здесь вы должны проявить себя как
классный руководитель и попросить
учителей-предметников вам подыграть, тоже найти
индивидуальный подход, о котором сейчас так
много говорится в педагогической литературе.
Ваши труды будут вознаграждены! Вы увидите, как
ребенок захочет ходить в школу, как заблестят его
глаза, как повысится его успеваемость и
улучшатся отношения со сверстниками.
|