Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2008

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Юлия ПАСЫНОК,
учитель школы № 21,
г. Южно-Сахалинск

Система формирования письменной речи

С позиций теории речевой деятельности целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, является совершенствование у детей навыков говорения, слушания, письма и чтения. Письмо в традиционной начальной школе пока еще нельзя рассматривать как определенный вид речевой деятельности, поскольку собственно речевая деятельность порождается коммуникативной или коммуникативно-познавательной потребностью, желанием человека сказать, побудить, узнать и т. д. При этом предполагается наличие реального адресата, к которому обращено высказывание, реальных условий и задач общения. Когда наши ученики пишут сочинение или изложение, списывают текст, они выполняют лишь учебно-речевые действия, но еще не совершают речевую деятельность. Однако, обучая письму через сочинение детьми сказок и сказочных историй, мы можем формировать указанный вид речевой деятельности.

I. Подготовительный период

На первоначальном этапе формирования письменной речи большое значение имеет умение формулировать вопросы в контексте, так как, по мнению авторитетных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), это один из показателей успешного развития ребенка. Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее поставить шуточный вопрос героям конкретной сказки.

Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно:

– придумать несколько однокоренных слов;
– подобрать рифму к словам, позже перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (предвестник словотворчества);
– составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Например, решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому – письмо, а кому – телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять, а затем обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

II. Словесное творчество

Работая с ребятами, я убедилась в том, что, если им предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи. Одним из таких приемов является создание сказок и сказочных историй.

Направлениям и методам при работе над сочинением сказок нет предела. Можно выделить следующие группы:

– «бином фантазии» (прием Дж. Родари);
– «брошенный камень»;
– путешествия;
– новые свойства предметов, явлений;
– фантастические явления;
– прием «если бы...»;
– продолжение сказки;
– переработка известной сказки в связи с введением нового элемента;
– спасательные ситуации;
– грамматические сказки.

Рассмотрим эти приемы подробнее.

«Бином фантазии»

Фото В. АлексееваУчащимся предлагается два предмета или слова, между которыми в силу их смысловой отдаленности нет и не может быть никаких связей на уровне обыденной логики. Их соединение с помощью фантазии и есть «бином фантазии». Слова выводятся из привычного для них семантического окружения, теряют свое обыденное значение и привычную систему смысловых связей. Чтобы ввести их в один контекст, требуется включение продуктивного воображения, например: лев и стол, торт и дерево, крот и шкаф, барабан и орангутан, тетрадь и яйцо, коньки и воробей.

«Брошенный камень»

Испытуемым называется любое слово, которое, подобно брошенному в воду камню, вызывает у детей волны мыслей, воспоминаний.

При установке на сочинение они могут служить хорошим материалом для создания сказки или истории.

Учащимся дается инструкция: «Писатели, когда им нужно сочинить сказку или историю по одному лишь слову, а им ничего не приходит в голову, пишут его сверху вниз, букву под буквой. Рядом с каждой буквой пишут любое слово, начинающееся с этой буквы, и сочиняют историю с употреблением этих слов. Слова, которые не нужны, они не употребляют».

Например:

1. Сказка о книге:

карандаш
нож
игра
город
акула

2. Сказка о ручке:

ручка
учительница
человек
каша
астра

Путешествия

Каждое путешествие – предпосылка для сказочного сюжета. При обсуждении темы можно ввести ряд правил – взять несколько предметов, придумать препятствия и способы их преодоления. Обыграв таким образом сюжет-путешествие, ученик легко сочинит сказку.

Например, «Путешествие в Австралию (на воздушном шаре)». На листе бумаги (или на доске) учитель рисует большой шар. Ученики должны собрать в дорогу необходимые вещи (написать их названия на шаре).

Новые свойства предметов, героев

Персонажем нового сказочного сюжета может быть любой обыденный предмет, объект, герой, если ему приписываются несвойственные качества (например, «Стеклянный человечек», «Железный котенок» и т.п.).

Фото В. АлексееваМожно выделить несколько приемов:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Например, лиса и заяц обитают на летающих тарелках, а не в своих ледяной и лубяной избушках; лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка или застряли в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок или переплетение ситуаций из разных сказок. Например, Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.

Детям лучше преподносить этот прием в игровой ситуации: «У вас в доме наверняка есть толстая книжка сказок. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка “Царевна-лягушка”. Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как... Как же ему помогли герои других сказок?»

3. Изменение ситуации в знакомых сказках. (Золотая рыбка захотела сама встретиться со старухой.)

4. Сказки по-новому, где ребятам предлагается наделить героев противоположными качествами. (Семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.)

5. Сказки из мусора. (Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг другу помочь: пустые коробки превратились в театр, цветные мелки – в человечков, стружки помогли человечкам обрести волосы... Начался пир на весь мир...)

Фантастические явления

Фантастические явления (то, чего не бывает в реальной жизни) – важный отправной момент для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах: дать понять детям, что сейчас они будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений.

Начать можно так:

Представьте, что вы можете уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у вас было любимое занятие? Чего бы вы опасались? Захотели бы вы стать прежним?

Или:

Представьте, что:

– из крана на кухне полился мандариновый сок;
– из тучки вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна;
– к вам в гости пожаловал пришелец со дна морского.

Постепенно диапазон таких явлений можно расширять:

– Летел над нашим городом НЛО с волшебником на борту. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу Барби. Кому бы вы отдали все эти подарки? Придумайте продолжение.

– Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что этот ковер из страны Сочиняйки – волшебный ковер-самолет. Один год провисел ковер-самолет на стене, другой. А на третий год ему стало скучно, и решил он... Расскажите о различных приключениях ковра-самолета.

«Если бы...»

Структура высказывания состоит из двух элементов: формулы «что случилось бы, если...» и предложения с основным содержанием. Этот прием широко используют писатели.

Субъект переносит себя или другого человека из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить фабулу рассказа о самом себе или другом человеке.

Подобные вопросы следует формулировать как можно абсурднее, например: «Если бы я имел волшебную палочку», «Если бы я стала волшебницей», «Если бы у меня была машина времени», «Что случится, если мой лифт полетит на Луну или спустится в центр Земли?», «Что случилось бы, если бы какой-нибудь крокодил вздумал постучаться в мою дверь и попросил несколько роз?», «Что случилось бы, если бы во всем мире исчезли деньги?», «Если бы я был один во всем мире».

Продолжение сказки

Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно, репку вытащили, Колобка съела Лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой козой. Казалось бы, что тут еще можно придумать, о чем размышлять? Однако не только можно, но и нужно. Сделать это можно, задав вопрос: «А что потом?» Этот прием (начало после конца) полезен и интересен тем, что мы можем:

– изменять конец сказки, направляя внимание учеников в нужное педагогическое русло;
– развивать их воображение, ломая установившиеся стереотипы.

Ввести ребят в творчество поможет инструкция «Давайте поразмышляем»:

– Репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого?
– Колобка съела Лиса – а может быть, Колобок в животе у Лисы с помощью волшебных слов превратился в волшебника и стал мешать Лисе?
– Что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком?
– Как живут Золушка и принц, поженившись, – может, им опять мешают мачеха с ее дочерьми?
– Коза и семеро козлят, возможно, построили себе крепость – неприступную даже для волка?

Попробуйте придумать свое продолжение любимой сказки.

Переработка известной сказки в связи с введением нового элемента

Ученикам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. Например, слова волк, лес, цветы, бабушка сразу вызывают в воображении сцены из сказки «Красная Шапочка». Если включить в эту серию слово, не относящееся к содержанию этой сказки, то оно будет воспринято как лишнее. Например, слово вертолет. Оно требует уже иных ходов, иной логики развития повествования. Этот прием позволяет развивать воображение ребенка, приучает оригинально и в то же время адекватно реагировать на новый и неожиданный элемент, внесенный в канву известного контекста, «растворять» его в этом контексте, перестраивая систему смысловых связей.

Спасательные ситуации

Учитель специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из непредвиденных ситуаций.

Например:

Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...

Предложите свои варианты спасения зайки – это будет началом новой сказки:

У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у!» Тогда...