Наталья ЛОБАНОВА,
учитель школы № 71,
г. Лесной, Свердловская обл.
Детство Тёмы
Литературное чтение. 4-й класс
Тема. «Н.Г. Гарин-Михайловский.
Глава “Старый колодезь” из повести “Детство
Тёмы”».
Цели. Совершенствовать умение
понимать главную мысль литературного
произведения; формировать основы анализа
художественного текста исходя из принципа
единства формы и содержания; показать роль
важнейших эпизодов произведения в раскрытии
мотивов поступков героев и главной мысли;
развивать умение находить
изобразительно-выразительные средства языка и
понимать их роль; воспитывать вдумчивого
читателя, способного эмоционально откликаться
на художественное произведение.
Оборудование. Учебник «Литературное
чтение. 4-й класс. Ч. 1» (под ред.
Л.А. Ефросининой); рабочая тетрадь по
литературному чтению (ч. 1); иллюстрация старого
колодца из книги Н.Г. Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы»; схема сюжетно-композиционного
треугольника; плакаты с толкованием
изобразительно-выразительных средств языка
(сравнение, эпитет, метафора).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель. С каким произведением мы
познакомились на прошлом уроке?
Дети. С главой «Старый колодезь» из
повести «Детство Тёмы»
Н.Г. Гарина-Михайловского.
У. Какое это произведение по
жанру? Что вынесено в заголовок этого
произведения?
Дети отвечают.
III. Сообщение темы урока
У. В трилогии
Гарина-Михайловского более 20 глав. Почему авторы
учебника поместили для вашего чтения именно
главу «Старый колодезь»? Что главное, важное
хотели вам сказать авторы учебника? Как
называется самое главное и важное в любом
произведении, что хотел сказать автор?
Д. Главная мысль.
У. Сегодня на уроке мы вместе
определим главную мысль изучаемого
произведения.
IV. Анализ художественного
произведения
У. Что такое главная мысль любого
произведения? Как вы думаете, о чьих поступках мы
должны поговорить для раскрытия главной мысли
этого рассказа?
Д. О поступках Тёмы.
У. Кто такой Тёма?
Д. Литературный герой.
У. В какой части рассказа
находится завязка?
Д. В первой части.
У. С какого вопроса Темы
начинаются все события?
Д. «Няня, где Жучка?»
У. Это главная, или ключевая, фраза
завязки. С ней связаны все остальные события
рассказа, развитие сюжета. Прочитаем диалог Тёмы
и няни.
Дети читают текст.
– Что отвечает няня на вопрос Тёмы?
Д. «И-и, – отвечает няня, – Жучку в
старый колодезь бросил какой-то ирод...»
У. Как вы оцениваете поступок того
неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? Каким
словом называет няня этого человека?
Д. Ирод.
У. Я поручила Насте по словарю
определить значение этого слова.
Ученица. Ирод – царь, живший в
древности. В христианских мифах говорится, что
когда он узнал о рождении Христа, стал избивать
всех младенцев. Поэтому Ирод прославился как
мучитель и злодей.
У. Таким образом имя собственное
стало нарицательным, в тексте оно написано с
маленькой буквы. Иродами называют злых, жестоких,
бессердечных людей.
Тёма встречается со злом. Какое чувство
вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок?
Найдите в тексте подтверждение ваших слов.
Д. «Тёма с ужасом вслушивался в
слова няни...»
У. Что решил сделать Тёма? Какое
необычное состояние Темы подчеркивает автор в
первой части?
Д. Болезнь.
У. Найдите в первом абзаце строки,
подтверждающие, что Тёма заболевает.
Д. «Сон то легкий, то тяжелый,
кошмарный ... жаждет воспаленное от начинающейся
горячки тело Темы...»
У. Прошла ли болезнь, когда Тёма
уже встал и пошел спасать Жучку? Найдите описание
состояния Тёмы на с. 109.
Д. «...Болезнь быстро
прогрессировала. Он чувствовал жар в теле, в
голове, общую слабость, болезненное желание
упасть на траву, закрыть глаза и так лежать без
движения...»
У. Как вы понимаете слова «болезнь
прогрессировала»?
Д. Тёме становилось все хуже.
У. Почему же больной мальчик не
возвращается в постель, а спешит к колодцу?
Давайте прочитаем конец второй части co слов: «Он
знал, что...»
Дети читают.
– Какое чувство пришлось испытать
нашему герою?
Д. Страх.
У. Какие однокоренные слова к
слову страх использует в этом отрывке автор?
Д. Страшно; делалось страшнее;
что-то страшное лезло на плечи.
У. Какое выражение в тексте
подчеркивает состояние страха?
Д. «...мурашки пробегали у него по
спине...»
У. Для чего автор использует все
эти слова и выражения?
Д. Чтобы лучше передать состояние
мальчика.
У. Когда и где еще Тёма испытал
страх?
Д. При спуске в колодец, в колодце
и при подъеме из него.
У. В каких частях рассказа
говорится о спуске в колодец и подъеме из него?
Положите перед собой иллюстрацию колодца и
откройте его описание в тетради. Рассмотрите
иллюстрацию.
Вам на дом было задано вставить в тетради
пропущенные слова в текст описания колодца.
Прочитайте, что у вас получилось (см. Приложение).
Какие эпитеты и сравнения использует автор,
описывая колодец? Для чего?
Д. С их помощью автор доказывает,
что Теме страшно в этом колодце.
У. Но почему же Тёма все-таки
спускается в колодец?
Дети отвечают.
– Какая из двух частей – четвертая
или пятая – самая напряженная,
кульминационная? Докажите.
Д. «...подниматься труднее...»
У. Обращаемся к
сюжетно-композиционному треугольнику. В пятой
части рассказа находится очень важный эпизод.
Прочитайте значение этого слова на с. 115.
Д. «Эпизод – это случай,
происшествие в череде событий произведения,
помогающий нам понять что-то главное о герое, его
характере».
У. Какая череда событий
предшествовала этому эпизоду?
Дети отвечают.
– Этот эпизод имеет большое значение
для раскрытия не только характера Темы, но и
главной мысли произведения. Прочитаем часть
этого эпизода.
Д. «Но подниматься труднее, чем
спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и
другого у Темы мало...»
У. Какие трудности испытывал Тёма
при подъеме из колодца?
Д. Не хватает воздуха и сил, а это
главное, что нужно для подъема.
У. Тяжелое положение Темы автор
подчеркивает с помощью противопоставления.
Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он
на грани срыва на дно колодца. Что он видит
наверху?
Д. «Тёма поднимает голову, смотрит
вверх, в далекое ясное небо, видит где-то высоко
над собою маленькую веселую птичку, беззаботно
скачущую на краю колодца...»
У. Да, но все это очень высоко и
далеко. Какие чувства закрадываются в душу Теме?
Д. «Чувство одиночества, бессилия,
сознания гибели закрадываются в его душу».
У. Таким образом, мальчиком
овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и
упасть на дно, но он находит силы не в руках и в
ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?
Д. Сила воли и сила духа.
У. Какими словами мальчик
подбадривает себя? Найдите этот отрывок.
Д. «Не надо бояться, не надо
бояться!.. Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»
У. В словах Темы есть подсказка,
почему он сумел побороть страх, справиться с трудностями
и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку.
Д. «Кто делает дурное – боится, а я
дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю...»
У. Это тоже главные, ключевые
слова, характеризующие Тему. Как вы оцениваете
его поступок?
Дети отвечают.
– Итак, мы добрались до развязки.
Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком,
и он лежит в бреду.
Учитель зачитывает последний абзац со
слов: «Всем жаль маленького Тему».
– Какое чувство вызывают у вас эти
строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете
предложение: «Холодное дыхание смерти ярко
колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть
разгоревшееся пламя маленькой свечки»? С чем
сравнивается жизнь Темы?
Д. Автор сравнивает жизнь, которая
висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от
малейшего дуновения.
У. Автор использует прием метафоры.
Дети зачитывают значение этого слова
на плакате.
– Как вы думаете, останется ли живым
Тёма?
Д. Да.
У. Сумел ли Тёма одолеть зло, страх,
болезнь, трудности и смерть? Найдите в
последней строчке слова, которые точно
характеризуют Тему и указывают на то, что помогло
ему преодолеть все препятствия.
Д. Горячая, любящая душа.
У. Кто из вас, глядя на схему,
попытается сформулировать главную мысль
рассказа?
На доске:
Центральная надпись: «Любовь
побеждает» – закрыта. Ее открывают после
того, как дети самостоятельно сформулировали
главную мысль произведения.
– Тёма – благородный мальчик с
любящей душой. Он на деле доказывает любовь к
своему четвероногому другу. Добрые дела
оказываются сильнее зла, а горячее, любящее
сердечко способно преодолеть страх и подарить
жизнь другому существу. Добрые дела требуют
от человека напряжения всех его душевных сил –
только тогда добро будет сильнее зла.
V. Домашнее задание
У. У вас есть счастливая
возможность продолжить знакомство с этим
удивительным мальчиком, прочитав дома главу
«Ябеда» на с. 116–122.
Приложение
Найди в третьей и четвертой частях рассказа
описание колодца. Вставь пропущенные слова.
Укажи эпитеты и сравнения.
Фонарь тускло освещал ___ сруб колодца,
теряясь все глубже и глубже в охватившем его
___ , и наконец на ___ глубине осветил дно.
Тонкой глубокой щелью какой-то далекой панорамы
мягко сверкнула пред Темой в ___ глубине мрака ___ ,
___ , точно ___ гладь ___ поверхности, тесно обросшая
со всех сторон ___ стенками ___ сруба.
Каким-то ___ ___ пахнуло на него со дна этой далекой,
нежно светившейся, ___ глади.
Его обдает ___ и ___ .
|