Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Вопрос психологу

У вас возникли психологические проблемы в классе? Задайте свой вопрос психологу. Пишите по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакция газеты «Начальная школа» – с пометкой: «ВОПРОС ПСИХОЛОГУ». Сегодня в рубрике разговор ведут психолог школы № 1106 Галина СЕМЕНОВА, педагог-художник студии «Семицветик» Светлана АШИКОВА и мама ученика Наталия CЕРГЕЕВА.

Ситуация. В классе обучается мальчик, страдающий клептоманией, у него неадекватная реакция на поведение детей: случайно толкнули – либо слезы, либо начинает драться. Если посчитает, что его обидели, может убежать из школы. Состоит на учете у психиатра, лечится. Как разъяснить детям поведение мальчика?

Психолог. Клептомания относится к навязчивым невротическим состояниям. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребенка нервно-психологического напряжения и внутреннего неразрешимого конфликта. Врачи, занимающиеся детскими неврозами, утверждают, что невротические проявления – это не дурная привычка, которую нужно искоренять, а серьезная болезнь – психогенное заболевание формирующейся личности ребенка. Чаще всего заболевают неврозом дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которая может заостриться, стать болезненной при их столкновении с нечувствительностью взрослых, их неуважением к особенностям личности ребенка. Такие дети отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, они все близко принимают к сердцу. Для них характерны впечатлительность, склонность легко расстраиваться, волноваться, переживать, все относить на свой счет, обидчивость, особая чувствительность к отношению других людей, к ожидаемым неприятным событиям. Склонность к беспокойству, к внутренней переработке чувств и переживаний, беззащитность создают определенные трудности при общении со сверстниками, являясь одним из существенных источников переживания детей. Эти дети не могут легко и свободно, как большинство их сверстников, выразить себя, свои чувства и переживания; забыть обиду и не вспоминать о ней; быть последовательными в действиях и поступках; чувствовать себя уверенно в новой обстановке; защищать себя адекватным способом. Они не уверены в своих силах, нерешительны в действиях и поступках, у них постоянно присутствует опасение или боязнь сделать что-либо не так. Средой, в которой эти дети не могут находиться или чувствовать себя нормально, является та, где господствуют душевная черствость, голый рационализм и двойственность отношений. Они, возможно, не заболели бы неврозом, если бы не были так чувствительны, не обращали внимания на переживания других. Для полноценного психического развития таким детям не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье и среди сверстников. Необходимо переключить их внимание на те виды деятельности, которые помогут раскрыть их таланты. Высокая чувствительность и эмоциональность свойственны художественным натурам. Приобщение детей к миру искусства и поддержка в их начинаниях поможет обрести столь необходимую уверенность в собственных силах. Необходимо опираться и развивать их гуманистическую направленность – способность переживать чужие проблемы как свои, принимать их близко к сердцу, готовность прийти на помощь по первому зову, вступиться за кого-либо, поддержать в трудных ситуациях. Привлечение подобных детей к такого рода деятельности и акцентирование как их собственного внимания, так и внимания окружающих на успехах и достижениях могут оказать существенную помощь в гармонизации их личности.

Педагог. Клептомания – это болезнь и так сразу от нее не избавишься. В этой ситуации, когда учитель уже знает, что в классе имеют место случаи клептомании, важно все раскладывать по своим местам, не оставлять вещи без присмотра, как говориться, не искушать своего ближнего тем, что плохо лежит.

Мы в нашей студии стараемся все время маленьким детям что-то давать или дарить и хорошо бы сразу в две руки. Например, на уроке труда для поделки оригами достаточно поллиста желтой бумаги, а мы даем и желтый – в одну руку, и красный – в другую: два карандаша, две тетрадки, два печенья. Если у маленького ребенка появится уверенность, что ему всегда что-то дадут, то исчезнет и проблема. Возможно, что сама эта проблема идет из глубин прошлого – младенчества или даже беременности матери, когда, следуя советам, она во всем себя ограничивала. Мама ради ребенка в чем-то себе отказывала, а подспудно у ребенка сформировалось ощущение, что ему что-то недодали.

И еще, в наших детях сегодня совсем не развивается такое чувство, как сострадание, и учителю очень важно говорить на эту тему. Я бы предложила начать разговор так: В слове сострадание есть составная частичка СОС. На всех языках мира, SOS – это сигнал о бедствии и о том, что кто-то нуждается в помощи. Каждый может оказаться в такой ситуации. Посмотри вокруг, не нужна ли кому-либо из одноклассников твоя помощь, сегодня поможешь ты, завтра помогут тебе. И уж, конечно, совсем недопустимо кого-то обижать намерено, специально.

Мама ученика. Мальчик, страдающий клептоманией, да еще состоящий на учете у психиатра... Не позавидуешь ни ему, ни его одноклассникам. Вообще, если касаться этой темы, я бы разделяла клептоманию и склонность к воровству. Клептомания – трудно излечимое психическое заболевание. Воровать же ребенок может по множеству причин: попытка самоутвердиться, зависть, страх, месть и т.д. Кроме того, в редкой семье родители никогда ничего не приносят с работы. Вспомните поговорку: «Ты хозяин, а не гость, унеси хотя бы гвоздь!» При этом детям объясняют, что красть нехорошо, в итоге они видят одно, а слышат другое. Как бы то ни было, педагог должен найти причину, побудившую к воровству. У нас в параллельном классе училась девочка, которую поймали, когда она воровала в гардеробе. Она была из вполне благополучной семьи, и ей не нужны были копейки и рубли, собранные по карманам. Просто с ней никто не дружил, вот она и начала воровать. Я помню ее лицо, когда она стояла, выставленная на позор перед всей школой. Она не плакала, а высоко держала голову и смотрела на нас с чувством превосходства. Это был ее «звездный час», к ней наконец пришла слава. Вот вам и воровство!