Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Ольга ИГНАТКИНА
учитель школы № 53,
г. Калининград

Моя педагогическая философия

Я знаю, чему надо учить.
Я знаю то, чему надо учить.
Я знаю, как надо научить.
Я понимаю, что эти знания нужны людям.
Я вижу, что люди благодарны мне за мою работу.
Я уверена в том, что мой труд полезен обществу.

Фото В. АлексееваЭти простые истины актуальны на протяжении многих столетий – ведь в них заложена концепция, программа учительского труда, определены его общественная польза и значимость. Такое понимание учителем себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Это и есть его собственная педагогическая философия.

Моя педагогическая философия основана на построении собственной «Я-концепции», суть которой раскрыл английский ученый в области педагогики и психологии Роберт Берне в работе «Развитие Я-концепции в воспитании». Она опирается на три основополагающих пункта:

  • Мой общий взгляд на человека.

  • Взгляд на ребенка.

  • Мое отношение к своему предназначению как педагога начального образования.

Остановлюсь на них кратко.

Человек – мера всех вещей. Смысл всей его жизни придают его деяния, ибо своей деятельностью он нужен и интересен обществу как личность, которая постоянно растет и совершенствуется. Основой этого роста является возможность самореализации, а предоставить такую возможность может только занятие любимым делом.

Ребенок не только ученик, но прежде всего личность, которая не готовится к жизни, а уже живет и имеет свой, хотя и небогатый, жизненный опыт.

Листая «Страницы школьного юмора», я обратила внимание на предложение: «Я живу и учусь в 5-м классе». Почему юмор? Давайте подумаем, какой глубокий смысл заложен в этом предложении. Ребенок приходит в школу не только учиться, но и жить. В начале каждого учебного года, протягивая мне свою ладошку и оглядываясь на родителей, он доверяет мне свою будущую жизнь и судьбу. Разве можно не оправдать этого доверия?

И, наконец, учитель – главная фигура в процессе воспитания в широком смысле этого понятия, т.е. в овладении всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Он не просто ходит на работу и отбывает свои учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает то, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность своих учеников. Так как в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, значит, моя задача – сделать ее любимым делом каждого ученика, обеспечив тем самым его личностный рост. Только тогда каждый ребенок станет полноправным субъектом собственной деятельности, а значит, и собственной жизни.

Вот уже третий год наша школа работает и развивается по программе «Личностно ориентированное обучение и воспитание», которая строится на педагогических концепциях Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и поддерживает идею соответствия процесса воспитания и обучения особенностям и возможностям каждого ученика. Творческая группа учителей нашей школы задумала организовать на уроке работу со всем классом и одновременно с каждым учеником. Изучив научную литературу, мы выбрали технологию обучения с опорой на субъектный опыт самих учащихся, суть которой раскрывается в книге И.С. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе».

Главная идея обучения с опорой на субъектный опыт учащихся – не одностороннее воздействие учителя на ученика, а их равноправное взаимодействие. Учитель и ученик – партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта.

Я выбрала это направление не случайно, а в результате строгого отбора и творческой переработки потока научной информации, который сегодня захлестывает педагогическую печать. В погоне за педагогическими инновациями существует опасность «потерять» самого ученика, и тогда наши радостные надежды на успех могут превратиться в несбывшиеся ожидания. Из всего многообразия инновационных направлений я выбрала личностноориентированное по двум основным причинам.

Во-первых, в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий оно наиболее легко вписывается в образовательный процесс, не затрагивая содержания образования, предусмотренного государственным стандартом.

Во-вторых, оно гуманистическое не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте: обеспечивает ситуацию успеха всем ученикам, развитие их самостоятельности, улучшение межличностных отношений и самое важное – признание самобытности и уникальности каждого ученика.

Что такое субъектный опыт ученика? Это опыт, приобретенный им не только в процессе учения, но и в конкретных условиях семьи, его социокультурного окружения. Общение со сверстниками, занятия в сфере дополнительного образования, книги, фильмы, СМИ – тоже важные источники опыта. Отсюда – главная цель моей работы: выявление и изучение субъектного опыта моих учеников с целью его окультуривания и обогащения.

Каждый учитель, считающий себя опытным педагогом, не начнет изложение нового материала, не выяснив предварительно, что его ученикам из этой области уже известно. Каждое новое знание должно опираться на субъектный опыт ученика, на его интересы, склонности, индивидуально значимые ценности. Поэтому каждый раз, готовясь к уроку и идя на урок, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • заранее предусмотреть, что в сообщаемом материале можно использовать, опираясь на субъектный опыт учащихся;

  • вызвать «детские версии» изучаемого и обсудить их;

  • уважительно относиться к любому высказыванию учеников, осторожно и тактично отсекая неверные суждения.

На мой взгляд, выбранное направление обеспечивает личностный рост учеников. Тогда в качестве основных принципов моей деятельности выступают:

  • индивидуализация обучения;

  • дифференцированный подход;

  • сотрудничество, формулу которого определил Ш.А. Амонашвили: «Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником в своем же воспитании и обучении»;

  • гуманизм в общении – общении, в котором ученик нужен мне, учителю, не меньше, чем я – своему ученику, так как в процессе этого общения я тоже развиваюсь.