Ольга КРЫЛОВА,
учитель школы № 2
г. Салехард
Хочу все знать!
Интеллектуальная игра. 3 – 4 класс
На нашем телевидении несколько лет идет
передача «Своя игра». Неизменное восхищение
вызывают люди, которые обладают прекрасной
памятью и много знают.
Именно эта передача стала прообразом
интеллектуальной игры «Хочу все знать», которая
отличается от оригинала тем, что в ней могут
участвовать все дети. Темы сообщаются заранее, и
ученики знакомятся с большим количеством
дополнительной литературы. Это помогает
расширить кругозор детей, научить их
пользоваться энциклопедическими книгами, что,
несомненно, пригодится ребятам в дальнейшем
обучении.
Цели. Учить детей пользоваться литературой,
выделять из общего главное, расширять кругозор,
побуждать к познанию нового, вести подготовку к
предметным олимпиадам по окружающему миру
(природоведению, естествознанию).
Возраст участников. 9–11 лет.
Подготовка к игре. Рассчитана на 3–4 учебные
недели. Время на подготовку ответов I тура – одна
неделя, в течение которой дети работают с
дополнительной литературой. Затем дается время
на подготовку ко II туру. Для участников, вышедших
в финал, время на подготовку – две недели.
I тур. «Домашнее задание». Участвуют все
желающие. Дети получают задание в виде 15 тестовых
вопросов и работают дома: отвечают на вопросы и
обязательно указывают литературный источник,
которым они пользовались. Эта работа проверяется
учителем. За каждый правильный ответ начисляется
1 балл. Ученики, набравшие наибольшее количество
баллов, становятся участниками II тура.
II тур. «Работаем самостоятельно». Место
проведения – классная комната. Участникам
предлагается ответить на 15 вопросов, используя
литературу, приготовленную заранее
(энциклопедии можно взять в библиотеке, принести
из дома). Список литературы – на доске. Участники,
набравшие наибольшее количество баллов, выходят
в финал.
Финальная игра. Игроки, вышедшие в
финал, делятся на команды по три человека. Каждая
команда выбирает капитана. Капитан контролирует
подготовку каждого члена своей команды к
финальной игре по указанным темам; помогает
находить материалы и указывает литературные
источники; сам читает статьи и делится новыми
знаниями; находит выход при затруднениях и
спорах (сам или обратившись к учителю); во время
финальной игры организует обсуждение в команде,
проводит его, определяет игрока, который будет
отвечать от имени команды.
В I и II турах за каждый правильный ответ
участники получают 1 балл.
В финальной игре команда может заработать за
каждый правильный ответ от 10 до 60 баллов, а за
каждый неправильный может эти баллы потерять.
При подведении итогов результаты каждого тура
заносятся в протокол. Учитывается количество
баллов, полученных в финальной игре.
Протокол
№ п/п |
Фамилия, имя участника |
I тур
«Домашнее задание» |
II тур
«Работаем самостоятельно» |
Финальная игра |
Примечание |
количество баллов |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
I тур. «Домашнее задание»
Внимательно прочитай вопросы и обведи букву,
соответствующую правильному ответу. Укажи
источник, подтверждающий правильность твоего
ответа.
1. Какое животное имеет жало на хвосте?
а) Сенокосец;
б) фаланга (или сольпуга);
в) скорпион.
2. Что является молочным продуктом?
а) Гамбургер;
б) сыр;
в) рисовая каша.
3. Утконос – это животное с утиным клювом
и хвостом. А как рождается на свет это
животное?
а) Из икринок;
б) это живородящее животное;
в) из яиц.
4. Окаменелость – это:
а) Положенные в землю остатки продуктов;
б) камни, закопанные в землю;
в) остатки доисторических животных и
растений в геологических породах.
5. Самый длинный день в году в Северном
полушарии:
а) 21 июля;
б) 21 декабря;
в) 21 июня.
6. Сколько конечностей может иметь
морская звезда?
а) От 3 до 5 конечностей;
б) от 5 до 40 конечностей;
в) до 56 конечностей.
7. Зачем нужны леса?
а) Дают пищу и убежище животным;
б) чтобы гулять в них;
в) для украшения Земли.
8. По какому признаку можно отнести всех
грызунов к одной группе?
а) Наличие короткой и грубой шерсти;
б) наличие хвоста;
в) наличие двух пар передних зубов-резцов.
9. Кто стал одним из первых звезд
рок-н-ролла?
а) Элвис Пресли;
б) Ференц Лист;
в) Иоганн Себастьян Бах.
10. Из чего делают вату?
а) Из плодов белой фасоли;
б) из переработанной древесины;
в) из плодов хлопчатника.
11. Сколько глаз у паука-птицееда?
а) Две пары;
б) четыре пары;
в) одна пара.
12. Что такое планктон?
а) Разновидность крабов Черного моря;
б) мелкие растения и организмы,
переносимые движением воды;
в) плотное облако пыли.
13. Когда люди стали выращивать растения?
а) 100 лет назад;
б) около 10 тысяч лет назад;
в) в 1800 году.
14. Какой вид спорта относится к легкой
атлетике?
а) Хоккей;
б) мотокросс;
в) прыжки в высоту.
15. В каком процентном соотношении
находится пресная и морская вода в водном
балансе Земли?
а) Пресная – 3%, морская – 97%;
б) пресная – 50%, морская – 50%;
в) пресная – 70%, морская – 30%.
Ответы. 1в; 2б; 3в; 4в; 5в; 6б; 7а; 8в;
9а; 10в; 11б; 12б; 13б; 14в; 15а.
II тур. «Работаем самостоятельно» (1 час)
Внимательно прочитай вопросы и обведи букву,
соответствующую правильному ответу. Укажи
источник, подтверждающий правильность твоего
ответа.
1. Где расположен рот у морской звезды?
а) На кончиках конечностей;
б) на нижней части тела;
в) на голове.
2. Когда зародилась жизнь в море?
а) 3,5 миллиона лет назад;
б) в прошлом веке;
в) в 1554 году.
3. Что такое музыка?
а) Инструменты, издаваемые звуки;
б) вид искусства;
в) романтизм.
4. К чему приводит соблюдение правил гигиены
питания?
а) К правильной сервировке стола;
б) к уменьшению количества съедаемой пищи;
в) к снижению риска заболеваний.
5. Какая группа растений относится к
вечнозеленым?
а) Дуб, ясень, береза;
б) пихта, сосна, ель;
в) сосна, ель, лиственница.
6. Чем питаются детеныши утконоса?
а) Рыбой;
б) молоком;
в) мелкими корнями растений.
7. На какой глубине обитает большая часть
живых существ в океане?
а) До 100 м;
б) до 100 км;
в) от 100 м до 500 м.
8. Какое растение относится к цветковым?
а) Ель;
б) папоротник;
в) шиповник.
9. О чем могут рассказать ископаемые?
а) О климате и условиях жизни;
б) о планах на будущее;
в) о программе телепередач на следующий
год.
10. Какое из этих животных считается самым
плодовитым?
а) Гепард;
б) дикобраз;
в) серая крыса.
11. Чем питаются растения-паразиты?
а) Насекомыми;
б) мертвыми животными;
в) картофельным пюре.
12. Если в Северном полушарии зима, то
какое время года в Южном полушарии?
а) Осень;
б) лето;
в) весна.
13. С какой целью пауки плетут паутину?
а) Для ловли добычи;
б) для красоты;
в) для уюта.
14. В каком виде спорта можно встретить
гонки, скоростной спуск, прыжки с трамплина,
биатлон?
а) В конном;
б) в лыжном;
в) в бейсболе.
15. Что помогает пауку почувствовать свою
жертву?
а) Зрение;
б) изменение температуры воздуха;
в) волоски на конечностях.
Ответы. 1б; 2а; 3б; 4в;
5б; 6б; 7а; 8в; 9а; 10в; 11а; 12б;
13а; 14б; 15в.
Финальная игра
Оборудование. Выставка литературы, которой
пользовались дети во время всей игры; конверты с
вопросами; игровое табло; протокол игры.
Условия финальной игры. Участвуют
несколько команд по три человека в каждой. За две
недели до финальной игры участникам объявляются
темы: «Растения», «Техника», «Транспорт»,
«Животный мир», «Водный мир». Очередность в игре
решается путем жеребьевки между капитанами
команд.
Правила игры
1. На доске – игровое табло. Количество
баллов зависит от сложности вопроса.
2. После согласования с игроками темы и
номера вопроса капитаны объявляют свой выбор:
называют тему и номер вопроса.
3. Ведущий зачитывает вопрос.
4. Команда совещается и приходит к единому
мнению. Представитель команды (им может быть
капитан) отвечает.
5. Ведущий зачитывает правильный ответ.
6. Если ответ верный, то команда зарабатывает
соответствующее количество баллов. Если ответ
неверный, команда теряет столько же баллов.
Команды отвечают по очереди. Если команда не
смогла дать правильный ответ, его могут дать
соперники.
Итог финальной игры подводят члены жюри,
учитывая заработанные командами баллы.
Награждение участников и победителей.
Кол-во
баллов |
Вопросы |
Правильный
ответ |
Тема: «Растения» |
10 |
Хищное (плотоядное) растение, которое
ловит и переваривает насекомых.
а) Повилика; б) росянка; в)
крапива. |
б |
20 |
Самое высокое дерево в мире.
а) Секвойя; б) сосна; в) дуб. |
а |
30 |
Семя, содержащее съедобную мякоть и
молоко в крепкой скорлупе.
а) Грецкий орех; б) кокосовый
орех; в) желудь. |
б |
40 |
Дерево, которое может занимать
площадь до 5 тыс. кв. метров, имитируя целую рощу.
Его крона поддерживается столбовидными
воздушными корнями.
а) Гингко; б) баобаб; в) фикус. |
в |
50 |
Какие леса формируют почвы, богатые
гумусом?
а) Тропические; б) хвойные; в)
лиственные. |
в |
60 |
Самый большой цветок в мире,
достигающий 1 м в диаметре.
Источаемый им запах тухлого мяса привлекает
опыляющих его мух.
а) Раффлезея Арнольди; б)
мадагаскарский барвинок; в) орхидеи. |
а |
Тема: «Техника» |
10 |
Назовите первый в мире маяк,
возведенный в 280 году до н.э. Башню этого маяка
высотой 140 м венчает статуя Посейдона, греческого
бога морей.
а) Форосский маяк; б) родосский
маяк; в) гизейский маяк. |
а |
20 |
Кто и в каком году разработал
космический корабль с жидкостным ракетным
двигателем?
а) Русский ученый Константин
Циолковский (1903 г.); б) американский ученый
Роберт Годдар (1926 г.); в) английский ученый
Уильям Конгрив (1805 г.). |
а |
30 |
Кто создал вариант радиоприемника и
продемонстрировал его 7 мая 1895 года?
а) Гиппократ; б) А.С. Попов; в)
А.С. Пушкин. |
б |
40 |
Это отрасль промышленности –
массовое производство книг, газет, журналов,
плакатов и другой печатной продукции.
а) Полиграфия; б) шелкография; в)
топография. |
а |
50 |
Благодаря изобретению лазера в 1960
году появляется голография. Что это?
а) Кинофильм; б) цветная
фотография; в) объемная фотография. |
в |
60 |
Самые точные часы, которые отстают не
больше, чем на одну секунду
за сто лет, – это...
а) кварцевые часы; б) атомные
часы; в) механические часы. |
б |
Тема:
«Транспорт» |
10 |
В кабине
пилотов имеются различные приборы, рычаги и
кнопки управления самолетом. Что находится в
кабине экипажа?
а) Штурвал; б) топливный бак; в)
педаль тормоза. |
а |
20 |
Какое
транспортное средство имеет привод от двух
педалей через цепную передачу?
а) Автомобиль; б) велосипед; в)
мотоцикл. |
б |
30 |
Автомобиль –
одно из самых важных изобретений в истории
человечества. Первый автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания был изобретен немецким
инженером Готлибом Даймлером. В каком году это
произошло?
а) В 1908 г.; б) в 1891 г.; в) в 1886 г. |
в |
40 |
Первые
самолеты появились в начале XX века. Какое
название они имели?
а) Авиалайнеры; б) аэропланы; в)
воздушные шары. |
б |
50 |
Этим
трехтонным грузовиком была оснащена британская
армия в 1914 г.
Что это за машина?
а) «Фоден-С»; б) «ЗИЛ»; в)
«Хеллфорд». |
в |
60 |
Этот поезд
способен развивать скорость до 210 км/ч, и при этом
он плавно и бесшумно перевозит ежедневно
несколько тысяч пассажиров.
О каком поезде идет речь?
а) «Буллит»; б) «Летучий
шотландец»; в) «Полярная стрела». |
а |
Тема:
«Животный мир» |
10 |
Самый быстрый
бегун на свете, способный несколькими прыжками
развить скорость 110 км/ч. Кто это?
а) Страус; б) антилопа; в)
гепард. |
в |
20 |
Какая птица
считается самой маленькой в России?
а) Королек; б) мухоловка; в)
поползень. |
а |
30 |
Единственное
ракообразное, которое живет только на суше.
Защищаясь от врагов, оно сворачивается в клубок.
а) Креветка; б) дафния; в)
мокрица. |
в |
40 |
Птица,
получившая прозвище «хохочущий дурак» за свой
странный крик, напоминающий хихиканье. Это:
а) Попугай; б) кукубара; в)
тутукан. |
б |
50 |
Самая
маленькая птичка, которая умеет летать задом
наперед. Звук, возникающий при этом, похож на
жужжание. Это:
а) Райская птичка; б) колибри; в)
снегирь. |
б |
60 |
Самые
многочисленные животные на Земле – насекомые.
Сколько видов насекомых приходится на одного
человека?
а) Около 200 миллионов.; б) около 5
миллионов; в) около 100 миллионов. |
а |
Тема:
«Водный мир» |
10 |
У кого рот
расположен на нижней части тела и соединен прямо
с желудком?
а) У голотурии; б) у морской
звезды; в) у офиурии. |
б |
20 |
Кожа какой рыбы
покрыта острыми костяными зубчиками?
а) У акулы; б) у ската; в) у
осьминога. |
а |
30 |
Рыба –
изобретатель: самка откладывает икру в
специальную сумку на животе самца, где он и носит
ее до появления мальков:
а) пиранья; б) морской конек; в)
минога. |
б |
40 |
Мелкие
китообразные с острым рылом, изогнутым будто бы в
неизменной улыбке. Это игривые и умные животные.
а) белухи; б) клюворылы; в)
дельфины. |
в |
50 |
Эти рыбы лишены
сильных плавников и имеют только два зуба. У
самцов один зуб представляет собой острый
трехметровый спиральный бивень:
а) нарвалы; б) финвалы; в)
белобочки. |
а |
60 |
Кто глубже всех
на свете ныряет?
Основная их пища – кальмары, в том числе и
гигантские:
а) кит; б) бутылконос; в)
кашалот. |
в |
|