Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Окончание. См. № 5.

Проекты и исследования

Исследовательская работа «Береги здоровье смолоду»

ТЕМА ПРОЕКТА «КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»

I. Выбор темы исследования

«Курение – плохая привычка!», «Курение – медленное самоубийство!» Вот такие фразы мне не раз приходилось слышать от взрослых и по телевизору. В газетах я видел рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения. «Неужели действительно все так серьезно?» – подумал я. Возникают вопросы: что будет с людьми, которые курят? Как курение влияет на здоровье человека?

II. Цель исследования

Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.

III. Задачи исследования

– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать, как табак влияет на организм окружающих;
– определить, к каким последствиям ведет курение;
– установить, что курение вредит здоровью;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект исследования, предмет исследования и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения.

База исследования: учащиеся, их родители, независимые участники.

V. Гипотеза исследования

Могу предположить, что курение вредит здоровью.

VI. Методы исследования

– Анализ научной литературы;
– наблюдение;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учеником);
– сравнение полученных результатов.

VII. Результаты исследования

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что такое табак и откуда он взялся?
Табак родом из Америки. Завез его в ХV веке в европейские страны адмирал Христофор Колумб. Растение получило название от имени провинции Табаго острова Гаити.
В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Табак курили, применяли в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.
В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Разрешены в России торговля табаком и курение были в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Курение или здоровье – выбирайте сами!

По данным Всемирной организации здравоохранения, в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мы ежегодно теряем 500 000 людей! Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!» По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курящему 5–10 минут жизни. Двадцать выкуренных ежедневно сигарет сокращают жизнь на 6–7 лет. Пустяк, если ты еще молод.

Табачный дым идет по организму

Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма бывает около 55–60°С.

Разрушительное воздействие на организм первым начинает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта в носоглотке в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие. Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки – «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.

Вред не только себе, но и обществу

Никотин вреден не только для курящего. Пассивное курение, то есть вдыхание воздуха, насыщенного сигаретным дымом, наносит вред некурящим людям. С этим мы постоянно сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях, на улице, в поездах и т.д. Иногда видишь, как молодой папа везет детскую коляску или даже несет ребенка на руках, а в зубах у него – дымящаяся сигарета. Естественно, ребенок накуривается вместе с отцом, который бездумно отравляет организм малыша.

Мои исследования

Поставив перед собой столь серьезный вопрос и изучив соответствующую литературу, я провел игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы моих родных, я составил бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других взрослых людей к проблеме табакокурения, и раздал их родителям учеников начальной школы и независимым участникам.

В опросе участвовало 44 человека: 20 мужчин и 24 женщины. Я разделил участников на курящих и некурящих и поместил результаты в табл. 1.

Таблица 1

Пол

Курят

Не курят

Мужчины

14

6

Женщины

5

19

Из результатов табл. 1 я сделал вывод, что курят в основном мужчины, а среди женщин больше некурящих. Если рассматривать всю группу участников (44 человека), то хочется отметить, что 56% не курят. Но 44% – курящие. Покажем это соотношение с помощью диаграммы (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

При этом 37 человек согласны с тем, что курение – медленное самоубийство. Получается, они знают, что рано или поздно табак их накажет.

А как долго и много курят анкетируемые?

Познакомимся с результатами опроса.

Многие мужчины курят дольше 10 лет, из них один – с 6 лет. То есть он еще читать толком не научился, а уже познакомился с сигаретой! У женщин стаж заметно ниже. Но одна из них курит 23 года!

Далее в моем исследовании я спрашивал, зачем люди курят. И оказалось, что у большинства это превратилось в привычку. А ведь от плохих привычек нужно избавляться, они никогда еще не приносили ничего полезного ни человеку, ни обществу в целом! И участники опроса действительно пытались бросить курить (и не один раз).

Чуть меньше участников анкеты просто не знают, зачем они курят. Они и не пытались бросить курить. И не бросят, пока не ответят себе на вопрос: зачем?

Один мужчина ответил, что не может бросить, а пытался уже много раз.

Я думаю, такому человеку нужна профессиональная помощь врача, и он бросит курить.

Двое из опрашиваемых снимают сигаретой стресс. А в литературе я нашел информацию о том, что табак вреден для нервной системы. Так какой же стресс он снимает?

Этим людям нужно читать статьи о вреде курения, так как они мало знают об этом.

Лишь один мужчина считает, что ему это нужно.

Далее в анкете были заданы вопросы на тему «Курение и подросток», и по их результатам я составил табл. 2.

Таблица 2

Как вы относитесь
к курящим подросткам?

Как часто вы встречаете
на улице курящего ребенка?

Вы хотите, чтобы ваш ребенок курил в будущем?

Никак

Плохо

Не встречал(а)

Редко

Часто

Да

Нет

2

42

4

12

28

1

43

Судя по результатам табл. 2, курящий подросток сейчас не удивляет никого. Но практически все относятся к таким детям отрицательно, с осуждением. И можно сказать – почти никто не хочет, чтобы его ребенок курил.

41 человек знает, что курение вредит окружающим.

Получается, что 19 курящих человек из опрашиваемых вынуждают своих детей быть пассивными курильщиками, но при этом против их курения. Где же логика? Получается, чтобы их дети не употребляли табак, они сами должны отказаться от него.

Хочу отметить, что многие участники анкеты предложили действенные (на мой взгляд), но в то же время простые способы борьбы с курением среди молодежи:

  • не продавать детям сигареты;

  • проводить с ними беседы;

  • воспитывать детей примерами сильнейших личностей;

  • привлекать молодежь к спорту;

  • сводить детей на экскурсию в больницу, где находятся больные от курения;

  • родители должны показывать личный пример.

Мне нравятся все предложенные варианты, и я считаю, что если их применять в комплексе, то положительный результат обязательно будет, нужно только захотеть.

Помимо анкетирования среди взрослых, я разработал классный час на тему «Проблема табакокурения глазами детей», провел его в 4-м «Б» и 3-м «А» классах и узнал мнения учеников, их отношение к проблеме. В 4-м «Б» классе на классном часе присутствовали 28 человек. Я выступил с небольшой лекцией, информирующей детей о влиянии курения на организм и его последствиях. Затем провел «мозговой штурм», спросив у детей, вредит ли курение здоровью. Затем по теме были представлены интересные факты и проведен повторный «мозговой штурм». Далее среди учеников был проведен конкурс рисунков по теме классного часа. При опросе детей все мнения выносились на доску, а потом по ним был составлен опросный лист 1.

Опросный лист 1

Обобщенные мнения учеников 4-го «Б» класса

«+» (курение не вредит)

Продлевает возраст (моему деду 96 лет, и он курит).
Помогает расслабиться и успокоиться.
При курении в малом количестве улучшается память и понижается сонливость (прочитал в энциклопедии).

«–» (курение вредит)

Возникают опасные заболевания.
Можно умереть.
Легкие заполняются смолами.
 Человек становится заторможенным.
Мучит кашель.
Курение влияет на внешний вид, человек быстро старится.
Продолжительность жизни сокращается.
 Затрудняется дыхание.
Человек не может заниматься спортом.
Уменьшается рост.
Курение подталкивает к употреблению наркотиков.
Ухудшаются зрение, слух.
Невозможно отвыкнуть.
Курение влияет на внутриутробное развитие ребенка.
Курение влияет на мозг.
Плохой пример.
Пассивное курение для окружающих.
Курение влияет на окружающую среду.
Учащаются пожары.

Теперь проанализируем точку зрения 23 учеников 3-го «А» класса, в котором был проведен такой же классный час и так же была составлена таблица обобщенных мнений.

Опросный лист 2

Обобщенные мнения учеников 3-го «А» класса

«+» (курение не вредит)

Привычка.
Модно.
Успокаивает.
Согревает зимой.

«–» (курение вредит)

Сокращается жизнь.
Загрязняются легкие.
Затрудняется дыхание.
Можно умереть.
Неприятный запах.
Заболеешь.
Низкая работоспособность.
Отставание от сверстников.
Сильный кашель.
Можно стать наркоманом.
Рождаются больные дети.
Желтеют зубы.
Курение влияет на здоровье некурящих.
Засоряется окружающая среда.
Могут быть пожары.

Из него мы видим, что большая часть ребят убедились в том, насколько опасно курение. Но трое считают, что курение не только не вредит, но и помогает. На диаграмме это лучше видно (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Из результатов опроса следует, что большая часть ребят также считает курение опасным для здоровья. А четверо считают, что курение – это нормально. Снова составим диаграмму (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Теперь хотелось бы узнать мнение учеников двух классов вместе (51 человек), чтобы понять, сколько человек против курения, а сколько не считают его вредным. Посмотрим на диаграмму (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Мы видим, что 87% детей считают курение опасным для здоровья. Но 13% думают иначе. С одной стороны, это небольшая цифра, но если вдуматься, то это много (1/8). Получается, что каждый восьмой участник классного часа считает курение нормой.

Проанализировав классные часы о вреде курения среди учеников начальной школы, я понял, что дети вообще не задумывались на эту тему, но все охотно участвовали в дискуссии. Это говорит о том, что, общаясь на подобную тему коллективно, ребята учатся не курить. Поэтому такие мероприятия, как разработанные нами классные часы, должны проводиться в школах обязательно (особенно среди младших школьников, которые больше прислушиваются к мнению взрослых).

А пока взрослые продолжают (начинают) курить, они, не задумываясь, учат этому детей. Хотя родители сами же не хотят, чтобы их ребенок курил, и предложили много способов борьбы с курением среди молодежи. Значит, работать нужно не только с детьми, но также и со взрослыми. Может быть, даже со взрослыми – в первую очередь.

VIII. Защита исследования

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Наша исследовательская работа была представлена на школьной научно-исследовательской конференции. Присутствовавшие задавали авторам вопросы о том, каким образом получена та или иная информация и на каком основании сделаны выводы.

Групповые исследовательские работы выполнили:

В. ПАВЛЕНКО, А. ПЕТРЯЕВ,
Р. СЫСОЕВА, А. ЛИТВИНОВ,
В. АФАНАСЬЕВА, В. ФОМИН,
В. ИВАНОВ – ученики 4-го «Б» класса
(руководитель – И.В. СТРЕЛЬЦОВА,
учитель школы № 27,
г. Таганрог)