Юлия МАКСИМОВА,
г. Москва
Штриховка и развитие речи
Кружок. 1 класс
Ребенок приходит в школу, имея свой собственный
уровень развития мелкой моторики и уровень
развития речи. За первый год он должен приобрести
навыки чтения и письма, стать заинтересованным
учеником. А если не все гладко? А если у ребенка
есть определенные проблемы? Дополнительный час
занятий на кружке в неделю призван помочь
начинающему школьнику.
Организация занятий подчинена решению
следующих задач:
– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие воображения;
– развитие мелкой моторики.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в
речевое развитие человека. Наиболее важные
ступени в овладении речью приходятся на детский
возраст – его дошкольный и начальный периоды.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного
обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет
три направления: работа над словом, работа над
словосочетанием и предложением и работа с
текстом. Все эти направления представлены в
системе занятий кружка.
Какую же речь следует считать хорошей, к чему
стремиться учителю и ученику? Программы
начальной школы предъявляют следующие
требования к уровню развития речи:
Содержательность – соответствие
темы и содержания, знание фактов, отбор главного
и второстепенного в высказываниях ребенка.
Логичность – последовательность,
четкое построение речи, обоснованность выводов,
последовательный переход от одного высказывания
к другому, структурированность мысли.
Точность – умение говорящего не
только отобрать факты, но и выбрать точно
подходящие языковые средства для их передачи.
Точность требует богатства языковых средств, их
разнообразия, умения использовать синонимы,
сравнения.
Выразительность – умение ярко,
убедительно, сжато представить мысль,
воздействовать на людей интонацией, построением
фразы, отбором слов.
Ясность речи – это доступность ее для людей, к
которым она обращена. В этой области важную роль
имеет произносительная сторона речи: хорошая
дикция, отчетливое выговаривание звуков,
соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать.
У младших школьников нередко встречаются
дефекты речи, при которых ребенок плохо
выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]).
Поэтому методика развития речи тесно связана с
логопедией. Помочь ребенку в решении таких
проблем – одна из задач кружка.
В занятия включаются словарная работа, работа
над лексической составляющей, звуковая
подготовка (чистоговорки, скороговорки,
рифмовки).
В.А. Сухомлинский писал, что истоки
способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев. Поэтому в помощь первокласснику
заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к
урокам обучения грамоте предложила ввести
занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой
«Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея
включения штриховки в уроки стала интересна и
близка многим педагогам, которые постарались
ввести этот вид деятельности в свою практику. Но
сокращение часов, отведенных базисным планом на
уроки обучения грамоте в последние годы, ставит
перед учителем нелегкую задачу: прежний объем
материала за меньший временной промежуток. Как
успеть все? Возникла мысль вынести за сетку
занятия по штриховке и развитию речи, чтобы
предоставить первокласснику возможность
развития.
Занятие кружка «Штриховка и развитие речи»
проводится по следующей структуре:
– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.
Занятия проводятся один раз в неделю, курс
рассчитан на 33 учебных часа.
Необходимо учитывать следующее:
Тема занятия связана с изучением
материала на уроках обучения грамоте. Значит,
если на уроке мы изучали букву в, то для
работы кружка отбираем соответствующий
фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие кружка включает ряд
речевых упражнений и создание рисунка,
объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы»,
«Аквариум» и т.д.).
Особое внимание уделяется
тематической лексике при составлении
рассказа-описания, проводится
словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы
рифмовок для пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика не только способствует
развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря
массажу положительно сказывается на
самочувствии, улучшает работу мозга.
Предлагаемые игры и упражнения
включают в себя чистоговорки и скороговорки для
развития дикции и постановки правильного
дыхания, что способствует формированию
правильного способа чтения фразы в дальнейшем.
Такие упражнения помогают учащимся-логопатам
автоматизировать произношение некоторых звуков,
способствуют развитию фонематического слуха.
Каждое занятие и курс в целом строятся
по принципу продвижения от простого к сложному.
Занятия строятся на основе интеграции
ряда предметов: обучения грамоте, окружающего
мира, изобразительной деятельности.
Необходимое оборудование: альбомы или
листы для рисования, линейки-трафареты с
геометрическими фигурами, материал для
словарной работы (иллюстрации, тексты), доска,
цветные мелки для учителя, цветные карандаши для
учащихся.
Планирование
Дата |
Номер
занятия |
Тема
обучения грамоте |
Тема
занятия |
Тема
по развитию речи |
|
1 |
Звуки гласные и
согласные |
Лес |
Лексика и
словообразование |
|
2 |
Буквы а и о |
Цветы на клумбе |
Дифференциация
звуков,
составление словосочетаний |
|
3 |
Буква ы |
Шары |
Образование
множественного числа |
|
4 |
Буква н |
Порядок |
Предлог на |
|
5 |
Буква с |
Самолет |
Звук [с]. Лексика |
|
6 |
Буквы к и т |
Кактусы |
Решение логической
задачи,
аргументация |
|
7 |
Буква л |
Лягушата |
Звук [л].
Автоматизация звука |
|
8 |
Буква р |
Краски.
Цвета и оттенки |
Лексика по теме,
словообразование |
|
9 |
Буква в |
Виноград |
Использование
предлогов, лексика |
|
10 |
Буква п |
Паук и Муха |
Дифференциация
звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек |
|
11 |
Буква м |
Транспорт |
Лексика по теме,
словообразование |
|
12 |
Буквы з – с |
Снеговик |
Дифференциация
звуков [с] – [з], работа над дикцией |
|
13 |
Буквы б – п |
Бабочка |
Сочинение-описание |
|
14 |
Буквы д – т |
Роботы |
Дифференциация
звуков [д] – [т], работа над дикцией |
|
15 |
Буква ч |
Черепаха |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
16 |
Мягкие согласные
звуки |
День |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
17 |
Звук ш |
Шмель |
Дифференциация
звуков [ж] – [ш], работа над дикцией |
|
18 |
Буква ж |
Жук |
Дифференциация
звуков [ж] – [ш], работа над дикцией |
|
19 |
Буква е |
Елка |
Составление
пересказа |
|
20 |
Буква ю |
Клюква |
Составление
пересказа |
|
21 |
Буква ц |
Цыпленок |
Составление
пересказа |
|
22 |
Буква щ |
Щенок и щетка |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
23 |
Буквы ф – в |
Фонтан и вода |
Дифференциация
звуков [ф] – [в], работа над дикцией |
|
24 |
Буква я |
Интонация.
Ягоды и львенок |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
25 |
Дифференциация
звуков ц – ч |
Часы |
Дифференциация
звуков [ц] – [ч], работа над дикцией |
|
26 |
Дифференциация
звуков с – ш |
Мыши |
Дифференциация
звуков [с] – [ш], работа над дикцией |
|
27 |
Предметы |
Кухня. Игровой
материал |
Лексика по теме,
словообразование |
|
28 |
Признаки предметов |
Листья.
Времена года |
Лексика по теме,
словообразование |
|
29 |
Действия предметов |
Камень и львенок |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
30 |
Составление текста из
предложений |
Космос, ракета |
Развитие мышления,
устное сочинение |
|
31 |
Русские народные
сказки |
Колобок |
Составление
пересказа |
|
32 |
Русские народные
сказки |
Репка |
Составление
пересказа |
|
33 |
Составление текста |
Лето |
Развитие мышления,
устное сочинение |
Список использованной литературы
1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.
Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова.
– М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА»,
2004.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,
1994.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО
Астрель – ООО АСТ, 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая
гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1
Занятие начинается с организации пальчиковой
гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики.
Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика
подскажет нам тему занятия.
Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших,
указательных, безымянных пальцев и мизинцев
обеих рук, а средние сгибают вторыми фалангами.
После этого сближают руки, раздвигая пальцы.
Повторяют несколько раз.
– Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.
– О чем же мы будем говорить сегодня?
Дети. О деревьях, о лесе.
У. Тема нашего занятия – лес.
На доске – иллюстрации с изображениями
разных лесов.
– А какой бывает лес?
Дети отвечают. Учитель вводит понятия или
уточняет ответы.
Словосочетания
дремучий лес – непроходимый лес –
чаща
сосновый лес – бор – сосняк
лес из елей и берез – смешанный лес
дубовый лес – дубрава
еловый лес – ельник |
Игра «Где прячется лиса?»
Учитель берет лису (игрушку или иллюстрацию),
прячет ее, задает вопросы.
У. Лиса прячется в лесу из елок. Где она?
Д. Она в ельнике.
Учитель помещает лису рядом с
соответствующей иллюстрацией. Аналогично идет
работа со словами сосняк, березняк, дубрава,
чаща.
У. А теперь вы будете произносить
чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорки
Лю-лю-лю – я дрова в лесу... (пилю).
Са-са-са – в лесу бегает... (лиса). |
Скороговорка-физкультминутка
Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю.
Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова! |
Дети изображают, как они пилят дрова.
– А что можно увидеть в лесу?
Дети отвечают. Затем учитель открывает
записанные на доске слова: день, дерево, пень,
тень, трава, цветок, ветки, тропа, елка, береза,
дуб, гриб. Дети проговаривают начало
предложения: «В лесу бывает...» и дополняют
предложение словом, прочитанным с доски. Таким
образом первоклассники составляют предложения и
читают их с разной интонацией (вопросительной
или повествовательной).
Д. В лесу бывает пень? В лесу бывает пень.
Лиса (в ее роли выступает учитель).
Я в лесу бывала,
Это все видала.
Я кумушка хитренькая,
У меня рыльце тоненькое,
Я люблю все маленькое.
Помоги мне превращать –
Будем вместе уменьшать.
Лиса показывает на слово, а дети называют его
с уменьшительным суффиксом.
Д. Лес – лесок, лесочек. День – денек,
денечек. Дерево – деревце. Пень – пенек, пенечек.
Трава – травка, травушка. Цветок – цветочек.
Ветка – веточка. Тропа – тропинка, тропиночка.
Елка – елочка. Береза – березонька, березка.
Дуб – дубочек, дубок. Гриб – грибочек, грибок.
У. Как называется картина, на которой
изображен лес?
Д. Природа.
– Пейзаж.
У. Нам предстоит изобразить пейзаж с
помощью линейки и заштриховать его. Я расскажу,
что мы будем рисовать, а вы скажите, какие
геометрические фигуры нам понадобятся.
Мы пришли в ельник. На
поляне много елок.
Есть елочки низкие, есть высокие ели.
Около елки пень. На полянке растет трава.
Через полянку ведет тропинка. |
Д. Можно использовать
треугольники разного размера для елок, для пня –
прямоугольник, для травы и тропинки – разные
линии.
Учитель на доске поэтапно показывает
построение рисунка и направление штриховки. Дети
рисуют цветными карандашами.
Рисунок
высокие и низкие ели, пень, травка,
тропинка |
Во время выполнения штриховки можно
повторить пальчиковую гимнастику, проведенную в
начале занятия. После завершения работы детям
предлагается описать свой пейзаж.
ХОД ЗАНЯТИЯ 2
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики.
Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика
подскажет нам тему занятия.
У нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.
Дети тянут пальцы, будто снимают колечко.
Повторяют несколько раз.
– Раскрасьте красным цветом слоги с гласной а,
зеленым цветом – слоги с о.
Какие слова вам встретились?
Каждому ребенку дается карточка.
сот |
сом |
кар |
мол |
час |
лом |
аст |
тра |
ман |
пар |
лап |
кот |
шат |
лаз |
зал |
рад |
дар |
тос |
сад |
ваз |
бал |
лад |
тар |
ком |
газ |
фар |
фас |
жаб |
сав |
фро |
вол |
мак |
нап |
так |
пол |
сло |
дол |
лод |
вал |
кол |
лоб |
кто |
Дети называют слова. Уточняются
значения некоторых слов.
– Мы будем рисовать клумбу. Я сегодня видела
клумбу, на которой были разные цветы. Я предлагаю
вам найти их. Какие цветы вы нашли?
На доске – иллюстрации с изображениями
цветов. Дети называют их.
У. На доске записаны слова. Прочитайте их.
Василек
Колокольчик
Роза
Астра
Анютины глазки |
ароматная
разноцветные
голубой
синий
яркие
красивая |
– Подберите к словам из левого столбика
слова из правого столбика.
Дети составляют словосочетания.
Словосочетания
Голубой василек, ароматная роза, синий
колокольчик, красивая астра, разноцветные
анютины глазки, красивая роза, яркие анютины
глазки |
– А теперь – скороговорка о цветах.
Дети изображают все действия, обозначенные в
скоровогорке.
Скороговорка-физкультминутка
Я цветочки посадил,
Землю тяпкою рыхлил.
Я цветочки поливал.
И букетик собирал. |
– Я предлагаю вам составить рисунок
по тексту задачи.
Логическая задача
На клумбе росли три тюльпана:
красный, желтый и розовый.
Желтый тюльпан находится
не посредине и не рядом с красным.
Как расположены цветы на клумбе? |
Дети. Желтый, розовый, красный.
Дети аргументируют ответ задачи, составляют
план рисунка, выбирают подходящие
геометрические фигуры трафарета для создания
рисунка.
ХОД ЗАНЯТИЯ 3
Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики.
Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика
подскажет нам тему занятия.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Упражнение выполняется стоя. Дети вытягивают
сплетенные пальцы ладонями вперед, а потом вверх.
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Дети прижимают кончики пальцев обеих рук друг
к гругу, ладошками образуют шарик.
У. Шары из физкультминутки будут нам
помогать. Я предлагаю вам поиграть. У каждого на
парте лежат шары, вырезанные из цветной бумаги.
На шарах написаны буквы: ы или и. Я
буду называть звуки или слова, а вы должны
поднимать в воздух тот шар, на котором стоит
соответствующая буква.
На доске:
И–И–Ы–Ы–И–Ы–И
Вы–ви–вы–вы–ви–ви–вы
Дым–мыть–лить–мила–мыло–пыль–пил–лил–
Дима–дыня–Дина–бык–выл–мы–тикать–тыкать–ленты–ось |
Дети показывают шар в соответствии с
услышанным звуком.
– Послушайте историю, которая однажды
случилась с буквой ы:
ПРО БУКВУ Ы
– Ы-ы-ы-ы! – плакала буква Ы.
– Что ты плачешь? – спросила ее буква А.
– Ы-Ы-Ы-Ы! Хорошо тебе, А! Ты в каждом
слове – на первом месте: абрикос, арбуз
(продолжите ряд). А я всегда на последнем (приведите
примеры). Целыми днями только и слышу: коты,
банты, конфеты. Ы-Ы-Ы! – ревела Ы.
В это время проходил мимо мальчик. Он пожалел
букву Ы и сказал:
– Ырис!
Ы перестала плакать и прислушалась.
– Ындия, Ыкра, Ылюша! – сказал мальчик.
– Ыграть! – подсказала, улыбнувшись, Ы.
– Коти, банти, ти, кофти, – подумав, сказал
мальчик.
– Что ты говоришь? – обиделась Ы. – В
этих словах мое место.
– Последнее место в слове не менее важное, чем
первое. Любое место звука важно для слова – в
этом смысл. Но ты ведь хочешь быть именно впереди?
– спросил мальчик.
– Нет, я хочу стоять на важном, а не на первом
месте, – ответила Ы.
– Давайте поможем букве стать нужной и
полезной. Я буду начинать фразу, а вы догадайтесь,
как ее закончить.
Чистоговорки учитель повторяет по 2–3 раза,
чтобы включить в игру всех детей.
Чистоговорки
Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).
Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).
Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).
Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).
Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).
Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы). |
– Каким звуком заканчивались слова
в нашей игре?
Д. Гласным звуком ы.
У. Значит, мы помогли букве проявить себя,
быть полезной. Мы называли слова шарфы, дубы,
скворцы, усы, кроты. Что общего у этих
слов?
Д. Они обозначают много предметов, они во
множественном числе.
У. Давайте образуем форму множественного
числа от слов, записанных на доске.
Слова записаны в столбики, их можно читать в
разном порядке: по столбикам, по строчкам,
выборочно, начинающиеся с одной определенной
буквы – л, к, з. Учитель объясняет
детям значение непонятных слов.
– Какая буква помогла образовать форму
множественного числа в этих словах?
Д. Буква ы.
У. Покажите нашу помощницу.
Дети поднимают с парты шар с буквой ы.
– Смотрите, сколько шаров в нашем классе! Это
и будет нашим рисунком. Мы нарисуем шары. Какие
они могут быть по форме?
Д. У нас на линейке-трафарете есть круг и
овал. Шары бывают такие же.
У. Приступаем к работе.
На образце на доске учитель показывает
круговое направление штриховки к центру и от
центра.
Игра «Образование формы
множественного числа»
Оса – осы, липа – липы, рыба – рыбы, кот –
коты, плот – плоты, плод – плоды, сад – сады,
нос – носы, крот – кроты, куст – кусты, винт
– винты, ус – усы, гора – горы, гриб – грибы,
блин – блины, слива – сливы, зонт – зонты,
зверь – звери, пост – посты, мост – мосты,
лист – листы, пласт – пласты, шар – шары |
Продолжение
следует
|