Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Юлия МАКСИМОВА,
г. Москва

Штриховка и развитие речи

Кружок. 1 класс

Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий на кружке в неделю призван помочь начинающему школьнику.

Организация занятий подчинена решению следующих задач:

– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие воображения;
– развитие мелкой моторики.

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка.

Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:

  • Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.

  • Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.

  • Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.

  • Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка.

В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведенных базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелегкую задачу: прежний объем материала за меньший временной промежуток. Как успеть все? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития.

Занятие кружка «Штриховка и развитие речи» проводится по следующей структуре:

– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.

Занятия проводятся один раз в неделю, курс рассчитан на 33 учебных часа.

Необходимо учитывать следующее:

  • Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

  • Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).

  • Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.

  • С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

  • Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

  • Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.

  • Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.

Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.

Планирование

Дата

Номер
занятия

Тема обучения грамоте

Тема
занятия

Тема по развитию речи

 

1

Звуки гласные и согласные

Лес

Лексика и словообразование

 

2

Буквы а и о

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков,
составление словосочетаний

 

3

Буква ы

Шары

Образование множественного числа

 

4

Буква н

Порядок

Предлог на

 

5

Буква с

Самолет

Звук [с]. Лексика

 

6

Буквы к и т

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация

 

7

Буква л

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука

 

8

Буква р

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование

 

9

Буква в

Виноград

Использование предлогов, лексика

 

10

Буква п

Паук и Муха

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек

 

11

Буква м

Транспорт

Лексика по теме, словообразование

 

12

Буквы з с

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

 

13

Буквы бп

Бабочка

Сочинение-описание

 

14

Буквы дт

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

 

15

Буква ч

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение

 

16

Мягкие согласные звуки

День

Развитие мышления,
устное сочинение

 

17

Звук ш

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

18

Буква ж

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

19

Буква е

Елка

Составление пересказа

 

20

Буква ю

Клюква

Составление пересказа

 

21

Буква ц

Цыпленок

Составление пересказа

 

22

Буква щ

Щенок и щетка

Развитие мышления,
устное сочинение

 

23

Буквы фв

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

 

24

Буква я

Интонация.
Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение

 

25

Дифференциация
звуков цч

Часы

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

 

26

Дифференциация
звуков сш

Мыши

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

 

27

Предметы

Кухня. Игровой материал

Лексика по теме, словообразование

 

28

Признаки предметов

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование

 

29

Действия предметов

Камень и львенок

Развитие мышления, устное сочинение

 

30

Составление текста из предложений

Космос, ракета

Развитие мышления,
устное сочинение

 

31

Русские народные сказки

Колобок

Составление пересказа

 

32

Русские народные сказки

Репка

Составление пересказа

 

33

Составление текста

Лето

Развитие мышления, устное сочинение

Список использованной литературы

1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

ХОД ЗАНЯТИЯ 1

Занятие начинается с организации пальчиковой гимнастики.

Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.

Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.

Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных пальцев и мизинцев обеих рук, а средние сгибают вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют несколько раз.

– Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.

– О чем же мы будем говорить сегодня?

Дети. О деревьях, о лесе.

У. Тема нашего занятия – лес.

На доске – иллюстрации с изображениями разных лесов.

– А какой бывает лес?

Дети отвечают. Учитель вводит понятия или уточняет ответы.

Словосочетания

дремучий лес – непроходимый лес – чаща
сосновый лес – бор – сосняк
лес из елей и берез – смешанный лес
дубовый лес – дубрава
еловый лес – ельник

Игра «Где прячется лиса?»

Учитель берет лису (игрушку или иллюстрацию), прячет ее, задает вопросы.

У. Лиса прячется в лесу из елок. Где она?

Д. Она в ельнике.

Учитель помещает лису рядом с соответствующей иллюстрацией. Аналогично идет работа со словами сосняк, березняк, дубрава, чаща.

У. А теперь вы будете произносить чистоговорки и скороговорки.

Чистоговорки

Лю-лю-лю – я дрова в лесу... (пилю).
Са-са-са – в лесу бегает... (лиса).

 

Скороговорка-физкультминутка

Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю.
Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!

Дети изображают, как они пилят дрова.

– А что можно увидеть в лесу?

Дети отвечают. Затем учитель открывает записанные на доске слова: день, дерево, пень, тень, трава, цветок, ветки, тропа, елка, береза, дуб, гриб. Дети проговаривают начало предложения: «В лесу бывает...» и дополняют предложение словом, прочитанным с доски. Таким образом первоклассники составляют предложения и читают их с разной интонацией (вопросительной или повествовательной).

Д. В лесу бывает пень? В лесу бывает пень.

Лиса (в ее роли выступает учитель).

Я в лесу бывала,
Это все видала.
Я кумушка хитренькая,
У меня рыльце тоненькое,
Я люблю все маленькое.
Помоги мне превращать –
Будем вместе уменьшать.

Лиса показывает на слово, а дети называют его с уменьшительным суффиксом.

Д. Лес – лесок, лесочек. День – денек, денечек. Дерево – деревце. Пень – пенек, пенечек. Трава – травка, травушка. Цветок – цветочек. Ветка – веточка. Тропа – тропинка, тропиночка. Елка – елочка. Береза – березонька, березка. Дуб – дубочек, дубок. Гриб – грибочек, грибок.

У. Как называется картина, на которой изображен лес?

Д. Природа.

– Пейзаж.

У. Нам предстоит изобразить пейзаж с помощью линейки и заштриховать его. Я расскажу, что мы будем рисовать, а вы скажите, какие геометрические фигуры нам понадобятся.

Мы пришли в ельник. На поляне много елок.
Есть елочки низкие, есть высокие ели.
Около елки пень. На полянке растет трава.
Через полянку ведет тропинка.

Д. Можно использовать треугольники разного размера для елок, для пня – прямоугольник, для травы и тропинки – разные линии.

Учитель на доске поэтапно показывает построение рисунка и направление штриховки. Дети рисуют цветными карандашами.

Рисунок

высокие и низкие ели, пень, травка, тропинка

Во время выполнения штриховки можно повторить пальчиковую гимнастику, проведенную в начале занятия. После завершения работы детям предлагается описать свой пейзаж.

ХОД ЗАНЯТИЯ 2

Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.

У нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.

Дети тянут пальцы, будто снимают колечко. Повторяют несколько раз.

– Раскрасьте красным цветом слоги с гласной а, зеленым цветом – слоги с о.
Какие слова вам встретились?

Каждому ребенку дается карточка.

сот

сом

кар

мол

час

лом

аст

тра

ман

пар

лап

кот

шат

лаз

зал

рад

дар

тос

сад

ваз

бал

лад

тар

ком

газ

фар

фас

жаб

сав

фро

вол

мак

нап

так

пол

сло

дол

лод

вал

кол

лоб

кто

Дети называют слова. Уточняются значения некоторых слов.

– Мы будем рисовать клумбу. Я сегодня видела клумбу, на которой были разные цветы. Я предлагаю вам найти их. Какие цветы вы нашли?

На доске – иллюстрации с изображениями цветов. Дети называют их.

У. На доске записаны слова. Прочитайте их.

Василек
Колокольчик
Роза
Астра
Анютины глазки

ароматная
разноцветные
голубой
синий
яркие
красивая

– Подберите к словам из левого столбика слова из правого столбика.

Дети составляют словосочетания.

Словосочетания

Голубой василек, ароматная роза, синий колокольчик, красивая астра, разноцветные анютины глазки, красивая роза, яркие анютины глазки

– А теперь – скороговорка о цветах.

Дети изображают все действия, обозначенные в скоровогорке.

Скороговорка-физкультминутка

Я цветочки посадил,
Землю тяпкою рыхлил.
Я цветочки поливал.
И букетик собирал.

– Я предлагаю вам составить рисунок по тексту задачи.

Логическая задача

На клумбе росли три тюльпана:
красный, желтый и розовый.
Желтый тюльпан находится
не посредине и не рядом с красным.
Как расположены цветы на клумбе?

Дети. Желтый, розовый, красный.

Дети аргументируют ответ задачи, составляют план рисунка, выбирают подходящие геометрические фигуры трафарета для создания рисунка.

ХОД ЗАНЯТИЯ 3

Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.

Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняется стоя. Дети вытягивают сплетенные пальцы ладонями вперед, а потом вверх.

Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!

Дети прижимают кончики пальцев обеих рук друг к гругу, ладошками образуют шарик.

У. Шары из физкультминутки будут нам помогать. Я предлагаю вам поиграть. У каждого на парте лежат шары, вырезанные из цветной бумаги. На шарах написаны буквы: ы или и. Я буду называть звуки или слова, а вы должны поднимать в воздух тот шар, на котором стоит соответствующая буква.

На доске:

И–И–Ы–Ы–И–Ы–И
Вы–ви–вы–вы–ви–ви–вы
Дым–мыть–лить–мила–мыло–пыль–пил–лил–
Дима–дыня–Дина–бык–выл–мы–тикать–тыкать–ленты–ось

Дети показывают шар в соответствии с услышанным звуком.

– Послушайте историю, которая однажды случилась с буквой ы:

ПРО БУКВУ Ы

– Ы-ы-ы-ы! – плакала буква Ы.
– Что ты плачешь? – спросила ее буква А.
– Ы-Ы-Ы-Ы! Хорошо тебе, А! Ты в каждом слове – на первом месте: абрикос, арбуз (продолжите ряд). А я всегда на последнем (приведите примеры). Целыми днями только и слышу: коты, банты, конфеты. Ы-Ы-Ы! – ревела Ы.
В это время проходил мимо мальчик. Он пожалел букву Ы и сказал:
– Ырис!
Ы перестала плакать и прислушалась.
– Ындия, Ыкра, Ылюша! – сказал мальчик.
– Ыграть! – подсказала, улыбнувшись, Ы.
– Коти, банти, ти, кофти, – подумав, сказал мальчик.
– Что ты говоришь? – обиделась Ы. – В этих словах мое место.
– Последнее место в слове не менее важное, чем первое. Любое место звука важно для слова – в этом смысл. Но ты ведь хочешь быть именно впереди? – спросил мальчик.
– Нет, я хочу стоять на важном, а не на первом месте, – ответила Ы.

– Давайте поможем букве стать нужной и полезной. Я буду начинать фразу, а вы догадайтесь, как ее закончить.

Чистоговорки учитель повторяет по 2–3 раза, чтобы включить в игру всех детей.

Чистоговорки

Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).
Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).
Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).
Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).
Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).
Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы).

– Каким звуком заканчивались слова в нашей игре?

Д. Гласным звуком ы.

У. Значит, мы помогли букве проявить себя, быть полезной. Мы называли слова шарфы, дубы, скворцы, усы, кроты. Что общего у этих слов?

Д. Они обозначают много предметов, они во множественном числе.

У. Давайте образуем форму множественного числа от слов, записанных на доске.

Слова записаны в столбики, их можно читать в разном порядке: по столбикам, по строчкам, выборочно, начинающиеся с одной определенной буквы – л, к, з. Учитель объясняет детям значение непонятных слов.

– Какая буква помогла образовать форму множественного числа в этих словах?

Д. Буква ы.

У. Покажите нашу помощницу.

Дети поднимают с парты шар с буквой ы.

– Смотрите, сколько шаров в нашем классе! Это и будет нашим рисунком. Мы нарисуем шары. Какие они могут быть по форме?

Д. У нас на линейке-трафарете есть круг и овал. Шары бывают такие же.

У. Приступаем к работе.

На образце на доске учитель показывает круговое направление штриховки к центру и от центра.

Игра «Образование формы множественного числа»

Оса – осы, липа – липы, рыба – рыбы, кот – коты, плот – плоты, плод – плоды, сад – сады, нос – носы, крот – кроты, куст – кусты, винт – винты, ус – усы, гора – горы, гриб – грибы, блин – блины, слива – сливы, зонт – зонты, зверь – звери, пост – посты, мост – мосты, лист – листы, пласт – пласты, шар – шары

Продолжение следует