Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

Я ИДУ НА УРОК

Анжелика СОКОЛОВА,
Елена ТЕРЕНИНА,
учителя школы № 1727,
г. Москва

Творческие коллективные работы

Одной из интересных форм проведения итогового урока является выполнение коллективной творческой работы. Детей такой вид работы очень увлекает и, кроме того, дает возможность обучать групповым формам работы. Эту методику можно назвать проектной, поскольку она содержит разработку идеи, подготовительную часть, оформление тематического материала и защиту. Данный вид работы – проект, который объединяет усилия учителя, детей и их родителей. Для достижения более эффективного результата необходим тесный контакт между родителями и педагогом. Общая работа, совместная деятельность детей и родителей способствуют их духовному сближению и взаимопониманию.

План подготовки к коллективной творческой работе

1. Определение учителем темы.
2. Деление учащихся на группы.
3. Распределение учащимися материала для самостоятельной подготовки.
4. Самостоятельная подготовка учащихся. Сбор материала в группах.
5. Выбор необходимых материалов и инструментов для оформления планшетки (лист формата А3).

ХОД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В течение одного урока учащиеся составляют коллаж из заранее заготовленных цитат произведений и иллюстраций к ним, подбирают заглавие работы и оформляют его на листе бумаги. Учитель может предложить совет по лучшему размещению деталей на листе и т.д. После оформления планшетки каждая группа защищает свою работу.

Дети придумывают интересные элементы коллажа: кроссворды, шарады, загадки. Некоторую часть элементов они готовят дома, приносят необходимые материалы, а составляют коллаж в классе в течение урока в ходе групповой работы. Тема работы, примеры из которой приведены ниже, – «Псевдонимы известных писателей».

Для подобной работы могут быть использованы следующие фамилии и псевдонимы писателей:

  • Игорь Всеволодович Можейко – Кир Булычёв;

  • Николай Корнейчуков – Корней Чуковский;

  • Даниил Иванович Ювачёв – Даниил Хармс;

  • Чарльз Лютвидж Доджсон – Льюис Кэрролл;

  • Алексей Иванович Еремеев – Леонид Пантелеев.

Так как ребятам из других групп надо угадать псевдоним в процессе защиты, те, кто подбирал материал, должны хранить секрет. Участники каждой группы под руководством учителя организуют совместную работу и договариваются, кто за что отвечает. При таком построении подготовительной работы интерес детей к проблеме значительно возрастает, они активнее включаются в поиск материалов, внимательнее относятся к содержанию и оформлению своей работы.

Вот какие сведения представили дети о жизни и творчестве писателей.

Группа 1

Ученик 1. Перед вами портрет известного русского писателя и поэта.

Ученик 2. Какой интересный мужчина! У него такое волевое лицо.

Ученик 1. Его настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв.

Ученик 2. Но он никогда не подписывался этим именем.

Ученик 1. Своим читателям он был известен как...

Ученик 2. Тихо, не проговорись! Ребята должны сами догадаться.

Ученик 1. Тогда мы будем рассказывать о нем, а вы догадайтесь, кто это.

Ученик 2. Отец Ювачёва был моряком, революционером и писателем.

Ученик 1. Ювачёв дружил с семьей Толстых, и сам Лев Толстой читал его произведения и хвалил их.

Ученик 2. Его отец любил рассказывать сыну необыкновенные истории.

Ученик 1. Вскоре и сам Даниил научился рассказывать окружающим собственные истории, одну интереснее другой.

Ученик 2. Когда он вырос, стал писать смешные рассказы и стихи для детей.

Ученик 1. Его произведения печатал очень веселый детский журнал «Чиж».

Ученик 2. И очень колючий журнал «Еж»!

Ученик 1. Вы догадались, о ком мы говорим?

Ученики класса не смогли догадаться, о каком писателе шла речь в этом диалоге. Далее другие члены из этой группы зачитывали отрывки из произведений писателя, а когда и на этот раз учащиеся не угадали, о ком идет речь, ребятам помогли узнать фамилию писателя загадки, отгадки к которым были вписаны в кроссворд.

1. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ... (Хоккей.)

2. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё ... (Алфавит.)

3. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!» –
Потому что это ... (Рысь.)

4. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? ... (Мел.)

5. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это? ... (Сова.)

Ответ: Хармс.

Группа 2

Ученик 1. Этот писатель известен тем, что написал много произведений для детей в стихах и прозе. Свой псевдоним, ставший потом именем, он сделал из фамилии матери. Свою первую сказку в 1916 году он сочинил шутя. Называлась она «Крокодил». Писатель посвятил ее своим «глубокоуважаемым детям». Герои то убегают из плена, то попадают в лапы к гориллам, то пляшут вокруг праздничной елки – одно приключение сменяется другим. Узнали писателя?

Ученик 2. Мы прочитаем вам загадки и задачи. Эти загадки – авторские. Укажите ответ и того, кто их написал.

Ученик 3.

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Дети. Зеркало.

Ученик 4.

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.

Дети. Сосулька.

Ученик 5.

Две ноги на трех ногах,
А четвертая – в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом,
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

Дети. Хозяин на трехногом табурете ел куриную ножку. Прибежала собака, схватила курицу, и т.д.

Ученик 6.

Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка.
У каждой кошки – двенадцать котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»

Дети. Ни одного – дети шли из Ленинграда.

Ученик 7.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку, Манечке – копеечку –
Вот какая добрая бабушка была.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянички.
А Кондрат задумался, глядя из угла:
«Много ли копеечек бабушка дала?»

Дети. Одну.

Ученик 8. Неужели вы еще не узнали этого замечательного автора? Тогда послушайте отрывки из его произведений:

Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил.
Папиросы курил, по-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил Крокодилович.

Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки...

И кастрюля на бегу закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»

У. Молодцы! Конечно же, это Николай Корнейчуков, или Корней Иванович Чуковский!

Группа 3

Ученик 1. Чарльз Доджсон родился в небольшой деревне Дэрсбери в графстве Чешир в Англии 27 января 1832 года. Математик, профессор Оксфордского университета, он вел одинокий образ жизни, всю жизнь страдая от заикания. Взрослые считали его скучным человеком, даже студенты не любили его лекции. Доктор Доджсон страстно любил театр, мечтал стать художником и много рисовал, увлекался фотографией. Специалисты считают его одним из лучших фотографов ХIХ века.

Ученик 2. Больше всего Доджсон любил детей: с ними он становился веселым и занимательным собеседником, который умел сделать из носового платка мышь, и эта мышь бегала, как живая! Проще всего Доджсону было находить общий язык с дочерьми декана (директор университета) – Лориной, Алисой и Эдит Лидделл. Для них он выдумывал головоломки, загадки, игры и сочинял сказочные повести, которые он посвятил своим маленьким подругам. А главную героиню своих сказок назвал именем одной из сестер Лидделл: им написаны «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Узнали? Это Льюис Кэрролл.

Группа 4

Ученик 1. Игорь Всеволодович Можейко родился в Москве 18 октября 1934 года. Закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, работал переводчиком на строительстве в Бирме (ныне Мьянма). В 1959 году поступил в аспирантуру института востоковедения и стал изучать специальность «История Бирмы». В те же годы начал печататься в журнале «Вокруг света» с научно-публицистическими очерками, снова работал в Бирме редактором.

Ученик 2. В литературе он дебютировал в 1960 году, первые опубликованные фантастические рассказы вышли в 1965 году. Из произведений Игоря Можейко наиболее известны повести о девочке из будущего Алисе Селезневой, рассказы из цикла «Великий гусляр» и цикл романов «Галактическая полиция».

Ученик 3. С 1976 года он начал писать сценарии к фильмам: «Через тернии к звездам», «Слезы капали», «Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Подземелье ведьм» и к мультфильму «Тайна третьей планеты». Этот человек – автор сценариев к более чем двадцати кинофильмам.

Ученик 4. Сейчас мы зачитаем отрывки из произведений Игоря Можейко, а вы назовите эти произведения.

1. Алиса закончила делать уроки и только собралась идти гулять, как в окно постучали. На карнизе сидела взъерошенная белая ворона. Алиса открыла окно. Ворона спросила:
– Ты кто такая?
– Алиса.
– Фамилия?
– Селезнева. А зачем тебе это знать?
– Положение очень серьезное. Даже опасное. Тебя могли подменить. Нужна осторожность...

2. – Кого я вижу!
За дальним столом восседал мой давнишний приятель Громозека. Я не виделся с ним лет пять, но ни на минуту о нем не забывал...
При виде меня Громозека спустил на пол свернутые для удобства щупальца, в очаровательной улыбке разинул свою полутораметровую пасть, дружески потянулся мне навстречу острыми когтищами и, набирая скорость, ринулся в мою сторону...
– Старина! – ревел он, как лев...

Ответ: Кир Булычёв.

Работа над проектом была интересна детям. В ходе защиты ребята узнали много новых для себя фактов о жизни и творчестве известных писателей, их псевдонимы и настоящие фамилии. При защите проектов дети использовали загадки, отрывки из произведений писателей, кроссворды и другие формы представления вспомогательной информации.

Одной из важных составляющих подготовки к коллективной творческой работе является деление учащихся класса на группы. Это можно сделать разными способами, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Например, для учащихся 1–2-х классов можно использовать игровые формы. Учитель заранее готовит фишки разного цвета (разной формы, с разным рисунком и т.д.). Фишки кладут на стол цветной стороной вниз. Каждый ученик подходит к столу, берет одну фишку, переворачивает ее и по цвету (форме, рисунку) определяет, в какой группе ему предстоит работать. Иногда учитель сам делит учащихся на группы, если требуется получить равноценный состав и уровень подготовки.

Ученикам 3–4-х классов можно предложить образовать группы самостоятельно. При этом детям предлагается выбрать тему работы, которая их больше увлекает, или товарищей, с которыми они предпочитают работать.

Такая работа помогает сдружить родителей и учащихся, позволяет детям научиться добывать нужную информацию, слаженно работать в группе.