Ирина ТОВПИНЕЦ,
Наталья СЕЛЮНИНА
Итоговые контрольные работы
Окружающий мир
Программа И.П. Товпинец
Оценка выполнения работы
При обработке результатов проверочных и
контрольных работ учитель может использовать
уровневую и балльную оценку. Ответ высокого
уровня соответствует отметке «5», среднего
уровня – «4», низкого уровня (без грубых
ошибок) – «3». Практика показывает, что учащихся,
полностью не выполнивших предлагаемые
самостоятельные работы, практически не бывает,
если иметь в виду нормальное состояние здоровья
и самочувствие ребенка.
Количество проверочных заданий на уроке
учитель определяет по собственному усмотрению,
создает спокойную доброжелательную обстановку и
предоставляет ученикам необходимое время для
выполнения заданий. В случае необходимости
дается дополнительное время, эти случаи
фиксируются.
Формулировки заданий учитель
записывает на доске и зачитывает, дает некоторые
пояснения по организации выполнения
самостоятельных работ (расположение материала
ответов, форма записи и пр.).
Задание 1
Дополни предложения и запиши их.
Страна, в которой я живу, – ... .
Столица нашей страны – ... .
Я живу в городе (селе) – ... .
Задание 2
Подпиши части растения.
Задание 3
Распредели названия этих объектов на
группы. Группы подпиши.
кукушка, дуб, холодильник, лиса, гора,
озеро, курица, снег, стол, машина
Задание 4
Охарактеризуй сегодняшнюю погоду.
Запиши ее знаками.
Задание 5
а) Сделай рисунок уличного
светофора. Запиши, что означают его световые
сигналы.
б) Запиши, что обозначают дорожные
знаки.
(Рисунки: знак пешеходного перехода;
знак, запрещающий велосипедное движение)
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – задание
выполнено верно.
Средний уровень – даны 2 правильных
ответа.
Низкий уровень – задание не
выполнено либо даны 3 неверных ответа.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
правильно называют основные части растения на
рисунке.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – задание не
выполнено.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
адекватно используют известные им знаки для
характеристики погоды.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень выявляет неумение
учащихся в самостоятельной работе использовать
принятые знаки характеристики погоды.
Задание 4
Высокий уровень – объекты
правильно распределены по группам, все три
группы названы верно.
Средний уровень – допущены 1–2
ошибки в группировке, группы названы верно.
Низкий уровень – допущено более 3
ошибок.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
правильно называют световые сигналы светофора и
значения дорожных знаков.
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – ответы неверные.
Звезды и планеты
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни
«лишнее» слово. Напиши название группы.
а) Юпитер, Венера, Марс, Земля,
Сатурн, луноход – ... .
б) Марс, Луна, Солнце, Уран, Нептун,
Юпитер – ….
Задание 2
Дополни предложения. Запиши правильное
утверждение.
а) Смена времен года происходит
потому, что...
б) На Земле происходит смена дня и
ночи потому, что…
Сезонные изменения в природе
Задание 3
Назови, какие изменения происходят в
жизни растений и животных весной.
У растений ... .
У животных ... .
Многообразие растительного и
животного мира
Задание 4
Назови условия, необходимые для роста и
развития растений.
Задание 5
Составь таблицу разнообразия групп
животных. Назови представителей (2–3 примера)
разных групп.
Группы |
Представители группы |
|
|
Охрана природы
Задание 6
Назови правила поведения человека у
водоема.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – задание
выполнено верно.
Средний уровень – правильно
выбрано лишнее слово в одной группе.
Низкий уровень – допущены ошибки в
обеих группах.
Задание 2
Высокий уровень – 2 правильных
утверждения.
Средний уровень – 1 правильное
утверждение.
Низкий уровень – ответы неверные.
Задание 3
Высокий уровень – на 3–4 примерах
обоснованы особенности жизнедеятельности
растений и животных в связи с изменением
погодных условий.
Средний уровень – приведены 2–3
примера особенностей жизнедеятельности
растений и животных весной.
Низкий уровень – допущены ошибки,
не раскрыта связь живой и неживой природы.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся
выделяют 3–4 условия, необходимых для роста и
развития растений; приводят примеры
благоприятного и неблагоприятного воздействия
некоторых условий (деятельности людей), влияющих
на развитие растений.
Средний уровень – учащиеся неполно
характеризуют условия, необходимые для
жизнедеятельности растений.
Низкий уровень – учащиеся неполно
характеризуют условия, необходимые для
жизнедеятельности растений; ответы не
конкретизируются.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
справляются с оформлением таблицы, обозначают 5
групп систематизации животных, приводят примеры.
Средний уровень – учащиеся
нуждаются в помощи при оформлении ответа в виде
табличной записи; задание выполняют в полном
объеме.
Низкий уровень – учащиеся
нуждаются в помощи при оформлении таблицы;
ответы неполные.
Задание 6
Высокий уровень – в ответах
содержательно (4–5 суждений) раскрываются
правила поведения человека у водоема. Ответы
иллюстрируются конкретными примерами. Выражена
позитивная эмоционально-ценностная ориентация
ученика.
Средний уровень – в ответах
содержится суждение об опасности для человека,
ответ не связан с вопросами охраны природы.
Низкий уровень – ответы неполные.
Тела и вещества
Задание 1
Заполни таблицу (укажи 4–5 примеров в
каждой группе).
Тела природного происхождения |
Тела неприродного происхождения |
|
|
Вода и воздух в природе
Задание 2
Почему в сильный мороз снег скрипит под
ногами?
Задание 3
Кратко (схематично) запиши, как
происходит круговорот воды в природе.
Задание 4
Подчеркни свойства воздуха. К чему
относятся свойства, которые не подчеркнуты?
бесцветный(ая), текучий(ая),
прозрачный(ая), упругий(ая),
безвкусный(ая), без запаха,
сжимаемый(ая),
кипит при температуре +100°С
Задание 5
На какие группы можно распределить
полезные ископаемые? Дай название каждой группе.
нефть, торф, гранит, медный колчедан,
природный газ, вода, железная руда, песок,
бокситы, каменный уголь, известняк
Правила безопасности
Задание 6
Сформулируй и запиши 3–4 правила
безопасного поведения, которые важно соблюдать.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся
правильно приводят примеры тел природного и
неприродного происхождения, таблица заполнена
полностью.
Средний уровень – ответы
недостаточно полные.
Низкий уровень – в ответах имеются
ошибки.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
связывают скрип снега с тем, что снежинки состоят
из ледяных кристаллов.
Средний уровень – выдвигают свои
версии, не соответствующие действительности.
Низкий уровень – задание не
выполнено.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
обозначают явления круговорота воды в природе с
любого этапа превращений (4–5 позиций).
Средний уровень – недостаточно
полно охарактеризовано явление круговорота воды
в природе.
Низкий уровень – в ответах не
раскрыта или нарушена последовательность
освещения этапов круговорота воды в природе;
ответы неполные.
Задание 4
Высокий уровень – правильно
указано 6 свойств воздуха (бесцветный,
прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха,
сжимаемый). Остальные свойства отнесены к воде.
Средний уровень – правильно
указано более половины свойств воздуха.
Низкий уровень – правильно указано
менее половины свойств воздуха.
Задание 5
Высокий уровень – найдены 2 способа
группировки. Объекты распределены правильно,
группы названы.
Средний уровень – найден 1 способ
группировки. Объекты распределены правильно,
группы названы.
Низкий уровень – допущены ошибки
при распределении объектов в группы.
Задание 6
Высокий уровень – обоснованы 3–4
правила безопасного поведения.
Средний уровень – обоснованы 1–2
правила безопасного поведения.
Низкий уровень – ответы неполные,
правила поведения названы без обоснования.
Наша страна – Россия. Россия
на карте
Задание 1
Определи по карте, по каким морям и
океанам проходит морская граница России.
Природные зоны
Задание 2
Определи по карте и напиши, в каких
природных зонах находится Россия.
В какой природной зоне живешь ты?
В какой природной зоне самая длинная зима?
Задание 3
Назови природные богатства своего края.
Уроки истории
Задание 4
Заполни таблицу: укажи дату, рядом с
годом напиши век.
1242 г., 1941 г., 1812 г., 1961 г., 988 г.
Событие |
Год |
Век |
Отечественная война с войсками
Наполеона |
|
|
Первый полет человека в космос |
|
|
Великая Отечественная война |
|
|
Крещение Руси |
|
|
Ледовое побоище |
|
|
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – правильно
указаны названия 3 океанов, 4–5 морей.
Средний уровень – правильно
указаны названия 2 океанов, 2–3 морей.
Низкий уровень – учащиеся
испытывают затруднения при самостоятельном
получении информации при работе с картой,
нуждаются в помощи.
Задание 2
Высокий уровень – верно
перечислены основные природные зоны, даны
правильные ответы на вопросы.
Средний уровень – ответ неполный.
Низкий уровень – допущены ошибки.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся дают
разностороннюю характеристику природных
богатств и (или) особенностей своего края
(лесные, водные ресурсы, запасы полезных
ископаемых, уникальность растительного и
животного мира, города как промышленно-торговые
центры).
Средний уровень – ответы неполные.
Низкий уровень – ответы неполные,
допущены ошибки.
Задание 4
Высокий уровень – задание
выполнено верно.
Средний уровень – допущены 1–3
ошибки.
Низкий уровень – допущено более 3
ошибок.
|