Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Наталья СЕЛЮНИНА

Итоговые контрольные работы

Окружающий мир

Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

1-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.

б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.

  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;

а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.

  • 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

окунь
слон
динозавр
рысь
мамонт
пещерный лев
курица

древние животные

современные животные

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 3

Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.

олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.

Выделение частей целого

Задание 4

Подпиши части растения.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 5

Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.

горы, Солнце, вода, цветы, воздух

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;

  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 6

  • Напиши название страны, в которой ты живешь.

  • Напиши название столицы нашего государства.

  • Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Распредели эти объекты на группы, дай группам названия.

луна, ласточка, озеро, заяц, кедр, снег, мох, фазан, стрекоза, гора

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – объекты верно распределены в группы, написаны названия (объекты живой и неживой природы);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Задание 2

В группе названий подчеркни материки. Как называются объекты, которые ты не подчеркнул?

Северная Америка, Северный Ледовитый, Евразия, Австралия, Тихий, Индийский, Антарктида, Атлантический, Южная Америка

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: Северная Америка, Евразия, австралия, Антарктида, Южная Америка; океаны;

  • 3-й уровень – задание выполнено не полностью;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

Напиши названия пяти групп животных и укажи двух представителей каждой из них.

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – указано 4–5 групп, представители названы правильно;

  • 3-й уровень – указаны 3 группы животных и их представители;

  • 2-й уровень – правильно названы 2 группы; допущены 1 – 2 ошибки в распределении представителей по группам;

  • 1-й уровень – правильно названа только одна группа, допущено более 3 ошибок в распределении представителей.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 4

Обведи признаки, которые относятся к хвойным растениям.

наличие цветка, листьяхвоинки, семена внутри плода, споры в коробочках, семена в шишках, наличие стебля, наличие корня

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – верно обведены 4 признака хвойных растений (листья-хвоинки, семена в шишках, наличие стебля и корня);

  • 3-й уровень – верно обведены 2–3 признака хвойных растений;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Ориентирование во времени

Задание 5

Запиши ответы на вопросы:

а) Какое направление указывает солнце в полдень?
б) В какой стороне горизонта восходит солнце?
в) В какой стороне горизонта заходит солнце?

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – правильные ответы на вопросы :а) южное, б) на востоке и в) на западе;

  • 3-й уровень – правильный ответ на 2 вопроса;

  • 2-й уровень – правильный ответ на 1 вопрос;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 6

Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.

звезды, тепло, свет, вода, воздух, растения

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (подчеркнуты слова: тепло, свет, вода, воздух);

  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1

Запиши с помощью знаков.

семнадцать градусов мороза, двенадцать градусов тепла, три градуса ниже нуля, восемнадцать градусов выше нуля

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

Распредели представителей живой природы на группы (сообщества). Покажи их линией (стрелкой).

волк
жаворонок
лиса
рябина
клевер
овес
крот
василек
мышиный горошек
ландыш
кузнечик
лось
сосна
пшеница
калина
полевка

поле

лес

луг

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

    • Поле – жаворонок, овес, василек, пшеница, полевка, (кузнечик).

    • Лес – волк, лиса, рябина, лось, (полевка, крот), ландыш, сосна.

    • Луг – клевер, крот, мышиный горошек, кузнечик.

    Дети соединили представителей живой природы с названием сообщества.
    Не считается за ошибку, если одного представителя отнесли в две группы: например, крот относится к лугу и к лесу.

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (допущены 1–2 ошибки);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен с 3– 4 ошибками;

  • 1-й уровень – отбор объектов проведен неверно.

Задание 3

Какие материки расположены в Восточном полушарии? Напиши.

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (Евразия, Африка, Австралия, частично Антарктида);

  • 3-й уровень – задание выполнено частично;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 4

Напиши, какие условия необходимы для жизни на Земле. Подчеркни те из них, которые особенно зависят от деятельности человека.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно (солнце, воздух вода);

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

Напиши названия трех-четырех рек России.

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6

Определи по карте и напиши, в каких природных зонах находится Россия.
Какая из них самая теплая?
В какой природной зоне самая длинная зима?

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – верно перечислены основные природные зоны; даны верные ответы на два вопроса (лесная зона, степь, арктическая пустыня, тундра. Самая теплая – степь. Самая длинная зима – в Арктической пустыне);

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

История России

Задание 7

Заполни таблицу: укажи дату, рядом с годом напиши век.

1147 г., 1242 г., 1380 г., 1612 г., 988 г.

Событие

Год

Век

1

Ледовое побоище

   

2

Куликовская битва

   

3

Крещение Руси

   

4

Освобождение Руси дружинами Минина и Пожарского

   

5

Первое упоминание о Москве

   

Уровни выполнения задания 7

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

1) 1242 г., XIII в.;
2) 1380 г., XIV в.;
3) 988 г., X в.;
4) 1612 г., XVII в.;
5) 1147 г., XII в.;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

4-й класс

Знаешь ли ты природу?

Задание 1

У какого животного четыре пары ног?

жук, волк, паук, корова, ворона

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (паук);

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

В указанном списке подчеркни экологические катастрофы.

сильный ливень, пожар на предприятии, слив мазута в ручей, торнадо, гибель танкера с нефтью в Черном море, шторм в океане

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – подчеркнуты 2 катастрофы: (слив мазута в ручей, гибель танкера с нефтью в Черном море);

  • 3-й уровень – подчеркнута 1 катастрофа;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 3

Узнай полезные ископаемые по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.

Свойства

Название

Использование человеком

1

черный, твердый, горит, тяжелее воды

 

 

2

серый (может быть другого цвета), твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды

 

 

3

черный, жидкий, легче воды, горит

 

 

4

белый, рыхлый, легко колется, крошится

 

 

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

1) уголь, топливо;
2) гранит, строительство;
3) нефть, топливо;
4) мел, строительство;

  • 3-й уровень – верно названы 3 полезных ископаемых и их использование;

  • 2-й уровень – верно названо 1–2 полезных ископаемых; при выполнении задания допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Организм человека

Задание 4

а) Продолжи перечислять системы органов человека: костно-мышечная, выделительная, нервная, ... .
б) Подчеркни, какие из систем осуществляют связь во всем организме.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – выполнены верно задания: а) дыхательная, кровеносная, пищеварительная; б) кровеносная, нервная;

  • 3-й уровень – выполнено верно задание а); в пункте б) верно названа одна система;

  • 2-й уровень – при выполнении задания допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

История России

Задание 5

Заполни таблицу: укажи дату, рядом с годом напиши век.

Событие

Год

Век

1

Отечественная война с войсками Наполеона

 

 

2

Первый полет человека в космос

 

 

3

Великая Отечественная война

 

 

4

Освобождение Руси дружинами Минина и Пожарского

 

 

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

1) 1812 г., XIX в.;
2) 1961 г., XX в.;
3) 1941 г., XX в.;
4) 1612 г. XVII в.;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.