Нинель ДМИТРИЕВА,
Наталья СЕЛЮНИНА
Итоговые контрольные работы
Окружающий мир
Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
Подведение частных понятий
под общее
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни
«лишнее» слово. Напиши название группы.
а) Одуванчик, клен, медведь,
сосна, смородина, пшеница.
б) Скала, облако, холодильник,
дождь, Луна.
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – правильно
определено «лишнее» слово в каждой группе и ее
название; а) медведь, растение; б) холодильник,
неживая природа.
3-й уровень – правильно определено
«лишнее» слово в одной группе и дано название
одной группы;
а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.
Задание 2
Соедини линией слова, написанные в левом
столбике, с понятиями правого столбика.
окунь
слон
динозавр
рысь
мамонт
пещерный лев
курица |
древние животные
современные животные |
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – верно подведены
частные понятия под два общих (древние животные
– динозавр, мамонт, пещерный лев; современные
животные – окунь, слон, рысь, курица);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более 3
ошибок.
Задание 3
Распредели эти объекты на две группы,
дай группам названия.
олень, волк, лиса, корова, кролик,
кошка
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – все объекты
распределены правильно, даны названия двух групп
(варианты: хищники и травоядные, дикие и
домашние);
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки
при распределении объектов, одна группа названа
верно;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки,
группы не названы;
1-й уровень – задание не
выполнено, допущено более 3 ошибок.
Примечание. Задание допускает два
варианта решения: животные хищные и
растительноядные или животные дикие и домашние.
Выделение частей целого
Задание 4
Подпиши части растения.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – правильно подписаны
все части растения (корень, стебель (ствол), лист,
плод);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Установление причинно-следственных
связей
Задание 5
Подчеркни, что необходимо для жизни
на Земле.
горы, Солнце, вода, цветы, воздух
Уровни выполнения задания 5
4-й уровень – задание выполнено
верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
3-й, 2-й уровни – задание выполнено
частично;
1-й уровень – задание выполнено
неверно.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 6
Напиши название страны, в которой ты
живешь.
Напиши название столицы нашего
государства.
Напиши название города (села, поселка),
в котором ты живешь.
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й, 2-й уровни – задание выполнено
частично;
1-й уровень – задание выполнено
неверно.
Подведение частных понятий
под общее
Задание 1
Распредели эти объекты на группы, дай
группам названия.
луна, ласточка, озеро, заяц, кедр, снег,
мох, фазан, стрекоза, гора
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – объекты верно
распределены в группы, написаны названия
(объекты живой и неживой природы);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено, допущено более 3 ошибок.
Задание 2
В группе названий подчеркни материки.
Как называются объекты, которые ты не подчеркнул?
Северная Америка, Северный Ледовитый,
Евразия, Австралия, Тихий, Индийский, Антарктида,
Атлантический, Южная Америка
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – задание выполнено
верно, подчеркнуты слова: Северная Америка,
Евразия, австралия, Антарктида, Южная Америка;
океаны;
3-й уровень – задание выполнено не
полностью;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 3
Напиши названия пяти групп животных и
укажи двух представителей каждой из них.
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – указано 4–5 групп,
представители названы правильно;
3-й уровень – указаны 3 группы
животных и их представители;
2-й уровень – правильно названы 2
группы; допущены 1 – 2 ошибки в распределении
представителей по группам;
1-й уровень – правильно названа
только одна группа, допущено более 3 ошибок в
распределении представителей.
Выделение существенных признаков
понятия
Задание 4
Обведи признаки, которые относятся к
хвойным растениям.
наличие цветка, листьяхвоинки, семена
внутри плода, споры в коробочках, семена в шишках,
наличие стебля, наличие корня
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – верно обведены 4
признака хвойных растений (листья-хвоинки,
семена в шишках, наличие стебля и корня);
3-й уровень – верно обведены 2–3
признака хвойных растений;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Ориентирование во времени
Задание 5
Запиши ответы на вопросы:
а) Какое направление указывает
солнце в полдень?
б) В какой стороне горизонта восходит
солнце?
в) В какой стороне горизонта заходит солнце?
Уровни выполнения задания 5
4-й уровень – правильные ответы
на вопросы :а) южное, б) на востоке и в) на западе;
3-й уровень – правильный ответ на
2 вопроса;
2-й уровень – правильный ответ на
1 вопрос;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Установление причинно-следственных
связей
Задание 6
Подчеркни, что необходимо для жизни
на Земле.
звезды, тепло, свет, вода, воздух,
растения
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – задание выполнено
верно (подчеркнуты слова: тепло, свет, вода,
воздух);
3-й, 2-й уровни – задание выполнено
частично;
1-й уровень – задание выполнено
неверно.
Переход в записи информации от
одной знаковой системы к другой
Задание 1
Запиши с помощью знаков.
семнадцать градусов мороза,
двенадцать градусов тепла, три градуса ниже нуля,
восемнадцать градусов выше нуля
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Подведение частных понятий под общее
Задание 2
Распредели представителей живой
природы на группы (сообщества). Покажи их линией
(стрелкой).
волк
жаворонок
лиса
рябина
клевер
овес
крот
василек
мышиный горошек
ландыш
кузнечик
лось
сосна
пшеница
калина
полевка |
поле
лес
луг |
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – задание выполнено
верно:
Поле – жаворонок, овес, василек,
пшеница, полевка, (кузнечик).
Лес – волк, лиса, рябина, лось, (полевка,
крот), ландыш, сосна.
Луг – клевер, крот, мышиный горошек,
кузнечик.
Дети соединили представителей живой
природы с названием сообщества.
Не считается за ошибку, если одного
представителя отнесли в две группы: например,
крот относится к лугу и к лесу.
3-й уровень – отбор объектов
проведен не полностью (допущены 1–2 ошибки);
2-й уровень – отбор объектов
проведен с 3– 4 ошибками;
1-й уровень – отбор объектов
проведен неверно.
Задание 3
Какие материки расположены в Восточном
полушарии? Напиши.
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – задание выполнено
верно (Евразия, Африка, Австралия, частично
Антарктида);
3-й уровень – задание выполнено
частично;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Установление причинно-следственных
связей
Задание 4
Напиши, какие условия необходимы для
жизни на Земле. Подчеркни те из них, которые
особенно зависят от деятельности человека.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – задание выполнено
правильно (солнце, воздух вода);
3-й уровень – ответ неполный;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 5
Напиши названия трех-четырех рек России.
Уровни выполнения задания 5
4-й уровень – задание выполнено
верно;
3-й уровень – ответ неполный;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 6
Определи по карте и напиши, в каких
природных зонах находится Россия.
Какая из них самая теплая?
В какой природной зоне самая длинная зима?
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – верно перечислены
основные природные зоны; даны верные ответы на
два вопроса (лесная зона, степь, арктическая
пустыня, тундра. Самая теплая – степь. Самая
длинная зима – в Арктической пустыне);
3-й уровень – ответ неполный;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
История России
Задание 7
Заполни таблицу: укажи дату, рядом с
годом напиши век.
1147 г., 1242 г., 1380 г., 1612 г., 988 г.
№ |
Событие |
Год |
Век |
1 |
Ледовое побоище |
|
|
2 |
Куликовская битва |
|
|
3 |
Крещение Руси |
|
|
4 |
Освобождение Руси дружинами Минина и
Пожарского |
|
|
5 |
Первое упоминание о Москве |
|
|
Уровни выполнения задания 7
1) 1242 г., XIII в.;
2) 1380 г., XIV в.;
3) 988 г., X в.;
4) 1612 г., XVII в.;
5) 1147 г., XII в.;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более 3
ошибок.
Знаешь ли ты природу?
Задание 1
У какого животного четыре пары ног?
жук, волк, паук, корова, ворона
Уровни выполнения задания 1
Подведение частных понятий под общее
Задание 2
В указанном списке подчеркни
экологические катастрофы.
сильный ливень, пожар на предприятии,
слив мазута в ручей, торнадо, гибель танкера
с нефтью в Черном море, шторм в океане
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – подчеркнуты 2
катастрофы: (слив мазута в ручей, гибель танкера с
нефтью в Черном море);
3-й уровень – подчеркнута 1
катастрофа;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Установление причинно-следственных
связей
Задание 3
Узнай полезные ископаемые по описанию.
Заполни таблицу – укажи название и
использование полезных ископаемых.
№ |
Свойства |
Название |
Использование человеком |
1 |
черный, твердый, горит, тяжелее воды |
|
|
2 |
серый (может быть другого цвета),
твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды |
|
|
3 |
черный, жидкий, легче воды, горит |
|
|
4 |
белый, рыхлый, легко колется, крошится |
|
|
Уровни выполнения задания 3
1) уголь, топливо;
2) гранит, строительство;
3) нефть, топливо;
4) мел, строительство;
3-й уровень – верно названы 3
полезных ископаемых и их использование;
2-й уровень – верно названо 1–2
полезных ископаемых; при выполнении задания
допущены ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.
Организм человека
Задание 4
а) Продолжи перечислять системы
органов человека: костно-мышечная,
выделительная, нервная, ... .
б) Подчеркни, какие из систем осуществляют
связь во всем организме.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – выполнены верно
задания: а) дыхательная, кровеносная,
пищеварительная; б) кровеносная, нервная;
3-й уровень – выполнено верно
задание а); в пункте б) верно названа одна система;
2-й уровень – при выполнении
задания допущены ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
История России
Задание 5
Заполни таблицу: укажи дату, рядом с
годом напиши век.
№ |
Событие |
Год |
Век |
1 |
Отечественная война с войсками
Наполеона |
|
|
2 |
Первый полет человека в космос |
|
|
3 |
Великая Отечественная война |
|
|
4 |
Освобождение Руси дружинами Минина и
Пожарского |
|
|
Уровни выполнения задания 6
1) 1812 г., XIX в.;
2) 1961 г., XX в.;
3) 1941 г., XX в.;
4) 1612 г. XVII в.;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более 3
ошибок.
|