Светлана САМЫКИНА
Итоговые контрольные работы
Литературное чтение
Одновременно работают все учащиеся. Текст
предоставляется каждому ученику в отпечатанном
виде. Задания и вопросы учитель читает вслух,
потом дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал
спустя несколько секунд после начала чтения и
второй – через минуту после первого сигнала.
Количество знаков в отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
ЛИСА И КОЗЕЛ
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и
попала в колодец. Воды в колодце было немного:
утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса,
горюет. Идет козел – умная голова,
идет–бородищей трясет, рожищами мотает.
Заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там,
наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь
прохладно да хорошо! Водицы сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая,
холодная! Прыгай сюда.
Прыгнул сдуру козел. А лиса вскочила ему на спину,
со спины – на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце.
(К. Ушинский)
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Какое произведение ты прочитал:
а) рассказ;
б) сказку о животных;
в) волшебную сказку.
3. Какие слова здесь о лисе, а какие – о
козле? Соедини стрелками.
Козел |
хитрый (-ая)
глупый (-ая)
коварный (-ая)
находчивый (-ая)
простодушный (-ая)
доверчивый (-ая) |
Лиса |
4. Какая пословица отражает главную
мысль текста?
а) На свою глупость жалобы не подашь.
б) Утро вечера мудренее.
в) У семи нянек дитя без глазу.
5. Вспомни другие сказки, где лиса
такая же хитрая. Напиши их названия.
Задание 2
ПОДСНЕЖНИК
В саду, где березки столпились
гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(П. Соловьева)
Вопросы и задания
1. Как надо читать это стихотворение?
а) торжественно, громко;
б) задумчиво, печально;
в) прочувствованно, душевно.
2. Как автор относится к цветку?
а) с нежностью, умилением;
б) равнодушно;
в) с восторгом и ликованием.
3. Почему автор, говоря о подснежнике,
использует ласковые слова: ножка, глазок?
Напиши.
4. Найди в тексте слова, которые
подтверждают, что природа для поэта – живая.
Подчеркни 1–2 примера.
Задание 3
Внимательно прочитай два текста.
ТЕКСТ 1
Мы живем на дне огромного воздушного
океана, окружающего земной шар. Глубина этого
океана – тысяча километров, называется он
атмосферой.
Воздушный океан так же неспокоен, как и другие
океаны планеты. Солнечное излучение, вращение
Земли воздействуют на него таким образом, что
воздушные массы все время перемещаются. Их
движение мы и называем ветром.
(Г. Райхардт)
ТЕКСТ 2
Как-то утром наше окно распахнул
веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул
меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть
лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и
разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и
раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул
через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки,
пускал бумажных голубей... Но чаще всего запускал
змея.
(Л. Сергеев)
Вопросы и задания
1. Найди верное утверждение:
а) Оба текста объясняют, почему дует
ветер.
б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но
по-разному.
в) В обоих текстах описывается ветер.
2. В тексте___ можно почувствовать
отношение героя к ветру.
В тексте ___ автор объясняет, что такое
ветер.
Впиши номер текста.
3. Какой из двух текстов научный, а какой
– художественный?
а) 1 – научный, 2 – художественный;
б) 1 – художественный, 2 – научный.
4. В научном тексте подчеркни научные
слова и выражения.
5. Найди и подчеркни в художественном
тексте предложения, где о ветре говорится как о
веселом шалуне.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки.
1. Темп чтения (при норме 25 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 20–25 слов в минуту;
2-й уровень – 15–20 слов в минуту;
1-й уровень – менее 15 слов в минуту.
2. б)
3. Козел – глупый, простодушный,
доверчивый; лиса – хитрая, коварная.
4. а) На свою глупость жалобы не
подашь.
5. «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот,
дрозд и петушок» и др.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно
Задание 2
1. в)
2. а)
3. Автор использует ласковые слова, так
как относится к цветку как к маленькому, нежному,
живому существу.
4. Могут быть отмечены фразы: березки
столпились гурьбой; подснежника глянул глазок
голубой; понемножку зеленую выставил ножку;
потянулся из всех своих маленьких сил и тихо
спросил...
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. б)
2. В тексте 2 можно почувствовать
отношение героя к ветру.
В тексте 1 автор объясняет, что такое
ветер.
3. 1 – научный, 2 – художественный.
4. Воздушный океан, окружающий земной
шар; глубина этого океана – тысяча километров,
называется он атмосферой; океаны планеты;
солнечное излучение, вращение Земли
воздействуют; воздушные массы все время
перемещаются.
5. Окно распахнул веселый ветерок; он
потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал
книжку и хотел задуть лампу-ночник; разлохматил
шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал
абажур; он ускользнул через щель под дверью.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнены 2 из пяти
пунктов задания.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
К концу каникул я уже пас гусей, коз и
бабушкину корову Марту. У Марты были большие
грустные глаза с длинными ресницами и медный
колокольчик на шее. Я очень привязался к Марте. И
потому, что она была молчаливой и послушной, и
потому, что у нее было вкусное густое молоко. Одно
время я даже просил у бабушки разрешения увезти
Марту из деревни в город.
– Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. –
Только где ты ее будешь держать?!
Долго я не мог придумать, куда бы в городе
пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы
забиты углем. И вдруг придумал. На балконе.
«Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе
будет жить корова. Все начнут ходить и
удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я
буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на
лето будем выезжать к бабушке».
Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил
Марту бечевкой, вложил мерку в конверт и написал
маме письмо:
«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»
Через три дня от мамы пришел ответ:
«Марта войдет. Хвост не умещается».
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. В какой книжке можно прочитать это
произведение?
а) Сказки;
б) рассказы для детей;
в) энциклопедия «Домашние животные».
3. Каков этот текст по настроению?
а) Смешной, юмористический;
б) лирический, трогательный;
в) героический.
4. Где и когда происходит действие
произведения?
а) Летом в городе;
б) весной в деревне;
в) в деревне во время летних каникул.
5. Подчеркни смешные моменты в тексте.
Задание 2
Внимательно прочитай текст.
ТЕКСТ 1
Неоценимую помощь в предсказании
погоды могут оказать животные. В 1972 году на
северные районы Германии обрушился смерч со
скоростью ветра 170 километров в час. Вихрь
уничтожил 50 миллионов деревьев. Оказалось, что на
огромной территории, где прошла гигантская
воронка, погибло всего 37 животных. Лесничие
видели, что накануне вечером лисы, олени, кабаны,
дикие козы и другие животные в испуге
разбегались в разные стороны. Ученые сделали
вывод, что животные обладают способностью
улавливать изменения воздушного давления.
Вопросы и задания
1. В этом тексте утверждается такая
главная мысль:
а) И дикие, и домашние животные
способны предчувствовать погоду.
б) Смерчи приносят большой вред.
в) Животные чутко улавливают состояние
природы и могут предсказать погоду.
2. Какие названия используются в этом
тексте для обозначения такого явления, как смерч?
Выпиши.
Прочитай второй текст.
ТЕКСТ 2
Матрос закричал:
– Это шквал! Сеньор, это шквал*!
Свисток – и матросы бросились на реи*.
Солнце в багровом тумане грузно, устало катилось
за горизонт. Как нахмуренная бровь, висела над
солнцем острая туча.
Корабль затаил дух и ждал шквала. Загудел ветер.
Он ударил по мачтам, завыл. Огромная волна
ударила в грудь корабля, хлестнула пеной и
понеслась дальше.
(Б. Житков)
* Шквал – сильный, резкий ветер.
* Реи – сооружения для крепления парусов.
Вопросы и задания
1. Главное для автора этого текста:
а) рассказать читателю о шквале как
природном явлении;
б) рассказать о морском путешествии и о
том, как было страшно в море во время шквала;
в) научить человека правильно вести себя
во время стихийного бедствия.
2. Найди в тексте описание солнца и тучи.
Какое настроение создается в этих строчках?
а) Ожидание веселого приключения;
б) тревожное, томительное;
в) настроение легкой грусти.
3. Какой из двух текстов научный, а
какой – художественный?
а) 1 – научный, 2 – художественный;
б) 1 – художественный, 2 – научный.
4. В тексте, который ты считаешь научным,
подчеркни научные слова и выражения.
Задание 3
ПОРВАННАЯ ТРОПИНКА
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах-разрывах – облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка...
Теплый ветер дуетподувает,
Не спеша тропинку
Зашивает.
(Т. Белозеров)
Вопросы и задания
1. Какое это стихотворение по настроению?
а) Веселое, юмористическое;
б) грустное;
в) лирическое, душевное.
2. Внимательно перечитай
стихотворение и найди в тексте ответ на вопрос:
что значит порвалась тропинка на лугу?
Подчеркни ответ в тексте.
3. Что такое цветное коромысло? Напиши.
Попробуй придумать свое, красивое
название этому явлению.
4. Найди рифмы в первом четверостишии.
Соедини рифмующиеся строчки.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ
рассказа
1. Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 40–50 слов в минуту;
2-й уровень – 30–40 слов в минуту;
1-й уровень – менее 30 слов в минуту.
2. б)
3. а)
4. в)
5. Могут быть подчеркнуты следующие
фразы:
«Пожалуйста, вези, – говорила
бабушка. – Только где ты ее будешь держать?!»
«На балконе. «Замечательно! – подумал
я. – У нас на балконе будет жить корова. Все
начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я
дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с
ней. А на лето будем выезжать к бабушке».
«Мама, измерь балкон. Уместится ли
Марта?!»
«Марта войдет. Хвост не умещается».
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например, в
выполнении задания 5.
2-й уровень – выполнено менее
половины заданий.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 2
Сравнение научного и художественного
текстов
Текст 1. 1. в). 2. Вихрь,
гигантская воронка.
Текст 2. 1. б). 2. б). 3. а).
4. Могут быть отмечены фразы: В 1972
году на северные районы Германии обрушился смерч
со скоростью ветра 170 километров в час;
50 миллионов деревьев; 37 животных; животные
обладают способностью улавливать изменения
воздушного давления.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты. Например,
подчеркнуты не все фразы в научном тексте.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. в)
2. От дождя промокла и раскисла.
3. Радуга. Например, семицветная дуга
или семицветье.
4. Тайгу – лугу,
коромысло – раскисла.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – все задание не
выполнено или выполнено неверно.
Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
День-другой плывут Иван Быкович с
царицей-золотые кудри. Нашла на царицу
грустьтоска, ударила она себя в грудь,
оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь
пропала!» – думает Иван Быкович, да вспомнил про
седьмого старичка, который умеет ершом плавать.
– Ты, что ли, горазд ершом плавать?
– Я, батюшка, мое дело ребячье! – ударился
оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукой и
давай ее под бока колоть. Щука выскочила на
корабль и опять сделалась царицею – золотые
кудри.
А Иван Быкович уже к Чудо-Юдову отцу едет царевну
отвезти, как и обещал. Приехал к нему с царицей –
золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих
богатырей, велел принести вилы железные и
поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на
царицу и говорит:
– Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на
белый свет отпущу.
– Нет, погоди, – отвечает Иван Быкович, – не
подумавши сказал!
– А что?
– Да у меня приготовлена яма глубокая, через
яму лежит жердочка: кто по жердочке пройдет, тот
за себя и царицу возьмет.
– Ладно, Ванюшка, ступай ты наперед.
Иван Быкович пошел по жердочке, а царица –
золотые кудри про себя говорит:
«Легче пуху лебединого пройди!»
Иван Быкович прошел, а старый старик пошел – так
и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу – золотые кудри и
воротился домой; скоро они обвенчались и задали
пир на весь мир.
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Этот текст – фрагмент сказки:
а) о животных;
б) волшебной;
в) бытовой.
3. Какие черты народной сказки можно
обнаружить в этом тексте?
а) Волшебные числа;
б) свадьба – традиционный конец сказки;
в) животные действуют и разговаривают;
г) заклички – специальные слова, с
помощью которых вершится волшебство;
д) герои «чужого» мира с необычными
способностями, с необычной внешностью.
4. Подчеркни те фрагменты текста,
которые подтверждают твой предыдущий ответ, и
обозначь их соответствующими буквами: А, Б, В, Г, Д.
5. Встречались ли тебе в других
сказках превращения героев в рыбу, птицу,
животное? Вспомни таких героев, запиши их имена.
Задание 2
КТО КОГО БОИТСЯ
– Скажите поскорее,
Кого боится мышка?
– Она боится кошки
И больше никого!
– Кого боится кошка?
– Боится злой собаки!
Огромной, злой собаки
И больше никого!
– Кого боится злая,
Огромная собака?
– Хозяина боится
И больше никого!
– Зато хозяин храбрый!
Кого ему бояться?
– Боится он хозяйки
И больше никого!
– Но никого на свете
Хозяйка не боится!
– Ну как же не боится?
Она боится мышки –
И больше никого!
(В. Орлов)
Вопросы и задания
1. Каково это стихотворение по
настроению?
а) Грустное, печальное;
б) веселое, шутливое;
в) лирическое, задушевное;
2. Нарисуй кружочками всех героев
стихотворения в порядке их появления в тексте. У
тебя получится цепочка:
3. Какие произведения литературы и
фольклора построены по принципу такой цепочки?
Напиши их названия.
4. Как построено это стихотворение?
а) В форме диалога – разговора двух
или нескольких лиц;
б) в форме монолога – речи одного лица.
Задание 3
ВОЛК И КОЗА
Волк видит – коза пасется на каменной
горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и
говорит:
– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и
трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
– Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты
не об моем, а о своем корме хлопочешь.
(Л. Толстой)
Вопросы и задания
1. Каков жанр этого произведения?
а) Сказка;
б) рассказ;
в) басня.
2. Какие качества свойственны героям?
Соедини стрелками подходящие.
Волк |
хитрость
доверчивость
мудрость
леность
осторожность |
Коза |
3. Найди самые главные слова в
произведении. Подчеркни их.
4. Какая пословица более всего
соответствует главной мысли этого текста?
а) Не пойман – не вор.
б) На чужой каравай рот не разевай.
в) Где ум, там и толк.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки
1. Темп чтения (при норме 70 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 60–70 слов в минуту;
2-й уровень – 50–60 слов в минуту;
1-й уровень – менее 50 слов в минуту.
Понимание жанровой специфики
волшебной сказки
2. б)
3–4.
а) Волшебные числа: 7, 12
б) Свадьба – традиционный финал.
г) Закличка: «Легче пуху лебединого пройди!»
д) Герои «чужого» мира: царевна – золотые
кудри; старичок, способный превратиться в ерша;
Чудо-Юдов отец.
5. Финист – ясный сокол, Царевна-лягушка.
(Дети могут назвать героев авторских сказок.
И это тоже верный ответ! Например,
братья-лебеди из сказки Андерсена.)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например в
выполнении задания 4.
2-й уровень – выполнено менее
половины объема всего задания.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения
1. б)
2. Мышка ––> Кошка ––> Собака ––>
Хозяин ––> Хозяйка ––> Мышка.
3. «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
4. а)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. в)
2. Волк – хитрость, коза – осторожность,
мудрость.
3. «Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, –
ты не об моем, а о своем корме хлопочешь».
4. в)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты или даны
правильные ответы на три вопроса.
2-й уровень – выполнено менее
половины задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
Жил богатый купец с купчихою;
торговал дорогими и знатными товарами и каждый
год ездил с ними по чужим государствам.
В некое время снарядил он корабль; стал
собираться в дорогу и спрашивает жену:
– Скажи, радость моя, что тебе из иных земель в
гостинец* привезти?
Отвечает купчиха:
– Я у тебя всем довольна; всего у меня много! А
коли угостить да потешить хочешь, купи мне диво
дивное, чудо чудное.
– Хорошо, коли найду – куплю.
Поплыл купец за тридевять земель, в тридесятое
царство, пристал к великому, богатому городу,
распродал все свои товары, а новые закупил,
корабль нагрузил; идет по городу и думает: «Где бы
мне найти диво дивное, чудо чудное?»
Попался ему навстречу незнакомый старичок,
спрашивает его:
– Что так призадумался-раскручинился, добрый
молодец?
– Как мне не кручиниться? – отвечает купец. –
Ищу я купить своей жене диво дивное, чудо чудное,
да не ведаю где.
– Эх ты, давно бы мне сказал! Пойдем со мной; у
меня есть диво дивное, чудо чудное – так и
быть, продам.
* Гостинец – подарок.
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Этот текст – начало сказки:
а) о животных;
б) волшебной;
в) бытовой.
3. Какие черты народной сказки можно
обнаружить в этом тексте?
а) Волшебные числа;
б) традиционное начало сказки;
в) животные действуют и разговаривают;
г) встреча с волшебным помощником;
д) путешествие в «чужую» страну.
4. Подчеркни те фрагменты текста,
который подтверждают твой предыдущий ответ, и
обозначь их в тексте сказки соответствующими
буквами: а, б, в, г, д.
5. Вспомни сказку (одну или несколько)
с подобным началом: девица заказывает необычный
гостинец. Как называется эта сказка? Напиши.
6. Какие подробности в этой сказке
могли появиться только с развитием торговых
отношений между государствами? Подчеркни эти
фрагменты волнистой линией.
Задание 2
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем радостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
(И. Бунин)
Вопросы и задания
1. Как надо читать это стихотворение?
а) Весело, задорно;
б) задумчиво, печально;
в) вдохновенно, с радостью.
2. Найди в тексте зрительные образы –
то, что видит герой. Подчеркни их прямой линией.
3. Отыщи в тексте упоминания о запахах,
о воздухе. Подчеркни их волнистой линией.
4. Есть ли в тексте образы, рожденные
благодаря прикосновению к предметам? Подчеркни
их пунктирной линией.
5. Можно ли сказать, что герой всеми
чувствами впитывает красоту и тепло летнего дня?
Напиши.
Задание 3
ВЫСТРЕЛ В ЛЕСУ
Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли
золотые листья березы, купаясь в блестках солнца.
Притихли молодые дубки рядом с величавым
исполином-дубом. Бесшумно трепетали оставшиеся
на осине серебряно-серенькие листья.
Выстрел!
Лес встрепенулся. Ответил недовольным, обиженным
эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу
дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы
ахнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо
посыпала листьями.
(Г. Троепольский)
Вопросы и задания
1. В какой книге можно прочитать это
произведение?
а)«Сказки»;
б) «Рассказы о природе»;
в) справочник «Леса России».
2. Как ты думаешь, почему лес ответил
«недовольным, обиженным эхом»? Напиши.
3. Раздели текст на три части по смыслу.
Озаглавь каждую часть.
4. Найди в тексте фразы, где о лесе
говорится как о живом существе. Подчеркни.
5. Попробуй о неживом: о солнце, о реке –
сказать как о живом.
Солнце – ...; Речка – ... .
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки
1. Темп чтения (при норме 90 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 80–90 слов в минуту;
2-й уровень – 70–80 слов в минуту;
1-й уровень – менее 70 слов в минуту.
Понимание жанровой специфики
волшебной сказки
2. б)
3–4.
а) Тридевять, тридесятое.
б) Начало сказки: «Жил...»
г) Встреча с незнакомым старичком.
д) Путешествие в «чужую» страну –
путешествие купца.
5. «Аленький цветочек».
6. Торговал дорогими и знатными
товарами и каждый год ездил с ними по чужим
государствам; Пристал к великому, богатому
городу, распродал все свои товары, а новые
закупил, корабль нагрузил.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например, в
выполнении задания 4.
2-й уровень – даны правильные
ответы только на два вопроса.
1-й уровень – все задание не
выполнено или выполнено неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения
1. в)
2. Зрительные образы: бродить по
этим солнечным палатам; повсюду блеск, повсюду
яркий свет; а ствол – гигант, тяжелый, величавый;
кора красна.
3. Упоминания о запахах: дышать сухим
смолистым ароматом; кажется, что пахнет не сосна,
а зной и сухость солнечного света.
4. Осязательные образы: Песок – как
шелк... Прильну к сосне корявой...; Кора груба,
морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся
прогрета!
5. Да.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнены только два
пункта задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Анализ рассказа
1. б)
2. Выстрел грубо нарушил тихое
спокойствие леса, и деревья недовольно
заворчали. Человеческое (выстрел) потревожило
естественную лесную жизнь.
3. Каждый новый абзац – новая часть. Они
могут быть озаглавлены так:
1. Тишина (Лесная тишь).
2. Выстрел (Выстрел в лесу).
3. Лесное эхо (Голоса леса).
4. Лес молчал; ...играли золотые листья
березы, купаясь в блестках солнца; притихли
молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом;
лес встрепенулся; ответил недовольным, обиженным
эхом; береза, забравшаяся на границу дубняка и
осинника, испугалась, вздрогнула; дубы ахнули,
как богатыри; осина торопливо посыпала листьями.
5. Солнце смеется.
Река спит, играет.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты; или даны
верные ответы на четыре вопроса.
2-й уровень – выполнены только два
пункта задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
|