Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА, Елена ВОРОНИЦЫНА

Итоговые контрольные работы

Русский язык. Программа А.В. Поляковой

При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки класса.

1-й класс

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 1

ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

Работа 2 (вариант)

земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строчку.

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 3

время, гусь, сорока, брюки, школа, работа, лед

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.

2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([р’], [...], [...]).

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 4 (орфографический диктант)

Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на Жучку.

(24 слова)

Порядок работы

Текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам, потом диктует орфографически по два-три слова с паузами между словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написание.

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.

Работа 5 (диктант)

Вот роща. Погода чудесная. Миша и Петя увидели ежика. В речке живут ерши. Рыбы прячутся от щуки. Щука – рыба хищная. Денис Лапшин поймал леща.

(24 слова)

Порядок работы

Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. Поставь ударение в словах четвертого предложения.

2. Раздели для переноса слово увидели.

На восстановление деформированного текста

Работа 6

Это заметил Игорь.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота.

(26 слов)

Порядок работы

Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

2. Раздели для переноса слово воробей.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
учащихся

Работы 1 и 2

  • Не разделили слова на слоги

  • Не подчеркнули слова, которые можно перенести

Работа 3

  • Не выписали слова с твердыми согласными звуками

  • Не выписали слова с мягкими согласными звуками

  • Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных

  • Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работа 4 (орфографический диктант)

  • В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

  • Выделили не все буквы твердых шипящих

Работа 5 (диктант)

  • Не во всех словах поставили знак ударения

  • В слове увидели указали не все варианты переноса

Работа 6

  • Текст составили с помощью учителя

  • В слове воробей указали не все варианты переноса

 

 

2-й класс

На выявление умения разделять непунктированный текст на предложения

Работа 1

Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа.

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

2. Озаглавь текст.

3. Запиши слово пьет. Какую роль выполняет мягкий знак в данном слове?

В этом слове мягкий знак ...

Запиши в тетради только ответ.

Какую еще роль может выполнять мягкий знак в словах?

Мягкий знак является...

Запиши в тетради только ответ. Приведи свои примеры.

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

БЕЛКИ

Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне.

(40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его:

Всю долгую зиму белки жили в лесу.

Грамматические задания

1. Выпиши второе предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Напиши над ними названия частей речи, укажи число.

2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные.

3*. К слову печалиться запиши близкое по значению слово (синоним).

На выявление умения составлять словосочетание и определять часть речи

Работа 3

Гора (какая?) ...
Пруд (какой?) ...
Море (какое?) ...
Волны (какие?) ...

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.

3. Раздели для переноса слово волны.

На проверку однокоренных слов и безударных гласных

Работа 4 (орфографический диктант)

В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг.

(40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни однокоренные слова.

2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.

3. В проверочных словах поставь знак ударения.

На группировку слов по частям речи

Работа 5*

утреннее, дом, небо, раскинуло, зацвел, ласковая, лампа, шили, говорили, окно, свеча, зеленый, молодые, верные, пирог, лепят, сохраняют, звериная

Порядок работы

Слова записываются на доске. Дети читают слова про себя. Учитель объясняет форму записи слов в тетрадях – например, столбик:

сущ.

…– род, число

…– род, число

Ученики выявляют части речи и указывают название части речи над столбиком. Грамматические признаки указываются для каждого слова через черточку от него (в принятом сокращении: м.р., ед.ч. и т.п.).

Грамматические задания

1. Распредели слова на группы по частям речи (запись столбиками).

2. Над столбиком надпиши название части речи.

3. Рядом со словом после черточки указывай соответствующие род, число или время.

Уровни выполнения работы

  • 4-й уровень – выделены три группы частей речи, записаны названия частей речи по группам. Указаны грамматические признаки, в том числе не проставлен род у прилагательных во множественном числе. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания;

  • 3-й уровень – наблюдаются пропуск названия одной группы частей речи и ошибки в указании грамматических признаков (в прилагательных во множественном числе указан как признак род) при правильном наборе слов данной части речи. Хотя ответ носит неполный характер, можно говорить о зачатках обобщения;

  • 2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении их к группам. В этом случае ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их отличительных признаков, следовательно, не обобщает их по этим признакам;

  • 1-й уровень – ответа не дано, обобщающая деятельность в данном случае отсутствует.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
учащихся

Работа 1

  • Выделили не все предложения

  • Не озаглавили текст

  • Не указали роль мягкого знака в предложенном слове

  • Не указали роль мягкого знака и не привели примеры

Работа 2

  • Не подчеркнули главные члены предложения

  • Не подписали части речи

  • Не подчеркнули неодушевленные имена существительные

  • * Не подобрали синоним к слову печалиться

Работа 3

  • Не подчеркнули прилагательные.

  • Подчеркнули не все орфограммы в существительных

  • Не разделили слово для переноса

Работа 4 (диктант)

  • Подчеркнули не все однокоренные слова

  • Подобрали не ко всем словам (в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают) проверочные

  • В найденных проверочных словах не везде поставили знак ударения

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Классификация ошибок

Количество
ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв

2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

3. Родовые окончания прилагательных

4. Буквы гласных после шипящих

5. Буквы парных согласных на конце слова

6. Перенос слов

7. Раздельное написание предлогов

8. Разделительный мягкий знак

9. Мягкий знак в конце и в середине слова

 

 

3-й класс

На выявление умения разбирать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

На зеленом лугу распустились белые ромашки.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и по частям речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.

2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.

3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж или время.

Примечание. Возможен другой вариант предложения, например: Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Светит летнее солнце. Земля, трава, кусты дышат зноем.
Неожиданно повеял легкий, свежий, отрадный ветерок. Он пахнет медом, ягодами, грибами.
Вот под серым смолистым стволом елки стоит круглая, как блинок, сыроежка. На ее зеленую блестящую шляпку от ветерка посыпались старые иголки. (40 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши только однородные члены предложения, каждые с новой строчки вместе с членом предложения, к которому они относятся. Рядом в скобках укажи, главные они или второстепенные.

Образец. Листочки дрожат, постукивают (гл. чл. пр.).

2. Укажи падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения.

3. Напиши, как в русском языке называется выражение: круглая, как блинок, сыроежка.

4. Напиши проверочное слово к слову сыроежка.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Стояла пора золотой осени. Я шел берегом лесной речки. Легкий ветерок бродил по окрестности. Он подлетел к осоке, старательно стал гнуть ее. К берегу он подогнал группу листьев. Золотые монеты плыли медленно по воде. К чаще тростника подплыли дикие утки. Каждый год они прилетают сюда. Это их родина. Они здесь выводят свое потомство. Я быстро зашагал к деревне. В корзине моей лежали лисички, рыжики.

(64 слова)

Порядок работы

Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз про себя.

Грамматические задания

1. Выпиши из текста имена существительные по склонениям в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе).

2. Подчеркни знакомые орфограммы в корне этих слов.

3. Запиши слова и разбери их по составу: ветерок, загрузка, полем, деревне. Укажи нулевое окончание.

Работа 4 (диктант)

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Наступили летние каникулы. Илья Рыжиков поехал в деревню.
Было теплое утро. Мальчик выбежал на крылечко. В ведре с водой играл веселый луч солнца. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это Илья умывался. На его руку села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка, и букашка скрылась в чаще куста. Мальчик был очень удивлен.

(68 слов)

Порядок работы

Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям, указывая запятые. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корне слов хруст­нула, букашка, головка, божья коровка, луч, ведре, показались.

2. Из пятого и двенадцатого предложений выпиши существительные. В словах укажи склонения, обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество
ошибок

Работа 1

  • Подчеркнули не все члены предложения

  • Надписали не все части речи

Работа 2

  • Выписали не все однородные члены предложения

  • Не все однородные члены предложения обозначили как главные или второстепенные

  • Не надписали падеж существительных

  • Не указали образное сравнение («как блинок»)

  • Неправильно подобрали проверочное слово (сыроежка)

Работа 3

  • Выписали не все существительные 1-го склонения

  • Выписали не все существительные 2-го склонения

  • Выписали не все существительные 3-го склонения

  • Подчеркнули не все орфограммы в корнях слов

  • Неверно разобрали слова ветерок, загрузка, полем, деревне по составу

  • Не указали нулевое окончание

Работа 4 (диктант)

  • Не подчеркнули орфограмму в словах: хрустнула, букашка, головка, божья коровка, луч, ведре, показались

  • Выписали не все существительные из указанных предложений

  • Не для всех существительных указали склонение

  • Сделали ошибки в обозначении окончаний существительных из первого и шестого предложений

 

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество
ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова

3. Буквы парных согласных в корне слова

4. Разделительный мягкий знак

5. Буквы гласных после шипящих

6. Падежные окончания существительных

7. Правописание приставок и предлогов

8. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

9. Прочие ошибки

 

 

4-й класс

На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов

Работа 1 (диктант)

ВЕСЕННЕЕ УТРО

Как хорошо весеннее утро! Из­за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеет вершина гигантской сосны. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубое небо, облака. На яркой зелени блестит роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой макушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

(70 слов)

Порядок работы

Текст читает учитель, орфографически проговаривая «ошибкоопасные» части слов.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

3. Выдели безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (выборочный диктант)

У нас весна длится три месяца. Весенние изменения следуют в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка. Ландыш не зацветет раньше подснежника.
В апреле поются одни песни, в мае раздаются другие.

На берегу лесной речки можно услышать соловья. Он любит прятаться в густых зарослях. Чyдными звуками начинают заполняться все окрестности.
Соловей прижимается к ветке, старается вытянуться во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят.
Во всем мире не услышишь песен красивее соловьиных.

(81 слово)

Порядок работы

Сначала весь текст выразительно читает учитель, затем диктует по предложению.

На доске выписать слова. Ученики записывают группу слов каждого предложения через запятую, например: длится, следуют в строгом, ...

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

2. Разбери по составу слова стриж, кры­лышки.

На определение спряжения глаголов

Работа 3

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом все поля. Ветер гонит волны по зеленому морю пшеницы. Вот сверкает речка на солнце. Шумит камыш на берегу. В тишине слышатся разные звуки. Доносится лай собак.

Порядок работы

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов (подчеркнуты).

Грамматические задания

1. Выпиши из текста по спряжениям глаголы, допиши окончания.

2. Напиши неопределенную форму глаголов.

3.  Подчеркни глаголы-исключения.

Работа 4 (диктант)

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Летний дождь перестает. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из­за леса выплывает солнце. Дождевые капли тяжело падают с листьев и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идет легкий пар. Воздух свеж. Кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Вот повезло! Это был гриб боровик.

(82 слова)

Порядок работы

Учитель читает текст, обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы.

Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки, орфографически проговаривает отдельные места в словах.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий не учитываются.

Грамматические задания

1. Запиши третье предложение, разбери его по членам предложения.

2. Глаголы какого времени употреблены в тексте? Надпиши над глаголами, где нужно, род и число.

3. Разбери по составу слова гладким, искрится, выплывает.

На выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению

Работа 5*

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

(А. Блок)

Порядок работы

Значение требует рассмотрения изученных частей речи с разных точек зрения – изменяемости/неизменяемости и классификации слов по общности этих признаков. Учитель записывает на доске строчки из стихотворения А. Блока.

Грамматические задания

1. Запиши отрывок из стихотворения А. Блока.

2. Выпиши только те слова, которые можно употребить в начальной форме.

3. Выпиши слова, которые нельзя изменить.

4. Слова из пунктов 2 и 3 распредели по названиям частей речи в отдельные столбики.

5. Сделай вывод: на какие две группы делятся все известные тебе части речи? Надпиши над каждой группой частей речи (над столбиками) их общий признак.

Примечание. В результате группировки частей речи по изменяемости/неизменяемости должна получиться следующая запись в работах учеников:

Изменяемые

существительные (сущ.)
местоимения (мест.)
прилагательные (прил.)
глаголы (гл.)

Неизменяемые

предлоги (предл.)
наречия (нар.)

Уровни выполнения работы

  • 4-й уровень – выделены две группы частей речи по признаку изменяемости/неизменяемости, записаны названия частей речи по группам. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания;

  • 3-й уровень – наблюдается пропуск 1–2 изученных частей речи или приведены вместо названий конкретные слова, относящиеся к той или иной части речи. Хотя ответ носит неполный или конкретный характер, можно говорить о зачатках обобщения;

  • 2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении к группам. Ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их изменяемости/неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этим признакам;

  • 1-й уровень – ответа не дано. Ученик не в состоянии подвести знания о частях речи под общий признак изменяемости/неизменяемости, то есть обобщающая деятельность в данном случае отсутствует.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во учащихся

Работы 1 и 2 (диктанты)

  • Не выделили предложения с однородными членами

  • Указали не все падежи прилагательных

  • Выделили не все безударные окончания глаголов 3-го лица

  • Не во всех существительных правильно указали окончание

  • Не разобрали слова по составу

Работа 3

  • Выписали не все глаголы I спряжения

  • Выписали не все глаголы II спряжения

  • Не надписали неопределенную форму глаголов (I и II спряжение)

  • Не выписали глаголы-исключения

Работа 4 (диктант)

  • Подчеркнули не все члены предложения

  • Над глаголами не надписали род и число

  • Неверно разобрали слова по составу

 

Ошибки, допущенные в диктантах 1, 2, 4

Орфограммы и пунктограммы

Кол-во ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы парных согласных

3. Правописание приставок

4. Правописание предлогов

5. Падежные окончания существительных

6. Падежные окончания прилагательных

7. Безударные личные окончания глаголов

8. Орфограмма -тся (-ться)

9. Перенос слов

10. Пропуск, замена, искажение букв

11. Прочие ошибки

 


* Задания со звездочкой выполняются коллективно, затем записываются под диктовку учителя.