Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА, Светлана ЯКОВЛЕВА

Итоговые контрольные работы

Русский язык. Программа Н.В. Нечаевой

При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки класса.

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Задание 1

а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются:

1) количество записанных слов;

2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Спонсор публикации статьи компания «Евина-Декор». Компания занимается изготовлением и реставрацией гипсовой лепнины в Москве. Обширный каталог лепнины, а также изготовление на заказ по индивидуальному проекту. Гарантия качества, низкие цены. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть каталог, портфолио и контакты Вы сможете, перейдя по следующей ссылке: http://www.evina.ru/s_lepniy_dekor.php.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

А, Б, Д, Е, К, Т, О, И, С

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются:

1) количество выполненных заданий;

2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

Задание 3*

Возможные формулировки задания:

1) подчеркни все орфограммы;

2) подчеркни все опасные места.

Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.

Примеры текста:

Дождь в мае хлеба поднимает.

Шарик убежал вперед.

Нам от мамы попадет!

Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.

Фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.

При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода фиксируются как искажение, замена букв. Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».

Примеры текстов:

Сказала лиса кролику:
– Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?
– Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости, – отвечал кролик.

(22 слова)

(По К. Ушинскому)

После списывания возможны и другие задания, например:

а) сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;

б) в первых строчках подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первых двух строчек поставь ударение или подчеркни все орфограммы).

Или:

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

(А. Барто)

(14 слов)

в) подчеркни слова, которые нельзя перенести;

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

худой, художник, худеть, худышка, худоба

В выписанных словах поставь знак ударения.

Подчеркни буквы безударных гласных.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен с большой буквы, оформление предложения.

ЕЖИК

Настал тёплый май. Ежи проснулись. Коля и Аня ходили в рощу. Они увидели в траве ёжика. Он такой забавный!

(20 слов)

Порядок работы

Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. В словах первого предложения поставь ударение.

2. Выпиши имена детей, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений.

Егор делать Аня подарок

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Егор делает подарок Ане. Егор и Аня делают подарок. Аня сделала подарок для Егора. Егор сделает подарок для Ани), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Утром идем сразу на речку.

Летом мы уехали на дачу.

А мне достался рваный башмак.

Мой друг поймал карасика.

(19 слов)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

Расставь ударения в словах.

а)* (взял) доску, шарфы, людям, звонишь, повторишь, понял

б) ручей, маяк, весело, кроссовки, лестница

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) «Подчеркни все орфограммы»; 2) «Подчеркни все опасные места». Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.

(Из русского фольклора)

В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьёй на вокзале.

(М.Карем)

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.

(О. Григорьев)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

алл…я, вет…р, ле…ница, за…ц, з…втрак, …зык, су…ота, извест…ый, тролл…йбус

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от
конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста:

ВОЛК

Говорят, Первый Волк был вегетарианец!
Он спокойно пасся себе на лугу, но как-то раз на него напали Зайцы… и Волк, защищаясь, вынужден был съесть одного.
В другой раз на Волка напали Бараны, потом – Козлики, а однажды даже целая Корова!
После Коровы Волк окончательно перестал есть только овощи и фрукты…

(50 слов)

(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.

б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант

Задание 4

Проверяются правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Порядок работы

Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

В лесу тихо журчал ручей. По ручью плыли листочки. На одном листке сидела птичка королек. Он доплыл до изгиба ручья. Там он взлетел и вернулся назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листок. Королёк опустился на листок и поплыл на этом корабле.

(46 слов)

(По И. Аксёнову)

Грамматические задания

1. Выпиши четвертое предложение, подчеркни грамматическую основу.

2. В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: стая, стадо; листы, листья.

_________ коров,
_______ворон;
___________берёзы,
тетрадные ___________

Составь предложения из данных слов.

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

Яша собирать конструктор щенок

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Яша собирает конструктор. Щенок и Яша собирают конструктор. Яша собирает из конструктора щенка. Яша со щенком собирают конструктор.), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

ВОЛЧИШКО

Забарахтался в нем волчишко и вылез.
Жил в лесу волчишко с матерью.
А его поймал человек, сунул в мешок и принес в город. В другую – черный кот фыркает. Посреди комнаты мешок положил.
В одну сторону посмотрел – испугался: человек на него смотрит.
А рядом пёс зубы скалит…
Как-то раз ушла она на охоту.

(53 слова)
(По Е. Чарушину)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

3-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.

кафе, темп, теннис, текст, музей, компьютер

б) Запиши те слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

варенье, классный, темень, вольный, грустный, поёт, поэт

Проверка орфографической зоркости*

Задание 2

Прочитай так, как мы обычно говорим. (Далее возможны разные формулировки задания: «Подчеркни все орфограммы»; «Подчеркни все опасные места».) Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Однажды по дорожке
Я шёл к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.

(Д. Хармс)

Мне очень нравится ЖИРАФ
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех –
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.

(Б. Заходер)

Зимой Солнце светило, а весной еще и греть начало.
В Пруд сбегала Талая Вода, и он подумывал: «Не стать ли озером?»

(В. Хмельницкий)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания. Пример текста для списывания:

СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Хотя Крыльцо с Дорожкой и общается, но чуть что…
– Ято тебя выше! – высокомерно напоминает Крыльцо. И в подтверждение своих слов кивает на сбегающую с Крыльца Лесенку.
А против Лесенки Дорожка как раз ничего не имеет. Напротив, к Ступенькам у Дорожки самые лучшие чувства – ведь имто все равно, кто из них выше, а кто ниже…
Они только вместе – Лесенка!
И Дорожка тогда… лишний раз убеждается, что Крыльцо ее ставит в тупик.

(74 слова)

(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;

б) выпиши одно имя существительное, один глагол, одно имя прилагательное; любое из этих слов разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

полоса подставка прикорм

школьник корнеплод краснощекий

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяются правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, раздельное написание предлогов, союзов, написание имен собственных, оформление предложения).

Порядок работы

Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям, указывая запятые. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта.

ВЕСНОЙ

Наступила весна. По утрам еще бывают легкие заморозки. Тоненький лед покрывает лужи.
Но вот начинает светить яркое солнце. По улице помчались веселые ручьи. Потянулись к солнцу листья и травинки. Греются в теплых лучах воробьи.
Скоро в саду зацветут яблони, груши, вишни и сливы. В зеленых ветвях деревьев будут строить свои гнезда певчие птицы. Пройдет время
и появятся маленькие птенчики.
Вокруг жизнь, движение.

(63 слова)

(По В. Папкиной)

Грамматические задания

1. Из первого абзаца выпиши слова по их грамматическим признакам:

а) сущ., нарицат., неодуш., мн. ч., В. п.

б) гл., наст. вр., ед. ч., м. р.

2. Выпиши 6-е предложение, подчеркни грамматическую основу. Обозначь склонение имен существительных.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

слом_ть – слом_ть (скамейку, сопротивление врага)

сл_зать – сл_зать (еду, с лестницы)

ув_дать – ув_дать (без воды, подругу)

прож_вать – прож_вать (хлеб, средства)

Оценка выполнения задания

Правильно составлено:

  • 4-й уровень – 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ситуация: люди вырубили часть леса и построили на этом месте высокий жилой дом. Напиши, что чувствовали растения и животные, которые жили в этой части леса. Что чувствует дом. Что чувствуют жильцы этого дома. Что чувствуешь ты.

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;

  • 2-й уровень – есть некоторые показатели;

  • 1-й уровень – ответы носят односложный характер.

Грамматическая и пунктуационная грамотность не оцениваются.


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.