Итоговые контрольные работы по обучению
грамоте, русскому языку, математике,
литературному чтению, окружающему миру и
трудовому обучению разработаны авторами
программ и учебников в соответствии с целями и
задачами системы общего развития Л.В. Занкова
и требованиями к анализу и оценке результатов
учебно-воспитательного процесса.
В работах представлено примерное содержание
заданий, которые учитель (администрация школы)
может изменить с учетом соблюдения уровня
трудности, предлагаемого содержания и объема
контрольной работы для каждого конкретного
класса.
При проверке контрольных работ учитель проводит
классификацию ошибок, допущенных учениками,
заполняя предложенные таблицы.
Наталия НЕЧАЕВА, Елена ИЛЬИНЫХ
Итоговые контрольные работы
Обучение грамоте
Назначение работ
1) Cделать выводы о продвижении детей по
отношению к стартовому уровню (результаты
выполнения данных работ сравнить с результатами
выполнения диагностических заданий в начале и
середине учебного года – см. методическое
пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);
2) зафиксировать результаты освоения основных
для пройденного этапа умений.
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Форма изучения и показатели развития устной
речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются
на основании наблюдений учителя за устной речью
учащихся на уроках и вне уроков в результате
постепенного накапливания сведений о внешней
характеристике речи, ее развернутости и
связности.
Оценка внешней характеристики устной
речи
Показатели
1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками
соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильная;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.
4-й уровень – в норме 5
показателей;
3-й уровень – в норме 4
показателя;
2-й уровень – в норме 2–3
показателя;
1-й уровень – в норме 1
показатель.
Оценка связности устной речи
Показатели
1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.
4-й уровень – говорит связными
предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит из
предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления
дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти
не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие
трудности при характеристике объекта или
явления;
1-й уровень – речь в основном
состоит из междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью
Фамилия, имя ученика |
Внешняя характеристика речи |
Уровень связности речи |
показатели |
уровень оценки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
3 |
|
Примечание. Порядок изучения
устной речи и критерии оценки ее развития в целом
сохраняются до конца 4-го класса.
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка техники чтения вслух, понимания
прочитанного
Задание 1 *
КРИВАЯ УКАЗКА
Учительница Нина Васильевна попросила
учеников сделать ей указку.
На другой день ребята принесли указки. Их делали
родители. Указки были красивые и ровные.
Но среди них была одна кривая палочка. Эту указку
Вася Лукашов сделал сам.
Учительница взяла ее и стала показывать буквы.
(44 слова, из них трехсложных – 13,
четырехсложных – 6, пятисложных – 2)
По Е. Пермяку)
Оцениваются:
1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.
Предлагаем и другой, более объективный
показатель успехов в навыке чтения, достигнутых
первоклассниками.
Анализ чтения
Название текста
___________________________________
Автор _______________________ Кол-во слов __________ |
№ п/п |
Фамилия, имя ученика |
Показатели техники чтения |
Уровень техники чтения |
Уровень понимания прочитанного |
|
|
Способ чтения |
Количество и характер ошибок |
Время чтения |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель расчерчивает тетрадь в
соответствии с таблицей «Анализ чтения» и
постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых
дети читают. Таким образом набираются самые
главные показатели: понимание прочитанного,
способ чтения, характер ошибок, если они есть.
Время от времени незаметно для учеников учитель
фиксирует и скорость чтения. Для этого надо
разметить несколько текстов и в разные дни
недели прочитать их в классе. Однако известно,
что любой опытный учитель и завуч на слух
определяют, читает ли их воспитанник ниже
предусмотренной программой нормы, по норме или
выше нормы.
Оценка понимания лексического
значения слов, умения группировать
Задание 2
Прочитай слова. Представь, что они называют.
Запиши номер «лишнего» слова.
1. Ручка.
1. Диван.
1. Декабрь. |
2. Учебник.
2. Стол.
2. Август. |
3. Машинка.
3. Телевизор.
3. Февраль. |
4. Ранец.
4. Шкаф.
4. Январь. |
Оценка умений оформлять предложение и
различать на слух границы слов
Задание 3 *
Запиши предложения под диктовку схемами.
ВЕСНА
Наступила весна. Стоят чудные деньки. Ярко
светит солнышко. Дует теплый ветерок. Весело поют
скворцы. По двору скачет воробей. Он долго ждал
весну. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и
Миша пускают бумажные кораблики. Все рады весне!
(37 слов)
Оценка дифференциации звуков речи
Задание 4
Запиши слова под диктовку кружками.
ум, эхо, май, море, бархат, шляпка, воробей
Оценка навыка списывания и усвоения
фонетических знаний
Задание 5
Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги
вертикальной чертой.
банка, язык, стол, майка, пальто, снег, зной
Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Оценка усвоения фонетических знаний
Задание 6
Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой,
обозначающей мягкий согласный звук.
ро, ля, ци, ви, ну, ме, шо, ща
Выполнение заданий 2–6 оценивается в
зависимости от количества правильно выполненных
заданий или правильно записанных предложений,
слов.
* Учитель может использовать
любой другой текст похожей сложности.
|