Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации

Контрольные и проверочные работы
для 1—4-х классов

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец учебного года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1 класс

Пришла весна

Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали лодочку. Пустили они лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

(Л. Толстой)

Вопросы и задания

1. Из какого предложения ты узнал, что наступила весна? Прочти его.
2. Расскажи, как играли дети?
3. Какая беда приключилась с ребятами?
4. Какую беду хотел показать Л. Толстой – горькую, со слезами, или «беду» со смехом и радостью? Почему? Расскажи?

Котёнок

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой...
До чего ж хорош собой!

Вопросы и задания

1. Какая беда приключилась с котёнком?
2. Кто помог несчастному животному? Как это произошло?
3. Какой ты представляешь себе эту девочку?
4. Каким стал котёнок у своей заботливой хозяйки?
5. Какое чувство ты испытал, когда прочёл это стихотворение?

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и говорит:
– Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат?
2. Как бабушка посмеивалась над Саней? Прочитай слова из текста.
3. Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти эти предложения.

Маленьким – холодно

Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
– Ёлочка, разве был тут пожар?
– Не было.
– А что же случилось?
– Меня зимним морозом обожгло.
– Тебя?!
– Меня.
– Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
– Пока маленькая, боюсь.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. О чём подумал человек, когда увидел в траве ёлочку?
2. Как автор сумел показать, что ёлочка была очень маленькой? Прочитай в тексте.
3. Каким словом можно заменить слово маковка?
4. Что же произошло с ёлочкой?
5. Какой вывод мы можем сделать для себя? Что нам подсказывает заголовок текста?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Старик и яблоня

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Вопросы и задания

1. Зачем старый человек сажал яблони?
2. Для кого он старался сделать добро?
3. Каким тебе представляется этот старый человек?
4. Какие слова самые главные в тексте? Почему?
5. Какие слова и чувства возникли в твоём сердце?

2-й класс

Солнце и радуга

(Басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дугарадуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

(К. Ушинский)

Вопросы и задания

1. Когда на небе появляется радугадуга?
2. Какая бывает радуга? Расскажи.
3. Что случилось с радугой?
4. Как мудрое солнышко учило хвастливую радугу?
5. Как солнышко проучило хвастливую радугу?
6. Твое мнение: подружатся ли солнце и радуга? Почему ты так думаешь?

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
– Знаешь ли что, – сказал брат сестре. – В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
– Поиграй же с нами.
– У меня нет времени, – отвечал жук.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

(По К. Ушинскому)

Вопросы и задания

1. Какую прогулку предложил совершить брат сестре вместо посещения школы?
2. Каким ты себе представляешь этого мальчишку-братишку?
3. Что интересного увидели дети в лесу? Прочитай.
4. Почему детям стало стыдно? Что они поняли после разговора с жучком?
5. Какое решение приняли дети? Почему?
6. Какие поступки детей ты одобряешь, а какие нет? Почему?

Утиные припевки

9.jpg (10409 bytes)

В тихой сонной заводи –
Гляньте, просто смех! –
Наши утки плавают
Хвостиками вверх.

Белых хвостиков – не счесть,
Жёлтых лапок – вдвое.
Где же клювы? Тоже есть,
Но только под водою!

– Там, где заросли густы,
Где шустрят плотвички,
Мы всегда запас еды
Держим по привычке.

То, что любишь, делай ты,
Мы же, в свой черёд,
Любим вверх держать хвосты,
А клюв – наоборот.


С криком кружатся стрижи
В небе без помех,
Мы ныряем от души
Хвостиками вверх!

(К. Грэм)

Вопросы и задания

1. Как развлекались утки в тёплый солнечный день?
2. Расскажи, каким тебе представляется место, где плавали уточки?
3. Какие ещё герои появились у нас в стихотворении?
4. Какое настроение было у всех персонажей этого стихотворения? Как ты думаешь, почему?

Ёлкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются:
– Не трогай нас!
– Подумаешь, тихонечко задел.
– И тихонько не задевай. Мы свою одёжку бережём.
– Да что за одёжка у вас такая особенная?
– Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
– Так что?
– Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.
– Да, это не скоро.
– Вот и приходится беречь!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему ёлочки так берегут свою одёжку?
2. Найди и прочти предложение, в котором говорится, сколько лет живут иголочки у ёлки.
3. Как называются иголочки у ели?
4. Придумай сам 1–2 предложения к этому тексту. Что может произойти дальше?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Пустые страхи

Шёл Мишка по лесу ночью. Ктото схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
– Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, – волк завыл.
– Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» – думает Мишка и чует – по спине что-то бегает, по лапам, по животу.
– Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, – ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишкато как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

(В. Бахревский)

Вопросы и задания

1. Что мерещилось Мишке в ночном лесу?
2. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
3. Кто «спас медведя» и «помог» ему выбраться из леса?
4. Объясни, почему автор назвал текст «Пустые страхи».
5. Были ли в твоей жизни «пустые страхи»? Расскажи.
6. Объясни значение словосочетания «пустые страхи».

3-й класс

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
– Конечно, я, ландыш!
– Какие же у тебя цветки?
– Цветки у меня – будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
– А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
– Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
– Отчего же?
– А они ядовитые!
– Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
– Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Видел ли ты ландыш в лесу? С помощью слов автора опиши сам лесной ландыш. Какой он?
2. Что ты скажешь людям, которые собирают целые охапки ландышей? Как ты поведёшь себя в таком лесу?
3. Как выглядит ландыш, когда отцветают белые колокольчики? Почему ландыш опасен?

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Передо мной – лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
– Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
– Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всётаки тащит полные свои корзиночки, старается…
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
– Правда ведь, пчела?
– Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…
– Нет, ты живи! Долго живи!
– Не дано мне долгойто жизни...
– И сколько же тебе жизни отпущено?
– Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Что интересного для себя ты узнал о пчёлке?
2. Если ты повстречаешь пчелу, как нужно вести себя, чтобы уберечь себя и пчёлку живой оставить?
3. Какие приёмы использовал автор, чтобы так интересно, красиво, живо рассказать читателю о простой пчёлке?
4. Где ты ощущал себя, когда читал этот текст? Почему было именно так?

Аистята

Один год мы прожили в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.
Неподалёку от наших садов росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал.
А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо.
Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.
Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Какое яркое событие произошло весной в станице?
2. Как очаровательные птицы подбирали место и строили своё гнездо?
3. Смог ли автор убедить нас ещё раз, что птицы – очень заботливые родители?
4. Что интересного вы узнали о жизни аистов? Расскажите.

* * *

Заблестели черешенки
На зелёной ветке.
Смотрят снизу на черешенки
Детки-малолетки.

И мальчишки, и девчонки
Под деревом скачут,
Тянут к ягодкам ручонки
И чуть-чуть не плачут.

Вишни, вишни дразнят око,
Да растут высоко.
Рук до вишен не дотянешь,
Спелых не достанешь.

– Ой, вишенки-черешенки,
Налились вы соком!
Отчего же вы растёте
На суку высоком?


– Кабы выросли пониже,
Мы бы не поспели.
Кабы выросли поближе,
Нас давно бы съели.

(Леся Украинка)

Вопросы и задания

1. Что напоминает тебе этот текст: народную песню, считалку или ещё что-то?
2. Какое чувство вложила поэтесса в свое стихотворение? Кому она его адресовала?
3. Что представлял себе ты, когда читал это стихотворение? Объясни, что этому способствовало?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся…
А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется “Весна”. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(А. Аксёнова)

Вопросы и задания

1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-то представилось, напомнило?
3. Почему разным людям представляется разное при слушании музыки? Отчего это бывает?
4. Какую музыку любишь слушать ты? Почему? В чём она тебе помогает?

4-й класс

Кораблики

Как только всходило солнце, Светлана выбегала во двор и тоненько звенела:
– Доброе утро, ручеёк! Ты уже проснулся?
– Трюли... – отвечал ручеёк, подпрыгивая и весело поигрывая солнечными зайчиками.
Присев на корточки, девочка зачерпывала ладошками синюю воду, плескала себе в лицо. Разлетаясь,
брызги сыпались обратно в ручей.
Когда мать уходила в лес проведывать старого больного лесника и звала дочь с собой, Светлана отговаривалась:
– Мамочка, я возле ручейка побуду.
Светлана всегда нетерпеливо ждала прихода весны. Выбегала на заснеженное поле перед хатой, прислушивалась.
Каждую весну, лишь только сходили голубые снега, ручей приносил к дому Светланы причудливые кораблики из толстой древесной коры. На них торчали спичечные мачты. Они гордо несли жёлтые, трепещущие под весенним ветром флаги из сухих листьев.
Девочка задерживала флотилию, исправляла всё, что пострадало во время путешествия, и пускала её дальше в путь. Кто посылал кораблики? Кому?

(И. Костыря)

Вопросы и задания

1. Какую радость приносила весна девочке?
2. Как ты думаешь, кто посылал девочке весенние приветы?

Кижи

Лето прошлого года я провёл в Карелии.
Невдалеке от нашей деревни, на одном из соседних островов, находилось селение Кижи – несколько домиков, разбросанных по берегу, пароходная пристань, а прямо над ней на высоком пригорке – старинная, рубленная из брёвен церковь о двадцати трёх куполах.
Эта церковь – замечательный образец древнерусской архитектуры и бережно охраняется как памятник старины.
Селение Кижи было видно прямо из окна, и я, сидя дома, часто любовался им.
Но особенно красиво бывало по утрам, когда я ещё задолго до восхода солнца отправлялся на рыбалку.
На прозрачном нежно-розовом фоне зари чётко вырисовывались контуры древнего храма и силуэты кряжистых северных домов.
И как удивительно всё это гармонировало с огромными серыми камнями на берегу, прозрачной далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском воды, криками гагар на озере, со всей картиной угрюмого дальнего севера...
Стоя на берегу, я смотрел, как над озером, над островами, над всем этим суровым краем тихо занималась заря.

(По Г. Скребицкому)

Вопросы и задания

1. Почему север автор назвал угрюмым, серым?
2. Чем север поразил и удивил писателя?

Брусничный кустик

Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
– Не спеши мимо, – говорит. – Наклонись ко мне.
– Да у тебя ягод мало.
– Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
– Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
– Ну и что же... Я давнымдавно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было...
– Сотни лет?!
– Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
– Значит, дольше всех деревьев?
– Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосенки подымаются...
– Выходит, ты им дедушка?
– Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной белорозовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
– Спасибо, прадедушка!
– На здоровье, правнучек.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Как кустик уговаривал прохожего съесть ягодку?
2. Что интересного узнал прохожий о маленьком брусничном кустике?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Вишнёвая ветка

Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?
– Не цветут,– ответила Лена.– Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали.
Долгодолго ждали, целый месяц. Она и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала:
– Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
– Нетнет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет... – От волнения у Лены показались даже слезы, но она договорила, что хотела сказать: – Лидия Алексеевна меня Леной называла.
В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почемуто вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно:
– Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на Лену, и глаза её теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.

(В. Путилина)

Вопросы и задания

1. Какой подарок приготовила Лена своей первой учительнице?
2. Что вспоминали дети о Лидии Алексеевне?
3. Что поняла Ольга Сергеевна, глядя на своих учеников?