Любовь МАЛЬНЕВА,
учитель начальных классов,
«Бийский лицей», Алтайский край
Окончание. См. № 23/2007;
2/2008
Звуковой анализ слова
Диагностические задания
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Целью обычной контрольной работы является
проверка усвоения детьми определенных знаний и
умений. Но проводится она не в конце изучения
темы, а в середине, что позволяет ребенку
подкорректировать знания или убедиться в
усвоении материала. Учитель не исправляет ошибки
в работе ребенка, а только записывает их себе в
тетрадь. Проанализировав ошибки, учитель
выясняет причину их возникновения. Затем он
составляет другую работу, включая в нее
правильные и неправильные варианты выполнения
задания, в том числе и детские. В ходе
коллективного обсуждения находится правильное
решение, выслушиваются аргументы. Детям выдается
их работа, они должны самостоятельно исправить
ошибки. Затем учитель получает обе работы детей,
исправляет ошибки и оценивает результат.
Цель другого вида проверочной работы –
определить уровень познавательного интереса,
способность оценивать свои возможности
выполнять задания. Учитель составляет задания
разного уровня сложности, ребенок выбирает
задание по силе. Учитель оценивает выполнение
заданий с учетом их сложности.
Работа 1
Цель. Определить уровень познавательного
интереса и способность оценивать свои
возможности выполнить задание, соответствующее
данной оценке.
Инструкция
1. Прочитай задание.
2. Подумай над его решением.
3. Если считаешь, что задание слишком трудное
для тебя, откажись от него.
4. Попробуй выполнить другое задание.
Задание 1
Определи, какая звуковая модель слова является
моделью слова, называющего предмет на картинке.
Укажи свое согласие знаком «+».
Задание 2
Придумай и нарисуй предметы, в названиях
которых:
1 гласный
звук 3
согласных звука
2 гласных
звука 3
гласных звука
3 гласных
звука 3
согласных звука
Задание 3
Определи, одинаковые или разные звуковые
модели в словах. Одинаковые обозначь знаком «+»,
разные – знаком «–».
Работа 2
Цель. Определить зону ближайшего развития
детей, их способность самостоятельно определять
границы своих знаний, возможностей.
Конечно, учитель знает уровень усвоения
материала и предлагает задания, внешне похожие
на те, которые дети уже делали, но теперь для их
выполнения нужны новые знания или новый способ.
Задача ребенка – оценить свои знания, понять, что
он знает, а чего не знает, что ему еще нужно
узнать. Оценив свои возможности, ребенок может
отказаться от выбранного задания, обосновав
причину отказа, или попытаться найти выход из
создавшейся ситуации. Например, вызвать
затруднение могут слова типа юла, яма, ели.
Чтобы определить правильно количество звуков в
них, надо иметь хороший фонематический слух и
навыки интонирования.
Задание 1
Маша в названиях предметов на картинках
выделила три звука. Алеша думает, что их четыре.
А как думаешь ты? Объясни свой выбор.
_______________
_______________
_______________
Задание 2
Авосик считает, что у слов ива, яма
одинаковая звуковая схема. Согласен ли ты с ним?
Объясни свой ответ.
_______________
_______________
Тестовая работа
Задание
Составь звуковую модель слова. Ответь на
вопросы. Свое согласие укажи в таблице знаком «+».
Какое утверждение верно?
– В слове 6 звуков;
– в слове 7 звуков,
– в слове 2 гласных звука;
– в слове 3 глухих согласных звука;
– в слове ударение падает на первый слог;
– в слове 3 слога;
– в слове 1 мягкий согласный звук.
Тестовую работу оценивает учитель.
Первую колонку заполняет ученик: «+» – согласен,
«–» – не согласен с утверждением.
Вторую колонку заполняет учитель.
Затем результаты оценки переносятся на
оценочную линеечку.
Оценочная линеечка имеет семь отрезков – по
количеству вопросов. Значком «+» отмечается
каждый правильный ответ.
За 7 правильных ответов ученик получает оценку
«высокий уровень», за 5 – «уровень выше
среднего».
Итоговая работа
Цель. Определить уровень рефлексивной
оценки детьми своих знаний и умений звукового
анализа слов и составления звуковых моделей.
Задание
Укажи в первом столбике те знания и умения,
которые ты освоил при составлении звуковых
моделей слов и при овладении звуковым анализом
слов, а во втором столбике укажи свои трудности.
Можешь использовать значки «+» и «–».
Я знаю и умею |
Я не знаю, у меня затруднения |
... |
... |
|
|
Диагностика
Индивидуальные карты и журнал
достижений детей
Учитель (или ученики) в зависимости от вида
работы вносят результаты в карту. Названия карт
могут быть самыми разными – они зависят от того,
какие цели ставит учитель, что он желает узнать о
ребенке.
Карта может сопровождаться приложением, куда
ребенок записывает свои затруднения и указывает
причины, мешающие ему усвоить тему. Заполнять
карты нужно систематически.
Карты могут составляться и на одну операцию с
целью определения качества ее усвоения, и на
звуковой анализ слова в целом.
Приведем примеры.
Индивидуальная карта 1
Тема. «Последовательность звуков».
Манжара Костя, 1-й «Б» класс
Элементы |
14.09 |
19.09 |
30.09 |
04.10 |
Последовательность звуков |
– |
+ |
+ |
+ |
Индивидуальная карта 2
Тема. «Звуковой анализ слова».
Манжара Костя, 1-й «Б» класс
Элементы |
21.10 |
25.10 |
... |
Последовательность звуков |
+ |
+ |
... |
Гласные – согласные |
+ |
+ |
... |
Звонкие – глухие |
– |
– |
... |
Твердые – мягкие |
– |
– |
... |
Точка под гласными звуками |
+ |
+ |
... |
Деление на слоги |
– |
+ |
... |
Ударение |
– |
– |
... |
Индивидуальная карта 3
Тема. «Звуковой анализ слова».
Манжара Костя, 1-й «Б» класс
Критерии оценивания |
21.10 |
25.10 |
Я умею интонировать звуки |
|
|
Я различаю гласные и согласные звуки |
|
|
Я различаю звонкие и глухие
согласные звуки |
|
|
Я различаю твердые и мягкие
согласные звуки |
|
|
Я не забываю ставить точки под
гласными звуками |
|
|
Я умею делить слова на слоги |
|
|
Я умею выделять ударный слог и
ставить ударение |
|
|
Самооценка: да, нет, не всегда |
|
|
Приложение
Мои трудности при составлении
звуковых моделей слов
Манжара Костя, 1-й «Б» класс
Трудности |
21.10 |
25.10 |
Я испытываю трудности при
интонировании звуков |
– |
– |
Я испытываю трудности при
определении гласных и согласных звуков |
– |
– |
Я испытываю затруднения при
определении звонкости и глухости согласных
звуков |
+ |
– |
Я забываю показывать на модели
значком звонкие согласные звуки |
+ |
+ |
Я испытываю затруднения при
определении мягкости и твердости согласных
звуков |
– |
– |
Я забываю показывать значком мягкие
согласные звуки |
+ |
+ |
Я испытываю трудности при делении
слов на слоги |
– |
– |
Я испытываю трудности при
определении ударного слога |
– |
– |
Я сомневаюсь, что правильно выполню
задание |
+ |
+ |
Я боюсь, что меня осудят |
+ |
– |
Я не люблю, когда меня оценивают |
+ |
+ |
Другие причины |
|
|
Анализ результатов диагностирования,
выявление показателей обученности, уровней
освоения знаний, умений и навыков, динамику роста
успешности ребенка, выявление причин,
затрудняющих его развитие
Проанализировав результаты диагностирования,
учитель планирует коррекционную работу с детьми,
дает практические советы и рекомендации.
Коррекция ошибок и затруднений
Познакомившись с результатами, которые внесены
в карту, учитель намечает план помощи
нуждающимся в ней детям. Это может быть коррекция
знаний, психологическая помощь и поддержка,
работа с родителями и др.
Самодиагностика
В конце полугодия ребенок проводит анализ
собственных результатов. Он сам отмечает свой
рост в области каких-то знаний и умений,
положительные и отрицательные моменты своей
деятельности и поведении, заполняя
индивидуальные карты.
Литература
1. Мальнева Л.Б. Методические
рекомендации по теме «Система работы над
поэтическим произведением в начальной школе». –
Бийск, 2005.
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего
обучения. Уроки контроля.
3. Некрасова Т.В. Методические
рекомендации по теме «Развивающее обучение на
уроках русском» языка в начальной школе».
4. Яшина Н. Диагностика обученности как
способ управления качеством образования. –
Народное образование. 2004.
|