Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2008

ПРАЗДНИКИ

Надежда СИДОРЕНКОВА,
учитель из д. Сивцево Псковской области

День птиц

Окружающий мир

1–4 классы

Каждую весну в школах проводится праздник День птиц. Именно к нему подготовлено внеклассное мероприятие о сове. Про эту птицу обычно говорят, что она разбойница. Автор материала постаралась доказать, что эта птица полезная и очень интересная.

Тема. «О совушке хищной замолвите слово».

Цель. На примере хищной птицы – совы – показать детям пользу, приносимую этой птицей, расширить знания детей о птицах, учить видеть красоту в природе.

Оборудование. Аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон; иллюстрации с изображениями сов; энциклопедия «Птицы».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы поговорим об одной загадочной птице, которую часто ругают за разбой, но о которой мало что знают. Эту хищницу зовут сова.
Посмотрите на доску. Здесь иллюстрации с изображениями родственников совы: филин (масса 3,5 кг), воробьиный сычик (масса 50–60 г), неясыть, ушастая сова, болотная сова, сплюшка, мохноногий сыч.
Все совы похожи друг на друга, их нельзя спутать с какой-нибудь другой птицей: у них большая голова, большие круглые глаза и крючковатый нос. Совы имеют покровительственную окраску: под цвет древесной коры, сухой травы, а также снежно-белую.

Учитель показывает рисунки из энциклопедии «Птицы» с изображениями сов (с. 178–179, 182–183).

– Оперение сов необыкновенно мягкое, концы перьев рассучены, что делает полет птиц совершенно бесшумным. Обратите внимание на глаза птиц. Что вы заметили?

Дети. Глаза у этих птиц очень большие.

У. Правильно, большие глаза сов почти неподвижны, но это компенсируется необыкновенной подвижностью шеи: сова мгновенно может повернуть голову на 270 градусов.

Подготовленный ученик делает мини-доклад.

Ученик 1. Зрение у сов уникальное: они способны находить добычу в радиусе 300 метров от пламени горящей ночью свечи. Но зрение не так важно для сов: встречаются птицы, утратившие зрение, но успешно продолжающие охоту. В условиях малой освещенности зрение уступает ведущее место слуху. Именно слух выполняет главную роль при ловле добычи.

У. Ученые проводили опыты. В абсолютно темном помещении на пол насыпали сухую подстилку, чтобы можно было слышать, как специально выпущенная мышь пробегает по полу. Сова тотчас бросалась вниз и схватывала мышь. Если зверька выпускали на голый пол, по которому он двигался бесшумно, сова не могла обнаружить его.
А теперь послушайте японскую сказку «Самый красивый наряд на свете», которая расскажет нам, почему сова днем прячется в дупле.

Дети инсценируют сказку «Самый красивый наряд на свете».

Ведущий. В далекую старину были у ворона перья белые-белые. Захотелось ему принарядиться. Полетел он к сове, которая в то время была красильщицей. Она красила всем птицам платья, в какой цвет они пожелают.

Ворон. Госпожа сова! Госпожа сова! Выкр-р-рась мой наряд в самый красивый цвет. Я хочу весь свет поразить своей кр-р-расотой.

Сова. Угу-угу. Могу! Хочешь голубое платье, как у цапли? Хочешь узорчатый наряд, как у сокола? Хочешь пестрый, как у дятла?

Ворон. Нет, выбери для меня цвет совсем невиданный, чтобы другого такого наряда ни у одной птицы не было.

Ведущий. Стряхнул с себя ворон белое платье, а сам улетел. Думала-думала сова, какой цвет самый невиданный, и выкрасила перья ворона в черный цвет, чернее тучи. Тут и ворон прилетел.

Ворон. Хорош ли наряд у меня получился?

Ведущий. Надел он свое новое платье и давай в зеркало глядеться. Посмотрел, да так и ахнул! С головы и до самого хвоста стал он черным-черным, и не разберешь даже, где глаза и нос.

Ворон. В какой это цвет ты мои перья выкр-р-расила, разбойница?!

Сова. Ты же сам хотел, чтобы я выкрасила твой наряд в небывалый цвет.

Ворон. Погоди же, поймаю тебя – р-разор-р-рву в клочья! Теперь мы вр-р-раги навсегда!

Ведущий. С той поры как увидит ворон сову, так и бросается на нее. Вот почему сова днем прячется в дупле, а летает только ночью.

У. Но это ведь только сказка. На самом деле ученые считают, что первоначально совы вели дневной образ жизни и питались крупными насекомыми. Постепенно они перешли к хищному образу жизни и выработали свой особый способ охоты: подкарауливали, а затем внезапно появлялись перед своей жертвой, что делать легче ночью, чем днем. Не исключено, что изменить образ жизни на ночной их заставила конкуренция с дневными хищниками.
А сейчас послушайте шуточное стихотворение Ирины Токмаковой «Вечерняя сказка».

Подготовленные ученики читают стихотворение:

Автор.

Я целый день бродил в лесу.
Смотрю – уж вечер на носу,
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след.
Примолкли ели. Дуб уснул.
Во мгле орешник потонул.
Замолкла сонная сосна.
И наступила тишина:
И клест молчит,
И дрозд молчит,
И дятел больше не стучит.
Вдруг слышу – ухнула сова,
Да так, что вздрогнула листва!

Первая сова.

Уху!
Уходит время зря,
Потухла на небе заря.
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна.

Автор. Другая буркнула в ответ:

Вторая сова. Я не доела свой обед.

Автор. И снова первая:

Первая сова.

Уху!
Ты снова мелешь чепуху!
Мы не успеем долететь:
Ведь могут двери запереть.
Бросай обед, летим сейчас,
Возьмем его – и кончен сказ.

Автор.

Раздвинул ветки я плечом
И крикнул:
– Совы, вы о чем?
Почистив клюв, одна из них
Мне отвечала за двоих:

Первая сова.

На свете странный мальчик есть:
Он сам умет кашу есть,
Линкор умеет рисовать
И злых собак дрессировать.
Но только скажут:
«Спать пора», –
Он рев заводит до утра.

Мальчик.

Не гасите огня!
Не просите меня! –
Все равно не усну!
Всю постель переверну!
Не желаю, не могу:
Лучше к совам убегу.

Вторая сова.

Мы рассудили: так и так,
Раз этот маленький чудак
Ночами не желает спать,
Ему совенком надо стать.
В дупло мальчишку принесем,
Пять страшных слов произнесем,
Дадим волшебную траву
И превратим его в сову.

Автор.

Тут совы с места поднялись
И в тьму ночную унеслись.
Я знал, куда они летят,
Кого заколдовать хотят.
Ведь это Женька, мой сосед,
Ему пять с половиной лет,
А он все ночи напролет
Кричит, буянит и ревет.

Мальчик.

Не гасите огня!
Не просите меня –
Все равно не усну!
Всю постель переверну!
Не желаю, не могу!
Лучше к совам убегу.

Автор.

Как этих сов опередить?
Как Женьку мне предупредить?
Никто не может мне помочь:
Совсем темно, настала ночь.
Тумана дымка поднялась,
На небе звездочка зажглась...
Я дятла кинулся будить:
– Послушай, дятел, как мне быть?
Мой лучший друг попал в беду,
А я дороги не найду.
Подумал дятел, помолчал
И головою покачал.

Дятел.

Никак ума не приложу,
Слетаю, мышку разбужу.

Автор.

Сейчас же прибежала мышь
И пропищала:

Мышь.

Что грустишь?
Ведь мой знакомый старый крот
Прорыл прямой подземный ход.
Ты можешь прямиком идти,
Там не собьешься ты с пути.

Автор.

И, несмотря на темноту,
Бегом помчался я к кроту.
Но здесь опять ждала беда:
Ход шириною был с крота.
Ну, как в дорогу я пущусь,
Когда я здесь не умещусь?
Придется поверху идти.
Да как во тьме тропу найти?
Тут не помогут мне очки...
Но дятел крикнул:

Дятел. Светлячки!

Автор.

И прилетели светлячки,
Такие добрые жучки,
И сразу отступила мгла,
И я помчался, как стрела,
Как скороход, как вертолет,
Как реактивный самолет!
Вот я и дома. Раньше сов!
Обычный Женькин слышу рев.

Мальчик.

Не гасите огня!
Не просите меня –
Все равно не усну!
Всю постель переверну!
Не желаю, не могу!
Лучше к совам убегу...

Автор.

Я крикнул:
– Женька, брат, беда!
Ведь две совы летят сюда!
Вот заварил ты кутерьму! –
И все я рассказал ему.
И Женька сразу замолчал,
Как будто в жизни не кричал.
И больше он по вечерам
Не поднимает тарарам.
Как только скажут:
«Спать пора!» –
Он засыпает до утра.
А совы по ночам не спят:
Капризных стерегут ребят.

У. Ребята, а совы охотятся на людей?

Д. Нет.

У. А чем питаются совы?

Дети отвечают.

Ученик 2. Добычей сове в зависимости от ее размера служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Охотясь, сова схватывает добычу когтями. Клюв служит для измельчения добычи. Большинство сов предпочитают ловить тех животных, которых они могут проглотить целиком. В годы усиленного размножения мышей совы активно в большом количестве уничтожают этих вредителей.

Ученик 3. Вот как описывает исследователь Ю. Перунский сцену охоты совы.

Терпеливо, часами подкарауливает длиннохвостая неясыть свою добычу. В это время сидит она «столбиком» где-нибудь невысоко над землей. Глаза сужены, но сова видит все. Чуть шорох... и медленно, без резких движений, как на шарнире, поворачивается большая голова птицы в сторону источника звука. Глаза еще закрыты, но «уши» уже насторожились. Они ориентируют ночного хищника. Вот они точно засекли место, откуда доносится шорох. В следующий миг широко раскрываются огромные темные глаза. Жертва обречена. И вот уже с глухим утробным «угу-угу» неясыть скользит к гнезду с добычей.

Ученик 4. На открытых пространствах – на опушке леса и в поле, где водятся мыши, – сова кругами облетает свои угодья. Во время своего бесшумного полета она внимательно прислушивается к мышиному писку и временами вдруг, быстро трепеща крыльями, зависает над обнаруженным грызуном – уточняет его местонахождение перед окончательным броском. Промахивается сова редко. Некоторые, например одна из самых маленьких наших сов – воробьиный сычик – зимой устраивают в дуплах кладовые: в них находится до 1000 различных зверьков.

У. Давайте решим несколько задач.

1) Ушастая сова за сутки способна съесть 10 полевок. Сколько полевок она съест за летние месяцы?

10 x 92 = 920 (п.)

2) Сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Сколько зерна спасет за год сова сипуха, если одна мышь за лето может съесть 3 кг зерна?

3 x 1200 = 3600 (кг)

У. Какую же пользу приносят совы?

Д. Они уничтожают грызунов, спасая этим большое количество зерна.

У. Ребята, дома вы прочитали сказку В. Бианки «Сова». Давайте побеседуем.

Почему сова рассердилась на старика? Почему мышам на лугу было раздолье? Отчего клевер завял на лугу? Почему корова стала давать меньше молока? Как пришлось поступить старику в конце концов? За что же старик стал «Сову хвалить, к себе в гости звать, ухаживать»? Скажите, как писатель убеждает нас, что человек очень тесно связан с природой и зависит от нее?

Дети отвечают на вопросы.

У. Дома вы подбирали загадки о сове. Давайте их послушаем.

Ученики читают загадки:

У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.

Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает.

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши – прячутся, дрожа:

Очень уж суровы
Филины и ...

Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит в дупло.

Днем сидит он, как слепой,
А лишь вечер – за разбой.

Сидит пернатая,
Вся сероватая,
Вперед смотрящая,
Впотьмах кричащая –

Сидит столбом
С широким лбом.
Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет.

– Молодцы, ребята! Интересные загадки подобрали. А теперь послушайте небольшой рассказ.

Ученик 5.

– Коля! Маша! Где вы? – услышали дети взволнованный голос бабушки.
– Что-нибудь случилось? – закричали дети.
– Да вот одного цыпленка не могу найти. Пересчитайте, может, я просчиталась.
– Цып! Цып! Цып! – звала Маша.
– Один, два ... восемь, девять. Только девять. Самого пестренького нет, самого маленького. Куда-то убежал, – огорчился Коля.
– Ах ты, негодница! Опять за свое взялась! А ты куда смотрела! – ругала бабушка курицу. – Мать ты или не мать?
– А кто она?
– Да сова!
– Сова? – удивились ребята. – Быть не может! Ведь сова днем спит, а охотится ночью.
– И то правда, – сказала бабушка. – Скорее всего, это кот соседский схватил цыпленка. Надо лучше смотреть за цыплятами.

У. Почему дети решили, что сова не могла утащить цыпленка?

Д. Сова днем спит, а охотится ночью.

У. А теперь послушайте, как сова готовит себе гнездо, а потом выводит птенцов.

Ученик 6. У сов не принято себя особенно утруждать строительством гнезд. Гнездо можно отнять у какого-нибудь хищника рангом пониже или использовать чье-нибудь старое гнездо. А если не попадается ничего подходящего, самка вытаптывает небольшое углубление прямо на земле, устроив скудную подстилку из своих перьев. Правда, такие гнезда птицы рискуют устраивать только в глухих уголках леса.

Ученик 7. Как только в гнезде появляется первое яйцо, так самка начинает прилежно его насиживать. Она сидит почти неподвижно. Второе яйцо самка откладывает через два, а то и через три дня. Наконец появляется третье яйцо. Тридцать пять дней неподвижно сидит самка, и все это время самец приносит ей корм.

Ученик 8. Наступает день, когда появляется первый птенец. Пока это нежный комочек, покрытый серым пухом. Время от времени птенец поднимает пушистую головку и проводит ею из стороны в сторону. Но потом снова роняет ее на дно гнезда. Через два дня появляется еще один птенец, потом еще один. Пока птенцы малы и беспомощны, мать все ночи проводит у гнезда, добычу приносит самец.

Ученик 9. Один фотограф очень долго наблюдал за маленькими совятами. Послушайте, как он их описывает:

Облик совят описать трудно. Они похожи не на птенцов, а на сувенирные игрушки. На толстых белых мохнатых ножках совята держатся почти вертикально, не по-птичьи. Правда, во весь рост они вытягивались редко, чаще горбились, как старички. Когда мы их впервые увидели, из-под белого пуха уже пробивалось серое перо. От этого совята казались как бы вывалянными в вате. Пера и пуха у них было так много, что совсем плохо выделялась кругленькая головка и плоское «лицо» с темными глазами и светлым клювом. Когда птицы пытались почистить перья на брюшке, они сгибались с явным усилием, будто им было очень трудно достать клювом толстый, заросший мохнатым пером и пухом живот.
Самым удивительным в поведении совят были их игры. Больше всего они любили «танцевать»: начинали топтаться на одном месте, переваливаясь с ноги на ногу. При этом они в такт движениям ног качали из стороны в сторону головой, широко раскрыв большие черные глаза.

У. Ученики нашего класса писали сочинение о сове. Послушайте одно из них.

СОВА

Сова – крупная птица. У нее очень красивое оперение: ржаво-желтого цвета с темно-бурыми пестринами. У птицы очень крепкие ноги и крючковатые когти, которыми она удерживает добычу. Клюв тоже крючковатый, очень сильный. Сова хорошо слышит.
Она живет в лесу, где для нее много пищи: мышей, насекомых, маленьких зверьков. Птица днем спит, а ночью охотится.
Сова – полезная птица. Она уничтожает вредителей лесов и полей.

У. Мы с вами много говорили о сове. Что вам запомнилось? Какие выводы можно сделать?

Дети высказывают мнение о том, что сова полезная птица и ее нужно охранять.

Использованная литература

1. Балбышев И. Родная природа. – Л.: Лениздат, 1975.

2. Бианки В. Рассказы и сказки. – СПб.: Северо-запад, 1993.

3. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1982.

4. Мальчевский А. Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом. Л.: Лениздат, 1976.

5. Токмакова И. Любимые стихи. – М.: ACT-ПРЕСС, 1997.

6. Иллюстрированная энциклопедия. Птицы. – М.: ACT. Апрель, 2004.

7. Хрестоматия для детей старшего возраста. – М.: Просвещение, 1990.

8. Газета «Начальная школа».   № 2/ 1997; № 26/ 2000; № 23/ 2002; № 47/ 2003; № 11/ 2004.

9. Журнал «Начальная школа». № 6/ 2003.

10. Журнал «Юный натуралист». № 9/ 1990; № 6/ 1998.