Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2008

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные работы по чтению1

2 класс2. II полугодие

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция

Вид проверки

Время выполнения

1

Навык чтения вслух
(способ, правильность, понимание)

Текущая

Февраль

2

Начитанность, работа с детскими книгами

— “ —

Март

3

Тест (вид текущей проверки)

— “ —

Март

4

Выразительность чтения

— “ —

Январь – февраль

5

Навык чтения вслух
(способ, правильность, понимание)

Итоговая

Март – апрель

6

Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)3

Текущая

Март – апрель

7

Начитанность, работа с детскими книгами

Итоговая

Конец апреля

8

Тест (вид итоговой проверки)

— “ —

Конец апреля

9

Выразительность чтения

— “ —

Апрель – май

10

Литературная эрудиция – литературные диктанты

Текущая

После изучения разделов

11

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания

Итоговая

Май

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВСЛУХ4

Вариант 1

ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

(отрывок)

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
– Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
– Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка – дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт.
– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко.
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.

(123 слова)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из какого произведения этот отрывок?

2. Как девочка относилась к петушку? Почему она его поменяла на курочку?

Вариант 2

ТЕТЁРКА

Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек.
Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же открыли глаза.
Не прошло и дня, а они уже окрепли, могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики, дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать корм.
Тетёрка гуляла по лесной поляне. Птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов.

(101 слово)
(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Назови произведение, его жанр (что это) и тему (о ком или о чём говорится).

2. Чем тетеревята отличались от других птенцов? Расскажи.

3. Как тетёрка относилась к птенцам? Подтверди ответ словами из текста.

Вариант 3

СЕРЁЖА И ГВОЗДИ

Сотрясается весь дом:
Бьёт Серёжа молотком;
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Серёжею они
Просто издеваются –
В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются!

(52 слова)
(В. Берестов)

Вопросы и задания

1. Назови произведение, его жанр (что это) и тему (о ком или о чём говорится).

2. Каким ты представляешь Серёжу?

3. Как поэт относится к мальчику?

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ5

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Вариант 1

1. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!

из сказки
из песни
из рассказа

2. Прочитай текст. Подчеркни обращения.

– Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
– Плохи дела, Ветер, – испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развёл. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!
– Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к тёплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
– Ой-ё-ёй, заструился!

3. Запиши название произведения, отрывок из которого дан в задании 2.

Это сказка

____________
заголовок

___________________
фамилия автора

4. Прочитай четверостишие из стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Подчеркни рифмующиеся слова.

Зима недаром злится:
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

5. Соедини ––> заголовки произведений и фамилии авторов.

«Весна-художник»
«Скворцы»
«Чем пахнет весна»

Э. Шим
А. Куприн
Г. Скребицкий

6. Из какого произведения Н. Сладкова отрывок? Подчеркни ответ.

Услыхал про то Апрель и перетрусил. «Что ж я, – думает, – за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?»
Давай кричать:
– Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!

«Снег и Ветер»
«Скворец-молодец»
«Апрельские шутки»

7. «Я вас просто с первым апреля надул!» Замени выделенное слово близким по значению.

Я вас просто с первым апреля ___________ !

8. Прочитай отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок». Что слышалось в песне жаворонка? Подчеркни ответ.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

9. Какими словами начинается русская народная сказка «Хаврошечка»? Подчеркни ответ.

Жили-были... Есть на свете люди... Жили-были на свете... Давным-давно...

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

1. Стихотворение В. Жуковского о птице, которая радуется приходу весны.
2. Стихотворение О. Высотской о живом портрете большого солнца.
3. Автор рассказа «Скворцы».
4. Автор рассказа «Весной».

Вариант 2

1. Прочитай. Что это? Отметь ответ..

Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки.

загадка
пословица
скороговорка

2. Из какого произведения Агнии Барто отрывок? Отметь ответ.

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.

«Воробей»
«Весна, весна на улице...»
«Апрель»

3. Прочитай. Впиши пропущенное слово.

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – _____________ . Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет.
Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

4. Из какого произведения отрывок в задании 3? Допиши предложение.

Этот отрывок – из _____ .

жанр, фамилия автора, заголовок

5. В каком произведении говорится, почему хорошо, когда делаешь что-то доброе? Подчеркни ответ.

М. Пришвин
П. Дудочкин
Б. Заходер

«Ребята и утята»
«Почему хорошо на свете»
«Птичья школа»

6. Соедини ––> имена и отчества писателей с их фамилиями.

Василий Андреевич
Георгий Алексеевич
Агния Львовна

Жуковский
Барто
Скребицкий

7. Прочитай четверостишие. Отметь рифмующиеся слова.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

8. Из какого произведения отрывок в задании 7? Подчеркни ответ.

С. Маршак
Н. Сладков
А. Барто

«Весенняя песенка»
«Апрельские шутки»
«Воробей»

9. Что тебе поможет найти нужное произведение в книге? Отметь ответы.

обложка
оглавление (содержание)
иллюстрация

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

1. Стихотворение А. Барто о весеннем месяце.
2. Русская народная сказка о крошечной девочке-сироте.
3. Небольшая серая птичка, которая приносит весну.
4. «Зима недаром злится...» – говорит этот поэт.
5. Автор «Весенней песенки».

Вариант 3

1. Прочитай. Что это? Укажи ответ соответствующей цифрой.

1) Нет друга – ищи, нашёл – береги.

2) Ткёт ткач ткани
На платье Тане.

3) Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

сказка
пословица
скороговорка

2. Прочитай отрывок. Кто говорит слова о подснежниках? Впиши ответ.

Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники. ____________ понюхала их и говорит:
– Вот теперь пахнет настоящей весной.
Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.

3. Из какого произведения отрывок в задании 2? Запиши ответ.

Этот отрывок из ________

4. В каком литературном произведении есть мораль? Подчеркни ответ.

в рассказе
в басне
в сказке

5. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.

Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

Н. Сладков. «Весенний гам»
М. Пришвин. «Золотой луг»
К. Ушинский. «Утренние лучи»

6*. Соедини ––> фамилии писателей с их именами и отчествами.

Пушкин
Толстой
Лермонтов
Некрасов
Крылов

Лев Николаевич
Михаил Юрьевич
Александр Сергеевич
Иван Андреевич
Николай Алексеевич

7. Впиши имена героев в диалог из сказки П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».

– Конечно, умею! – ответил _________ .
– Я землю рыхлю, чтобы всё лучше росло. А ты что делаешь?
____________ услышал похвалу и подумал:
«Значит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка нравится».
– Я умываю всех и пою чистой водицей, – ответил – А ты что делаешь?

8. Прочитай четверостишие. Отметь рифмующиеся слова.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

9. Что не может помочь тебе выбрать нужное произведение? Подчеркни.

оглавление (содержание)
фамилия автора
размер книги
иллюстрация
заголовок

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

1. Фамилия автора стихотворения «Гонимы вешними лучами...».
2. Русский баснописец.
3. Интересный зачин сказки.
4. Созвучные слова.
5. Заголовок украинской сказки.
6. Заголовок рассказа Н. Носова.
7. Фамилия автора сказки «Штопальная игла».

ТЕСТ
(вид итоговой проверки)

Вариант 1

1. Отметь пословицу.

Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл вперёд. «Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу», – думал дед.

Колотил Клим клин.

При солнышке тепло, при матери добро.

2. Отметь произведения фольклора.

басня
былина
сказк
рассказ
небылица

3. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется.

скороговорка
потешка
загадка
считалка
шутка

4. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

ОДНА БУКВА

– Дедушка, смотри, какую я ВАРОНУ нарисовала! Хорошо?
– Очень хорошо! Но слово ворона ты написала неверно: после в надо о, а не а.
– Ну, подумаешь, – одна буква... ВАРОНА или ВОРОНА – какая тут разница?
– А ну-ка, зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву т. Что получилось?
– Вот чудеса! Получились ВОРОТА!
– Поняла теперь, что значит одна буква?

(А. Шибаев)

сказка
рассказ
былина

5. Из какого стихотворения четверостишие? Отметь ответ .

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

А. Барто. «Апрель»
С. Маршак. «Весенняя песенка»
В. Жуковский. «Жаворонок»

6. Кто автор стихотворения «Гонимы вешними лучами...»? Отметь ответ.

Ф. Тютчев
А. Пушкин
А. Майков

7. Отметь заголовок русской народной сказки.

«Колосок»
«Журавль и цапля»
«Бременские музыканты»

8. Какими словами начинается русская народная сказка «Снегурочка»? Отметь ответ.

Жили-были...
Жили-были на свете...
Много лет тому назад...

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

название книги
цвет обложки
размер книги

10. В каком произведении говорится о природе? Отметь ответ.

С. Баруздин. «Салют»
Г. Скребицкий. «Весна-художник»
А. Барто. «Катя»

Вариант 2

1. Что это? Отметь ответ.

Зимой греет,
Летом холодит.

пословица
шутка
загадка

2. Отметь произведение фольклора.

рассказ
сказка
басня

3. Прочитай произведение. Определи, что это. Отметь ответ.

ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
– Я пойду.
Ему сказали:
– Сгоришь!
Солдат сказал:
– Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка!

(Л. Толстой)

сказка
рассказ
басня

4. Отметь название произведения, которое дано в задании 3.

Л. Толстой. «Лучше всех»
Л. Толстой. «Косточка»
Л. Толстой. «Два раза не умирать»

5. Отметь пословицу.

Никто не мог войти в дом.
Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка.

6. Прочитай. Отметь рифмующиеся слова.

Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».

7. Из какого произведения четверостишие в задании 6? Отметь ответ.

А. Барто. «Апрель»
В. Высотская. «Одуванчик»
В. Жуковский. «Жаворонок»

8*. Прочитай текст. Отметь, что это.

Скворушка поправил клювом перышки и опять защёлкал, засвистал свою любимую песенку:
– Почему так хорошо на белом свете?
– Хорошо потому, – ответила пёстрая птица, – что все мы делаем что-то хорошее.
– А как тебя зовут и что ты делаешь хорошее?
– Я Дятел, поедаю вредных мошек и жучков и спасаю деревья, за это меня прозвали лесным санитаром. А ты что делаешь?

рассказ
диалог
шутка

9. Из какого произведения диалог в задании 8? Отметь ответ.

М. Пришвин. «Золотой луг»
М. Пришвин. «Ребята и утята»
П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»

10. Отметь имя и отчество Пушкина.

Николай Алексеевич
Александр Сергеевич
Лев Николаевич

Вариант 3

В вариант 3 вошли задания к произведениям, которые даны и в учебнике, и в учебной хрестоматии.

1. Какое произведение не относится к фольклору? Отметь ответ.

песня
закличка
басня
былина
небылица

2. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.

загадка
закличка
сказка
небылица
песня

3. Прочитай имена и отчества поэтов. Отметь имя и отчество Ахматовой.

Агния Львовна
Анна Андреевна
Елена Александровна

4. Отметь заголовок стихотворения В. Маяковского.

«Осень»
«Дедушка»
«Тучкины штучки»

5. Отметь французскую народную сказку.

«Зимовье зверей»
«Бременские музыканты»
«Колосок»
«Волк, улитка и осы»
«Журавль и цапля»

6. Прочитай. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

КАБАНЧИК И ЛИСЁНОК

– Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетина редкая, да ещё жёсткая, как же ты зимовать будешь?
– Какой ты худой, Лисёнок! Одна кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
– У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну.
– А у меня под кожей жир. Жир лучше всякой шубы греет.

(Н. Сладков)

рассказ
басня
сказка

7. Прочитай. Отметь рифмующиеся слова.

КОТИК

(Русская народная потешка)

Котик по избе ходил,
Чашку новую разбил.
Бабка котика нашла
Да за ушки потрясла.
Тихо, котик, не тужи,
Ещё годик послужи.
Куплю тебе боты
Прекрасной работы.

8. Какими словами начинается сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»? Отметь ответ.

Жил-был на свете...
Сидел кролик в кустах...
У старика со старухой были...

9. Что не относится к элементам (частям) книги? Отметь ответ.

обложка
титульный лист
загадка
оглавление (содержание)
фамилия автора

10. Отметь сказку зарубежного писателя.

В. Осеева. «Волшебная иголочка»
В. Катаев. «Цветик-семицветик»
Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка»

Вариант 4

Вариант 4 предлагается для более широкого выбора и дифференциации.

1. Прочитай. Что это? Отметь ответ.

А то ещё не чудо, не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит,
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает.

потешка
небылица
загадка
считалка

2. Отметь произведения фольклора.

рассказ
былина
басня
шутка

3. Отметь скороговорку.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.

В снег упал
Серёжка,
А за ним –
Алёшка,
А за ним –
Иринка,
А за ней –
Маринка.
А потом упал
Игнат.
Сколько на снегу
Ребят?

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.

4. В каком произведении рассказывается о жизни детей? Отметь ответ.

М. Пришвин. «Деревья в лесу»
Н. Носов. «Заплатка»
А. Куприн. «Скворцы»

5. Отметь сказку братьев Гримм о животных.

«Три брата»
«Бременские музыканты»
«Маленькие человечки»

6. Из какой сказки отрывок? Отметь ответ.

– А ну-ка посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала жёлтый лепесток, кинула его и сказала:

– Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!

В. Осеева. «Волшебная иголочка»
Х.К. Андерсен. «Штопальная игла»
В. Катаев. «Цветик-семицветик»

7. Как звали героиню сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка»? Отметь ответ.

Алёнушка
Машенька
Василиса

8. Кто это сказал? Отметь ответ.

«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек; Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего меньшого брата.
Раз, два, три! Догоняй-ка».

князь Гвидон
царь Салтан
Балда

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.

цвет обложки
размер книги
иллюстрация на обложке
название книги
аннотация

10. Отметь сказку, в которой рассказывается о жизни людей.

Х.К. Андерсен. «Штопальная игла»
братья Гримм. «Бременские музыканты»
африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену»

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

Вариант 1

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.
Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.
Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнутся.
Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки.
Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.
– Эй, неужели и вам жарко?
– И нам жарко!

(Э. Шим)

Задание

Подготовь выразительное чтение. Представь картину, описанную в произведении.
Выбери нужный темп (медленный, умеренный, быстрый), тон (радостный, печальный, торжественный, удивлённый).
Соблюдай знаки препинания.

Вариант 2

ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ

(Отрывок из русской сказки)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:
– Стук-стук!
– Кто там?
– Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
– У нас и без тебя тесно.
– Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Её пустили.
Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает:
– Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку.
Мужик – делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку. Взяла лисичка курочку и пошла в другую деревню.

Задание

Подготовь выразительное чтение. Выбери тон чтения (таинственный, бодрый или грустный) и его темп (медленный, умеренный или быстрый). Соблюдай знаки препинания. Покажи голосом, какой была лисичка.

Вариант 3

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...

(А. Плещеев)

Задание

Подготовь выразительное чтение. Выделяй голосом подчёркнутые слова.
Выбери нужный тон (грустный, радостный, безразличный, торжественный).
Подумай, какой нужен темп (быстрый, медленный, умеренный). Передай интонацией своё отношение к читаемому.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностические тесты и задания

Вариант 1

1. Вспомни жанры фольклора. Отметь ответы.

сказка
пословица
рассказ
потешка
басня

2. Дополни предложение, выбрав и отметив ответ.

В. Жуковский написал стихотворение «Жаворонок», а Г. Скребицкий – ...

рассказ
басню
стихотворение

3. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.

Былина, потешка, пословица – это произведения ...

русских писателей
фольклора
зарубежных писателей

4. Отметь заголовки стихотворений А. Барто.

«Смородинка»
«Катя»
«Апрель»
«Одуванчик»
«Воробей»

5. Укажи ––> имена и отчества писателей.

Чехов
Жуковский
Ахматова

Анна Андреевна
Антон Павлович
Василий Андреевич

6. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Пуще прежнего застыдился Скворушка. Взмахнул крылышками и сел под куст в траву. Посидел-посидел и опять защёлкал, засвистал:

– Почему так хорошо на белом свете?

Н. Сладков. «Весенний гам»
Б. Заходер. «Птичья школа»
П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»

7. Что общего у этих произведений? Отметь ответ.

В. Высотская. «Одуванчик»
М. Пришвин. «Золотой луг»
К. Ушинский. «Утренние лучи»

произведения о животных
произведения о детях
произведения о природе

8. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

А. Пушкин
Х.К. Андерсен
Ш. Перро
А. Барто
братья Гримм

9. Закончи предложение, отметив ответ.

А. Барто писала стихи о детях, Н. Носов – ...

сказки
рассказы
басни

10. Из какой сказки отрывок? Отметь ответ.

Жили-были на свете дед да баба. Жили они, жили и состарились.
А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.

русская народная сказка «У страха глаза велики»
Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка»
русская народная сказка «Снегурочка»

Вариант 2

1. Отметь произведения фольклора.

басня
былина
пословица
рассказ
потешка

2. Подумай, что это. Отметь ответ.

Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется.

пословица
загадка
скороговорка

3. Отметь фамилию поэта и сказочника.

В. Сутеев
И. Крылов
Л. Толстой
А. Пушкин
А. Барто

4. Отметь стихотворение А. Пушкина.

«Апрель»
«Гонимы вешними лучами...»
«Жаворонок»
«Весна, весна на улице...»
«Русь»

5. Из какого стихотворения четверостишие? Отметь ответ.

Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.

А. Барто. «Апрель»
Р. Сеф. «Чудо»
С. Маршак. «Весенняя песенка»

6. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.

А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов – это ...

сказочники
поэты
зарубежные писатели

7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые; сжав их в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

К. Ушинский. «Утренние лучи»
Н. Сладков. «Весенний гам»
М. Пришвин. «Золотой луг»

8. Отметь лишнее слово.

басня
стихотворение
потешка
рассказ

9. Соедини ––> имена, отчества и фамилии русских писателей.

Михаил Михайлович
Агния Львовна
Дмитрий Наркисович
Евгений Андреевич
Николай Иванович

Мамин-Сибиряк
Пришвин
Сладков
Барто
Пермяк

10. Какое произведение часто начинается или заканчивается моралью? Отметь ответ.

былина
рассказ
басня

Вариант 36

1. Прочитай отрывок. Отметь жанр произведения.

Медведь услыхал крик да бежать. А волк рвался-рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:
– Как выскочит мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтаньишке, бегает по брусу да кричит: «Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»

рассказ
небылица
сказка

2. Прочитай текст. Что это? Впиши пропущенное слово.

Летела сова – весёлая голова.
Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела...

Это _________, а сказка вот какая.

3. Из какой сказки присказка в задании 2? Отметь ответ.

украинская сказка «Колобок»
русская сказка «Журавль и цапля»
японская сказка «Журавлиные перья»

4. Отметь фамилии авторов, которые писали о природе.

Н. Сладков
Н. Носов
М. Пришвин
И. Крылов
Э. Шим

5. Какая сказка так начинается? Отметь ответ.

В некотором царстве, в небывалом государстве как-то раз снег горел, соломой тушили, много народу покрушили... Это ещё не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда хлеба поедим, хлеба да пирога, да подержим быка за рога... Без присказки сказка – что блины без подмазки!
А было это давным-давно, когда текли реки молочные, берега были кисельные, в огороде росли репы пареные, а на дворе летали куропатки жареные.

немецкая сказка «Бабушка Метелица»
русская сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»
индийская сказка «Золотая рыба»

6. Сколько присказок в зачине русской сказки «Чудо-чудное, Диво-дивное»? Отметь ответ.

одна
дв
три

7. Прочитай отрывок. Подчеркни название произведения.

ВАСЬКА

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

(К. Ушинский)

8. Отметь тему рассказа К. Ушинского «Васька»?

о природе
о детях
о животных

9. Что не является элементом (частью) книги? Отметь ответ.

обложка
заголовок
фамилия автора
сказка
оглавление (содержание)

10*. Прочитай имена, отчества и фамилии писателей. Отметь ошибку.

Иван Сергеевич Крылов
Агния Львовна Барто
Александр Сергеевич Пушкин
Шарль Перро
Лев Николаевич Толстой

ОТВЕТЫ

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

 Комплексная разноуровневая контрольная работа

Вариант 1

1. Из песни. 2. Дружище, Ветер, Снег. 3. Это сказка Н. Сладкова «Снег и Ветер». 4. Злится – стучится, пора – детвора. 5. «Весна-художник» Г. Скребицкого; «Скворцы» А. Куприна; «Чем пахнет весна» Э. Шима. 6. Н. Сладков. «Апрельские шутки». 7. Обманул. 8. «...Тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и еще что-то такое светлое, радостное...» 9. Есть на свете люди... 10. Кроссворд: «Жаворонок», «Одуванчик», Куприн, Чехов.

Вариант 2

1. Загадка (ответ: кошка). 2. А. Барто. «Апрель». 3. Жаворонок. 4. Этот отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок». 5. П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете». 6. Агния Львовна Барто, Василий Андреевич Жуковский, Георгий Алексеевич Скребицкий. 7. Быстрей – воробей, выше – на крыше. 8. С. Маршак. «Весенняя песенка». 9. Оглавление (содержание), иллюстрация. 10. Кроссворд: «Апрель», «Хаврошечка», «Жаворонок», Тютчев, Маршак.

Вариант 3

1. 1) пословица; 2) скороговорка; 3) сказка. 2. Мама. 3. Этот отрывок из рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна». 4. В басне. 5. М. Пришвин. «Золотой луг». 6. Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай АлексеевичНекрасов, Иван Андреевич Крылов. 7. Червяк, Скворушка, Дождик. 8. Зардел – запел, тонкий – звонкий. 9. Размер книги. 10. Кроссворд: Пушкин, Крылов, присказка, рифма, «Колосок», «Заплатка», Андерсен.

Тест (вид итоговой проверки)

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

При солнышке тепло...

Загадка (ответ: дерево)

Басня

Небылица

2

Былина, сказка, небылица

Сказка

Небылица

Былина, шутка

3

Загадка (ответ: ночь и день)

Рассказ

Анна Андреевна

Дядя Коля дочке Поле...

4

Рассказ

Л. Толстой.
«Два раза не умирать»

В. Маяковский.
«Тучкины штучки»

Н. Носов.

«Заплатка»

5

С. Маршак. «Весенняя песенка»

Два раза не умирать...

«Волк, улитка и осы»

братья Гримм.
«Бременские музыканты»

6

А. Пушкин

С вышины – весны, сверкая – молодая

Сказка

В. Катаев.
«Цветик-семицветик»

7

«Журавль и цапля»

В. Жуковский.
«Жаворонок»

ходил – разбил, нашла – потрясла, не тужи – послужи,
боты – работы

Машенька

8

Жили-были
на свете...

Диалог

Сидел кролик в кустах...

Балда

9

Название книги

П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»

Загадка

Иллюстрация на обложке, название книги, аннотация

10

Г. Скребицкий. «Весна-художник»

Александр Сергеевич

Р. Киплинг. «Откуда

у кита такая глотка»

Х.К. Андерсен.
«Штопальная игла»

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕБНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностические задания

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Сказка, пословица, потешка

Былина, пословица, потешка

Сказка

2

Рассказ

Загадка (ответ: ночь и день)

Присказка

3

Фольклор

А. Пушкин

Русская сказка «Журавль и цапля»

4

«Катя», «Апрель», «Воробей»

«Гонимы вешними лучами...»

Н. Сладков, М. Пришвин, Э. Шим

5

а – б, б – в, в – а

С. Маршак.
«Весенняя песенка»

Русская сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»

6

П. Дудочкин.
«Почему хорошо на свете»

Поэты

Три присказки

7

Произведения о природе

М. Пришвин. «Золотой луг»

К. Ушинский. «Васька»

8

А. Барто (автор стихотворений для детей в ряду авторов
сказок; писатель-женщина
в ряду писателей-мужчин)

Потешка (фольклорный жанр
в ряду литературных)

О животных

9

Рассказы

а–б, б–г, в–а, г–д, д–в

Сказка

10

Русская сказка «Снегурочка»

Басня

Верно: Иван Андреевич Крылов


Контрольные и проверочные работы взяты из книги Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Проверочные работы для 1-го класса были опубликованы в № 15/2006 газеты «Начальная школа».

Способ чтения здесь и далее: глазами с речедвижением, глазами без речедвижения. Задания даются на карточках.

4 Звездочкой обозначены дополнительные задания, которые выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой.

Напоминаем, что при выполнении проверочных комплексных работ учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией.

Задания третьего уровня подготовки включают тексты произведений не только из учебника, но и из учебной хрестоматии.