Ольга ЕВДОКИМОВА,
учитель начальных классов школы № 15
г. Егорьевска Московской области
Продолжение. Начало см. № 5/2008.
Безударные гласные и способы их
проверки
Русский язык. 70 упражнений
Тема «Правописание безударной гласной в корне
слова» – одна из самых трудных тем в начальной
школе. Часто и в старших классах ученики
допускают ошибки на эту тему. Происходит это
из-за незнания лексического значения слов,
небольшого словарного запаса, неумения быстро
находить корень слова и подбирать родственное
слово с ударным корнем.
Вашему вниманию предлагаются материалы для
отработки навыка написания проверяемых
безударных гласных в корне. Данные упражнения не
только помогут закрепить изученные темы, но и
расширят словарный запас учеников.
16. Выборочный диктант.
Выпишите слова с безударной гласной.
Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топал, да не мог,
Потому что он без ног.
Сыплет, сыплет снег охапками,
На полях зима.
До бровей накрылись шапками
Низкие дома.
17. Подберите близкие по значению
слова. Объясните, каким правилом пользовались
для проверки пропущенных букв.
Треп...т – ...
Болото – ...
Путешествие – ...
Рубеж – ...
Горе – ...
Клич – ...
М...лчание – ...
Неприятель – ...
(Гр...ница, трясина, призыв, дрожь, б...да,
враг, т...шина, поездка)
18. Работа с корнем -земл-.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и мал, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля.)
Красна, сладка, душиста,
Растет низко,
К земле близко.
(Земляника.)
Кисель из земляники – ...
Вал, сооруженный из земли – ...
(земляной, земляничный)
– планета;
– почва, верхний слой земли;
– страна, государство.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли.
19. Какое слово с разным окончанием
повторяется в отрывке стихотворения
З. Александровой «Много звезд у нас»? Запишите
эти слова, поставьте в них ударение. Найдите
среди них слово с безударной гласной в корне,
проверочные слова и сделайте вывод.
И куда б ни мчались
Наши поезда,
Смотрит с паровоза
Красная звезда.
И у самолета
Звезды на крыле.
Много звезд на небе,
Много на земле.
20. Спишите, подчеркните слово, в
котором безударная гласная в корне проверяется
гласной ё.
Жужжит пчела –
Она летит
На свой медовый луг.
(С. Михалков)
21. К отгадкам припишите однокоренные
слова, обозначающие признак предмета.
В воде не тонет,
В огне не горит.
(Лед.)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Елка.)
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ежик.)
В тесной избушке
Ткут холсты старушки.
(Пчелы.)
На тропинке у калины,
На дорожке у балкона,
Точно частый след гусиный,
Золотые листья ... (клена.)
22. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая в...тла склонилась над оз...ром.
Словно в зеркало, гл...дит она в прозрачную, как
ст....кло, воду.
Нал...тел в...терок, и оз...ро сразу ож...ло,
зап...стрело.
Подчеркните слова, в которых безударная
гласная е проверяется ударной гласной ё.
23. Работа с корнем -звезд-.
Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром –
Нет ничего.
– Небесное тело;
– фигура с остроконечными углами;
– знак отличия, имеющий форму звезды.
Прошли военные года,
Прошла война крутая.
У брата на груди звезда,
Как солнце, золотая.
Звезды меркнут и гаснут,
В огне облака.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
24. Работа с корнем -зерн-.
Одно бросил,
А целую горсть взял.
(Зерно.)
а) предмет, состоящий из зерна;
б) маленькое зерно.
25. Запишите слова в три столбика:
в первый столбик – существительные,
во второй – прилагательные,
в третий – глаголы.
В этих словах найдите и подчеркните
проверочные слова.
Чистота, чистый, чистить.
Темный, темнота, темнеть.
Желтеть, желтый, желтизна.
Дарить, подарок, подарочный.
Боль, больной, болеть.
26. Измените словосочетания по образцу: меховая
шапка – шапка из меха.
Ст...льные рельсы – ...
Ш...рстяное платье – ...
М...сные котлеты – ...
З...лотое кольцо – ...
27. Выборочный диктант.
Выпишите слова с безударной гласной, впереди
приписывая проверочное слово.
Что ты умеешь?
Во второй класс пришел новичок. Посадили его
с Таней.
– Я умею плясать, петухом петь, лепешки с
вареньем печь, – сказала Таня. – А ты что
умеешь?
– Учительницу слушать, – ответил новичок.
Назовите слова, которые вы проверяли с помощью
существительного, прилагательного, глагола.
28. Работа с корнем -кос-.
– срезать косой;
– тот, кто косит;
– машина для косьбы.
Согнута в дугу.
Летом на лугу,
Зимой – на крюку.
– коса – орудие труда, которой срезают
траву;
– коса – сплетенные в одну прядь волосы;
– коса – полуостров в виде узкой полоски земли.
Три косы
Одна живет на речке,
Другая – на лугу,
А третью я за плечиком
Рукой достать могу.
(С.А. Шлыгина)
Косит косец, а зайчишка косит.
29. Запишите словосочетания, связывая
слова, данные в скобках, по смыслу.
высокая (горы); большая (страны);
лисьи (след); удобное (гнезда); летняя (грозы);
глубокое (озера); голубая (волны); тонкое
(стекла)
30. Образуйте от данных слов новые с
указанными суффиксами.
-к-
-ик-
-ок-
-очк- |
гора, дочь, канава
еж, лист, ключ
лес, дуб, сын
коза, кость, мама |
31. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте безударную гласную в корне слова с
помощью слов уменьшительно-ласкательного
значения.
Проверочные слова разберите по составу.
Пч...ла – ...
К...за – ...
Скв...рец – ... |
Лош...дь – ...
С...ва – ...
...сел – ... |
32. Запишите ответы на вопросы, используя
слова, данные в скобках.
Что нашел охотник в горах? (орлиное гн...здо)
Кто сидел в гн...зде? (г...лодный орленок)
Что сделала орлица? (догн...- ла охотника и
закружилась над ним)
Как вел себя орленок? (бился, кр...чал)
Что сделал охотник? (пож.лел пт...нца, отпустил
на волю)
33. Работа с корнем -кон-.
Конец – делу венец.
Кончил дело – гуляй смело.
– часть слова, которая служит для связи слов
в предложении;
– довести дело до конца;
– органы движения у животного и человека.
Кончить, окончание, конечности.
Конец – ...
Кончить – ...
Конечный – ...
34. От данных слов образуйте однокоренные
прилагательные.
Запишите их вместе с подходящими по смыслу
существительными.
Образец: мороз – морозный день.
к...ртофель, гор...д, к...лхоз, п...суда, б...реза,
вет...р
35. К данным прилагательным припишите
подходящие по смыслу существительные. Во всех
словах подчеркните безударные гласные.
Ш...лковистая, з...леная, мягкая (...)
Р...чной, сыпучий, з...лотой (...)
Густой, др...мучий, с...сновый (...)
Солнечная, л...сная, ш...рокая (...)
Летний, гр...бной, прол...вной (...)
36. Вставьте пропущенные буквы. Измените
словосочетания по образцу. В каждой паре
однокоренных слов выделите те слова, которые
являются проверочными.
Образец: осенние краски – краски осени.
Зв...риный след – ...
Г...родская улица – ...
М...рской берег – ...
С...довое растение – ...
37. Вставьте в текст подходящие по смыслу
прилагательные.
За окном уже прокричал ... петух.
Бегут по дорожкам ... муравьи.
Стрекочут в траве ... кузнечики.
Слова для справок: г...лосистый, хл...потливый,
з...леный.
38. Работа с корнем -зелен-.
Запишите существительное,
прилагательное, глагол с корнем -зелен-.
Укажите, в каком значении употреблено
слово зеленый:
– цвет;
– состоящий из зелени;
– недозрелый, недоспелый.
В лес придет, зря ветки не сломает, спелую
ягоду возьмет, а зеленую на кусте оставит: пусть
себе зреет.
Летом детям на обед давали зеленые щи.
Среди кустов зеленых,
У речки серебристой
Гуляет олененок,
Теленочек пятнистый.
Зеленое лицо (бледный)
Зеленое яблоко (неспелое)
39. Выпишите слова, в которых безударную
гласную в корне слова проверить нельзя.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
40. Разберите слова по составу.
пригород, поход, березовый, картинка,
топорик, пересказ
41. Выборочный диктант.
Выпишите глаголы, проверьте в них безударную
гласную путем изменения слова.
Устало село от работы.
Много было хлопот:
Землю пахало,
Луга осушало,
Свиней кормило,
Коров доило,
В теплицу ходило,
Комбайны чинило –
Всяких дел до субботы
Было невпроворот.
На какой вопрос отвечают слова с безударной
гласной в корне и на какой вопрос отвечают
проверочные слова?
42. Работа с корнем -звон-.
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык.
Чуть нажмешь – поднимет крик,
Не поймешь его язык.
звонарь, звонить, звонкий, звон, звоночек,
перезвон
Поставьте в словах ударение, проверьте по
словарю, научитесь правильно произносить эти
слова.
Что делать?
Что делает?
Что делаем?
Что делают?
Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит!
Составьте предложения со словами звонит,
позвонить, позвоните.
Определите смысл пословицы «Слышал
звон, да не знаю, где он».
43. Отгадайте загадку. Выпишите глаголы,
измените их так, чтобы в корне была безударная
гласная.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Сто пудов тянет.
44. Выпишите слова с безударной гласной в
корне в три столбика: в первый – существительные,
во второй – прилагательные, в третий – глаголы.
Душистой смолой пахнет сосновый бор.
Резвятся веселые проказницы белки.
Сменили к весне пушистые серые шубки на рыжие.
Никому в лесу не делают вреда хлопотливые белки.
С сучка на сучок, с вершины на вершину гоняются
они друг за другом по деревьям, весну встречают.
45. Замените данные словосочетания
глаголом по образцу: заниматься чтением –
читать.
Сделать подарок – ...
Говорить дерзости – ...
Издавать крик – ...
Произвести посадку – ...
Испытывать жалость – ...
Излучать свет – ...
46. Объяснительный диктант.
Назовите глагол с безударной гласной в корне.
Укажите, каким способом вы проверяли безударную
гласную.
Лесные голоса
На утренних и вечерних зорях все лесные
жители подают свои голоса. Токуют тетерева, пищат
рябчики, трещат сойки, звонкими голосами поют
дрозды. Скрипят жуки. Стрекочут кузнечики.
Свистят флейтой иволги.
47. Составьте словосочетания, заменив
вопрос подходящим по смыслу словом.
под...рили (кому?); г...рдились (чем?);
в...зил (куда?); ж...- лели (кого?);
нах...дился (где?)
48. Выпишите выделенные словосочетания.
Припишите к ним близкие по значению слова. Устно
проверьте безударные гласные в корне слов.
Разозлилась старуха-зима, задумала она всех со
света сжить.
Десятки, сотни птиц выбивались из сил и
погибали в пути.
Только воробей-часовой сидит на ветке – не
шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Все слушают зайца, как он хвастает, и своим ушам
не верят. Ему все казалось, что волк гонится
по пяткам, вот-вот схватит его зубами. Долго не
могли прийти в себя остальные зайцы.
Слова для справок: удивляются, уставали,
погубить, не отстает, следит, перестать
волноваться.
49. Работа с корнем -вар-.
– маленький вареный пирожок с начинкой;
– ягоды, плоды, сваренные с сахаром;
– мастер по приготовлению пищи – помощник
повара;
– большая ложка для разлива жидкого кушанья.
(вареник, варенье, повар, поваренок,
поварешка)
– Кто вы, дядя Капитон?
– Повар по металлу!
– Что вы варите сейчас?
– Я сейчас варю каркас!
С помощью приставок от-, об-,
на-, за-, до-, пере-, раз-
образуйте однокоренные слова с корнем -вар-.
50. Найдите слова с безударной гласной в
корне слова.
Язык говорит, а голова не ведает.
Сколько безударных гласных вам надо проверить?
Запишите проверочные слова.
51. Выборочный диктант.
Выпишите слова с двумя безударными гласными в
корне и припишите к ним проверочные слова.
Старых почитай, молодых поучай.
Щенок вырос и стал дом сторожить.
52. К данным существительным припишите
однокоренные прилагательные. Поставьте
ударение, подчеркните безударные гласные.
Подберите второе проверочное слово.
Золото – золотой, позолота.
Берег – ... , ...
Голос – ... , ...
Город – ... , ...
53. Объяснительный диктант. Объясните
написание известных вам орфограмм.
Текла через село река. Была она веселая,
говорливая. Решили приучить речку к работе. Ведь
она может и коров доить, и землю пахать, и огород
поливать, и бревна пилить, и зерно молоть.
54. Работа с корнем -золот-.
Прочитайте, какие значения имеет слово золотой,
и укажите, в каком значении употреблено это слово
в предложениях:
– блестящий, желтый;
– сделанный из золота;
– очень хороший, очень ценный;
– счастливый.
Детство наше золотое
Все счастливей с каждым днем.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые:
В них скорлупки золотые.
Солнце над страною
Светит золотое.
Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
И в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Солнца луч золотой бросил искру свою.
В ярком золоте день утопает.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Из колосьев ловко, быстро
Выбивается зерно,
И струею золотистой
В грузовик течет оно.
(какой?) характер;
(какие?) руки;
(какое?) кольцо;
(какие?) часы;
(какая?) осень
55. Вставьте пропущенные буквы, повторив
при этом все изученные орфограммы.
Кон... В...юнок б...ж...т рыс...ю.
Он в...зет р...бят (в) школу.
В...юнок х...р...шо знает путь.
56. Выборочный диктант.
Выпишите слова с двумя безударными гласными в
корне.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Проголодаешься – и с печи слезешь.
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
Мал золотник, да дорог.
Не постоишь за волосок, бороды не станет.
Разговор дорогу коротает.
57. Прочитайте и определите, какая
безударная гласная в корне проверена.
Подберите недостающее проверочное слово.
Запишите по образцу.
Образец: Лепечет, лепет – лепетать.
Трепещет, ... – тр...п...тать
Вечерний, ... – в...ч...реть
Весело, ... – в...с...литься
Сторожка, ... – ст...р...жить
Зелень, ... – з...л...неть
Хлопочет, ... – хл...п...тать
58. Запишите слова, противоположные по
смыслу.
Дешевый –
Сытый –
Старый –
Печалиться –
Молчать –
Горячий –
Удлинить –
Заболеть –
59. Работа с корнем -голов-.
– личинка лягушки;
– тлеющее полено;
– кусок тлеющего бревна;
– голова и часть хребта красной рыбы.
(головастик, головешка, головня, головизна)
потерять голову, сломя голову, голову
повесить, из головы вон, ходить на голове
(растеряться, быстро, загрустить, забыть,
шалить)
Ребята бежали сломя голову.
Что, Иванушка, невесел?
Что ты голову повесил?
Тетка быстро оглядела девушку с головы до ног.
60. Объяснительный диктант. Спишите текст.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните их
написание.
Х...р...шо в л...су! П...ют ч...жи, св...стит иволга.
Л...сные тр...пинки т...нисты. Маленькое болото
затянуто ряской. В т...ни цв...тов к...л...кольчики.
61. Запишите предложения, где выделенные
слова употреблены в переносном значении.
Вьюга п...ет на все голоса.
Мы идем, мы п...ем.
С...дые туманы плывут к облакам.
У меня есть дедушка, как зима, с...дой.
Мой путник оказался очень разг...ворчивым
человеком.
И с пригорка звонко льется разг...ворчивый
ручей.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес б...юкает.
Мать б...юкала ребенка.
62. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Замените, где это нужно, слово лисенок на
другие слова, которые даны в справках.
Слова для справок: он, малыш, лесной гость,
детеныш, зверек.
Лисенок
Ранней в...сной дед принес лисенка. Он
под...рил лисенка внучатам. Лисенок с...дел в ящике
и см...трел на д...тей испуганными гл...зами. Лисенку
дали мяса и молока. Лисенок не ел. Вечером дед
вын...с лисенка в сарай, а утром лисенка в ящике не
ок...залось. Ночью прих...дила мать и ув...ла лисенка
с собой в л...сок.
63. Работа с корнем -вал-.
валежник, валенки, валик, валун, развалить,
завалинка, развалины, валить
Завалинка – земляная насыпь вокруг
стен избы.
Валежник – сухие сучья деревьев, которые
упали на землю.
Валить – обрушивать вниз, заставлять
падать.
Валик – туго обтянутая подушка на
поперечных краях дивана.
Развалины – остатки разрушенного строения.
Валун – обломок горной породы в виде
большого круглого камня.
Валенки – обувь из валяной шерсти.
Проверьте при помощи словаря объяснение
значения слов.
– Снежные глыбы, которые обрушиваются с
гор. (Обвал.)
– Нагромождение, которое мешает проходу. (Завал.)
– Остановка в пути. (Привал.)
– Дорога через горный хребет. (Перевал.)
Группа альпинистов ... через горный хребет.
Снежная лавина ... шоссе.
В парке ... деревья.
64. Найдите в тексте слова, которые звучат
одинаково.
На столе стояла чашка с топленым молоком.
Котенку очень захотелось слизать с него пеночку.
Только прыгнул Пушок на стол, вошла хозяйка.
Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не
полакомившись.
Подберите к каждому из этих слов
словосочетание, которое раскрывает их смысл.
(слезать, подобрать языком, слизать;
спускаться, цепляясь за что-либо)
65. Из данных предложений выпишите
однокоренные слова к словам слезать, слизать.
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Смело лезет по стене –
Каска светится в огне.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
– Вылезайте, кот и кошка,
Из чердачного окошка!
Золотистый сладкий мед
Мишка вылизал из сот.
66. К выделенным словам припишите
проверочные слова из текста.
Катя и Галя вечно в споре.
Катя и Галя часто в ссоре.
Мы должны их примирить,
Всем нам нужно в мире жить.
Кате платье примеряли,
Ну а мерку потеряли.
Потеряли к платью мерку,
А пригласили на примерку.
67. Предупредительный диктант.
Сначала прочитай, а потом спиши.
Не спеши языком, торопись делом.
Ребята запевали звонкую песню.
Больной запивал лекарство водой.
68. Запишите словосочетания с одинаково
звучащими словами.
... на скамейке.
... от старости.
... вокруг дома.
... слабых.
(сидеть – седеть, обежать – обижать)
69. Работа с корнем -кол-.
Ну, подумаешь, укол –
Укололи и пошел.
колючка, заколоть, колкий, колючий,
переколоть, кол, заколка, подколоть
В кузнице
Заглянули мальчики в кузницу.
Дядя Трофим предложил им:
– Вы постойте и посмотрите, как я раскалю этот
лист железа.
Один из мальчиков удивился:
– Разве железо – это дрова, что их можно
расколоть?
Какие два слова перепутал мальчик? Подберите к
этим словам однокоренные.
Зак...лю здоровье, зак...лю булавкой, раск...лю
железо, раск...лю дрова.
70. Работа с корнем -бег-.
Бега, беглец, беговой, бежать, беженцы,
беглый.
Слова для справок:
Бега – состязание, гонки рысистых коней.
Беглец – тот, который убежал.
Беженцы – те, кто оставил свое место
жительства, спасаясь от бедствия.
дорожка
взгляд беглый
чтение беговой
лошадь
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий...
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
|