Земфира ГРИГОРЬЕВА,
учитель физкультуры,
школа № 192,
г. Москва
Весёлая физкультура
Физкультурно-двигательная композиция
по мотивам сказки К.И. Чуковского
«Муха-Цокотуха».
С ранних лет нам приносят радость стихи
и сказки К.И. Чуковского. Нельзя представить
нашего детства без «Тараканища», «Айболита»,
«Мухи-Цокотухи». До сих пор стихи и сказки
Чуковского пользуются огромной любовью у детей и
взрослых. Это был истинный труженик, но настоящую
любовь он отдал детям, только с ними он был самим
собой. О своем особом отношении к детям он заявил:
«В старости, как и в молодости, лучший мой отдых –
ежедневное общение с детьми. Без этого общения
для меня жизнь не красна, в нем я вижу источник
душевного здоровья и счастья».
Опыт работы с детьми младшего возраста
показывает, что включение в урок «Мухи-Цокотухи»
делает его радостным, незабываемым. Урок
строится как смена образов-картинок, в основу
которых положены быстро изменяющиеся ритмы.
Стихи великолепно звучат и помогают в работе, а
тоном можно выражать разные отношения к
персонажам сказки и характеризовать их.
Музыка настраивает и помогает раскрыть
характер образа, а также задает темп, ритм и
интенсивность движений. Упражнения выполняются
легко, непринужденно, здесь не надо прыгать выше
головы – дети раскрепощаются, не боятся неудачно
выполнить упражнение из цепочки. Дети используют
свои природные данные для воплощения образов
героев сказки. Движение приобретает ясность,
точность исполнения, оживает.
В возрасте 7–10 лет происходит активное
развитие физических качеств. Этот период
благоприятен для развития подвижности суставов.
В этот период равномерно повышаются
максимальная относительная сила,
скоростно-силовые качества, быстрота. Именно в
этом возрасте потребность в движении особенно
велика. Использование сказок помогает развивать
детей не только физически, но и эмоционально,
духовно. Игра в сказочных героев развивает и
закрепляет потребность в движении. Мы видим, как
дети легко перевоплощаются в персонажей сказок
(прыжки зайца, тихий шаг лисы, неуклюжие движения
косолапого медведя, покачивание деревьев, взлет
бабочки, прыжки кузнечика, лягушки и т.д.).
Текст и музыка психологически
настраивают на выполнение упражнения. Учащиеся
стараются, им нравится, они получают
душевно-эстетическое удовлетворение,
наслаждение. Композиция создает хорошее
настроение и оказывает благоприятное влияние на
самочувствие и поведение учеников.
Успех занятий во многом зависит от
программы и методики преподавания. Должны быть
серьезное, любовное отношение к уроку
физического воспитания, собранность и
дисциплина. Композиция состоит из физических
упражнений – от простых до сложных,
приобретенных на прежних уроках физкультуры.
Учитель берет в этой игре на себя роль
режиссера-ведущего, участника и помощника.
Учитель.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо…
Этим текстом учитель призывает детей к
вниманию.
– Муха по полю пошла…
Звучит отрывок из славянской народной
песни «Ой ты, поле, наше поле» в темпе польки.
Учитель определяет время исполнения бытового
шага в зависимости от размеров зала или площадки.
Ученики начинают двигаться обязательно
с первых тактов музыки. Учитель в это время
раскатывает теннисные мячи по залу. Мячей должно
быть ровно столько, сколько учеников. Звуковая
пауза позволяет учителю дать команду к
следующему упражнению.
Муха денежку нашла…
Звучит музыкальный отрывок «Снежок
засыпает весь лужок» А. Филипенко (весело,
бодро, размер 2/4). Дети подскоками продвигаются к
мячам и удивленно останавливаются. Поднимая
плечи вверх и опуская их вниз, приставным шагом
обходят находку (мяч – «денежку»). Поднимая,
перебрасывают из одной руки в другую, при этом
пружинят коленями. Затем мячи убирают.
Музыкальная пауза.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Звучит
фрагмент музыки в темпе польки – «Вся опушка в
песнях» В. Локтева. Дети исполняют веселые
подскоки, кружатся в свободном направлении,
подбрасывая мяч, радуются находке и свободно
перебрасывают мяч друг другу. Возможны различные
цепочки с мячом. Но к концу музыкальной фразы
дети должны оказаться возле учителя, который
помогает им взять по пластиковой бутылке (1,5–2 л),
наполненной песком или крупой. Бутылка – это
«самовар». Звучит фрагмент песни В. Шаинского
«Голубой вагон». Ученики, держа бутылку в руках,
гордо шагают с носка на свои места.
С новой музыкальной фразы дети
исполняют упражнение на месте. Они поднимаются
на полупальцы, возвращая стопу на пол в исходное
положение, опускаются в присед, одновременно
поднимая бутылку, и поднимаются, опуская ее.
Поворачивают корпус вправо-влево (как бы
демонстрируя покупку), к концу музыкальной фразы
опускают бутылку на пол.
Музыкальная пауза: ученики кладут руки
на поясницу и прогибаются. Затем ладошками
обмахивают лицо, как веером, обыгрывая усталость.
Затем произносят вместе с учителем:
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Дважды повторяя фразу, они выполняют
повороты влево и вправо корпусом с вытянутыми
твердыми руками ладошками вверх, как бы
приглашая в гости.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали...
Звучит
музыка Гусейнли «Мои цыплята». Дети переходят на
быстрый бег. Исходное положение – ноги вместе,
руки согнуты в локтях. Бытовой бег, сгибая колени,
носки вытянуты. К концу музыкального фрагмента
ученики собирают все предметы с пола и быстрым
бегом с отведением согнутой ноги назад
складывают предметы в корзину.
А букашки –
По три чашки…
Дети свободным шагом возвращаются в
центр зала, одновременно, поворачивая кисти рук
вверх, показывают количество чашек. Под веселый
музыкальный фрагмент С. Затеплинского
«Радуемся солнышку» дети исполняют упражнения
для коленного и голеностопного суставов.
Поднимая согнутую в колене ногу, на другой чуть
приседают, и так поочередно. Руки согнуты в
локтях, кисти прижаты к плечам, движения локтями
вверх и вниз – как бы движения крылышками.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки…
Звучит «Камаринская» в обработке
А. Быканова в быстром темпе. Дети выполняют
пружинное полуприседание с выдвижением ног на
пятку поочередно.
А сапожки не простые –
В них застежки золотые…
Приведя
корпус в исходное положение – ноги на ширину
плеч, ученики переносят центр тяжести тела с
одной ноги на другую. Стопа свободной ноги
перекатом приводится на пятку носком вверх. Руки
опущены вниз, твердые, направлены на поднятый
носок. Можно использовать упражнение для стопы
(«гармошка»).
Приходила к Мухе бабушка пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла…
Звучит русская народная мелодия
(спокойно, плавно) «Заплетайся, плетень». Ученики
берутся за руки и на носках продвигаются вправо,
затем, повернувшись влево, – на пяточках. У них
есть время в движении построить шеренгу.
Стоя в шеренге, дети опускают руки вниз
и, не сгибая колени, исполняют наклоны вперед,
стараясь ладошки положить на пол. Тем самым они
создают впечатление, что ставят ведро с медом.
– Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Дети выполняют знакомое упражнение –
плавные, мягкие взмахи руками вверх и, опуская
руки вниз, глубокое приседание. Перевоплотиться
в бабочку помогает музыка М. Фрадкина «Случайный
вальс». Образ бабочки дает возможность
отдохнуть. Тревожная интонация заставляет детей
подтянуться, замереть и вместе с учителем
выполнить упражнения для рук.
Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Исходное положение – руки согнуты в
локтях, ладони вниз, выпрямлены (без излишнего
напряжения).
Дети
выполняют следующие упражнения:
– сгибание кистей вниз и вверх;
– круговые движения кистями (наружу и внутрь);
– круговые движения рук от плеча (вперед и назад);
– выпрямление и сгибание пальцев.
Звучит марш А. Пахмутовой «Слышишь,
товарищ, гроза надвигается».
Муха криком кричит, надрывается:
– Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Детям дается полная свобода
самостоятельно выражать себя, свои чувства. Они
могут кричать, бегать, хаотично взмахивать
руками, заламывать руки за голову, изображая
смятение. Музыкальное сопровождение не
обязательно.
Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися...
Дети разбегаются к правой, левой и
задней стенам зала, на которых нарисованы мелом
соответственно круг, квадрат и треугольник (или
можно положить три обруча). Таким способом они
делятся на три группы: в кругу – тараканы, в
квадрате – козявочки, в треугольнике –
букашки. Так проще организовать игру «Найди свое
место».
Тараканы – под диваны...
Дети из круга выстраиваются в колонну.
А козявочки – под лавочки...
Во вторую колонну выстраиваются дети из
квадрата.
А букашки – под кровать...
Дети из треугольника выстраиваются в
третью колонну. Вместе с учителем, перенимая
нужную интонацию, ученики произносят:
Не желают воевать!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
Звучит отрывок из песенки В. Шаинского
«В траве сидел кузнечик». Все выполняют
прыжки, держа руки на поясе. Оттолкнувшись от
пола, дети в воздухе энергично поджимают (сгибая
в коленях) ноги, возвращаются в исходное
положение на пол, слегка пружинят. Движения
исполняются энергично, без интервалов между
прыжками. В конце музыкальной фразы –
глубокое приседание.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик…
Под веселую музыку Р. Шумана «Смелый
наездник» ребята исполняют подскоки, весело
передвигаясь по кругу.
– Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
Ученики энергично выполняют упражнение
твердыми руками: правая – вперед, левая –
вверх, одновременно чередуя ноги (укол
фехтовальщика).
...И ему на всем скаку
Голову срубает!
Дети расслабленно опускают руки и все
вместе громко и радостно произносят:
– Слава, слава
Комару-победителю!
…Муху за руку берет
И к окошечку ведет!
Дети встают в пары лицом к лицу, играют в
ладошки друг с другом со словами:
Бом, бом, бом, бом!
Пляшет Муха с Комаром.
Все остальные движения дети исполняют
по тексту. Например: Сапоги скрипят... – исходное
положение – ноги вместе, пятка правой ноги
поднимается вверх, затем левая поднимается, а
правая опускается в исходное положение, и так по
очереди; Каблуки стучат... – дети исполняют
топотушки.
При хорошей организации композиция
длится не больше 20–25 минут и укладывается в
основную часть урока. Оставшееся время основной
части урока определяют последние слова:
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра!
Можно плавно перейти к проведению
эстафет и игр. В заключительной части урока
хорошо провести расслабляющие, успокаивающие
упражнения, а также дать задание на дом –
выбрать персонаж из сказки и самостоятельно
составить цепочку упражнений для него.
Соответственно для выбранного героя сказки
ученик самостоятельно создает костюм, и урок
плавно переходит в праздник. В организации
праздника активное участие принимают учителя
других дисциплин (изобразительного искусства,
музыки, трудового обучения) и родители детей.
|