Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Земфира ГРИГОРЬЕВА,
учитель физкультуры,
школа № 192,
г. Москва

Весёлая физкультура

Физкультурно-двигательная композиция по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

С ранних лет нам приносят радость стихи и сказки К.И. Чуковского. Нельзя представить нашего детства без «Тараканища», «Айболита», «Мухи-Цокотухи». До сих пор стихи и сказки Чуковского пользуются огромной любовью у детей и взрослых. Это был истинный труженик, но настоящую любовь он отдал детям, только с ними он был самим собой. О своем особом отношении к детям он заявил: «В старости, как и в молодости, лучший мой отдых – ежедневное общение с детьми. Без этого общения для меня жизнь не красна, в нем я вижу источник душевного здоровья и счастья».

Опыт работы с детьми младшего возраста показывает, что включение в урок «Мухи-Цокотухи» делает его радостным, незабываемым. Урок строится как смена образов-картинок, в основу которых положены быстро изменяющиеся ритмы. Стихи великолепно звучат и помогают в работе, а тоном можно выражать разные отношения к персонажам сказки и характеризовать их.

Музыка настраивает и помогает раскрыть характер образа, а также задает темп, ритм и интенсивность движений. Упражнения выполняются легко, непринужденно, здесь не надо прыгать выше головы – дети раскрепощаются, не боятся неудачно выполнить упражнение из цепочки. Дети используют свои природные данные для воплощения образов героев сказки. Движение приобретает ясность, точность исполнения, оживает.

В возрасте 7–10 лет происходит активное развитие физических качеств. Этот период благоприятен для развития подвижности суставов. В этот период равномерно повышаются максимальная относительная сила, скоростно-силовые качества, быстрота. Именно в этом возрасте потребность в движении особенно велика. Использование сказок помогает развивать детей не только физически, но и эмоционально, духовно. Игра в сказочных героев развивает и закрепляет потребность в движении. Мы видим, как дети легко перевоплощаются в персонажей сказок (прыжки зайца, тихий шаг лисы, неуклюжие движения косолапого медведя, покачивание деревьев, взлет бабочки, прыжки кузнечика, лягушки и т.д.).

Текст и музыка психологически настраивают на выполнение упражнения. Учащиеся стараются, им нравится, они получают душевно-эстетическое удовлетворение, наслаждение. Композиция создает хорошее настроение и оказывает благоприятное влияние на самочувствие и поведение учеников.

Успех занятий во многом зависит от программы и методики преподавания. Должны быть серьезное, любовное отношение к уроку физического воспитания, собранность и дисциплина. Композиция состоит из физических упражнений – от простых до сложных, приобретенных на прежних уроках физкультуры. Учитель берет в этой игре на себя роль режиссера-ведущего, участника и помощника.

Учитель.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо…

Этим текстом учитель призывает детей к вниманию.

– Муха по полю пошла…

Звучит отрывок из славянской народной песни «Ой ты, поле, наше поле» в темпе польки. Учитель определяет время исполнения бытового шага в зависимости от размеров зала или площадки.

Ученики начинают двигаться обязательно с первых тактов музыки. Учитель в это время раскатывает теннисные мячи по залу. Мячей должно быть ровно столько, сколько учеников. Звуковая пауза позволяет учителю дать команду к следующему упражнению.

Муха денежку нашла…

Звучит музыкальный отрывок «Снежок засыпает весь лужок» А. Филипенко (весело, бодро, размер 2/4). Дети подскоками продвигаются к мячам и удивленно останавливаются. Поднимая плечи вверх и опуская их вниз, приставным шагом обходят находку (мяч – «денежку»). Поднимая, перебрасывают из одной руки в другую, при этом пружинят коленями. Затем мячи убирают. Музыкальная пауза.

Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Звучит фрагмент музыки в темпе польки – «Вся опушка в песнях» В. Локтева. Дети исполняют веселые подскоки, кружатся в свободном направлении, подбрасывая мяч, радуются находке и свободно перебрасывают мяч друг другу. Возможны различные цепочки с мячом. Но к концу музыкальной фразы дети должны оказаться возле учителя, который помогает им взять по пластиковой бутылке (1,5–2 л), наполненной песком или крупой. Бутылка – это «самовар». Звучит фрагмент песни В. Шаинского «Голубой вагон». Ученики, держа бутылку в руках, гордо шагают с носка на свои места.

С новой музыкальной фразы дети исполняют упражнение на месте. Они поднимаются на полупальцы, возвращая стопу на пол в исходное положение, опускаются в присед, одновременно поднимая бутылку, и поднимаются, опуская ее. Поворачивают корпус вправо-влево (как бы демонстрируя покупку), к концу музыкальной фразы опускают бутылку на пол.

Музыкальная пауза: ученики кладут руки на поясницу и прогибаются. Затем ладошками обмахивают лицо, как веером, обыгрывая усталость.

Затем произносят вместе с учителем:

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!

Дважды повторяя фразу, они выполняют повороты влево и вправо корпусом с вытянутыми твердыми руками ладошками вверх, как бы приглашая в гости.

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали...

Звучит музыка Гусейнли «Мои цыплята». Дети переходят на быстрый бег. Исходное положение – ноги вместе, руки согнуты в локтях. Бытовой бег, сгибая колени, носки вытянуты. К концу музыкального фрагмента ученики собирают все предметы с пола и быстрым бегом с отведением согнутой ноги назад складывают предметы в корзину.

А букашки –
По три чашки…

Дети свободным шагом возвращаются в центр зала, одновременно, поворачивая кисти рук вверх, показывают количество чашек. Под веселый музыкальный фрагмент С. Затеплинского «Радуемся солнышку» дети исполняют упражнения для коленного и голеностопного суставов. Поднимая согнутую в колене ногу, на другой чуть приседают, и так поочередно. Руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам, движения локтями вверх и вниз – как бы движения крылышками.

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки…

Звучит «Камаринская» в обработке А. Быканова в быстром темпе. Дети выполняют пружинное полуприседание с выдвижением ног на пятку поочередно.

А сапожки не простые –
В них застежки золотые…

Приведя корпус в исходное положение – ноги на ширину плеч, ученики переносят центр тяжести тела с одной ноги на другую. Стопа свободной ноги перекатом приводится на пятку носком вверх. Руки опущены вниз, твердые, направлены на поднятый носок. Можно использовать упражнение для стопы («гармошка»).

Приходила к Мухе бабушка пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла…

Звучит русская народная мелодия (спокойно, плавно) «Заплетайся, плетень». Ученики берутся за руки и на носках продвигаются вправо, затем, повернувшись влево, – на пяточках. У них есть время в движении построить шеренгу.

Стоя в шеренге, дети опускают руки вниз и, не сгибая колени, исполняют наклоны вперед, стараясь ладошки положить на пол. Тем самым они создают впечатление, что ставят ведро с медом.

– Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?

Дети выполняют знакомое упражнение – плавные, мягкие взмахи руками вверх и, опуская руки вниз, глубокое приседание. Перевоплотиться в бабочку помогает музыка М. Фрадкина «Случайный вальс». Образ бабочки дает возможность отдохнуть. Тревожная интонация заставляет детей подтянуться, замереть и вместе с учителем выполнить упражнения для рук.

Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

Исходное положение – руки согнуты в локтях, ладони вниз, выпрямлены (без излишнего напряжения).

Дети выполняют следующие упражнения:

– сгибание кистей вниз и вверх;
– круговые движения кистями (наружу и внутрь);
– круговые движения рук от плеча (вперед и назад);
– выпрямление и сгибание пальцев.

Звучит марш А. Пахмутовой «Слышишь, товарищ, гроза надвигается».

Муха криком кричит, надрывается:
–  Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!

Детям дается полная свобода самостоятельно выражать себя, свои чувства. Они могут кричать, бегать, хаотично взмахивать руками, заламывать руки за голову, изображая смятение. Музыкальное сопровождение не обязательно.

Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися...

Дети разбегаются к правой, левой и задней стенам зала, на которых нарисованы мелом соответственно круг, квадрат и треугольник (или можно положить три обруча). Таким способом они делятся на три группы: в кругу – тараканы, в квадрате – козявочки, в треугольнике – букашки. Так проще организовать игру «Найди свое место».

Тараканы – под диваны...

Дети из круга выстраиваются в колонну.

А козявочки – под лавочки...

Во вторую колонну выстраиваются дети из квадрата.

А букашки – под кровать...

Дети из треугольника выстраиваются в третью колонну. Вместе с учителем, перенимая нужную интонацию, ученики произносят:

Не желают воевать!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

Звучит отрывок из песенки В. Шаинского «В траве сидел кузнечик». Все выполняют прыжки, держа руки на поясе. Оттолкнувшись от пола, дети в воздухе энергично поджимают (сгибая в коленях) ноги, возвращаются в исходное положение на пол, слегка пружинят. Движения исполняются энергично, без интервалов между прыжками. В конце музыкальной фразы – глубокое приседание.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик…

Под веселую музыку Р. Шумана «Смелый наездник» ребята исполняют подскоки, весело передвигаясь по кругу.

– Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!

Ученики энергично выполняют упражнение твердыми руками: правая – вперед, левая – вверх, одновременно чередуя ноги (укол фехтовальщика).

...И ему на всем скаку
Голову срубает!

Дети расслабленно опускают руки и все вместе громко и радостно произносят:

– Слава, слава
Комару-победителю!

…Муху за руку берет
И к окошечку ведет!

Дети встают в пары лицом к лицу, играют в ладошки друг с другом со словами:

Бом, бом, бом, бом!
Пляшет Муха с Комаром.

Все остальные движения дети исполняют по тексту. Например: Сапоги скрипят... – исходное положение – ноги вместе, пятка правой ноги поднимается вверх, затем левая поднимается, а правая опускается в исходное положение, и так по очереди; Каблуки стучат... – дети исполняют топотушки.

При хорошей организации композиция длится не больше 20–25 минут и укладывается в основную часть урока. Оставшееся время основной части урока определяют последние слова:

Будет, будет мошкара
Веселиться до утра!

Можно плавно перейти к проведению эстафет и игр. В заключительной части урока хорошо провести расслабляющие, успокаивающие упражнения, а также дать задание на дом – выбрать персонаж из сказки и самостоятельно составить цепочку упражнений для него. Соответственно для выбранного героя сказки ученик самостоятельно создает костюм, и урок плавно переходит в праздник. В организации праздника активное участие принимают учителя других дисциплин (изобразительного искусства, музыки, трудового обучения) и родители детей.