Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Урок провела
Ольга МАРИНИНА,
учитель гимназии № 16, г. Тюмень
Материал подготовлен к печати
с участием В.Ю. СВИРИДОВОЙ,
автора УМК «Литературное чтение»

Виды искусства

Литературное чтение

2-й класс

Тема. «Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки».

Цели. Обратиться к сравнительному анализу образов ветра, созданных языком поэзии (А. Пушкин. «Ветер»; М. Исаковский. «Ветер»), языком живописи (И. Левитан. «Свежий ветер. Волга»; А. Рылов. «Зеленый шум») и музыки (Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», часть «Зимняя дорога», время звучания – 2,52 мин); помочь детям «увидеть» ветер, почувствовать его разный характер, его наполненность цветами, звуками, запахами.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Учитель. Дома вы учились выразительно читать стихотворение Аполлона Майкова «Колыбельная песня» и размышляли над вопросами к тексту. Кто хочет прочитать стихотворение?

Двое учеников читают наизусть.

– Почему только о ветре подробно говорит поэт в своей колыбельной?

Алеша. Ветер – мощная стихия.

Настя. А еще потому, что именно ветер оказался самой хорошей нянькой.

У. Каким вы представили образ ветра в этом стихотворении?

Вика. Ветер в колыбельной – нежный, ласковый, заботливый.

Коля. Еще он молодой, стремительный, непредсказуемый.

У. Почему в вопросе говорится о контрасте? В чем вы его видите?

Оля. Ветер может быть могучим, «воевать звезды», «гонять волны морские», а может быть нежным и ласковым.

Настя. Еще он показан как живой – даже разговаривает со своей матерью.

Коля. И все в стихотворении немного напоминает сказку – нянек три, они необычные, три ночи качает ветер колыбелечку.

Наташа. Еще сказано красиво, как в сказке, – «звезды золотые».

Алеша. Может быть, эту сказку рассказывают ребенку, чтобы он поскорее уснул?

У. Кто хочет показать «свой» ветер в рисунках? Удалось ли вам передать что-то из того, что мы заметили?

Дети, захотевшие поместить свои рисунки на доску, выносят и прикрепляют их.

– Кто желает прокомментировать рисунок?

Выслушиваются комментарии детей.

II. Целеполагание, межпредметные связи

У. Что вы знаете о такой стихии, как ветер?

Вика. Ветер может быть легким и теплым, но бывает и пронзительно холодным.

Настя. Да, порой ветры достигают такой силы, что превращаются в бури и ураганы, которые приносят большие бедствия.

Лиза. Все равно ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли и гари, вредных газов. Не было бы ветра – облака пыли так и висели бы над городами.

Катя. Еще ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок.

Глеб. И вообще, ветер – мощная стихия.

У. Конечно, вы уже догадались о теме нашего урока?

Женя. Да! Мы будем говорить о ветре!

Лиза. Может, о том, каким он может быть?

У. Точнее, мы поведем разговор о разных образах ветра, каким его увидели поэты, художники, музыканты.

Учитель читает загадки:

Без рук, без ног
Под окном стучит,
В избу просится.

Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.

У. Отгадали народные загадки, ребята?

Дети. Это ветер. Все загадки – о ветре.

У. Обратите внимание, с какой наблюдательностью, как точно и поэтично говорится о ветре. И снова мы его видим разным и узнаем по характерным признакам, действиям, по тому, как он себя ведет.

Глеб. Ветер, как человек, стучит, просится в избу, хотя без рук, без ног, а по-своему.

Женя. Он и поет, и свищет, и рыщет по свету, как зверь.

Катя. Все время говорится, что он без рук, без ног, чтобы мы догадались, что это все-таки не живое существо.

У. Да, ребята, ветер бежит по тропке и по речке, но мы видим не его, а то, как отзываются красные маки и голубая вода на прикосновение ветра, – мы его видим, слышим, чувствуем.

Учитель вывешивает таблички со словами видим, слышим, чувствуем.

III. Наблюдение за различными образами ветра

У. На с. 101 прочитайте стихи Михаила Исаковского и Александра Пушкина и подумайте: как поэты добиваются того, что мы видим ветер? Обменяйтесь мнениями в парах.

Идет обсуждение.

– Прочитаем выразительно стихи вслух.

Чтение стихотворений.

– Как поэты добиваются того, что мы видим и слышим ветер?

Лиза. Поэт говорит, что ветер «постучал в окошко», «пробежал по крыше».

Глеб. Мы видим, что предметы движутся благодаря ветру – «поиграл немного ветками черемух», «ты гоняешь стаи туч», «ты волнуешь сине море».

Маша. Часто повторяется звук [ш], и поэтому слышится ветер.

Катя. Ветер распахнул калитку, распушил воробьев, поднял пыль на дороге.

У. Чем отличаются образы ветра у поэтов?

Максим. Ветер в стихотворении Исаковского – молодой, любознательный, общительный.

Коля. Он игривый, носится наперегонки с пылью, как мальчишка, летит, сам не зная куда.

Глеб. Он знаком с маленькими воробьями и сам тоже крылатый.

Женя. А в стихотворении Пушкина ветер мощный, свободный, независимый, смелый.

Настя. Он могучий, сильный, все может, никого не боится.

Оля. «Кроме Бога одного».

У. Действительно, вы почувствовали, как по-разному представлен образ ветра у двух поэтов. В стихотворении Исаковского поэт словно наблюдает за своим хорошим знакомым. А в стихотворении Пушкина поэт обращается к ветру с почтением, как к всемогущей стихии, подвластной только Богу.
А могут ли создать образ ветра художники, живописцы?

Максим. Могут, например, нарисовать барашки на воде от ветра или надуть паруса у корабля.

Алеша. Могут показать, как качаются деревья и летят листья, нарисовать косой дождик.

Катя. Мелкими-мелкими мазками передать движение ветра на воде или на небе.

У. Чтобы убедиться в этом, рассмотрите репродукции картин Аркадия Рылова и Исаака Левитана на доске или в учебнике на с. 102–103. Мы действительно видим ветер?

Вика. На картине Рылова деревья качаются, листочки дрожат.

Володя. Деревья не просто качаются, а ветви указывают направление ветра. Значит, ветер очень сильный. Даже березка немного наклонилась вправо.

Настя. А я вижу вдалеке речку, там яхты плывут – значит, ветер надул паруса.

Катя. А на другой картине тоже парус надут, там тоже чувствуется ветер.

Максим. Но он не такой сильный, как на картине Рылова: на воде видна рябь, а не волны.

Глеб. На картине Левитана у пароходов дым в одну сторону направлен – это так ветер сделал.

Лиза. И облака туда же бегут. На картине Левитана они легкие, их немного, а на картине Рылова они уже похожи на тучи и видны до самого горизонта.

И. Левитан. «Свежий ветер. Волга»

И. Левитан. «Свежий ветер. Волга»

У. Какие вы молодцы! Как много важных деталей вы заметили! Вы очень наблюдательные.
Ребята, удачно ли художники назвали свои картины? Поразмышляйте в парах. Обменяйтесь мнениями.

Идет обсуждение.

Полина. Я думаю, Аркадий Рылов назвал картину «Зеленый шум» не случайно. На переднем плане мы видим деревья, которые согнулись от силы ветра, их листочки постоянно трепещут, шелестят, там чувствуется постоянный шум.

Володя. Ветер такой сильный, что отдельных листьев не видно – они слились в одну зеленую массу, и поэтому мы слышим плотный зеленый шум.

Настя. А на картине Левитана «Свежий ветер. Волга» мы видим утро. Ведь облака нежно-розовые. А утром всегда свежо, да еще от воды свежесть.

Оля. Мне кажется, что на картине Рылова вечер. Солнце низко, так как золотой отсвет на облаках, и тени от деревьев длинные.

У. Молодцы, ребята! А мы слышим ветер? Слышим, какие звуки он в себя вбирает?

Максим. Шум листвы слышен, скрип деревьев.

Глеб. Можно услышать, как паруса хлопают.

Настя. Даже чаек можно услышать.

Лиза. Даже пароходный гудок и плеск воды.

У. Чувствуете ли вы жар или прохладу ветра, запахи, которые он несет?

Полина. Я думаю, у Рылова на картине жаркий ветер, так как лето, солнечный день, пахнет зеленью, травами.

Максим. Мы словно стоим на берегу, где пахнет лесом.

Катя. Чувствуется, что это очень сильный ветер – может даже сорвать шляпу или панаму у тебя с головы.

Глеб. На картине «Свежий ветер. Волга» ветер, мне кажется, легкий, немного прохладный, он пахнет влагой.

Алеша. Наверное, мы на воде, плывем на лодке и чувствуем запахи реки.

У. Молодцы, сколько увидели, услышали и почувствовали! Как вы думаете, ребята, можно ли создать впечатление ветра, образ ветра с помощью музыки?

Д. Да!

У. Кто из вас приготовился исполнить музыкальные этюды на тему «Образ ветра»?

Женя изображает сильный порывистый ветер, а Маша исполняет на пианино легкую мелодию.

– Какой образ ветра получился у наших исполнителей?

Настя. Я думаю, у Маши получился образ, похожий на образ ветра из стихотворения Исаковского. Этот ветер озорной, молодой.

Лиза. А у Жени образ ветра получился такой, как на картине Рылова «Зеленый шум».

Алеша. И похожий на ветер из стихотворения Пушкина.

У. Теперь послушайте музыкальный отрывок «Зимняя дорога» из произведения композитора Георгия Свиридова «Метель».

Каковы ваши впечатления?

Максим. Мне кажется, что очень хорошо чувствуется движение по дороге.

Глеб. По зимней дороге раньше ездили на лошадях, запряженных в сани.

Оля. Вокруг все красиво, засыпано снегом, спокойно.

Катя. Но вдруг музыка становится быстрой, громкой, тревожной. Наверное, это очень сильный ветер.

Женя. Мне кажется, так метель метет.

Глеб. Точно!

IV. Итог урока

У. На уроках музыки мы обязательно послушаем произведения Антонио Вивальди «Времена года» и Петра Чайковского с таким же названием. На уроках литературы, музыки и изобразительного искусства мы еще не раз будем узнавать и сами создавать образы разных стихий, явлений природы и ее состояний.
Поблагодарим друг друга аплодисментами за интересный урок. До свидания!

V. Домашнее задание

1) На с. 104 рассмотрите музыкальные инструменты и подумайте, какие из них могут участвовать в создании образа ветра.
2) Прочитайте стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Попытайтесь ответить на вопросы.

Дети получают задание на листе:

1. Заметьте, в каких строчках и с помощью какого звука поэт помогает нам яснее представить вихревые порывы весеннего ветра.
2. Подумайте, что означает: «...шумят по-новому, весеннему...».
3. Приготовьте выразительное чтение стихотворения.