Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2008

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Т.А.КРУГЛОВА,
руководитель учебно-методической лаборатории
начального образования МИОО

Актуальные вопросы

В рамках Национального образовательного проекта было выделено пять основных направлений развития образования: первое – оценка и контроль качества образования; второе – поддержка инноваций в системе образования; третье – ресурсное обеспечение системы образования; четвертое – совершенствование стандартов и программ; пятое – участие институтов гражданского общества в управлении образованием.
Задачи, которые поставлены перед российским образованием в целом, не могут не касаться и начальной школы – его фундамента и первой ступеньки.
В беседе с Тамарой Александровной мы коротко постараемся разобрать каждое из направлений применительно к начальной школе. Итак:

Направление первое:

Оценка и контроль качества образования

Это один из самых важных вопросов.

Сегодня мы говорим о том, что одной из главных задач является формирование способностей и компетентностей, а не запоминаний. Образованный человек – тот, который знает, где найти нужную информацию. И в стандартах первого поколения умение работать со словарями и справочниками – не на последнем месте, так как все знать невозможно. Контроль и оценка качества образования – сложный вопрос для учителей начальных классов: знания детей оцениваются по пятибалльной системе, но на самом деле она, по существу, трехбалльная.

Нормативная база для выставления оценок была разработана в 1944 г. Все более поздние документы носят рекомендательный характер. Есть письмо Министерства образования РA от 19 ноября 1998 г., которым можно пользоваться и сейчас, но которое не дает ответов на многие наши вопросы о контроле и оценке результатов обучения в начальной школе. (Письмо было опубликовано в сборниках издательства «Астрель» – «Настольная книга для учителя начальных классов» и «Настольная книга для завучей».)

Таким образом, по типовому Положению об образовательном учреждении (ст. 65) получается, что педагогические работники имеют право на самостоятельный выбор и использование норм оценивания знаний обучающихся. То есть, по существу, образовательное учреждение само определяет, ставить отметки или не ставить, а если ставить, то по какой шкале – пятибалльной, десятибалльной, двадцати-, тридцати- и т.д. Сейчас нормативными документами установлено безотметочное обучение только для 1-го класса. Поэтому очень важное направление методической работы – формирование оценочной деятельности младших школьников. Я советую прочитать статью в журнале «Начальная школа» № 10/2006. Как проследить развитие учеников? Гораздо легче определить знания, умения, навыки – для этого достаточно провести контрольную, тестирование. А вот определить уровень развития детей – это достаточно сложная задача, и, наверное, не один час нужно потратить, чтобы определить это. Несмотря на то что большинство ученых говорят о том, что начальную школу нужно освободить от отметок, мы до сих пор держимся за них.

Я беседовала с учителями из Прибалтики. У них уже давно в начальной школе перешли на безотметочное обучение. При этом педагогам приходится выполнять огромное количество инструкций, заполнять море документов, гораздо больше обрабатывать различной информации. В странах Балтии ученики не привыкают к отметкам – там их выставлять начинают только со II полугодия 5-го класса.

Очень важная сторона школьной жизни – как поощрить детей в условиях безотметочного обучения? Одна из форм – портфолио. Что такое портфолио? Это папка, в которую ученик собирает все, что им сделано. Вот повисели какие-то работы на стенде, учитель отдал их ребенку, тот положил в свою папку. Предполагается, что портфолио – это что-то вроде парка радости, туда собирают все достижения. И больше всего меня волнует, когда учителей начальных классов заставляют участвовать в этом процессе, контролировать портфолио, давать инструкции, что туда нужно вложить. Вы сами понимаете, что формирование портфолио – это формирование оценочной деятельности младших школьников. Как бы не нагрузили этим в очередной раз учителя, как бы его не заставили проверять не только тетради и дневники, но еще и портфолио учеников!

Как же определяется уровень знаний учеников начальных классов, если школа работает без отметок? Существует Центр качества образования. Те из вас, кто сталкивался с аккредитацией школы, знают, что с помощью тестовых заданий выявляются определенные знания школьников.

Если мы посмотрим, как выполняют эти задания наши дети, то увидим, что наилучшие результаты ученики показывают по математике. Во-первых, математика легче ложится на тестирование, во-вторых, тестирование по математике вводилось гораздо раньше, чем по другим предметам.

На втором месте – русский язык. Такая форма проверки, как диктант, не может быть задействована в тестировании. А мы часто сталкиваемся с тем, что положительные теоретические знания ученика не всегда совпадают с практическими умениями и навыками, которые проверяются на письменных работах. Значит, не всегда совпадают в тестовых заданиях отметки за проверочные работы и за тестовые задания. Здесь срабатывают определенные качества детей – умение ориентироваться, не искать трудных решений. Сильные ученики ищут какие-то «подводные камни», которых чаще всего нет. И пока они их ищут, троечники и четверочники выбирают правильные ответы.

На третьем месте – предмет «Окружающий мир»: в тестах предлагаются научно-познавательные тексты, из которых нужно выделить информацию, данную в явном или скрытом виде.

Самые проблематичные результаты показало литературное чтение. В чем тут дело? На протяжении многих лет основным параметром оценивания детей являлась проверка техники чтения – осознанность, способ, правильность и темп чтения. Сейчас как контролирующий элемент темп из стандартов исключен. За основу взяли уровень понимания художественных текстов и умение выделить информацию. Поскольку тестирование по литературному чтению вводилось много позже, то, естественно, пройдет какое-то время, и мы с вами приспособимся, и ученики начальных классов тоже будут достаточно эффективно выполнять задания. Хотелось бы порекомендовать книгу Ефросининой Любови Александровны «Оценка и контроль качества», написанную по ее учебникам. Сейчас готовятся универсальные материалы, которые позволят проверить очень многие параметры по литературному чтению учителям, работающим по другим учебникам, – правильность чтения, осознанность чтения, выразительность чтения.

Хочу обратить ваше внимание и вот на что: когда вы даете текст, который дети читают первый раз, вы проверяете только технику чтения, но не выразительность. На таком тексте можно проверить осознанность, правильность чтения. Что же касается выразительности, то это очень непростой вопрос. Стандарты 1998 г. требовали, чтобы дети могли определять паузы, ставить логические ударения. В Стандартах первого поколения это требование снято. Какие же критерии оценки качества выразительного чтения следует учитывать? Интонацию конца предложения, выделение каких-то опорных слов, паузы на месте знаков.

Нужно больше внимания уделять конкурсам чтецов. Причем раз речь идет о портфолио, у вас будут те, кто вышел в финал, и вы можете дать им грамоты победителя, а всем остальным, всем до одного, дать грамоты за участие. Таким образом будет наполняться их портфолио. И, на мой взгляд, грамот и благодарностей за каждый вид работы нужно давать как можно больше.

Хочу подчеркнуть, что работе с текстами, особенно с научно-познавательными, мы уделяем не очень много времени. Очень часто на уроках окружающего мира мы с вами всё как следует объясняем детям, и делаем это гораздо интереснее, чем написано в учебнике. Наверное, необходимы такие формы работы, когда учитель пишет на доске вопросы, дает текст, указывает контрольное время, и ученик за это время должен получить информацию из текста, из карты, из схем. Наша российская школа отличается тем, что учитель прикладывает очень много усилий для того, чтобы труд учащихся стал интересным, легким, занимательным. С одной стороны, это хорошо. Но, с другой стороны, мы должны приучить ребенка самостоятельно находить информацию – об этой задаче мы иногда забываем.

Наверное, в этом виноваты не только учителя. Очень часто мы, проверяющие, приходим на урок и смотрим, как вы, учителя, себя показываете – как объясняете, насколько эмоционально. А если мы даем какое-то задание и просим, чтобы дети работали сами, то учитель вроде оказывается в стороне. А на самом деле это самый высший пилотаж: минимум слов учителя, минимум вопросов, а ребята получают знания. Поэтому, наверное, и мы, методисты, и завучи, которые тоже являются методистами в школе, не всегда правильно вас ориентируем.

На всех уровнях поставлена задача повышения уровня информированности потребителя образовательных услуг. Если в начальной школе будет безотметочное обучение, информировать родителя будет гораздо сложнее, но это должно быть сделано. Часто нам говорят: мы должны оценивать ребенка от уровня стартовых возможностей. И вот мы ребенка хвалим, хвалим, а он приходит в 5-й класс и получает тройки. Родители говорят: «А что же вы нам не сказали, мы бы уж постарались!» Плохо, когда у ребенка пониженный уровень самооценки, но не лучше и завышенный уровень самооценки или оценки родителей.

Направление второе:

Поддержка инноваций в системе образования

Сегодня у учителя есть возможность получить грант. Но для этого приходится собирать громадное количество бумаг. Даже если директор предложит всему педагогическому коллективу подать на грант, то, как правило, соглашаются единицы. Труд этот очень непростой, и к таким учителям нужно отнеситься очень доброжелательно.

Направление третье:

Ресурсное обеспечение системы образования

Если говорить о ресурсном обеспечении – это не только компьютеризация. Во многих регионах России ситуация меняется к лучшему, в Москве практически во всех школах есть компьютерные классы, а теперь приобретаются мультимедийные установки. Здесь речь идет уже не только о том, чтобы овладеть компьютером, но и о том, как этот компьютер использовать в учебном процессе, как он может помочь овладеть всеми предметами, которые стоят в Федеральном перечне.

Министр образования и науки отнес к ресурсному обеспечению условия оплаты труда учителя. Часто задают вопрос: как быть – у нас сетка 20 часов, а 20 часов не набирается? Мне хочется подчеркнуть, что о нас Министерство образования все-таки подумало. Советую прочитать «Вестник образования» № 20/2006. Наверное, эти материалы больше касаются руководителей, но вы должны их знать, чтобы уметь вести разговор с руководителями, которые тоже оказались в очень непростой ситуации. С одной стороны, по Закону «Об образовании» вам обязаны обеспечить 20 часов нагрузки. С другой стороны, их нет, потому что в 1-м классе это предельно допустимая нагрузка, а во 2–4-х – 22 часа. Это по Федеральному Базисному учебному плану. Если мы вычтем две физкультуры, музыку, иностранный язык, что нам остается?

Читаем документ: «Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки, независимо от их продолжительности, и короткие перемены между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе для 1-го класса».

О чем идет речь? В 1-м классе – 35-минутные уроки, так что в астрономический час входят и динамические паузы. Если вы ведете 35-минутные уроки во 2–4-х классах, вам не имеют права платить меньше оговоренного количества проводимых уроков. При этом количество часов установленной учебной нагрузки соответствует количеству учебных занятий продолжительностью не более 45 минут. Здесь определена только верхняя планка – не более 45 минут. А продолжительность учебных занятий и перемен регламентируется уставом и локальными актами образовательных учреждений, а также нормами СанПиНа.

Второе, на что следует обратить внимание: режим рабочего времени учителей, которым не могут обеспечить полную учебную нагрузку и гарантируют выплату заработной платы в полном размере. Очень важно, как написать заявление о приеме на работу в школу. Если вы написали: «Прошу зачислить меня на работу с объемом учебной нагрузки 14 часов», – то вы сами для себя установили, что на недостающие 6 часов вы не претендуете. Если вы ведете 16 часов и группу продленного дня, то 6 часов идут в счет учительской нагрузки – как бы догрузка до ставки. В каждом округе есть юристы, нужно консультироваться с ними.

Направление четвертое:

Совершенствование стандартов и программ

Российские педагоги оказалась в очень странном положении. С одной стороны, практически все учебники прошли по Стандартам 2004 г., а по Базисному плану мы работаем в соответствии с минимумом содержания 1998 г.

В 2008 г. должны быть выпущены Стандарты второго поколения с тремя вариантами Федерального Базисного учебного плана, один из которых – Базисный учебный план для шестилетней начальной школы. Сейчас в нескольких регионах России идет эксперимент с шестилетней начальной школой.

Направление пятое:

Совершенствование стандартов

Министерство образования заявило о том, что, кроме Стандартов для школы начальной, основной и основной полной, оно предполагало в четвертом квартале 2007 г. сделать примерные программы предшколы. Тут возникает много вопросов. Если ребенок посещает детский сад, то, само собой разумеется, эту предшколу – подготовительную группу – он проходит в детском саду. А вот если ребенок не посещает детский сад, по федеральным документам он может эту предшколу пройти на базе школы, дошкольных образовательных учреждений, центров развития, в группах кратковременного пребывания в детском саду. Но практика показывает, что практически во всех школах готовят к школе. И родители вынуждены часто, несмотря на то что ребенок посещает детский сад, подготовительную группу, отдавать его в предшколу, потому что видят в этом гарантию зачисления в 1-й класс того учебного заведения, которое они для себя определили.

Практика показывает, что уровень сложности занятий в детских садах намного превышает уровень в школах. Почему это происходит? Очень часто детские сады упрекают в том, что они не подготовили ребенка к поступлению в престижное образовательное учреждение. И вот тогда сады начинают бороться за престижность. А как это делать? Надо научить звуковому анализу, счету, чтению.

Если говорить о наших Стандартах, к которым мы с вами перейдем, то цели этих Стандартов – не только усвоение ЗУНов, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей младших школьников.

Если говорить о структуре, то она по ступеням – начальная общая, основная общая и средняя полная общая и внутри – по учебным предметам, поскольку у нас предметное преподавание. Обратите внимание, что по сравнению с минимумом содержания впервые вводятся общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Вот на это надо обратить особое внимание, когда мы говорим о развитии, умении работать с литературой.

Дальше идут по предметам – обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки. Нужно обратить внимание на то, что написано курсивом. Это не включается в измерители. Например, умение работать со словарями и справочниками проверяться не будет.

Хочу обратить ваше внимание на то, что авторские программы не грифуются. Грифуются только учебники. Только одна программа будет грифоваться – программа минимума содержания, которая дается в справочнике для учителя начальных классов. Эта программа определяет то, что должно быть включено в любую программу, но порядок изучения тем может меняться – автор может добавить в программу еще какие-то свои вещи. Предметом экспертизы теперь являются только учебники.

Что касается учебников, то мы имеем право и должны работать только по учебникам, которые имеют гриф «Допущено» или «Рекомендовано». В Федеральном перечне учебников 2008 года для общеобразовательных школ все учебники даны по предметным областям, а не по системам или комплектам.