Проекты и
исследования
Проблема выбора необходимого
метода работы возникала перед педагогами всегда.
Но в новых условиях нам необходимы новые методы,
позволяющие по-новому организовать процесс
обучения, взаимоотношения между учителем и
учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя
также должна быть другой (тьюторской, например).
Как организовать обучение через желание? Как
активизировать учащегося, стимулируя его
природную любознательность, мотивировать
интерес к самостоятельному приобретению новых
знаний?
Нужны деятельностные, групповые,
игровые, ролевые, практико-ориентированные,
проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы
обучения.
Не меньшее значение имеют проектная и
исследовательская технологии обучения. Метод
проектов не является принципиально новым в
мировой педагогике. Он был предложен и
разработан в 1920-е гг. американским философом и
педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических
идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал
строить обучение на активной основе, используя
целенаправленную деятельность учеников с учетом
их личной заинтересованности в знаниях и получая
в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения
возникли практически в то же время. Уже в 1905 г.
русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой
группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский,
Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали,
Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался
активно использовать проектные методы в
практике преподавания. После Октябрьской
революции их идеи и опыт работы стали широко
внедряться в практику школы, но недостаточно
продуманно и последовательно, и в 1931 г.
постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был
осужден, а использование его в работе учителя
запрещено.
Вместе с тем в зарубежной практике он
весьма успешно развивался и приобретал
популярность. В настоящее время, когда и в нашей
стране возникла необходимость в качественно
новых характеристиках образовательных систем,
сделан акцент на освоении учащимися ценностей и
способов деятельности человека в
социокультурной среде, метод проектов снова
востребован и популярен.
Проектный метод обучения
предполагает процесс разработки и создания
проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого
или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения
предполагает организацию процесса выработки
новых знаний. Принципиальное отличие
исследования от проектирования состоит в том,
что исследование не предполагает создания
какого-либо заранее планируемого объекта, даже
его модели или прототипа. Исследование, по сути,
– процесс поиска неизвестного, новых знаний,
один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает
А.И. Савенков, «проектирование и исследование
– изначально принципиально разные по
направленности, смыслу и содержанию виды
деятельности. Исследование – бескорыстный поиск
истины, а проектирование – решение
определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов,
и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и
навыков учащихся;
умение ориентироваться в
информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать
свои знания;
умение интегрировать знания из
различных областей наук;
умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на
самостоятельную деятельность учащихся
(индивидуальную, парную, групповую), которую они
выполняют в отведенное для этой работы время (от
нескольких минут урока до нескольких недель,
а иногда и месяцев). Это задача личностно
ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология
исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей
интегрированных знаний и исследовательского
поиска ее решения;
практическую, теоретическую,
познавательную значимость предполагаемых
результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части
проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских
методов, то есть определение проблемы и
вытекающих из нее задач исследования; обсуждение
методов исследования, сбор информации,
оформление конечных результатов; презентация
полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов
предполагает отход от авторитарного стиля
обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо
продуманное, обоснованное сочетание методов,
форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом
исследовательских, поисковых методов, уметь
организовать исследовательскую самостоятельную
работу учащихся;
уметь организовывать и проводить
дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не
подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах
работающих над проектом деловой, эмоциональный
настрой, направляя учащихся на поиск решения
поставленной проблемы;
уметь интегрировать содержание
различных предметов для решения проблем
выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими
исследованиями достаточно сложная, поэтому
необходимо готовить учеников младших классов
постепенно.
Как мы уже отмечали, исследование –
бескорыстный поиск истины, всегда творчество.
Исследовательская деятельность
изначально должна быть свободной, практически не
регламентированной какими-либо внешними
установками.
В практике работы с младшими
школьниками нередко используются
индивидуальные и коллективные игры.
Каждая игра-исследование состоит из двух
этапов: тренировочных занятий и
самостоятельного исследования.
Этапы работы над проектом
(исследованием)
Содержание работы на
этапе |
Деятельность
учащихся |
Деятельность
учителя |
1 этап.
Подготовка |
Проведение
вводной беседы с целью:
– формирования первичного
представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для
дальнейшей творческой деятельности |
2 этап.
Организация проектной и исследовательской
работы |
Актуализация
знаний |
1. Выбор темы и целей
проекта (через проблемную ситуацию, беседу,
анкетирование и т. п.).
2. Определение количества участников
проекта, состава группы |
Обсуждение темы с
учителем, получение при необходимости
дополнительной информации, постановка цели |
Предъявление заранее
подготовленных карточек, памяток и т.п. для
каждого ученика-исследователя. Помощь в
постановке целей |
Плановые
работы |
1. Определение
источников информации.
2. Планирование способов сбора и
анализа информации.
3. Планирование итогового продукта
(формы представления результата).
Продукт:
– отчет (устный, письменный, с
демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.
4. Выработка критериев оценки
результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди
членов команды |
Выработка плана
действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
– прочитать в книге;
– понаблюдать;
– посмотреть в компьютере;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– посмотреть в книгах;
– посмотреть по телевизору и т.п.
Формулировка задач |
Выдвижение идей,
высказывание предположений, определение сроков
работы (поэтапно) |
Исследовательская
деятельность |
Сбор информации, решение
промежуточных задач. Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения, изучение
литературных источников и т.п.
Организация экскурсий, проведение
экспериментов и т.п. |
Проведение исследований,
решение промежуточных задач. Фиксирование
информации различными способами: запись,
рисунок, коллаж, схема, изображение символами,
закладки |
Наблюдение, советы,
косвенное руководство деятельностью,
организация и координирование отдельных этапов
проекта |
Результаты и выводы |
Анализ информации.
Формулировка выводов. Оформление результата |
Анализ информации.
Оформление результатов |
Наблюдение, советы |
3 этап. Представление
готового продукта (презентация) |
Представление результата
работы в разнообразных формах |
Отчет, ответы на вопросы
слушателей, полемика, отстаивание своей точки
зрения, формулировка окончательных выводов |
Знакомство с готовой работой,
формулировка вопросов как от рядового участника |
4 этап. Оценка
процессов и результатов работы |
|
Участие в оценке путем
коллективного обсуждения и самооценок |
Оценивание усилий учащихся,
креативности мышления, качества использования
источников, потенциала продолжения работы по
выбранному направлению |
Задачи проектной и
исследовательской деятельности
Образовательная: активизация и
актуализация знаний, полученных школьниками при
изучении определенной темы. Систематизация
знаний. Знакомство с комплексом материалов,
заведомо выходящим за пределы школьной
программы.
Развивающая: развитие умения
размышлять в контексте изучаемой темы,
анализировать, сравнивать, делать собственные
выводы; отбирать и систематизировать материал,
реферировать его; использовать ИКТ при
оформлении результатов проведенного
исследования; публично представлять результаты
исследования.
Воспитательная: создание продукта,
востребованного другими.
Тематика
При прохождении курса «Окружающий мир»
в начальной школе предполагается проектная и
исследовательская деятельность по следующим
темам:
проекты: «История моей улицы»;
«Улица моего детства»; «Мое генеалогическое
древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный
праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности
членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в
гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я
могу сделать с мусором?».
исследовательские работы: «Вода и
ее значение для жизни человека»; «Разнообразие
водоемов родного края»; «Экологические проблемы
водоемов»; «Воздух. Проблемы воздуха в родном
крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной
земле?»; «Мир растений родного края»; «Мир
животных родного края»; «Современные
экологические проблемы сообществ»; «По
страницам Красной книги»; «История моего города
(села, деревни)»; «Мое здоровье»; «Береги свое
здоровье смолоду»; «Вредные привычки – враг
здоровья» и др.
Что исследовать?
Выбирая темы для проектов, учителю
необходимо опираться, прежде всего, на интересы
самих учеников, учитывать привычные для них
способы получения информации.
Так, в начальной школе можно провести
анкетирование или опрос, предложив детям
выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые
им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не
отметили вопросы, на которые был ориентирован
сам учитель. Проект или исследование тем и
хороши, что можно интегрировать проблемы и
менять акценты.
Например, для работы над проектом
«История моей школы» можно предложить следующую
анкету.
Анкета
1. Знаешь ли ты символику родной школы
(герб, флаг, гимн)?
2. Где учились твои родители?
3. Обучались ли в нашей школе
знаменитые люди?
4. Становились ли твои учителя
участниками различных конкурсов городского или
областного уровня?
5. А какую память о себе оставят
простые ученики, без которых не смог бы
существовать этот дом – школа № ... , которая в
этом году отмечает свой юбилей?
Из тех, кто выбрал одинаковые вопросы
исследований, формируются группы по интересам. |
Как исследовать?
Подготовка к исследованиям. В первую
очередь юному исследователю понадобится папка
исследователя. Сделать ее можно на уроке труда.
На каждый лист помещается изображение метода
исследования. Кроме этого, каждый ребенок должен
получить неограниченное количество маленьких
листочков для фиксации информации, ручку,
карандаш и фломастеры.
Проведение исследований. Теперь
ребенок может погрузиться в исследовательский
поиск. Задача педагога – играть роль
консультанта, старшего помощника. Ребенок
выбирает себе ту тему, которая ему больше
нравится, и начинает действовать самостоятельно.
Задача – собрать нужные сведения, используя все
доступные источники информации, обобщить их и
подготовить проект или доклад по результатам
исследования.
Для учащихся младших классов лучше
всего организовывать экскурсии, чтобы они могли
«увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы
они могли «услышать», необходимо проводить
беседы или сообщения. Чтобы они могли
«прочитать», необходимо обучать работе с
библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами
Интернета.
Презентация исследований. Собраны
все сведения, сделаны все необходимые расчеты и
наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно
кратко изложить на бумаге самое главное и
рассказать об этом одноклассникам.
Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы,
процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные
парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения
(сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать пути дальнейшего изучения
явления;
продумать текст выступления и
подготовиться к ответам на вопросы;
приготовить тексты, макеты, схемы,
чертежи для иллюстрации результатов
исследования.
Результаты работы целесообразно
рассматривать как вариант взаимного обучения
детей: докладчик должен не просто рассказать о
том, что он узнал, а постараться передать эти
сведения одноклассникам.
Например, презентация проекта «История
школы, в которой я учусь» может выглядеть так:
выступление «журналистов»: продукт –
страницы главы «Мои родители – ученики школы
№ ... »;
выступление «политиков»: продукт –
страницы книги «Знаменитые люди, обучавшиеся в
нашей школе»;
выступление «социологов»: продукт –
страницы книги «Учителя – участники различных
конкурсов городского и областного уровней»
и т. д.
На презентации можно приглашать
родителей и ребят из других классов.
Школьная практика работы над проектом и
исследованиями показывает, что в них нет
неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий
поиск, жаркие споры – каждому находится дело по
душе.
Елена СУХАРЕВСКАЯ, к.п.н.,
методист отдела начального образования
РО ИПК и ПРО
Предлагаем вашему вниманию примеры
проектов и исследований.
Тема проекта: «ИСТОРИЯ ШКОЛЫ, В КОТОРОЙ
Я УЧУСЬ»
Цели. Познакомить с понятием «малая
родина», учениками, которыми школа может
гордиться по праву; развивать умение работать с
научным текстом, выделять в нем главную мысль,
анализировать; развивать интерес к проектной
деятельности, обучаться работать в группе и
индивидуально по плану проекта; воспитывать
любовь к родной школе, чувство патриота родной
школы, гордость за то, что ты – Ученик.
Предмет исследования: школа и ее
история.
Время выполнения: 1–4 недели.
Примечание. Вся собранная
информация оформляется и собирается по разделам
в альбом.
План проекта
1. Символика родной школы (герб, флаг,
гимн).
2. Мои родители – ученики школы № ... (интервью у
родителей бывших выпускников моей школы).
3. Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
4. Учителя – участники различных конкурсов
городского и областного уровней.
5. Просто ученики, без которых не существовал
бы этот дом – школа № ... , которая в этом году
отмечает свой юбилей.
Методы исследования
«Подумать». «Спросить у другого
человека». «Понаблюдать (фото, рисунок)».
«Получить информацию из книг, журналов, газет».
1-й РАЗДЕЛ
Подготовительный этап
К РАЗМЫШЛЕНИЮ...
«Сейчас, прогуливаясь в стенах родной
школы, вспоминаю очень многое... Время,
проведенное в уютных классных комнатах вместе с
нашими любимыми преподавателями, где частенько
засиживались и после занятий за душевными
беседами, советуясь, консультируясь и просто
получая удовольствие от общения с умным,
понимающим человеком, которому не безразлична
твоя дальнейшая судьба... Сколько доброты,
душевного тепла отдавалось и отдается каждому
ребенку, подростку в стенах этого здания!..
Сколько людей, нашедших в жизни свое призвание,
было выпущено, а сколько еще ждет впереди!..»
Данная работа направлена не на то, чтобы
упрекнуть нынешнее поколение достижениями
предыдущих выпусков, а на знакомство ребят и
сотрудников школы с богатой историей этого
заведения, которое называется школой жизни.
Мария Стрельцова,
«золотая» медалистка,
выпускница школы № 27
г. Таганрога, 2005 г.
БЕСЕДА
Учитель. Как называется здание, в
котором мы сейчас находимся?
Дети. Школа, постройка, учебное
заведение.
У. Почему оно так называется? Школ в
городе много, но чем же отличается одна школа от
другой?
Д. Номером, датой основания, местом
расположения (адресом), коллективом учителей и
сотрудников, коллективом учеников, количеством
выпускников, своей историей и т.д.
У. Что вы можете сказать о своей
школе?
Д. Мы можем назвать номер школы, ее
адрес, фамилии, имена и отчества некоторых
учителей, сотрудников школы.
У. А можно ли школу назвать маленьким
государством? Почему? Чем отличается одно такое
государство от другого?
Д. Символами, законами, границами,
людьми и т.д.
У. Какие символы есть в каждом
государстве?
Д. Флаг, герб, гимн.
Этап самостоятельной
групповой работы
Класс делится на три группы, каждая из
которых выполняет свое творческое задание.
1-я группа. Нарисовать флаг школы, дать
версию значения цвета и символов, используемых в
работе.
2-я группа. Нарисовать герб школы,
дать версию значения цвета и символов,
используемых в работе.
3-я группа. Сочинить текст, который
мог бы стать гимном нашей школы.
(Это задание можно дать в том случае,
когда в классе есть дети, любящие сочинять стихи.)
Этап оформления и защиты проекта
Представление своей работы
Это первые страницы книги об истории
моей школы.
Какие символы есть в нашей школе?
Где можно получить ответ на этот вопрос?
Памятка-подсказка: 1) учитель; 2)
заместитель директора школы по УВР; 3)
организатор внеклассной и внешкольной работы; 4)
библиотекарь.
Затем каждая группа отправляется на
поиски ответов:
– Геральдика школы – флаг и версия
взрослых о его значении, своя версия.
– Геральдика школы – герб (эмблема) и версия о
его значении, своя версия.
– Гимн (песня) школы (текст, автор, музыка,
композитор, дата написания).
Далее начинается представление
полученной информации.
– В чем сходство версий взрослых и
детей?
2-й РАЗДЕЛ
Подготовительный этап
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
У. Символы школы мы узнали и создали
свои. А что бы вы еще хотели узнать о школе, о ее
учениках?
Д. Учились ли в моей школе родители,
учителя, работающие в школе.
У. А как это сделать?
Д. Надо спросить об этом. Но мы не
знаем у кого...
У. Попробуйте спросить у меня.
Обучаем детей правильному общению,
интервьюированию с помощью ролевой игры.
– Как правильно обратиться к
человеку?
Д. По имени и отчеству.
У. А если человек незнакомый?
Д. Вежливо обратиться и
познакомиться.
У. Какие вопросы вы хотели бы задать?
ИНТЕРВЬЮ
(образец составляется вместе с детьми)
– Здравствуйте. Извините, пожалуйста,
можно вам задать несколько вопросов?
1. Представьтесь. (Фамилия, имя,
отчество.)
2. Учились ли вы в нашей школе? (Если да, то
интервью продолжается. А если нет, то ребенок
говорит: «Извините за беспокойство».)
3. Назовите период обучения в нашей школе.
4. Вспомните, как звали вашего первого учителя.
5. А как звали вашего классного руководителя с
5-го по выпускной класс?
6. Какие предметы для вас были любимыми и почему? и
т.д. и т.п.
Оставшиеся вопросы (всего их должно
быть не менее 10) ребята составляют
самостоятельно. Учитель может их
подкорректировать, помочь правильно
сформулировать мысль (индивидуально), а может
не вносить никаких изменений.
Этап самостоятельной групповой работы
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ. ВЫБОР ОПРАШИВАЕМОГО.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
1-я группа. Интервью с родителями
бывших выпускников школы.
2-я группа. Интервью с учителями и
сотрудниками школы – бывшими выпускниками.
Этап оформления и защиты проекта
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Интервью с Липало В.М.,
директором школы с 2001 г. (пример)
Ученик. Трудно ли быть
директором школы?
Директор. Да, очень трудно.
Ученик. Вы любите детей?
Директор. Очень.
Ученик. Каких детей вы любите
больше?
Директор. Разных: послушных и
не очень, воспитанных и балованных.
Ученик. Какое ваше любимое
блюдо?
Директор. Люблю фрукты, рыбу в
любом виде, особенно фаршированную.
Ученик. Что бы вы хотели
пожелать ученикам?
Директор. Быть успешными в
обучении, вырасти здоровыми, сильными и добрыми,
а по окончании школы стать успешными в жизни.
3–4-й РАЗДЕЛЫ
Подготовительный этап
У. Как вы думаете, кем может
гордиться наше государство? наша школа?
Д. Знаменитыми людьми, учителями.
Участниками и победителями профессиональных
конкурсов, обучавшимися в нашей школе.
Выпускниками, которые окончили школу с золотой, с
серебряной медалями.
У. А как узнать о них?
Д. Спросить, взять интервью, взять
информацию из архивных документов учебного
заведения.
Этап самостоятельной групповой работы
На основании предыдущего опыта дети в
группах пытаются составить интервью с людьми,
которыми по праву может гордиться школа.
Образец обобщенного интервью
Вопросы анкеты составляются с учетом
категории людей и информации, которую необходимо
выяснить учащимся.
– Здравствуйте! Я ученик(ца) ... класса.
Я провожу исследование. Не могли бы вы
ответить на мои вопросы?
1. Представьтесь (фамилия, имя,
отчество).
2. Участвовали ли вы в
профессиональных конкурсах?
3. Имеются ли среди учеников, которых
вы готовили, победители предметных олимпиад? (Если
нет, то ученик благодарит за участие в
исследовании. Если да, то продолжает задавать
вопросы.)
4. В каком году вы принимали участие в
профессиональном конкурсе?
5. Назовите этот конкурс, его
результат.
6. Есть ли среди ваших учеников
победители предметных олимпиад и других
конкурсов?
7. Назовите их фамилии, имена,
отчества, предмет, год участия, результат.
Одна группа занимается поиском
информации в архиве учебного заведения, который
хранится у директора школы или его секретаря.
Предварительно учитель объясняет важность
данных документов для нынешнего и будущих
поколений, предупреждает, что работать с
документами необходимо аккуратно, в присутствии
учителя.
Этап оформления и защиты проекта
Интервью с Кабарухиным Владимиром
Григорьевичем (пример)
– Скажите, когда вы родились?
– Родился я в 1939 году, 7 ноября.
– Назовите период обучения.
– Начал учиться в 1947 году, окончил
обучение в 1954 году.
– С какими результатами окончили школу?
– По окончании школы мне вручили
золотую медаль.
Из архивных данных составляется список
золотого и серебряного фонда школы.
Например: 1965 год Ф.И.О. выпускника ___________
1966 год Ф.И.О. выпускника ___________
5-й раздел
В помощь учителю. В этот раздел можно
поместить работы ребят – нынешних учеников
школы, дипломы, грамоты победителей различных
конкурсов, олимпиад, интересные рисунки,
сочинения, стихотворения, фотографии.
И. СТРЕЛЬЦОВА,
учитель начальных классов школы № 27,
г. Таганрог
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ? ПРОБЛЕМА
УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ»
I. Выбор темы исследования
По дороге из школы на улицах нашего
города я увидел вот такие картины (см. фото) и
спросил: «Что можно сделать, чтобы на улицах не
было столько мусора?» В результате возникла тема
исследования «Что я могу сделать с мусором?
Проблема утилизации отходов».
II. Цель исследования
Определить цель исследования – значит
выяснить, зачем мы его проводим. Я задал этот
вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с
ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и
вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит
с ним в дальнейшем?»
Цель: проследить путь бытовых
отходов.
III. Задачи исследования
– Проанализировать утилизацию
мусора в разных странах;
– описать влияние отходов на окружающую
среду;
– доказать, что вторичная переработка мусора
необходима для сохранения окружающей среды;
– предложить свои способы вторичной
переработки бытовых отходов.
IV. Объект, предмет и база
исследования
Объект исследования: экология.
Предмет исследования: бытовые
отходы, возможность их вторичного использования
и переработки.
Участники исследования: семьи
одноклассников и независимые участники.
V. Гипотеза исследования
Возможно, бытовые отходы загрязняют
экологическую обстановку. Попробуем предложить,
как их можно вторично использовать.
VI. Методы исследования
Мною использовались следующие методы
исследования: анализ; анкетирование;
эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение.
VII. Результаты исследования
Проблема городских отходов
Раньше вопрос утилизации отходов остро
не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с
поля сразу к столу, обходясь без переработки,
упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные
очистки и тому подобное скармливались или
использовались в виде компоста как удобрение
почвы для будущего урожая.
Переселение в города привело к изменению
потребительской структуры. Продукцию стали
обменивать, а значит, потребовалось ее
упаковывать для большего удобства.
Экологические проблемы городов, особенно
крупных, связаны с чрезмерной концентрацией на
сравнительно небольших территориях населения,
транспорта и промышленных предприятий и с
образованием антропогенных ландшафтов, очень
далеких от состояния экологического равновесия.
Пути решения проблемы
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в
Афинах был издан первый эдикт, запрещающий
выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий
организацию специальных свалок и предписывающий
мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за
милю от города. С тех пор мусор сваливали на
выделенных площадках (полигонах) в сельской
местности. В результате роста городов свободные
площади в их окрестностях уменьшались, а
неприятные запахи и возросшее количество крыс
становились невыносимыми. Тогда отдельные
свалки были заменены мусорными ямами.
Мусорная индустрия
Во всем мире отходы рассматривают как
потенциальное сырье для будущего продукта –
вторичного сырья, как элемент бизнеса. Но без
введения раздельного сбора мусора эффективно
решить проблему переработки бытовых отходов
невозможно. Для приема и сортировки собранного
вторичного сырья необходимы соответствующие
предприятия, располагающие сетью пунктов приема.
Как сказал директор Северо-Западного отделения
Федерального центра благоустройства и обращения
с отходами A.C. Гурьнев, теоретически можно
утилизировать 90% отходов (практически 70–75%),
однако при этом мы так или иначе создадим
кладбища отходов. И, значит, о мусоросжигающем
заводе тоже когда-то придется задуматься.
Социологическое исследование
Я решил узнать, сколько пластиковой тары
выбрасывает каждая семья. Для этого я провел
социологическое исследование: попросил
родителей моих одноклассников ответить на
вопросы моей анкеты. (Анкета – это ряд вопросов,
составленных и записанных для индивидуального
ответа каждого участника исследования. Анкеты
раздаются всем участникам, заполняются, а затем
юный исследователь собирает их для анализа и
изучения мнений.)
Анкета
Здравствуйте, уважаемый участник
опроса! Прошу вас принять участие в моем
исследовании и ответить на вопросы.
1. Состав семьи: ____ человек.
2. Сколько пластиковых бутылок
выбрасывает ваша семья в неделю?
2 л – ... шт.;
1,5 л – ... шт.;
1 л – ... шт.;
0,5 л – ... шт.;
0,33 л – ... шт.
3. Сколько пакетов выбрасывает ваша
семья в день?
– Обычные пакеты – ... шт.;
– из-под молока, кефира, майонеза и пр. –
... шт.;
– большие пакеты – ... шт.
4. Сколько пластиковых баночек
выбрасывает ваша семья в день?
– Из-под йогурта – ... шт.;
– из-под сметаны – ... шт.
5. Сколько выбрасывает ваша семья
пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и
других косметических товаров в месяц? ... шт.
Спасибо за участие в исследовании!
Результаты опроса меня ошеломили! Я
пересчитал расход пластиковой тары в месяц, и вот
что получилось:
– пластиковых бутылок – 88 шт. объемом
2 л; 272 шт. объемом 1,5 л; 73 шт. объемом 1 л; 52 шт.
объемом 0,5 л; 16 шт. объемом 0,33 л;
– пластиковых баночек из-под йогурта –
840 шт.; из-под сметаны – 346 шт.;
– пакетов обычного размера – 2982 шт.; из-под
молока, кефира – 1092 шт.; больших пакетов –
788 шт.;
– пластиковых флаконов из-под шампуней
и др. – 92 шт.
Я придумал, как можно использовать эту
гору пластика. Дома с родителями я сделал
подставку для цветов. Для ее изготовления мне
понадобились:
– 1 железный прут (60 см);
– 2 круга из железа и пластика;
– 14 пластиковых 1,5-литровых бутылок;
– 6 шурупов с гайками;
– прозрачный скотч;
– мраморная крошка, клей «Момент», цветные
нитки (для украшения).
Из подсчитанного мной пластика можно
сделать 34 таких подставки.
Кроме этого, можно изготовить:
– 11 ваз для цветов;
– 11 леек;
– 420 стаканов для карандашей;
– 640 стаканчиков для канцелярской мелочи;
– 30 поддонов для цветочных горшков;
– 200 горшков для рассады.
Такие пути выхода из данной проблемы
придумал я сам. Прочитав научную литературу, я
выяснил, что в мире взрослых существуют другие
пути выхода из этой проблемы:
– реконструировать
мусороперерабатывающие заводы;
– создать новые экологически безопасные
полигоны;
– обновить мусороперерабатывающую
промышленность.
VIII. Защита исследования
Собраны сведения, сделаны необходимые
расчеты и наблюдения, проведены эксперименты.
Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое
главное и рассказать об этом.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ
ЗДОРОВЬЕ»
Тема. «Сколько весит здоровье
ученика?»
I. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника –
здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем
такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на
осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как
правильно выбрать ранец?
II. Цель
Активизировать познавательную
деятельность учеников при изучении темы
«Человек», обратить внимание на сбережение
своего здоровья (осанки) путем ежедневного
контроля тяжестей за спиной.
III. Задачи
1. Проанализировать данные в
медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на
растущий организм ребенка, к каким последствиям
это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит
здоровью.
4. Предложить свои способы решения
проблемы.
IV. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка
школьника – основа здоровья.
Участники исследования:
учащиеся ... класса.
V. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец
вредит здоровью.
VI. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор
информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
VII. Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы
жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет,
когда быстро развиваются механизмы,
обеспечивающие вертикальную позу. На
формирование неправильной осанки оказывают
влияние хронические заболевания, недостаточный
по времени отдых и пассивные формы его
проведения, неправильное положение тела во время
занятий, не соответствующая росту мебель,
неудобная обувь и одежда. В группу риска входят
близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с
частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые
ранцы и особенно – портфели. Регулярная
асимметричная нагрузка на неокрепший
позвоночник чревата неприятностями на всю
дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее
портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки
свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь
магазины и рынки предлагают так много разных
вариантов!
При покупке следует обращать внимание
не только на красоту и яркость, но прежде всего на
функциональные качества. Для изготовления
ранцев сейчас, как правило, используются
различные кожзаменители или синтетические
ткани. Эти материалы должны быть легкими,
прочными, с водоотталкивающей пропиткой или
покрытием, удобными для очистки. Для наших
холодных зим важно еще и такое качество, как
морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец
затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и
срок службы такого ранца невелик. Чаще всего
подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки,
которые привозят к нам из тех стран, где круглый
год лето.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся
тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ,
показали, что вес ранца с учебниками у учеников
начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг,
что в 2,5–3 раза превышает допустимые
гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с
увеличением количества учебных дисциплин, а
также с большой вариативностью учебников и
учебных пособий. Издатели не всегда
придерживаются гигиенических рекомендаций в
отношении веса изданий, превышая его из
коммерческих соображений. С 1998 года введены в
действие санитарные правила и нормы –
«Гигиенические требования к изданиям учебников
для общего и начального профессионального
образования», в которых регламентирован вес
учебного издания для каждой возрастной группы.
Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников
носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью,
потому что ежедневная ученическая ноша слишком
тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили
лямки ранцев специальными датчиками и
контролировали детей, которые носили поклажу,
весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем
тяжелее она была, тем выраженнее становились
боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое
плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое –
110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного
давления, которое приводит к нарушению
кровообращения в организме! А средний вес
школьного ранца обычно составляет 22% веса
ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет
еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы
решили провести эксперимент и в своем классе.
В эксперименте участвовало 30 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника
школы информацию о состоянии
опорно-двигательной системы, в частности об
осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных
принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий,
необходимых по программе, и сравнить их с
гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за
изменением веса ранца в связи с учебными
нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый легкий портфель;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый «тяжелый» учебный день;
– самый «легкий» учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям
и учителям.
Проанализировав личные карточки
учеников с медицинским работником школы, мы
увидели, что проблема с опорно-двигательной
системой у нас в классе стоит очень остро:
... человек с нарушением осанки;
... человек со сколиозом;
... человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не
усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую
поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес
ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца
меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика
(в килограммах) надо умножить на 10 и разделить
на 100. Данные записали в табл. 1.
Таблица 1
Ф.И.О. ученика |
Год рождения |
Вес тела (кг) |
Диагноз |
Правильный вес
ранца (кг) |
Реальный вес
ранца (кг) |
|
|
31 |
|
3,1 |
4,70 |
|
|
35 |
|
3,5 |
5,12 |
|
|
42 |
|
4,2 |
5,45 |
|
|
29 |
|
2,9 |
4,50 |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца
далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина
излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком
тяжел и взвесили все ранцы без школьных
принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ф.И.О. ученика |
Вес ранца (кг) |
Выводы |
|
0,45 |
Норма |
|
0,90 |
Слишком тяжелый |
|
1 |
Слишком тяжелый |
|
1,10 |
Слишком тяжелый |
|
0,20 |
Норма |
Выводы
Мы увидели, что у 12 учеников вес ранца
соответствует гигиеническим нормам, то есть не
превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись
победители-легковесы весом всего 0,2 кг. Однако у 18
человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной
различных патологий в развитии
опорно-двигательной и сердечно-сосудистой
систем.
Можно сказать, что родители ребят,
обладающих правильными ранцами и
ранцами-легковесами, побеспокоились о
сохранении здоровья своего ребенка, в частности
осанки.
А может быть, причина не только в ранцах,
но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все
учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили
их: «Литературное чтение» – 200 г; «Математика» –
230 г; «Русский язык» – 300 г; «Окружающий мир» – 50 г;
Дневник – 100 г; Тетрадь-задачник – 20 г;
Тетрадь-задачник – 50 г; «Английский язык» – 500 г
Все книги соответствовали
гигиеническим нормам – 300 г для учеников
начальной школы. Нашелся и «нарушитель» –
учебник английского языка массой 500 г.
Понаблюдав в течение недели за весом
ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец
бывает в среду и пятницу: 4,45 кг или 4,34 кг (без
сменной обуви и дополнительной книги). А в данные
дни он должен быть менее нагруженным. Самым
легким ранец оказался в понедельник и четверг.
Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42 кг, причем
не учитывался вес сменной обуви и дополнительной
книги. Так что даже в эти дни вес не
соответствовал гигиеническим нормам.
Рекомендации ученикам
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте
вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
– Просим вас: не покупайте тяжелые
ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого
ранца для ученика начальной школы – 300 г.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится
осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская за своей
спиной тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об
их здоровье!
Рекомендации чителям и
работникам школ
Снизить весь школьных ранцев и
способствовать таким образом профилактике
ортопедических и сердечно-сосудистых
заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и
пособия, которые прошли гигиеническую
экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе)
использовать два комплекта учебников (один –
в школе и один – дома);
– при составлении школьного расписания
учитывать гигиенические требования к весу
ежедневных учебных комплектов;
– организовать хранение сменной обуви,
спортивного инвентаря, принадлежностей для
уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в
помещении школы;
– организовать в классе библиотеку
необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые
направления решения этой проблемы. Однако
острота ситуации может быть снята только тогда,
когда вопрос контроля данной проблемы будет
постоянно находиться в поле зрения учителей,
родителей и учеников.
Групповые исследовательские работы
выполнили:
В. ПАВЛЕНКО, А. ПЕТРЯЕВ,
Р. СЫСОЕВА, А. ЛИТВИНОВ,
В. АФАНАСЬЕВА, В. ФОМИН,
В. ИВАНОВ – ученики 4-го «Б» класса
(руководитель – И.В. СТРЕЛЬЦОВА,
учитель школы № 27,
г. Таганрог)
Продолжение следует
|