Ольга ЕВДОКИМОВА,
учитель начальных классов школы № 15
г. Егорьевска Московской области
Безударные гласные и способы их
проверки
Русский язык. 70 упражнений
Тема «Правописание безударной гласной
в корне слова» – одна из самых трудных тем в
начальной школе. Часто и в старших классах
ученики допускают ошибки на эту тему. Происходит
это из-за незнания лексического значения слов,
небольшого словарного запаса, неумения быстро
находить корень слова и подбирать родственное
слово с ударным корнем.
Вашему вниманию предлагаются материалы для
отработки навыка написания проверяемых
безударных гласных в корне. Данные упражнения не
только помогут закрепить изученные темы, но и
расширят словарный запас учеников.
1. Прочитайте
пословицы об уме и учении. Выпишите слова с
безударной гласной в корне, а рядом припишите
проверочное слово.
Учить – ум точить.
Повторение – мать учения.
Разум силу победит.
По платью встречают, а по уму
провожают.
Видит око далеко, а ум еще дальше.
Какая из данных пословиц вам больше
всего понравилась? Как вы понимаете ее смысл?
2. Выберите и запишите в левый
столбик те слова, которые будут являться
проверочными, а в правый столбик запишите слова с
пропущенной буквой. Вставьте и подчеркните эту
букву.
Каток, катит, к...тается.
Глядели, взгляд, поглядывал, гл...деться.
Скрип, скрипит, скрипка, скрипач, скр...пучий.
Пишет, писал, записная, письма, переписка,
зап...сал.
Крикун, крик, кричал, крикливый, закр...чал.
3. К данным проверочным словам
подберите однокоренные слова с безударной
гласной в корне. Проверочные слова должны
обозначать предмет, признак или действие
предмета.
Прямо – (признак предмета)
Свет – (действие предмета)
Зверь – (предмет)
Спешка – (действие предмета)
Плеск – (действие предмета)
Лов – (действие предмета)
4. Выборочный диктант.
Выпишите из стихотворений однокоренные
слова. Под безударной гласной поставьте точку, а
в проверочном слове поставьте ударение.
Если смеются, смеются дети,
Смешным становится
Все на свете...
Если бы дети на целой планете
Все засмеяться сразу могли,
Вот бы Земля задрожала от смеха!
Я бы в летчики пошел –
Пусть меня научат.
Облетаю тучку,
Тучку-летучку,
Белой чайкой паря,
Полетел за моря...
5. Распространите предложения по
вопросам. Для этого воспользуйтесь словами для
справок.
Подчеркните слова с безударной гласной
в корне, устно подберите к ним проверочные.
(Когда?) идут (какие?) дожди.
(Какие?) рельсы пролегли (где?, где?,
где?).
(Как?) охраняют пограничники (какие?)
рубежи.
Слова для справок: прол...вные,
ос...нью, ст...льные, м..р ские, в г...pax, в ст...пях, в
пустынях.
6. Работа с корнем -смех-.
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв
мордочки передними лапками, засмеялись добрые
старушки зайчихи. Очень уж смешной заяц!
Определите, в каком тексте слова смеяться
и хохотать стоят в прямом значении, затем те
тексты, где эти слова стоят в переносном
значении.
А вот и верба у колодца
Распустилась и смеется.
В цирке дети весело смеялись.
Колокольчик звонко плачет,
И смеется, и грустит.
Визжат и хохочут ребятишки, купаясь в
прозрачной воде.
Какими близкими по значению словами
можно дополнить ряд: хихикать, смеяться, хохотать?
Запишите их в порядке возрастания
действия.
7. Работа с корнем -лет-.
полёт, летучая, лето, летательный,
лётный, летний, летающая
летучая, летательный, лётная (аппарат,
форма, погода, мышь)
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев.
Должно быть, это
Улетает наше лето.
8. Спишите слова, вставляя
пропущенные буквы. Припишите к ним проверочные
слова из скобок.
Ш...ги – (шаг, шагать)
М...сты – (мостик, мост)
Сл...за – (слезный, слезы)
П...скливый – (писк, пищит)
Т...нистый – (теневая, тень)
9. Работа с корнем -дрож-.
Укажите, в каком значении употреблено
слово дрожать.
Запоздалый рыжик ежится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Мать дрожала за здоровье ребенка.
Земля дрожала от взрывов.
От волнения у мальчика дрожал голос.
10. Спишите, вставляя безударные
гласные. Запишите в скобках проверочные слова.
Устно объясните, каким способом вы проверяли
написание безударной гласной.
Ст...ит хороший зимний день.
Яркий снег сл...пит гл...за.
Ож...ла л...сная п...ляна.
Прил...тели сн...гири, с...нички, др...зды.
На с...сне по...вился пестрый дятел.
11. Замените предложение одним
словом. Запишите это слово. Как можно проверить
его написание?
Хвойное дерево с длинными иглами.
Отверстие в стене дома, закрытое стеклами.
Огородное растение с длинными зелеными
плодами, которые употребляют в пищу.
Какое слово оказалось лишним? Почему?
(Огурец – словарное слово.)
12. Объясните названия предметов
путем подбора родственных слов.
г...стиница, ст...ловая, л...нейка,
в...ренье, в...ршина, сн...говик
13. Прочитайте пословицы,
объясните их смысл. Спишите, объясняя написание
пропущенных букв.
Не сп...ши языком – тор...пись делом.
Не дал слова – кр...пись, а дал –
д...ржись.
14. Напишите однокоренные слова,
которые отвечают на вопрос какие?
Дождь – ... дни
Лес – ... жители
Сталь – ... рельсы
Зверь – ... тропы
Лось – ... следы
Цвет – ... карандаши
Ночь – ... поезда
Объясните способ и правило проверки.
15. Работа с корнями -кот- и -кат-.
Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.
(Кот.)
Запишите однокоренное слово, которое
называет детеныша кошки.
Выпишите из предложения однокоренные
слова, подходящие к предыдущему заданию.
Там котик усатый по садику ходит.
В каком значении употребили это слово? (Каток
– машина.)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
Продолжение
следует
|