Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации

Контрольные и проверочные работы за III четверть

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец за III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1 класс

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(37 слов)

(В. Сутеев)

Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ? Запиши своё название текста на строке.

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка? Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

Неожиданная встреча

По садовой дорожке тихо шлёпал ножками ёжик. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – крикнул Петя и достал шапочку.
Из-за пенька выглянул старичок-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего колобка, дети!» Малыши притихли.
На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока, из дупла выглянула белочка. «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой.

(59 слов)

Вопросы и задания

1. С кем повстречались дети на лесной дорожке?

2. Что хотели сделать дети с колючим колобком?

3. Кто помог ёжику остаться целым и невредимым?

4. Каким ты себе представляешь старичка-лесовичка? Расскажи.

5. Если бы мы читали сказку по ролям, сколько человек понадобилось бы для озвучивания сказки? Назови персонажей и запиши: _________________________________ .

6. Какие герои не произнесли в сказке ни одного слова, ни одного звука? Запиши их названия: ______________________________________________________________

Учимся писать

Мы в тетрадки дружно дышим:
За окошком кутерьма –
Снег летит! И все мы пишем
Слово нежное «зима».
А грачиный крик услышим,
Станет птицам не до сна –
Вот тогда мы все напишем
Слово звонкое «весна».
А потом напишем «лето» –
Полон мир добра и света!
А начнёт листва плясать –
Все научимся писать.

(50слов)

(В. Коржиков)

Вопросы и задания

1. Чем заняты дети?

2. Какие слова подбирал мальчик к каждому времени года: к весне, лету, зиме? Прочитай эти словосочетания.

3. Как ты понимаешь слово кутерьма и выражение начнёт листва плясать? Когда это бывает?

4. Какое время года не назвали в этом стихотворении? Есть ли слова, посвящённые осени? Прочти их.

5. Почему поэт говорит, что птицам станет весной «не до сна»? Объясни.

6. Прочти выразительно четверостишие про весну.

Весна пришла

Утром родился родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу – сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку:
– Родничок, родничок, ты откуда взялся?
– Буль-буль-буль. Я не знаю. Я ещё маленький.
– Родничок, родничок, – говорит пчёлка, – дай водицы попить.
– Буль-буль-буль. Пей досыта, пожалуйста.
Напилась пчёлка, сказала «спасибо» и улетела. Окреп родничок, ещё веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.

(66 слов)

(В. Белов)

Вопросы и задания

1. Приходилось ли тебе видеть родничок? Расскажи, что это такое?

2. Кто обращался к родничку с просьбой водицы испить? Отметь правильный ответ значком :

  • ... зайчик;

  • ... шмель;

  • ... пчёлка.

3. Почему, напоив пчёлку, родничок сам окреп и весело забулькал?

Что я люблю...

...Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда и не надо...
Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и Царь-пушку. Всё это я люблю дарить.
Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или ещё что-нибудь.
Я люблю гостей...
Я люблю ходить в зоопарк. Там чудесные слоны. И есть один слонёнок. Когда мы будем жить просторнее, мы купим слонёнка. Я выстрою ему гараж...
Очень люблю лошадей – у них такие красивые и добрые лица!
Я много чего люблю!

(95 слов)

(В. Драгунский)

Вопросы и задания

1. Перечисли любимые занятия мальчика.

2. Есть ли среди перечисленных твои любимые занятия? Какие?

3. С каким чувством ты читал этот рассказ? Что вызывало у тебя улыбку?

4. Каким ты представляешь себе этого мальчика? Расскажи.

2 класс

Первая охота

Надоело щенку гонять кур по двору.
«Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».
Шмыгнул под воротами и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: «Я его обману».
Удод думает: «Я его удивлю».
Ящерка думает: «Я от него вывернусь».
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся».
«Мы все за себя постоять умеем», – думают они про себя.
А щенок уже подбежал к озеру и думает: «Вот я сейчас их поймаю!» – и приготовился уже прыгнуть...

(83 слова)

(В. Бианки)

Вопросы и задания

1. Почему рассказ назвали «Первая охота»? Кто собирался на охоту?

2. Прочитай предложение, в котором говорится, как щенок собирался охотиться.

3. Перечисли, что за «дикие звери» встретились на его пути.

4. Как решили обороняться маленькие насекомые и птицы от «грозного охотника»? Можно зачитать эти предложения.

5. Как ты думаешь, выполнит ли своё обещание щенок?

6. Какую кличку ты бы придумал для этого глупого и смешного щенка?

Клюква

Мох не мох – в лесу перинка.
На перинке не малинка:
И пригожа, и красна,
Разрумянилась со сна –
Это клюква-лежебока
Накопила столько сока!
Целый день лежит в постели,
Чтобы щёчки не худели.
Тоньше нитки стебелёк –
Чуть подрос и сразу лёг.
В колкой ёлке свистнет дрозд,
Будет больше в небе звёзд,
Соберутся журавли
С нашей северной земли,
На притихшее болото
Ляжет сонная дремота –
Собирай тогда в корзинки
Клюкву – ягоду с перинки!

(68 слов)

(Е. Трутнева)

Вопросы и задания

1. Какая картина представилась тебе после прочтения этого стихотворения? Какая стояла погода?

2. Какие чудесные запахи можно было почувствовать, остановившись в этом месте?

3. Как ты понимаешь выражение: «На притихшее болото ляжет сонная дремота»? Какое близилось время года?

4. Какие образные (красивые) выражения тебе особенно понравились в стихотворении? Зачитай их.

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, пошли в школу. Они проходили мимо тенистой рощи. На дороге было жарко, а в лесу прохладно и весело.
– В школу мы ещё успеем, – говорит брат сестре. – Мы только послушаем, как в лесу поют птички, посмотрим на белочек.
Дети бросили азбуку в траву и побежали под кудрявые берёзы. Им хотелось поиграть с пчёлкой, белочкой, малиновкой. Но звери и птицы отказывались бездельничать. У них было много работы.
– Ах вы, ленивые дети! – сердито журчал ручеёк.
Даже крошечная малиновка просвистала: «В школу не пошли, уроки не выучили, другим мешаете дело делать».
Стыдно стало детям. Они пошли в школу и учились прилежно.

(103 слова)

(К.Д. Ушинский)

Вопросы и задания

1. Какой случай произошёл с детьми?

2. В каком классе они учились? Откуда ты это узнал? Прочитай.

3. Как они развлекались в лесу?

4. Как ты понимаешь слово бездельничали? Каким другим словом можно заменить это слово? Прочитай предложение с новым словом.

5. Как птицы и звери помогли детям вернуться в школу?

6. Как вы думаете, как пойдут школьные дела у брата и сестры?

Лесное эхо

Мы с мамой собирали в лесу землянику.
– Ау! – кричу я.
«Ау!» – отозвалось из лесной дали. Я удивился.
– Да ведь это эхо! – сказала мама.
– Эхо? А что оно там делает?
– Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.
Я недоверчиво слушал маму.
– Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? – тихо спросил я. – Пойдем в лес, посмотрим.
– Ну пойдём, только никого мы с тобой не найдём.
Мы шли по лесу, и я изредка покрикивал: «Ты здесь?»
«Зде-е-е-сь!» – отвечало впереди.
И вдруг я увидел «эхо».
– Мама, вон это эхо на пеньке сидит!
– Это же дедушка Кузьма коров пасёт! – засмеялась мама.
– Дедушка, а я думал, ты – эхо! – закричал я и обнял деда.

(114 слов)

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Как мама объяснила сыну, что такое эхо? Зачитай отрывок.

2. Какие слова показали нам, что малыш не поверил маме? Зачитай.

3. Какие черты характера помогли малышу узнать, что такое эхо?

4. В тексте отметь, где чьи слова, то есть подготовь текст к чтению по ролям. (Можно отметить только отдельные слова, например, слова мальчика или мамы.)

3 класс

Лесное эхо

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.
Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь.
А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.
Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.
– Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток.
Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
– Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
– Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику... От земли шёл лёгкий пар.
– Ау! Ау! – кричал я.
«Ау! Ау!» – отозвалось из лесной дали.
– Не бойся, это эхо! – сказала мама.
С мамой мне хорошо и спокойно.

(194 слова)

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?

2. Когда возникла радуга и как она выглядела?

3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?

4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?

5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?

Под ёлкой

Расскажу, как это было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке...
И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал, шептал в ушко...
Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.

(129 слов)

(По М. Пришвину)

Вопросы и задания

1. Как автор описывает лес, ожидающий дождь?

2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?

3. Составь план этого рассказа и запиши его.

4. Пофантазируй: если бы ты оказался в таком шалашике, о чём тебе хорошо думалось бы под елью?

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Щелкунчик

(Сказка)

Мари не отходила от стола с подарками.
– Ах! – воскликнула, наконец, Мари. – Для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой ёлкой?
– Он, – отвечает отец, – будет усердно трудиться для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать твёрдые орехи.
С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человечек вёл свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:
– Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришёлся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нём и береги его.

(130 слов)

(Э. Гофман)

Вопросы и задания

1. Какой сюрприз преподнёс отец своей малышке Мари?

2. Какую работу выполнял деревянный человечек для всей семьи?

3. Что это за род человечков Щелкунчиков? Расскажи.

4. Составь план текста.

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Весёлая кукушка

Мама Гуннара и Гуниллы вздохнула.
– Мама, который час? – с этим вопросом дети обращались к матери и отцу через каждый час.
Папа тоже устал выполнять беспрестанные просьбы детей, даже он!
– Я думаю, – решил он, – купить детям собственные часы.
И завтра же.
Часы папа принёс и тут же повесил на стенку. И рассказал, что вот такие часы с кукушкой делают в Швейцарии.
«Удивительный подарок», – подумали Гуннар и Гунилла.
Когда стрелки часов пробили десять, выскочила кукушка и пропела десять раз.
– Как ты думаешь, откуда она знает, сколько раз ей надо прокуковать? – поинтересовалась Гунилла.
– Ясное дело, отчего. Это механизм работает.
Но тут случилось самое настоящее чудо. Окошечко распахнулось, и оттуда выскочила маленькая деревянная кукушка.
– Я хорошо знаю математику, поэтому я умею хорошо считать, – проговорила кукушка.
– Она... она умеет считать, – прошептал Гуннар.
– Ясное дело, я умею и говорить, – прокуковала кукушка. Она слетела вниз и уселась на спинку кровати.
– А разве ты не приделана к часам? – спросили дети.
– Конечно, нет. Это только так люди думают. Только маме не следует говорить. Это тайна, которую могут знать только дети, – ответила кукушка и снова скрылась в часах.
Кукушка много раз вылетала за окно и каждый раз приносила детям подарки.
Но вот вошла мама. Она пожелала детям спокойной ночи. В тот же миг открылось окошечко и выскочила кукушка и запела. Она пела и пела, а потом прокуковала целых двадцать шесть раз. Мама сидела ошеломлённая.
– Наверное, механизм испортился, – сказала она. А дети, забравшись под одеяло, громко расхохотались. Ведь знать о чудесах положено только детям.

(А. Линдгрен)

Вопросы и задания

1. Как родители решили избавиться от многочисленных вопросов детей?

2. Что это был за «удивительный подарок»? Опиши его.

3. Какая тайна открылась детям?

4. Составь план этого текста.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

4 класс

Лабаз

Всё лето геологи искали в тайге алмазы. Пришла осень. Начались дожди. Геологи стали собираться домой. Перед отъездом завхоз сообщил начальнику партии, что осталось сто банок сгущёнки, три пуда муки, мешок компота и ящик масла.
– Надо поставить лабаз, – решил начальник.
Геологи взяли топоры, пилы и за три дня срубили лабаз. Лабаз получился вроде небольшой избушки без окон, с бревенчатыми стенами. Он был поставлен на четырёх тонких столбах так, чтобы медведь по ним не мог залезть в лабаз. Получился лабаз, как избушка на курьих ножках.
Уложили геологи продукты и убрали лестницу. Геологи ушли, а избушка осталась стоять в тайге.
Весной геологи вновь вернулись в тайгу искать алмазы, но расположились на другой стороне реки Чуролы. Завхоз и предложил молодому геологу Проньке сходить и принести ребятам сладенькой сгущёнки.
Пронька взял мешок, ружьё и отправился к старому лабазу. Пронька шёл и свистел в костяной пищик – дразнил весенних рябчиков.

Вот и знакомое место. В груди у Проньки похолодело, а в голове вдруг стало очень горячо. Под лабазом стоял огромный бурый медведь. Передними лапами он расшатывал столб. В раскрытой двери что-то зашевелилось. Оттуда сам собой стал вылезать мешок муки. Медведь подхватил мешок, когтём продырявил дырку, поднял его и стал вытряхивать муку себе на голову. Вмиг он стал похож на огромный жёлтый одуванчик. Ржавым языком он хватал мучное облако и облизывался.
Из открытой двери лабаза вновь высунулась рука в лохматой варежке и бросила вниз банку сгущёнки. Медведь ловко подхватил её и с силой сдавил. Липкая сладкая масса полилась на язык медведицы. В это время ловко спустился медвежонок и подхватил банку с молоком. Он лизал её, словно сплющенный леденец.
И тут Пронька отошёл в сторону и с другой стороны подошел к медведям. Он поднял ружьё вверх и дважды выстрелил. Не успел заглохнуть выстрел, Пронька принялся кричать, громко смеяться, звать несуществующих друзей, он даже запел. Голос его звучал хрипло, но он отыскал лестницу и приставил ее к лабазу. Он разыскал муку, сгущёнку, чернослив, сухие груши и яблоки, сложил всё в сумку. Слез Пронька на землю и подобрал сплющенную банку сгущёнки, похожую на блин.
Теперь нужно поскорее уходить, и Пронька запел ещё громче...

(По Ю.И. Ковалю)

Вопросы и задания

1. Расскажи, как в суровых условиях тайги шла борьба между людьми и медведями.

2. В чём проявилась находчивость медведицы при достижении своей цели? О чём это говорит?

3. Как Пронька выполнил задание геологов?

4. Каким тебе показался Пронька? Какие черты характера проявились у него в этой ситуации?

5. Составь план текста для подробного пересказа.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Пепе

Пепе десять лет. Он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от жгучего итальянского солнца и грязи.
Он был похож на сухую былинку. Прыгает Пепе по камням острова с восхода до заката солнца, и льётся его неугомонный голосишко:

Италия прекрасная, Италия моя!..

Его всё занимает: цветы, густыми ручьями текущие по доброй земле, ящерицы среди лиловатых камней, птицы в чеканной листве олив, в малахитовом кружеве виноградника, рыбы в тёмных садах на дне моря.
Множество интересных историй можно рассказать о Пепе.
Однажды какая-то синьора поручила ему отнести в подарок подруге корзину яблок из своего сада.
– Заработаешь сольдо! – сказала она. – Это ведь не вредно тебе...
Он с полной готовностью взял корзину, поставил её себе на голову и пошёл, а воротился за сольдо лишь вечером.
– Ты не очень спешил! – сказала ему женщина.
– Но всё-таки я устал, дорогая синьора! – вздохнув, ответил Пепе. – Ведь их было более десятка!
Пепе рассказал, что по дороге ему повстречались мальчишки: Микеле, Джованни и другие. Они обзывали его ослом, смеялись над его матерью...
– Тут я поставил корзину на землю и стал метать в них яблоки, – сказал Пепе.
– Они растащили мои плоды?! – закричала женщина. Она бранила Пепе, наконец устала и пошла прочь.

– О сударыня, если бы вы видели, как я победил этих мошенников, вы бы дали мне два сольдо вместо обещанного одного!
Грубая женщина не поняла скромной гордости победителя – она только погрозила ему железным кулаком...

(А.М. Горький)

Вопросы и задания

1. Что вы узнали о бедном итальянском мальчишке Пепе? Какой он, по вашему мнению, внешне и внутренне?

2. Что произошло с Пепе, когда он выполнял поручение сударыни?

3. Какие черты характера привлекают, притягивают читателя к этому бедному итальянскому мальчишке?

4. Составь план для пересказа этого отрывка:

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

5. В свободное время прочитай полностью произведение «Пепе» А.М. Горького.

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Три пёрышка

(Сказка)

Жил-был король, и было у него три сына. Из них двое умных и толковых, а третий был простоват, и звали все его Дурнем.
Вот состарился король и никак не мог решить, кому же из своих сыновей оставить царство. Говорит он сыновьям:
– Ступайте странствовать по белу свету, и кто принесёт мне самой лучшей работы ковёр, тот и будет королём.
Взял король три пёрышка, дунул на них, и они полетели вверх. Отец говорит сыновьям:
– Куда они полетят, туда и вам идти.
Полетело одно пёрышко на восток, другое на запад, а третье взлетело, но далеко не улетело и опустилось на землю.
Запечалился Дурень. Вдруг он заметил, что там, где лежит перо, находится вход в подземелье. Поднял он дверь, а там лестница. Спустился Дурень по лестнице, а там вторая дверь. Открыл он вторую дверь, а там сидит большая, толстая жаба. Спрашивает у него толстая жаба:

– Что хочешь ты, Дурень?
– Хотел бы я получить самый красивый ковёр на свете, – говорит Дурень.
Позвала старая жаба молодую и говорит:

– Девушка зелёная,
Ножка ты сушёная,
Эй, поди-ка поскорей
Принеси ларец живей!

Принесла молодая жаба ларец, а там ковёр прекрасный и такой тонкой работы, что подобного во всём мире нет. Поблагодарил он её и выбрался снова наверх.
А между тем братья принесли грубые шерстяные ковры. В это самое время Дурень развернул свой ковёр. Тут все и ахнули!
Снова король даёт задание: принести самое красивое кольцо. И опять Дурень приносит из подземелья от жаб кольцо, усыпанное драгоценными каменьями дивной красоты. Ни один мастер не мог бы сделать подобное кольцо. Дуются братья, да делать нечего. Надо третье задание отца выполнять. Просит отец привести в дом самую красивую, добрую и умную девушку на свете.
Отправился Дурень в подземелье. Дала ему старая жаба жёлтую репу и шесть мышей. А в репу посадила самую маленькую жабу.
Тотчас же жаба превратилась в прекрасную девицу, репа – в чудную карету, мышата – в быстрых коней.
Увидел их король и говорит:
– Младшему после моей смерти будет принадлежать королевство!
Так младший сын получил корону короля и правил долго, мудро и счастливо жил со своей молодой женой!

(По сказке Братьев Гримм)

Вопросы и задания

1. Сюжет какой сказки напоминает тебе сказка «Три пёрышка»?

2. Какие признаки жанра сказки ты подметил? Выдели и запиши их.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

3. Как ты думаешь, в соответствии с каким признаком жанра сказки хороших и добрых героев называют «Дурень», «Глупец», «Дурак» и т.д.?

4. Сходство с какими сказками ты находишь в содержании этой сказки?

5. Если бы тебе нужно было сочинить сказку данной тематики, то каких героев ты бы выбрал для своей сказки?