Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Окончание. См. № 5, 10, 15/2007; 1/2008.

Среди слов

Повесть

Глава 14. Виртуальный театр

– Сегодня наше последнее занятие по словесности в учебном году, – напомнила Анна Александровна. – Хочется, чтобы все получили подарок на прощание. И я приглашаю вас в театр.

– А при чем тут театр? Ведь у нас словесность, а в театре не читают, не пишут, а играют, – заявила Агата.

– Ну вот, приехали, – огорчилась преподавательница. – Вспомним, какие бывают литературные произведения: поэтические, прозаические и...

Все в классе задумались...

– Что же, не помните? И драматические. А драматургия – это то, что пишется для того, чтобы это сыграть в театре. Ведь актеры, представляющие там, не выдумывают сами свои реплики, а учат пьесу. Впрочем, пьесу необязательно только играть в лицах и смотреть – ее можно и прочитать. При чтении для вас это будут сценки, почти как в рассказе или в повести. Только они называются сценами.

– А чем же тогда пьеса отличается от рассказа или повести? – задал вопрос Федот.

– Ну, вот вам пьеса, изданная в книге. Прочитайте ее название и имя автора.

Диана стала читать:

– «Маршак. “Кошкин дом”». А-а, нам эту сказку показывали в школе учителя и старшие ученики!

– Что ты видишь на следующей странице?

– Написано: «Действующие лица». Так: «Кошка. Кот Василий. Котята. Козел. Коза...» Значит, автор сначала перечислил действующих лиц.

– Иногда еще, – уточнила Анна Александровна, рядом с именами действующих лиц автор пьесы указывает их возраст, занятия, а ниже в тексте дает их небольшие характеристики.

– Это для того, чтобы артисты лучше знали, как их играть, – сказала Агаша.

– Вы сегодня хорошо делаете выводы. Но это нужно еще и для того, чтобы читатели пьесы тоже представляли себе ее героев. Почитайте дальше пьесу в книге.

Диана снова прочитала:

– «Ведущий: Ну, слушайте, дети.

Жила-была кошка на свете,

Заморская,

Ангорская.

Жила она не так, как другие кошки...»

– Что это такое?

– Это на сцене появляется ведущий и произносит как бы текст от автора.

– А это и есть текст от автора. Но на сцене от его лица к зрителям обращается ведущий.

– А до слов ведущего тут еще поет хор.

– Да, и это вступление к пьесе. Правда, в этой пьесе-сказке нет разделения на действия и картины.

– Как – на картины? Это же не художник написал, а писатель! – отреагировал неугомонный Федот.

– Я чувствую, что вам очень нужен театральный словарь. Для этого мы, конечно, воспользуемся компьютером, но сначала еще некоторое время посмотрите издание пьесы-сказки «Кошкин дом» немного дальше. – И Анна Александровна раскрыла следующий разворот книги и показала ученикам.

Поднял руку Юлиан:

– Здесь уже идут слова, которые произносят кошка, кот Василий и другие персонажи.

– А как это можно понять?

– Здесь слева от текста, идут их обозначения с двоеточием.

– Вот так и написана вся пьеса. Мы узнаём, кто говорит на сцене, читая обозначения действующих лиц перед их текстом.

– А что написано в тексте тогда, когда на сцене в театре горит костер или слышна музыка? – спросила Агата.

– Так и написано. Но давайте наконец перенесемся в виртуальный театр в паутине нашего волшебного компьютера.

И Анна Александровна включила компьютер, набрав на клавиатуре: «Театр».

Тут же куда-то исчезли стены зрительного зала. Перед ребятами, сидящими теперь в партере, оказалась сцена, закрытая занавесом.

– Вот и настоящий театр! – воскликнул Федот.

Откуда-то заиграла музыка, и занавес стал раскрываться. Сцена осветилась ярким светом, переливающимся совершенно в такт музыке.

– Смотрите, смотрите! – проговорила Диана.

Луч света озарил девушку, у которой также светились платье в вуалях и волосы.

– Здравствуйте, дети! – сказала она. – Я Свет.

– Я знаю! – воскликнула Диана. – Вы из сказки «Синяя птица»!

– И я вас узнал! – отозвался Юлик. – В прошлом году наш класс ходил в театр на этот спектакль.

– Значит, «Синяя птица» – тоже драматическое произведение? – спросила Диана.

– А почему ты сомневаешься, девочка? Пьесу «Синяя птица» сочинил бельгийский писатель Морис Метерлинк. Это он, как волшебник, вызвал на сцену души Огня и Воды, Молока и Сахара...

– И хлеба, – вспомнил Юлик.

– И меня, душу Света. Благодаря пьесе в театре можно попасть в Страну воспоминаний и в замок Ночи. И сделано это только при помощи языка и указаний актерам в театре.

– А что вы сейчас предложите нам? Искать Синюю птицу? – спросил Юлик.

– Человек ищет свою Синюю птицу – птицу счастья – всю жизнь. Это надо делать и в театре, который показывает зрителю жизнь: и реально видимую, и то, что скрывается от него, – волшебную жизнь духов и душ. А вы сейчас – в виртуальном театре, и я просвещу вас о разных театральных премудростях. Ведь в русском языке слова «свет» и «просвещение» – однокоренные.

Тут все вокруг наполнилось вновь радужными переливами света и зазвучала таинственная музыка.

– Я помню эту музыку! Она из спектакля! – продолжал реагировать Юлик.

– Смотрите! – Анна Александровна показала в сторону входа в зал.

И ребята увидели, как через двери торжественно вошли актеры в масках. На плащах у них были видны нашитые буквы.

– Это Театральная азбука! – объявила Душа света.

Актеры-буквы выстроились наконец на сцене, образовав полукруг.

– Начинаю я – буква А, – сказала буква А. – На А начинается немало театральных слов. Кто-нибудь знает, каких? – обратилась она в зал.

– «Актер», «антракт», – стали отвечать ребята.

– «Аплодисменты»! – выкрикнул Федот.

– Правильно. Но драматургу – писателю, который сочиняет пьесу, – важнее всего слово «амплуа». Амплуа – это: комик, злодей, лирический герой, плут, то есть разные персонажи.

И еще очень важное слово – «акт». На акты, или действия, делится, как правило, пьеса.

Действие охватывает обычно короткий промежуток времени, в нем разворачивается законченный эпизод.

Например, в пьесе-сказке Маршака «Двенадцать месяцев» месяцы помогают падчерице собрать в новогоднем лесу подснежники.

– А теперь – буква Б, – позвала Душа света. – И далее по алфавиту.

– Балкон, бельэтаж, билет – это есть в любом театре! И бывает бенефис – пьеса, которую ставят для определенного актера. Иногда пьеса-бенефис даже специально пишется именно под него.

– Я, буква В, представляю слово «водевиль». Водевиль – это небольшая веселая по содержанию пьеса с музыкой.

– Я буква Г. Часто актеры играют в гриме для сходства с героем. А слову «грим» родственно и слово «гримаса» – нужное по действию выражение лица.

– А на меня – букву Д – начинается самое главное слово в театре – «драма».

Драма – это и любая пьеса, которую пишет драматург, и вид пьесы со сложным, серьезным – драматическим – содержанием.

Слово «драма» пришло с родины театра – из Древней Греции и происходит от понятия, означающего «представление».

А еще есть слово «диалог» – это разговор двух действующих лиц.

Дальше и дальше писали ребята в тетрадях то, что они слышали от букв-актеров, и у них получалось:

Единства – драматургические: единство места, времени, образа действия. Существуют, если действие пьесы происходит в одном месте, в короткое время и в ее центре – одно событие.

Жанр. К жанрам драматических произведений относятся драма, трагедия, комедия, трагикомедия, водевиль, скетч.

Занавес. Занавес опускается по указанию в пьесе между действиями. Некоторые сцены могут происходить перед закрытым занавесом (вступление к пьесе, перемещение героев с места на место).

Интрига – главное в сюжете – то, что приковывает внимание зрителей.

Интонация – то, как говорит артист. Это помогает понять, каков его персонаж (например, у Лисы в сказках хитрая интонация).

Комедия – пьеса, где есть смешные сцены и хороший конец. В Древней Греции комедия изображала злободневные стороны жизни, высмеивала современников. Слово «комедия» означает «песнь веселой толпы» – по веселым куплетам хора.

Картина – небольшая часть действия, происходящая в одном месте.

Линия – участие в пьесе того или иного персонажа (линия Ивана-Царевича, линия Бабы-Яги).

Монолог – длинная речь одного актера. елодрама – музыкальная драма, где игра актеров чередуется с пением. В более широком смысле – драма о любви.

Образ – характерные черты персонажа на сцене.

Пролог – вводная часть пьесы, в которой становится ясно, о чем она будет. Когда-то в прологе кратко пересказывалось содержание пьесы.

Ремарка – указание автора на то, что и как изображают актеры на сцене. Обычно в скобках, например: «Говорит громко», «Прячется».

Реплика – фраза действующего лица на сцене. В пьесе она следует с указанием действующего лица, после двоеточия.

Скетч – пьеса с двумя или тремя действующими лицами, обычно на бытовую тему.

Трагедия – серьезная пьеса с печальным концом. В древнегреческом театре трагедия изображала различные мифы или исторические события. Слово «трагедия» означает «козлиная песнь» (по хору сатиров – мифических божков в козлиных шкурах).

Условность сценическая – сжатость действия в связи с тем, что в пьесе показаны отдельные эпизоды жизни героев. Например, о многих событиях лишь кратко сообщается. Также к условностям относятся еда и сон «понарошку».

Фарс – короткая смешная сценка. Слова «фарс» и «фарш» – сходны по происхождению: дело в том, что в средние века фарсами «начинялись» внутри уличные представления на религиозные темы.

Финал – заключительная часть пьесы, где разрешается интрига и действие заканчивается.

Характер. Иногда автор перед пьесой описывает для актеров характеры действующих лиц.

Шумовое оформление – изображение в театре во время спектакля различных звуков: рокота моря, звона трамвая, грома, гула самолета и т.д.

Эксцентрика – подвижные моменты в представлении, требующие особой подготовки: быстрые переодевания, трюки, драки, поединки, погони, спуск сверху богов или ангелов, летательных аппаратов и так далее.

Явление – сцена действия с одними и теми же актерами.

После того как буквы закончили свой рассказ, душа Света вновь вышла на сцене вперед.

– Надеюсь, что нашим юным зрителям теперь яснее некоторые премудрости драматургии и театра.

– А ведь пьесу можно и просто читать, не ставя в театре! – вспомнил слова Анны Александровны Юлик.

– Но возникла драматургия именно для постановки в театре! Так было в Греции, в Индии; в Китае. И чаще всего именно театр помогает вам представить то, что придумал, а может быть, подглядел в жизни автор пьесы.

Драматургия – это чудо живого слова, звучащего на сцене. Только здесь с вами будут говорить герои произведения, только здесь они будут совершать на самом деле поступки, которым вы станете сопереживать.

– Пьеса – это все равно, что жизнь людей, которую мы видим своими глазами, – заметила Агафья.

– Или сказка, а не только жизнь, – поправил Юлик.

– Не просто жизнь людей, но то из жизни, что нам решил показать драматург и поставил на сцене режиссер с помощью актеров, играющих роли. Были времена, когда один человек мог выступать, как автор текста пьесы, ее постановщик и актер. Теперь эти амплуа, кажется, совсем разделились, но спектакль рождается только из единства этих трех ремесел.

Для театра секрет не открою:
С древних лет и до нынешних пор
Пьесу делают полностью трое –
Драматург, режиссер и актер.
Как строителем строится зданье,
Как изделия льет металлург,
Так героям – бумажным созданьям
В пьесе пишет слова драматург.
А на сцену готовую драму
Выпускает затем режиссер:
Ставит всё, как он видит, упрямо,
На решения смелые скор.
Волшебство – это дело актеров.
Мысль и слово они оживят,
И посредством простых разговоров
Удивят, возмутят, восхитят.

– А теперь нам пора прощаться, – добавила душа Света. – Сценическое время вообще небольшое, и, как всякое время чудес, оно кончается. Вот и у нашего небольшого представления с вашим участием наступил финал.

Но у вас, юные зрители, останется о нем память. Закройте глаза и откройте их, досчитав до девяти.

– А почему до девяти? – спросил было Федот.

– Не мешай, закрывай глаза! – сказала ему Агата.

Ребята закрыли глаза, а открыв их, увидели, что сидят в своем классе, компьютер погас, а Анна Александровна держит в руке... синее перышко.

– Вот так да! Это же перо Синей птицы, – поняла Диана.

– Действительно, виртуальный театр закончил представление, – сказала преподавательница. – Но у нас осталось перо, напоминающее о чудесах и поиске счастья, которые несут в себе драматургия и театр, где оживают персонажи книги. Но об этом говорит и вся литература.

– Давайте поместим это перо куда-нибудь на видное место, – предложил Юлик.

– Лучше всего – над волшебным компьютером, – уточнил Федот.

И перо прикрепили на стене над компьютером.

– А я не читал книгу о Синей птице и в театре это не смотрел, – огорчился Федот.

– Что же, пусть эта книга будет среди тех, что вы прочитаете летом.

Запишите в тетради: «Метерлинк. “Синяя птица”».

– Анна Александровна, а получится у меня, если я сам попробую написать пьесу? – вдруг спросил Юлик. – Например, о нашем классе.

– Что же можно написать о твоем классе? – переспросила Агата.

– Так, разное. Кто как себя ведет в школе, об уроке и о перемене...

– Но это ты, наверное, тоже попробуешь в каникулы, – одобрила мысль Юлиана Анна Александровна.

– Интересно получится: «Соловьев входит в класс с сумкой и мобильным телефоном, который тут же звонит.

Ученики: Звонок! Готовься к уроку!»

Все засмеялись.

– Ну вот, у нас тут уже начинающий драматург, – улыбнулась преподавательница. – Итак, вы увидели, что у драматического литературного произведения – свои особые законы, как у одного из трех видов литературных произведений.

– А три – это священное число, – вспомнила Агаша. – В древности считали, что земля стоит на трех китах. Или на трех слонах.

– А литература тоже стоит как будто на трех китах – прозе, поэзии и драматургии. Мы коротко познакомились с тайнами всех этих «китов». Как и со многими другими премудростями мира слова. Недаром ведь и название нашего предмета – «словесность». Кстати, девять – тоже особое число. Древние греки говорили о девяти музах – богинях наук и искусств.

– Анна Александровна, а теперь наши занятия закончились? – задали вопрос ученики.

– Почему же? Конечно, нет! Теперь, когда вы будете учиться уже в средней школе, мы, я надеюсь, займемся более серьезными и сложными темами. Ведь учиться правильно распоряжаться своим языком, а также открывать пространства родной и всемирной литературы нужно всю жизнь. До новых и скорых встреч!