Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Ольга ДОРОШЕНКО,
учитель  начальных классов,
школа № 90,
г. Тольятти

Урок здоровья

Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в школе является охрана здоровья школьников. Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:
– обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
– сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
– научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
– укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.
В начальной школе уроки здоровья создают устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. На этих уроках детям можно предлагать различные игры.

Сюжетно-тематическая игра «Поход»

Обращаясь к классу, учитель говорит о том, что ребята отправляются в поход по родному краю.

В колонне по одному учащиеся направляются в обход по спортивному залу со словами:

Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.

При передвижении выполняются различные виды ходьбы (на носках, на пятках и т.п., положение рук меняется: на пояс, в стороны, вверх и т.п.).

Вот мы и пришли на луг.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда –
Делай раз и делай два.

Учащиеся выполняют движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге.

Учитель. Обратите внимание на бабочек, которые порхают над цветами.

Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.

В поле живут и серые мышки. Чтобы их поймать, нужен кот Котофей.

Игра «Кот Котофей и мыши»

По считалке ребята выбирают «кота». Остальные – «мыши». «Мыши» встают за «котом» в колонну, держа за пояс один другого. «Кот» ведет «мышей» в разных направлениях: прямо, змейкой, по кругу и ведет с ними такой разговор:

– Есть мыши в стогу?

– Есть!

– Боятся кота?

– Нет!

– А я, Котофей, разгоню всех мышей!

«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их. Кого поймает, тот становится «котом», и игра начинается снова.

У. 

Поиграли и пошли дальше.
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше!
Видим – скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгать с пятки на носок.

Учащиеся выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед вверх.

– И вот впереди показалась река.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз:
Это брасс.

Выполняются движения руками, имитирующие плавание способом брасс. Легкое покачивание на носках. Во время выполнения упражнений по плаванию учитель следит за дыханием (вдох – над водой, выдох – в воду).

– Все как один плывем, как дельфин. Но что это? Кто-то тонет! Нужно спасти.

Игра «Спасательный круг»

Дети делятся на две команды. У каждого ученика в руках обруч. По очереди каждый старается набросить обруч на тяжелые мячи. Чья команда быстрее и больше набросит обручей на мяч, получает звание «Юный спасатель».

– Вышли на берег крутой
И отправились домой.

У. В завершение нашего похода предлагаю вам игру «Гуси».

Игра «Гуси!»

Дети выбирают «гусыню-матушку» и «волка». Все остальные – «гуси». «Гусыня» гонит «гусей» в поле, а сама сидит за линией, которая называется «город». Между ней и «гусями» происходит диалог:

– Гуси, домой!

– Почему?

– Волк за горой!

– Что он делает?

– Злодей щиплет гусей.

– Каких?

– И серых, и белых, и в пятнышках... Летите скорей к своей матушке!

«Гуси» бегут в «город», а «волк» перебегает им дорогу и старается кого-нибудь поймать. За линией ловить «гусей» нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».

После возвращения из похода учитель спрашивает детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на своем пути, что им понравилось и подводит итоги путешествия.