Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Елена ИВАНОВА,
учитель начальных классов,
г. Магнитогорск

Весёлая геометрия

Точка

Рано-рано, поутру
Шел цыпленок по двору
Вместе с мамой-квочкой.
Клюнул крошку на песке –
Получилась точка.

Представьте: вы, ребята, –
Дружные цыплята.
Ручка, словно клюв, у нас.
Клюньте по бумаге. Раз!

  •  

На твоем листочке
Появилась точка.

Задание 1

Точке имя подберем,
Буквой точку назовем.

Задание 2

А теперь глядите,
Точку здесь найдите.

Прямая

Два цыпленка – два дружка
В саду ловили червяка.
Клюнул первый – точка раз.
Клюнул и второй сейчас.
И теперь на строчке
Две хороших точки.

Каждый друг к себе слегка
Тянет-тянет червяка.
Червячок теперь, я знаю, –
Будто линия прямая.

Задание

Через точки А и В
Нужно провести тебе
Линию прямую,
Ровную такую.

Параллельные прямые

Веселый паровозик
В дороге не скучал.
По рельсам паровозик
Колесами стучал.
Он знает, что колесико
С рельса не сойдет,
Беды у паровозика
Не произойдет.

Ведь никогда те рельсы
Не пересекутся –
Те линии прямые
Параллельными зовутся.

Задание 1

Будь, юный друг, внимательным,
Сейчас ты не зевай,
И пару обязательно
Параллельных линий называй.

12.gif (3969 bytes)

Задание 2

В мире окружающем
Посмотрим мы кругом
И параллельных линий
Образы найдём.

Луч

Солнышко с небес взглянуло,
Прямые руки протянуло.

Солнышко веселое
Землю осветило
И ребятам в школе
Лучик подарило.

Чтобы никогда ребята
В школе не скучали,
Без скуки геометрию
Дружно изучали.

Надо радость всем дарить –
Лучик солнца разделить.
Мы поставим точки –
Разрежем на кусочки.

На кусочки разрезаем,
Отрезками называем.

 

Задание

Ты определишь, я знаю,
Где отрезок,
луч,
прямая

 

 

 

Ломаная линия

Пришел огромный великан
(Ростом он с подъемный кран).
Он линию прямую взял
И на отрезки поломал.
Вот что нынче приключилось –
Ломаная линия получилась.

Задание

Ты, дружочек, не зевай,
В ней отрезки сосчитай.

 

Замкнутые линии

О ломаных линиях рассказ
Продолжаем мы сейчас.
Сколько звеньев в ней, друзья,
Не могу ответить я.
Вы, ребята, помогайте,
Все отрезки посчитайте.
Пчелка юная летела,
Скушать меда захотела –
Капнула сюда медком,
Капнула туда потом.
Теплый ветерок подул,
Нашу линию замкнул.
Крепче клея сильного
Держит этот мед.
Замкнутую линию
Никто не разорвет.
Вы, ребята, поспешите
И фигуру в ней найдите.

 

 

Треугольник

Занимаемся постройкой:
Три угла, вершины три.
Треугольник дружит с тройкой,
И сторон в нем тоже три.

Квадрат

Я квадрат,
Встрече рад.
Ну-ка, точки,
Стройтесь в ряд!

Четыре вершины
В квадрате у нас.
Четыре отрезка
Построим сейчас.

Но только отрезки
Все равной длины.
Четыре угла –
Все прямые они.

Прямоугольник

Сколько сторон, посчитайте, ребята.
А вершин? А углов?
Все как у квадрата.
Может быть, это тоже квадрат?
Заметил отличие кто из ребят?
Конечно, ведь стороны все не равны.
Стороны эти разной длины.

Равны только те, что напротив лежат.
Про стороны эти так говорят:
«Та, что побольше, зовется длиной,
Ту же, что меньше, зовут шириной».
Как эту фигуру зовут,
Кто же знает?
Прямоугольником ее называют.

Кривая линия

Однажды жил на свете
Один веселый гном.
Он по линейке, дети,
Себе построил дом.

Прямые в доме стены,
Прямые окна в нем,
Прямые вышли двери,
Прямой забор притом.

Пришла колдунья злая,
Кривулею зовут.
Дом заколдовала,
Все стало криво тут.

Кривые стали стены,
Кривые окна в нем,
Кривые вышли двери,
Кривой забор притом.

Границы фигур

Было это раньше, встарь.
Жил да был однажды царь.
И сидел тот царь на троне
В золотой большой короне.
Однажды беда на царя напала –
Его золотая корона пропала.
– В государство мое забрался вор!
Построить вокруг государства забор!
А ворота замкнуть на крепкий запор,
Чтоб даже мышь не могла пробиться!
Так появились у царства границы.

Задание

Подумай, не надо здесь торопиться.
Ответь, что же такое граница?
Линия!
Правильно отвечаешь.
Какая же линия?
Ты это знаешь.
Правильно. Замкнутая.
Молодцы.
Замкнул царь у линии этой концы.
А теперь вы посмотрите,
Правильно определите:
Что находится внутри?
Что находится на границе?
Что находится за пределами границы?

Окружность

На рисунке круг найдем
И границу обведем.

Концы этой линии
Замкнулись друг с другом.
Появилась окружность –
Граница круга.

Циркуль наш – артист балета.
Он исполнит танец этот:
Носочек острый протянул
И в листок его воткнул.
Стал он танец исполнять,
Вторую ножку выставлять.
Карандашный башмачок
Он поставил на листок,
Стал вокруг себя кружиться,
Круга чтоб замкнуть границу.
Пока линию не замкнет,
Башмачок не оторвет.

Вот окружность.
В центре – дом.
Улитка проживает в нем.
Отважная улитка
На месте не сидит:
Все время путешествует,
По сторонам глядит.
Вчера улитка – вот дела –
К границе круга приползла.
Сегодня снова не заснуть:
Проделала все тот же путь.
И завтра только день придет,
К границе круга поползет.
«Как удивительно все мне –
Путь тот же самый по длине.
Мне надо намотать на ус:
Мой путь от дома – радиус!»

Жили – были два царя.
Спорили они не зря:
Не могли решить никак
Царь Горох и царь Потап,
У кого же больше царство,
Чье же больше государство.
Ничего нет проще –
Измеряйте площадь,
Что внутри и до границы, –
Сказала мудрая синица.
Пришлось затылки почесать:
Чем же будем измерять?
– Меркой буду я – синица.
И будет больше площадь там,
Где больше мерок поместится.
Не горюйте, два царя,
Улетаю я не зря.
Расскажу я вам секрет,
Он избавит вас от бед.
Можно будет проще
Вам измерить площадь.
Был Потап очень рад –
Царство у него квадрат:
Площадь царства измеряй,
Две стороны перемножай.
Прямоугольник – не беда!
Решение найдем всегда
И площадь у Гороха
Найдем мы без подвоха.
Ведь знали даже в старину:
Длину умножь на ширину.