Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Галина ДЖУРАБАЕВА,
учитель школы № 6,
г. Реутов,
Московская обл.

Поздравление с 8 Марта

Проект по технологии

В начале февраля, как это обычно и бывает, ученики задумались о поздравлении к празднику 8 Марта. В нашем классе есть традиция – проводить большие праздники, приглашать родителей, и мы всегда делали большую – на лист ватмана – коллективную открытку с поздравлениями.
В 1-м классе это была большая ваза с розами, выполненная в технике «Обрывная аппликация».
Во 2-м классе – большая корзина объемных цветов. В 3-м классе наши цветы были выполнены вышивкой на картоне. В 4-м классе мы как раз в это время приступили к работе по разделу «Вязание» книги «Ручное творчество» (авт. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э.).

I. На первом занятии (каждое занятие – сдвоенный урок) мы просмотрели материал этого раздела и обнаружили, что можно коллективно выполнить панно из связанных крючком цепочек (с. 44–45). Обсудили, что для этого необходимо: во-первых, научиться вязать цепочку и, во-вторых, придумать сюжет для большой открытки.
Знакомство с вязанием мы начали с истории этого ремесла. В учебнике (с. 40) ребята прочитали о том, когда это умение пришло в нашу жизнь, где были найдены самые древние вязаные изделия. В нашем классе из 28 человек 17 мальчиков, и они с восторгом узнали, что самыми искусными вязальщиками были арабы-мужчины. На иллюстрации дети увидели разнообразные виды пряжи. В классе мы обратили внимание на тех учеников, чья одежда была связана, выяснили, чьи мамы и бабушки вяжут, что именно они вяжут.
Потом ребята получили задание рассмотреть разную пряжу, имеющуюся дома, и принести в класс изделия домашних мастериц – шапочки, варежки, шарфики, платки.
На этом же занятии мы рассматривали разные вязальные крючки (с. 41).

Учитель. Что объединяет эти инструменты?

Дети. Они похожи тем, что у всех на конце крючок.

У. Чем различаются эти инструменты?

Д. Они различаются размером ручки и крючка.

У. Почему крючок бывает разного размера?

Д. Для более тонкой пряжи нужен маленький крючок.

У. Как вы думаете, из каких материалов могли делать крючки древние люди?

Д. Из того, что можно было взять в природе, – из дерева.

У. А еще из чего? Каким свойством должен обладать крючок?

Д. Он должен быть из твердого материала, не сгибаться.

У. Что еще можно было взять из окружающей природы? Для еды люди использовали мясо животных, а что делали из костей?

Д. Крючки.

У. Давайте рассмотрим современные крючки. Из каких они материалов? Что вы можете сказать, глядя на рисунки?

Д. Третий крючок, наверное, из дерева. На ручке резьба. А рядом с ним, наверное, из кости. Там процарапан рисунок.

У. Да, скорее всего, так. Для изготовления крючков используют клыки моржей, бивни слонов. А остальные крючки из каких материалов?

Д. Верх второго крючка и последний крючок, наверное, из железа. Остальные – из пластмассы.

У. Откуда вы знаете?

Д. Видели дома. Мамы и бабушки вяжут такими крючками.

У. Какие другие значения слова крючок вы знаете?

Д. Застежка на одежде. На крючок закрывают дверь. Крючок есть на удочке.

У. Теперь мы будем учиться вязать. Дома подберите крючок и к нему соответствующую пряжу.

II. На следующем занятии (через неделю) мы рассмотрели крючки, которые принесли дети, и обсудили, правильно ли они подобрали пряжу. Дети принесли также изделия, связанные крючком и на спицах. Настя М. принесла шапочку, шарфик, носки, связанные спицами, Катя Б. – пуховой платок, Саша Г. – свитер. Денис Р. показал всем шапочку, связанную бабушкой, когда он был маленьким.
Попробовали набирать цепочку воздушных петель. Конечно, нашлись умельцы, ранее державшие крючок в руках. Аня Х. вязала вместе с бабушкой, Саша Г. научился азам вязания в летнем лагере, Лизу Б. вязать научила мама. И эти дети не только сами связали длинную цепочку, но и помогали соседям по парте освоить приемы вязания. Мои неугомонные мальчики даже притихли, стараясь, чтобы петельный ряд был ровным, а петли – примерно одинакового размера. Саша Г. так увлекся, что связал цепочку длиной 4 м.
Решили, что дома надо еще потренироваться в вязании цепочки.
На этом же занятии подробно анализировали способ выполнения картинок на с. 44–45 (фото из учебника).
Дома дети должны были подумать о сюжете для большой поздравительной открытки. Но сначала надо попробовать соединять цепочки в композицию. Ребята предложили выполнить маленькое индивидуальное изделие. Решили, что таким изделием может быть брошь. Выполнить ее можно в виде цветка, красивого орнамента, фрукта, забавной рожицы. Как будет выглядеть брошка, каждый придумает дома и подберет соответствующую пряжу.

III. На третьем занятии рассматривали, какие нитки принесли дети. Они рассказали о своих замыслах по изготовлению брошки.

Учитель. С чего начнем работу?

Дети. Наметим размеры, нарисуем на бумаге контуры.

У. Какой должна быть наша брошка по размеру?

Д. Не очень большой, ведь она прикрепляется к одежде.

У. Какими должны быть детали брошки – мелкими или крупными?

Д. Крупными, так как надо будет приклеивать цепочки, а мелкие детали из ниток прикреплять неудобно.

У. Как зависит величина детали от толщины пряжи?

Д. Чем толще пряжа, тем крупнее должна быть деталь.

У. Как будем прикреплять цепочки к бумажной основе?

Д. Намажем бумагу клеем ПВА и приклеим цепочки.

У. Нужно ли примерять деталь к основе?

Д. Да, нужно, так как если отрезать хвостик цепочки, она может распуститься.

У. Какую пряжу мы будем использовать, для того чтобы брошка была яркой?

Д. Пряжу контрастных цветов.

У. Где можно использовать наши брошки?

Д. Прикрепить к одежде, украсить шторы.

У. Как будем прикреплять брошку к одежде?

Д. С помощью булавки.

Следующим этапом занятия является вязание воздушных цепочек и прикрепление их к бумаге.
Завершающий этап – «парад» работ. Каждый ряд выходит к доске с демонстрацией изделий. Дети совместно с учителем анализируют работы, отмечают их положительные качества или недочеты. Обычно этот этап проходит оживленно, увлекательно. Дети всегда с удовольствием говорят о своих работах, отмечая все достоинства и недостатки, еще раз критически оценивают свое творчество.
В самом конце занятия мы обсуждали сюжет для поздравительной открытки и решили, что это будет ваза с цветами.

IV. Четвертое занятие по нашему проекту – это непосредственное изготовление коллективной открытки к празднику. Но предварительно на уроке изобразительного искусства дети обсудили с учителем изображение на открытке, продумали размер и форму вазы, расположение цветов, их количество, вид. Учительница нарисовала вазу с цветами на половине листа ватмана, а на двух листах того же размера выполнила эскизы этого рисунка.
На занятие дети принесли пряжу примерно одинакового качества, толщины, самых разнообразных оттенков. Вначале я прикрепила на доску цветной рисунок вазы с цветами и эскиз этой вазы на половине листа ватмана с надписью крупными буквами: «Поздравляем с праздником 8 Марта!»

Учитель. Наступил заключительный этап нашей работы. Чему мы научились?

Дети. Мы научились вязать крючком цепочки, подбирать пряжу для крючка, с помощью цепочек создавать рисунки в виде брошек.
– Мы придумали сюжет для поздравительной открытки.

У. Как мы будем сегодня работать? Перед вами рисунок и эскиз вазы. Точно такой же эскиз я разрезала на детали. Каждый из вас выберет одну из деталей и наклеит на нее цепочки нужного цвета. Затем мы соберем отдельные фрагменты в общую картину.

Ученик 1. Я буду делать фрагмент цветка. Я быстро вяжу, и у меня есть нитки подходящего цвета.

Ученик 2. А я хочу вывязывать стебли, листья.

Каждый ребенок получил небольшой фрагмент открытки. Кому-то досталась часть вазы, кому-то  – стебли и листья.

У. Давайте вспомним, как выгладывать цепочки на фрагменте.

Д. Сначала по контуру, а затем – внутрь по спирали.

На доске я изобразила мелом вазу, цветки, стебель, листья. Дети цветными мелками показали, как они будут располагать цепочки.

У. При работе не забывайте, что крючок – острый инструмент.

По мере выполнения работы каждый приклеивал свой фрагмент на эскиз, вывешенный на доске. Затем вывязали и приклеили буквы поздравления.
В результате получилась коллективная работа. После ее окончания дети долго любовались творением своих рук.

У. Итак, что нового мы узнали и чему научились за время работы над проектом?

Д. Узнали, когда возникло это замечательное умение – вязание, что для вязания существуют специальные инструменты, разные виды пряжи. Сами научились вязать крючком цепочки, узнали, что с их помощью можно «рисовать» целые картины, и создали картину в виде поздравительной открытки.

У. Существует такая пословица: «Привычка трудиться в жизни пригодится». Как вы думаете, подходит ли она для нашей работы над проектом?

Д. Мы научились держать крючок, делать петли. Если еще поработать, то можно научиться вязать крючком вещи для себя и своих близких. Это умение пригодится в жизни.

У. А какое еще умение мы развивали в процессе выполнения коллективной работы?

Д. Мы работали вместе, согласованно, каждый выполнял часть общей работы.

У. Да, ребята, это очень важное умение – работать в коллективе. Оно не раз пригодится вам в жизни.

На празднике, который проходил накануне Международного женского дня, ребята были довольны – родители с интересом рассматривали результаты их творчества.