Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА – ДАЫДОВА

А.Б.ВОРОНЦОВ,
г. Москва

Что такое КОД?

Информационная среда контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Почти 20 лет в начальной школе ведется разговор о том, что необходимо изменить систему оценивания, отказать от отметок как формы оценки деятельности младших школьников. Министерство образования РФ по этому поводу за это время выпустило пять методических писем, написано немало книг и статей. Однако большая часть начальных школ России продолжают использовать привычную пятибалльную систему оценивания, которая была введена еще в советское время в 1944 году. Возникает закономерный вопрос: почему учителя никак не могут отказаться от традиционной отметки (Закон «Об образовании» п. 3 ст. 15 позволяет это сделать)? С нашей точки зрения одна из причин такого положения дел – в том, что другие системы оценивания более трудозатратны для учителя, менее понятны детям и их родителям, что и сдерживает учителей начальной школы от перехода на безотметочную систему оценивания.
Чтобы разрешить эту проблему, Открытый институт «Развивающее образование» при поддержке Национального фонда подготовки кадров для всех учителей развивающего обучения (и не только для них) к 50-летию образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова сделал подарок – выпустил программный комплекс КОД, который призван помочь всем субъектам образовательного процесса осуществлять контрольно-оценочные действия своих видов деятельности.
Вашему вниманию предлагается описание возможностей данного продукта в деятельности современной школы.

Что такое КОД?

КОД есть программный комплекс (ПК) по организации контрольно-оценочной деятельности всеми субъектами образовательного процесса (ОП) в конкретной школе. В отличие от локальных версиях на СD-дисках, данный ПК размещается в Интернете, что позволяет всем участникам ОП работать с ним в любом месте и в любое время, не устанавливая программный продукт на каждый персональный компьютер.

В настоящее время инновационные подходы к контрольно-оценочной деятельности в школе (в частности, безотметочная система оценивания), организация мониторинга качества образовательного процесса и результатов обучения забирают у школы (учителей, администрации, учащихся и их родителей), прежде всего, большое количество времени, требуют развернутой работы по многим параметрам, которые каждым учителем, как правило, задаются произвольно, полученные результаты в ходе такой деятельности, как правило, несопоставимы. Предлагаемый ПК ставит своей задачей сделать попытку решить указанные выше проблемы.

Созданный продукт нацелен на выполнение трех основных функций:

Деятельность

Цель: минимизировать затраты времени учителя и администрации школы на педагогическую деятельность (разработку рабочих учебных программ, календарно-тематическое планирование, организацию контрольно-оценочных действий педагога и учащихся) с одновременным повышением ее эффективности.

Средство: электронный «Конструктор», позволяющий администрации, учителю, школьникам и их родителям легко и удобно организовывать свои виды деятельности, в том числе и контрольно-оценочную, с учетом использования многих параметров оценки успеваемости одновременно.

Коммуникация

Цель: способствовать установлению рабочих контактов между учителями, учащимися, обмену опытом и творческими наработками, проведению сетевых исследований; создать сетевую электронную библиотеку учебно-методических материалов.

Средство: коммуникационная среда, основанная на возможностях Интернета, поддерживающая мгновенные сообщения, почту и общий доступ к документам.

Анализ и прогнозирование

Цель: перевести контрольно-оценочную деятельность школы на качественно новый уровень: от учета – к анализу и прогнозированию.

Средство: система поддержки принятия решений, которая систематизирует результаты учебного процесса и строит совокупные показатели качества обучения.

В результате его использования в школьной практике должно произойти следующее:

  • переход на электронные формы планирования, проведения и анализа педагогической деятельности учителями школы, образование сообщества педагогов;

  • формирование единой информационной среды образовательного процесса;

  • изменения в образовательном процессе – он должен стать прежде всего открытым для учащихся и их родителей;

  • переход от внутришкольного контроля к самомониторингу своих видов деятельности всеми субъектами образовательного процесса.

Таким образом, КОД нацелен на переход от контроля и оценки результатов обучения к контролю и оценке индивидуального прогресса школьников в его динамике от 1-го к 11-му классу в рамках мониторинга качества образования. Это достигается за счет электронной системы использования накопительной системы оценивания знаний школьников с использованием технологии портфолио.

Как устроен КОД?

В ПК четыре категории пользователя: менеджер образовательного процесса, учитель, учащийся и администратор сети.

Персональная страница «Менеджер ОП» – страница в сети, доступная только менеджеру образовательного процесса. На ней отображается сборная информация, поступающая от «подотчетных» учителей, с нее можно рассылать информацию по их портфелям, осуществлять управление образовательным процессом, отслеживать результаты обучения учащихся. С данной персональной страницы заводят страницы для всех остальных участников образовательного процесса.

Персональная страница «Учитель» представляет собой систему хранения и организации информации, обслуживающей учебный процесс с точки зрения учителя. У каждого учителя есть своя страница – автономная программа, способная работать как во взаимодействии с сервером, так и без него, в последнем случае теряя ряд функций, в первую очередь в сфере коммуникации с другими участниками образовательного процесса. С помощью данных на этой странице учитель может создавать свою рабочую программу по учебному предмету, вести электронный классный журнал, управлять учебным процессом в классе, проводить анализ своей педагогической деятельности.

К персональной странице «Ученик» имеют доступ только ученик и его родители. На ней отображаются индивидуальная образовательная программа, результаты обучения, домашние задания, особые мнения педагогов, сводка по итогам обучения за год.

Персональная страница «Администратор проекта» осуществляет взаимодействие между образовательными учреждениями (ОУ), подключившимися к проекту, обеспечивает доступ ОУ к программному комплексу, проводит консультативную работу с участниками сети, информирует о новых возможностях продукта.

Что может учитель в КОДе?

В автономном режиме все действия учителя подразделяются на две большие группы: внести информацию с использованием окон «Личные сведения», «Конструктор учителя», «Доска достижений и презентаций»; извлечь информацию с использованием окон «Рабочая программа учителя», «Электронный классный журнал», «Мои ресурсы», «Документы и материалы»

Еще один класс действий – коммуникация с другими участниками работы системы с использованием таких окон, как «Личные сообщения», «Массовая рассылка», «Детские работы и сообщения».

В процессе эксплуатации данной страницы всю информацию пользователя можно редактировать. Укажем только содержательные функции работы учителя:

  • внести критерии (параметры), уровни для оценки действий учащихся: название, принципы использования, ссылки на предметы, для которых критерии актуальны;

  • создать рабочую учебную программу: название, краткое описание, годы обучения, для которых преподается, по годам: цели и задачи обучения, планируемые результаты; ссылки на нормативы, учебно-методическое обеспечение (медиаобъекты) и классы, в которых преподается; количество уроков в неделю; календарно-тематический план.

При наличии предмета, класса и критериев оценки создается классный журнал. Возможны следующие действия:

1) внести содержание изученного материала на занятии. Указать предмет и класс, сослаться на номер урока в календарном плане и расписание, уточнить форму занятия и содержание изученного материала, дать задание детям, в случае необходимости внести комментарии;

2) создать работу, по результатам которой будет оцениваться успеваемость учеников. Указать предмет и класс, сослаться на номер урока в календарном плане и расписание, дать название и краткое описание работы, уточнить форму и содержание работы. Внести результаты по каждому критерию и каждому ученику класса;

3) внести самостоятельную работу учащихся. Указать предмет и класс, сослаться на занятие, на котором было выдано это задание, указать время предъявления, дать название и краткое описание работы, уточнить форму и содержание, выставить содержательную оценку, внести комментарии и сослаться на файл, содержащий работу;

4) внести особое мнение о работе учащегося или краткую характеристику результатов обучения. Выбрать ученика и дату, внести заголовок и содержание мнения;

5) создать исследование. Задать название и временной интервал выполнения исследования. Указать вид деятельности, название продукта, аннотацию и комментарии;

6) внести комментарий к объекту. Все «стандартные» объекты предоставляют такую возможность. Можно вносить сколько угодно комментариев «в одну точку» – они будут отображаться в хронологическом порядке.

Возможно также просмотреть информацию в ходе эксплуатации страницы:

1) просмотреть календарь с событиями. Выводится календарь в виде ежедневника, где фигурируют все события, имеющие привязку по времени, особенно календарно-тематический план, расписание занятий, задания детям и т.п.;

2) просмотреть классы и учеников. Выводится вся информация по классу или ученику, ранее расставленные ссылки, например, на предметы, которые составляют программу класса, работы ученика или его средние результаты. Сюда же попадает портфолио ученика, которое можно экспортировать в отдельный текстовый файл;

3) просмотреть критерии. Видны критерии, предметы, к которым они относятся, результаты учеников по этому критерию;

4) просмотреть медиаобъекты. Опять же, все то же самое, но только со ссылками на «точки» использования этих объектов;

5) просмотреть документы каталогом с возможными сортировками. Чем менее специализирован документ (большую область регламентирует), тем выше он в списке;

6) просмотреть исследования;

7) просмотреть списком все объекты, ссылающиеся на данный.

Что может менеджер образовательного процесса (завуч) в КОДе?

Возможные действия менеджера ОП распадаются на три большие группы: внесение документа в систему, запрос информации, коммуникация с участниками работы системы. Страницу менеджера можно назвать пультом управления образовательного процесса в школе. Завуч видит всю содержательную работу всех педагогов, может в любой момент познакомиться с работой как учителя, так и ребенка, собирать необходимую информацию о количественных и качественных характеристиках образовательного процесса, создавать общий анализ деятельности школы, вести общение со всеми педагогами, учащимися и родителями, размещать документы и методические материалы для педагогов.

Зачем КОД ребенку и его родителям?

Персональная страница ученика автоматически создается со страницы «Менеджер ОП». На каждого ученика класса заводятся логин и пароль, которые сообщаются классному руководителю и учащимся класса. После этого ученик или его родители имеют возможность зайти на эту страницу и просмотреть ее содержание.

Страница ученика организована следующим образом:

  • Личные сведения ученика (информация о себе заполняется самим учеником).

  • Моя индивидуальная образовательная программа (ИОП).

  • Электронный дневник.

  • Способы коммуникации (личные сообщения, массовая рассылка).

С помощью этой страницы школьник и его родители могут:

  • вносить в ИОП задания для самостоятельной работы учащихся (задания для самоконтроля и творческие задания) со страницы учителя;

  • размещать на своей странице творческие работы;

  • ознакомиться с учебно-методическими материалами и медиаобъектами;

  • описать внеурочные и внешкольные занятия;

  • работать с электронным дневником, который заполняется со страницы учителя;

  • фиксировать результаты учебной деятельности учащегося;

  • вносить события;

  • размещать на доске достижений и презентаций свои работы, оценивать и комментировать другие работы.

Они также могут запрашивать следующую информацию:

  • просмотр материалов выбранного учебного предмета;

  • просмотр сводной информации по результатам изучения учебного предмета;

  • просмотр сводной информации по результатам обучения за определенный промежуток времени (количественная и качественная характеристики).

Можно осуществлять коммуникацию такого рода:

  • чтение поступивших писем;

  • комментарий выбранного объекта своей страницы;

  • направление письма учителю или группе учителей;

  • направление учителю детских работ.

Продолжение следует