Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2008

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Елена ГУЦОЛ,
учитель школы № 1903, г. Москва

Если кому-то нужна помощь...

Фото В. Алексеева

В III четверти 1-го класса на уроках труда мы стали учиться пришивать пуговицы. Наши мамочки, как всегда, собрали детям к уроку самые толстые нитки и иголки с самыми маленькими ушками. После объяснения хода работы и наглядной демонстрации материала дети приступили к выполнению работы. И тут началось:

– Помогите вдеть нитку в иголку!
– Помогите завязать узелок!

Когда я поняла, что меня на всех не хватит, предложила обращаться за помощью к одноклассникам. Те с радостью стали помогать. И теперь это вошло в систему.

Статья опубликована при поддержке компании "Ньюпол Бай". Купить линолеум в Минске, а также ламинат, паркетная доска, пробковый пол, ковролин, декоративный камень и другие товары. Гарантия качества, доступные цены, опт и розница, товары от лучших производителей. Узнать подробнее о компании, посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://newpol.by.

Однажды мальчик проболел, не знал, как правильно выполнить задание, и обратился за советом к ребятам. А потом вдруг подходит ко мне:

– Помогите, пожалуйста, выполнить задание.
– У тебя же двадцать три одноклассника.
– Я их просил, никто не помог.
– Как – никто? А кого конкретно ты просил?

Он перечислил. Сама помогать не стала, попросила девочку, и она с радостью объяснила этапы выполнения работы, после чего ученик с легкостью справился с заданием.

Вы не думайте, что я ленивая и не хочу объяснять: просто, уча, мы сами учимся, и пока один ребенок рассказывает другому, как выполнить домашнее задание или сделать какую-нибудь поделку по труду или еще что-нибудь, он лучше усваивает материал. Именно поэтому я и отправляю детей за помощью к одноклассникам.

Сразу хочу пояснить: дети не делают работу за кого-то – они, подобно учителю на уроке, просто объясняют, как ее выполнить.

На следующий день я решила прояснить историю с отказом в помощи (на следующий – так как дело было уже после уроков, и многие разошлись по домам).

Начала первый урок, уже не помню какой, с притчи:

Шли лошадь и осел с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осел устал, кряхтит, еле дышит.
– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза!
Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился:
– Мне уже невмоготу! Помоги!
Но лошадь только ушами прядет. Дорога пошла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет,
и в третий раз просит лошадь:
– Помоги!
– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел еще десяток шагов и упал.
– Вставай, вставай, милый! – умолял хозяин, но осел не смог подняться.

Стали с детьми обсуждать эту притчу, разговаривать о взаимовыручке и постепенно дошли до вчерашнего отказа в помощи. На фоне обсуждаемой темы ребятам стало стыдно: ведь только что они говорили, как это плохо – никому не помогать. После урока они подошли к мальчику и сами предложили ему помощь.

Подводя итог в разговоре о том, что надо быть добрыми и отзывчивыми, я обратилась и
к тем, кто стесняется просить помощи и ждет, когда кто-нибудь сам заметит его мучения:

Однажды один из односельчан в разговоре с мудрецом Хинг Ши посетовал на то, что окружающие его близкие люди по природе своей слишком черствые и настолько бесчувственные, что не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить.
Позже, когда они говорили уже о чем-то другом, Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ. Тогда Хинг Ши сильнее надавил на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания. Спустя какое-то время Хинг Ши все еще продолжал давить на ногу собеседника, и тот наконец, не выдержав, возмущенно спросил:
– Учитель, почему ты стоишь на моей ноге? Мне же больно!
– Извини, – сказал, спешно убирая ногу, мудрец, – я не знал, что это тебя беспокоит, – ведь ты молчал.

Вообще в нашем классе все ученики очень добрые и отзывчивые. Если они видят, что кому-то нужна помощь, но человек не просит, а пытается сделать сам, они подойдут и предложат помочь, и им неважно, их это одноклассник или просто учащийся нашей школы.