Елена ГУЦОЛ,
учитель школы № 1903, г. Москва
Если кому-то нужна помощь...
В III четверти 1-го класса на уроках труда мы
стали учиться пришивать пуговицы. Наши мамочки,
как всегда, собрали детям к уроку самые толстые
нитки и иголки с самыми маленькими ушками. После
объяснения хода работы и наглядной демонстрации
материала дети приступили к выполнению работы. И
тут началось:
– Помогите вдеть нитку в иголку!
– Помогите завязать узелок!
Когда я поняла, что меня на всех не хватит,
предложила обращаться за помощью к
одноклассникам. Те с радостью стали помогать. И
теперь это вошло в систему.
Статья опубликована при поддержке компании "Ньюпол Бай". Купить линолеум в Минске, а также ламинат, паркетная доска, пробковый пол, ковролин, декоративный камень и другие товары. Гарантия качества, доступные цены, опт и розница, товары от лучших производителей. Узнать подробнее о компании, посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://newpol.by.
Однажды мальчик проболел, не знал, как
правильно выполнить задание, и обратился за
советом к ребятам. А потом вдруг подходит ко мне:
– Помогите, пожалуйста, выполнить задание.
– У тебя же двадцать три одноклассника.
– Я их просил, никто не помог.
– Как – никто? А кого конкретно ты просил?
Он перечислил. Сама помогать не стала,
попросила девочку, и она с радостью объяснила
этапы выполнения работы, после чего ученик с
легкостью справился с заданием.
Вы не думайте, что я ленивая и не хочу объяснять:
просто, уча, мы сами учимся, и пока один ребенок
рассказывает другому, как выполнить домашнее
задание или сделать какую-нибудь поделку по
труду или еще что-нибудь, он лучше усваивает
материал. Именно поэтому я и отправляю детей за
помощью к одноклассникам.
Сразу хочу пояснить: дети не делают работу за
кого-то – они, подобно учителю на уроке, просто
объясняют, как ее выполнить.
На следующий день я решила прояснить историю с
отказом в помощи (на следующий – так как дело
было уже после уроков, и многие разошлись по
домам).
Начала первый урок, уже не помню какой, с притчи:
Шли лошадь и осел с базара. Так случилось, что
осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала
налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осел
устал, кряхтит, еле дышит.
– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги
мне! Возьми часть груза!
Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел
взмолился:
– Мне уже невмоготу! Помоги!
Но лошадь только ушами прядет. Дорога пошла в
гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет,
и в третий раз просит лошадь:
– Помоги!
– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я
возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть,
буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел еще десяток шагов и упал.
– Вставай, вставай, милый! – умолял хозяин, но
осел не смог подняться.
Стали с детьми обсуждать эту притчу,
разговаривать о взаимовыручке и постепенно
дошли до вчерашнего отказа в помощи. На фоне
обсуждаемой темы ребятам стало стыдно: ведь
только что они говорили, как это плохо – никому
не помогать. После урока они подошли к мальчику и
сами предложили ему помощь.
Подводя итог в разговоре о том, что надо быть
добрыми и отзывчивыми, я обратилась и
к тем, кто стесняется просить помощи и ждет, когда
кто-нибудь сам заметит его мучения:
Однажды один из односельчан в разговоре с
мудрецом Хинг Ши посетовал на то, что окружающие
его близкие люди по природе своей слишком
черствые и настолько бесчувственные, что не
могут понять его проблем и переживаний, а сам он
не решается им об этом говорить.
Позже, когда они говорили уже о чем-то другом,
Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин
запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего
не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ. Тогда
Хинг Ши сильнее надавил на ногу. Мужчина
вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания.
Спустя какое-то время Хинг Ши все еще продолжал
давить на ногу собеседника, и тот наконец, не
выдержав, возмущенно спросил:
– Учитель, почему ты стоишь на моей ноге? Мне
же больно!
– Извини, – сказал, спешно убирая ногу,
мудрец, – я не знал, что это тебя беспокоит, –
ведь ты молчал.
Вообще в нашем классе все ученики очень добрые
и отзывчивые. Если они видят, что кому-то нужна
помощь, но человек не просит, а пытается сделать
сам, они подойдут и предложат помочь, и им
неважно, их это одноклассник или просто учащийся
нашей школы.
|