Любовь МАЛЬНЕВА,
учитель начальных классов,
«Бийский лицей», Алтайский край
Продолжение. См. № 23/2007
Звуковой анализ слова
Диагностические задания
Предлагаем целую серию диагностических работ
для детального и достоверного определения
степени овладения младшими школьниками умениями
звукового анализа. Кроме того, эти задания
позволяют учителю формировать у ребенка
контрольно-оценочную деятельность.
Контроль за качеством усвоения учебного
материала – важный элемент образовательного
процесса. Условия развивающего обучения
позволяют устанавливать контроль не только за
выполнением детьми программных требований,
качеством знаний, умений, но и за самим процессом
их развития. Учителю и ученику гораздо больше
нужны сведения не о самом результате, а о том,
какова степень продвижения ученика к знаниям по
сравнению с прошлыми его результатами с учетом
его индивидуальных способностей и
психологических особенностей. Поэтому
традиционные методы контроля все больше
уступают место диагностике.
Диагностическая работа «на входе»
Цель. Определить уровень
овладения понятием или способом в начале
изучения темы. Результаты фиксируются учителем в
индивидуальной карте ребенка знаками «+» и «–».
Учитель устанавливает, при выполнении какой
операции ребенок делает ошибки, – это позволяет
вовремя провести коррекцию. После окончания
работы учитель вместе с учениками осуществляет
проверку по образцам. Ребенок смотрит на образец,
оценивает свою работу и фиксирует результат на
оценочной линеечке. Количество линеечек
соответствует количеству слов.
Задание 1
Покажи последовательность звуков в
словах. Укажи гласные и согласные звуки.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2
Определи звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Задание 3
Определи мягкие и твердые
согласные звуки в словах.
Задание 4
Раздели слова на слоги.
Задание 5
Выдели ударный слог и поставь ударение в
словах.
Диагностическая работа «на выходе»
Цель. Определить уровень
освоенности способа звукового анализа слов.
Задание
Составь звуковые модели слов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 1
Работа осуществляется в несколько
этапов:
1. Индивидуальное выполнение задания.
2. Коллективное (или в паре) обсуждение и
принятие критериев оценивания. Фиксация
критериев в таблице.
3. Взаимопроверка выполненного задания:
– с опорой на образец, зафиксированный
учителем на доске;
– без опоры на образец.
Самостоятельная работа 2
Цель. Определить уровень
сформированности действия контроля и оценки
звукового анализа слов.
Задание
Авосик и Небосик составили звуковые
модели слов. Проконтролируй правильность
выполнения операций. Оцени результаты.
|
|
1-е слово |
2-е слово |
3-е слово |
1 |
Последовательность звуков |
|
|
|
2 |
Гласные / согласные |
|
|
|
3 |
Звонкие / глухие |
|
|
|
4 |
Твердые / мягкие |
|
|
|
5 |
Точка под гласными звуками |
|
|
|
6 |
Деление на слоги |
|
|
|
7 |
Ударение |
|
|
|
Самостоятельная работа 3
Цели.
1. Выработать общие критерии
(инструмент) контроля и оценки выполнения
задания.
2. Осуществить самоконтроль и
самооценку уровня усвоения звукового анализа
слов.
Задание 1
Составь звуковые модели слов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2
Подумай, что можно оценить в твоей работе. Оцени
сначала ее сам, а затем дай оценить свою работу
товарищу.
Продолжение следует
|