III. Самостоятельная
работа
Учащиеся работают в дополнительной
тетради по письму.
У. Рассмотрите иллюстрацию.
Назовите предметы, которые на ней изображены
(синица, заяц, цапля, скворец). Раскрасьте
цветными карандашами только птиц.
Дети работают самостоятельно.
IV. Письмо слогов и слов с буквой ц
У. Кто изображен на иллюстрации?
Д. Скворец, синица, заяц, цапля.
У. Какую иллюстрацию вы не
раскрасили? Почему?
Д. Не раскрасили зайца, так как это
зверь, а не птица.
У. Букву ц мы уже умеем
писать. Давайте посмотрим, как она соединяется с
другими буквами.
Учитель пишет на доске соединения
букв, а учащиеся читают хором.
На доске:
– Определите, в какой
закономерности написаны сочетания букв?
Д. Буква ц в каждом
сочетании меняет свое место. Она пишется сначала
перед гласной, а потом после гласной.
У. Определите, какое сочетание
будет следующим в этом ряду.
Д. Следующее сочетание – ыц.
У. Запишите данные сочетания в
тетрадь.
Один из учеников комментирует вслух.
– Отгадайте загадки.
На шесте – дворец, / Во дворце – певец. (Скворец.)
Синяя косынка, / Темненькая спинка – /
Маленькая птица. Звать ее... (Синица.)
На одной ноге стоит, / В воду пристально глядит, /
Тычет клювом наугад – / Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Учитель записывает слова-отгадки на
доске, а рядом с названиями птиц вывешивает
иллюстрации.
– Прочитаем слова хором. Какие
птицы улетают в теплые края, а какие остаются у
нас зимовать? Почему?
Д. Улетают цапли и скворцы, так как
они питаются насекомыми, им нечего есть зимой.
Остаются зимовать синицы, так как они питаются
семенами растений, ягодами и т.д.
VI. Самостоятельная работа в группах
Каждая группа получает разрезанные на
части карточки со словами, из которых надо
составить предложения.
Группа 1. лесу, в, Голодно,
синицам.
Группа 2. к, Птицы, летят, людям.
У. Подчеркните в написанных словах букву ц.
|
III. Формулирование темы
и целей урока
У. По каким признакам вы разделили
слова на два столбика? Исходя из этого
сформулируйте тему урока.
Д. «Повторение знаний об именах
существительных и именах прилагательных».
У. Сформулируйте цели урока.
Используйте для этого запись на доске.
На доске:
Сравнить ... и ... , выяснить ... и ... между
ними. |
Д. Цели урока: сравнить
имена существительные и имена прилагательные,
выяснить сходства и различия между ними.
IV. Самостоятельная работа
Учитель дает задание для
самостоятельной работы в группах постоянного
состава.
У. Составьте словосочетания из
слов, прочитанных в начале урока. Определите
склонение существительных.
Задание для 1-й группы: записать
словосочетания во множественном числе.
Задание для 2-й группы:
понравившееся словосочетание изменить по
падежам и записать.
Задание для 3-й группы:
понравившееся прилагательное изменить по родам.
– Подготовьтесь к проверке выполненной
работы по образцу.
Каждая группа получает памятку с
вопросами и образцом ответа.
Памятка
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по числам?
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по падежам?
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по родам?
Какая из этих частей речи имеет разные
типы склонения?
Начни свой ответ так:
1) Имена существительные и имена
прилагательные ... по числам.
2) Существительные и прилагательные ...
по падежам.
3) Прилагательные ... по родам,
существительные – ... .
4) Существительные ... три типа
склонения, а прилагательные ... .
VI. Проверка самостоятельной работы
Вывод 1: существительные и
прилагательные изменяются по числам.
Вывод 2: существительные и
прилагательные изменяются по падежам.
Вывод 3: существительные имеют
постоянный род, а прилагательные изменяются по
родам.
Вывод 4: только существительные
имеют три типа склонения.
В результате этой работы на доске
появляется таблица. (См. приложение.)
У. Составьте словосочетания из
слов, прочитанных в начале урока. Определите
склонение существительных.
Задание для 1-й группы: записать
словосочетания во множественном числе.
Задание для 2-й группы:
понравившееся словосочетание изменить по
падежам и записать.
Задание для 3-й группы:
понравившееся прилагательное изменить по родам.
– Подготовьтесь к проверке выполненной
работы по образцу.
Каждая группа получает памятку с
вопросами и образцом ответа.
Памятка
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по числам?
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по падежам?
Что ты можешь сказать об изменении
существительных и прилагательных по родам?
Какая из этих частей речи имеет разные
типы склонения?
Начни свой ответ так:
1) Имена существительные и имена
прилагательные ... по числам.
2) Существительные и прилагательные ...
по падежам.
3) Прилагательные ... по родам,
существительные – ... .
4) Существительные ... три типа
склонения, а прилагательные ... . |