Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

27.gif (7312 bytes)

Ольга ТАЛЮКИНА,
учитель школы № 214,
г. Екатеринбург

Разговор Учителя с Оппонентом

(Фантазия)

Чего желаешь больше, то не выпадает.
Что выпало – исправь, да поискуснее.

Тереций, римский комедиограф

Оппонент. Такие ужасные морозы... На уроки, наверное, никто не приходил?

Учитель. Наоборот, приходили и были очень рады такой уникальной возможности.

Оппонент. Не понимаю! Только детей морозить! И ради чего? Чтобы учитель дал какое-то задание и забыл про тебя, занимаясь своими делами? Урок-то невозможно провести в полном объеме?! Потеря времени! К тому же официально объявлено: «Можно не ходить!» К чему детей мучить?

Учитель. Да, посещать школу в данной ситуации не обязательно. Но обстоятельства бывают разные... Кому-то не с кем дома ребенка оставить, кто-то живет во дворе школы (подъезд в ста метрах), кого-то на машине привозят и т.п. Да и возможность пообщаться с учителем уникальная!

Оппонент. В чем же уникальность? Расскажите, как вы проводили такие уроки? Может, я зря оставил ребенка дома?

Учитель. Охотно расскажу. Дух таких уроков совершенно иной – напоминает скорее дворянское воспитание прошлых веков, когда дети обучались в домашней атмосфере с помощью гувернеров. Представьте себе группу детей 5–6 человек. Мы организовали «круглый стол» в центре класса, учитель вместе с детьми. Близко. Глаза в глаза. Доверительная атмосфера. Учитель – «один из них», а не где-то за барьером учительского стола.

Надо ли говорить, что дисциплина в такой ситуации близка к идеальной (шалить и отвлекаться не получится, да и не хочется)? Да и «производительность урока» повышается в несколько раз:

  • тратить время на поддержание дисциплины не приходится;

  • каждый ребенок постоянно работает, ему некогда скучать (сравним: урок – 40 минут, учеников – 25 человек – сколько раз за урок я могу обратиться с вопросом к вашему ребенку? А если учеников 5 – 6 человек, сколько раз я могу получить развернутый ответ от каждого?);

  • систематичность оценивания возрастает: каждый ребенок за урок получал по 2–3 отметки (клеточек в журнале не хватает!)

  • качество отметки возрастает. Дети получали только «5» и «4», даже «слабенькие» ученики. Ведь современная система оценивания далека от идеальной, «массовый индивидуальный подход» (!) осуществить учителю на уроке с целым классом не всегда удается. Здесь же ситуация близка к репетиторству. А у репетитора не получают «3» или «2», иначе это не репетитор;

  • образование в данной ситуации однозначно личностно ориентированное, так как работаешь только на повторение материала и ориентируешься только на то, что не знает или недопонимает конкретно этот ученик;

  • идеальный вариант и для взаимообучения (ученик – ученик). А психологическая атмосфера?!

Учитель здесь «может позволить себе быть добрым». Ведь учитель получает удовольствие от таких уроков. Дисциплина! Качество знаний! Производительность труда! Идеальная каллиграфия (ведь глаза-то учителя – рядом с каждым)! Не уроки, а мечта!!! Постоянно улыбаешься, шутишь, а дети улыбаются тебе в ответ.

А после уроков!!! Каждый день чаепитие (в классе-то холодно, хочется горяченького с домашними сладостями). Домашних заданий нет (производительность труда-то двойная!). Свободное время (продленка) разнообразно: беседы, книги, фильмы, фотографии, шахматы, подвижные игры и т.д.

Надо ли говорить, что после таких уроков отношение к школе, к учителю, к обучению у таких детей меняется в лучшую сторону?

А хороший настрой – это уже успех.

Оппонент. Да! Рассказали вы красиво. Самому захотелось. Но ведь не каждый учитель такой!

Учитель. КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ ТАКОЙ!

Оппонент. А если нет?

Учитель. Помогите ему таким стать! В любой профессии человек совершенствуется, поддержка родителей – 50–70 процентов успеха.

Оппонент. У меня своих забот хватает. Да и зачем это мне?

Учитель. Вам это выгодно.

Оппонент. Чем?

Учитель. Вы хотите, чтобы вашего ребенка обучал УЧИТЕЛЬ? Так поддержите его!

Оппонент. Как?

Учитель. Хотите знать, чем помогают мне родители?

Оппонент. Да.

Учитель. 1. Всегда доброжелательное отношение, готовность помочь в любом деле (вымыть окна, напечатать тексты, предоставить машину, купить мебель, отксерокопировать материалы, выписать отметки и т.д.) на благо класса и школы.
2. Высокая посещаемость родительских собраний. Соответственно своевременное реагирование на проблемы, возникающие в коллективе.
3. Частичная или полная подготовка классных мероприятий (Новый год, 23 февраля, 8 марта, Масленица и т.д.).
4. Продумывание культурных походов (музей, театр и т.п.).
5. Проведение тематических занятий (по ИЗО, изготовление поделок из уральских камней и др.)
6. Предоставление иллюстративного материала к урокам (открытки, книги, фотографии и т.д.).
7. Частичное обеспечение методической литературой (книги, подписка) или информирование об интересных новинках.

Перечислять можно долго. Главное – взаимодействие семьи и школы, взаимопонимание и общие усилия!